Конспект НОД в старшей группе на тему «Секреты Мойдодыра»

Цель: создать условия для формирования понятия "Личная гигиена"
Задачи:
познакомить детей с понятием «личная гигиена».
способствовать формированию знания о значении личной гигиены для здоровья людей.
создавать условия для закрепления навыков культуры внешнего вида.
Оборудование:
презентация «Секреты Мойдодыра», предметы личной гигиены: зубные щетки, мыло, мыльница, полотенце, стаканчик для полоскания рта, расческа – на каждого ребенка; массажные мячи на каждого ребенка;
Предварительная работа:
Чтение детям произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Беседа по- прочитанному.
Заучивание отрывков произведения.
Методические приемы: Чтение произведений художественной литературы, демонстрация презентации, практическая деятельность, показ приемов личной гигиены, показ приемов массажа, сюрпризный момент, физкультминутка, дидактическая игра, вопросы к детям.1 часть. Вводная
(Дети сидят на стульчиках)
Я сегодня вас приглашаю в одну чудесную страну. Но сначала мне надо узнать, готовы ли вы к этому путешествию. Послушайте отрывок из сказки:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
- Из какой сказки этот отрывок? (Дети отвечают. Слайд)
- Кто написал эту сказку? (дети отвечают. Слайд- К.И. Чуковский)
- Что случилось в этой сказке?
«Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?» (Дети отвечают. Слайд- иллюстрация из сказки)
- Кто главные герои этой сказки? (Дети отвечают. Слайд- иллюстрации из книги Мойдодыр и Грязнуля)
- Кто вспомнит, как описывает автор Мойдодыра? (Ответы детей)
- Как описывает автор грязнулю? (Ответы детей)
2 часть. Беседа о личной гигиене, о предметах личной гигиены
- А вы у меня не такие? Ребятки, посмотрите, какие вы все у меня опрятные, аккуратные.
Люди говорят: кто опрятен - тот приятен. Почему? (Ответы детей)
- Что вы делаете, чтобы быть опрятными и приятными. (Ответы детей)
- Кто знает, что такое личная гигиена? (Ответы детей)
Личная – от слова лицо, гигиена – от слова чистота. Личная гигиена – это содержание в чистоте лица, рук, тела.
- Скажите, пожалуйста, а чистота тела нужна только для того, чтобы быть опрятным и приятным? (Ответы детей)Чистота тела нужна еще и для здоровья. Ведь если не мыться, не мыть рук, то в организм могут попасть разные микробы, да и тело не дышит. А ведь через кожу мы получаем кислород. Я приглашаю сегодня вас в царство Мойдодыра, где вы сможете познакомиться с правилами личной гигиены, узнать для чего они нужны, и узнать все секреты и тайны Мойдодыра. В стране Мойдодыра вас ждут разные испытания и задания.
- Что нам помогает быть чистыми? (Ответы детей)
- У Мойдодыра есть помощники, которые помогают ему делать людей чистыми и опрятными. Это предметы личной гигиены. Я сейчас вам загадаю о них загадки. Отгадать загадки - это будет ваше первое задание.
1. Неопрятный коготок превратим мы в ноготок,
чистый и опрятный, и на вид приятный. (Ножницы)

2. Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня, и холодною водою
Живо я тебя умою (Кран)

3. Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мягкой пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

4. Ускользает как живое, но не выпущу его я,
Белой пеной пениться, руки мыть не лениться. (Мыло)

5. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла, спинка розовою стала (Губка)

6. Там где губка не осилит,
не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки локти с мылом тру
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)

7. Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою – Что это такое? (Полотенце)

8. Хожу, брожу не по лесам,
А по вихрам и волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волоков и медведей (Расческа)

9. Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос (носовой платок)
(отгадки на слайде)

(дети выполняют задание и получают фишки).
- Ну а теперь вперед в царство Мойдодыра:

Физкультминутка
Рано утром мы проснулись
Потянулись, улыбнулись
Быстро в ванную идем:
Щечки моем, шейку трем
И, потом, почистив зубки,
к Мойдодыру попадем.
(Подводит детей к двери в умывальную комнату.
3 часть. Практическая
-Ну, вот ребята вы и в царстве Мойдодыра. Это умывальная комната, то место где приводят себя в порядок, занимаются личной гигиеной. Посмотрите, что здесь есть? (Ответы детей)
- Правильно – это предметы личной гигиены.
Но если вы попали в царство Мойдодыра, то давайте посмотрим все ли такие опрятные и приятные. Я сейчас проверю ваши ногти. Ну-ка скорей показывайте! (проверяя ногти, читает стихотворение)
О ногтях
Кто ногтей не чистит,
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами.
(Андрей Усачев)

Почему надо стричь ногти? ? (дети отвечают)
Ногтевая грязь очень вредна в ней скапливаются микробы, и на грязные ногти неприятно смотреть. Ногти любят встречаться с маленькими ножницами и не любят, когда их грызут.
- Скажите, дети, что у нас сильнее всего пачкается? (дети отвечают) Правильно руки.
Почему они сильнее всего пачкаются? Они наши главные помощники, им приходиться много работать, и они ничем не прикрыты. Поэтому их следует мыть чаще.
-Когда надо мыть руки? (ответы детей): обязательно перед едой, после прогулки, после туалета и когда они запачкаются.
Не надо бояться мыла: мыльные пузырьки «ловят» вредных микробов, которые проникают в организм человека и приносят ему болезни.

Покажите свои чистенькие зубки. Для чего надо чистить зубки? (Дети отвечают) Конечно, белые зубки – это красиво. Но если не чистить зубы, то на зубах образуется налёт из микробов и остатков пищи. Частички пищи застревают между зубами. Поэтому обязательно надо чистить зубы. А после еды полоскать рот.
- Кто знает, как правильно чистить зубы? (Ответы детей) Зубы надо чистить с углов, с боковых зубов. Сначала изнутри, вверх-вниз. Так чистят стеночки. Затем передние нижние и верхние так же. По верхушкам зубов водим щеткой кругами или петельками..

Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,
Даже самый дальний зуб очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри…
Снизу вверх, сверху вниз, чистить зубы не ленись.
Ну а если ты не будешь,
зубки чистить по утрам,
боль зубную не забудешь,
будешь ныть по вечерам…

Ну а теперь давайте умоемся. Чтобы в глаза не попала мыльная пена, их надо крепко закрывать. Что еще надо помыть? Шею, уши. Эти места всегда выдают грязнуль!
Кто не хочет быть грязнулей
Моет шею, моет уши,
Добела. Добела!
Ты журчи, журчи, водица
Хорошо ты нам помыться,
Помогла, помогла!
А теперь берите полотенца. Вытирать надо сначала лицо, слегка прижимая к себе полотенце, а затем руки.
- У Мойдодыра есть помощница:
Целых 25 зубов
Для кудрей и хохолков
И под этими зубками
Лягут волосы рядками.

Да ребятки, волосам надо также уделять внимание, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным. Волосы мы моем – с чем?(ответы детей)
А теперь возьмите расчески и аккуратно причешитесь. (читает стихотворение)
Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу.
Волос к волоску – коса, каждой девочке краса!
Что мы делаем расческой? Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит: нет вихров – приятный вид!
- Ну что ж, мы узнали все секреты Мойдодыра и нам пора обратно в группу. Но не все фишки получены и не все испытания закончились. (переход в группу)
4 часть. Массаж кистей рук
- Вот сейчас, когда ручки у вас чистые – пречистые на коже открыты все поры. Поры – это маленькие дырочки, через которые кожа дышит, в организм поступает кислород и кровь разносит его по всему организму. Чтобы кровь бежала быстрее мы с вами сделаем массаж рук. Сначала ладошек, а затем рук до локтей. (Дает детям массажные мячики дети по показу повторяют движение)
5 часть. Развивающая игра "Правильно – неправильно."
Я предлагаю вам сыграть в игру «Правильно - неправильно». Если я буду называть хороший поступок, то вы будете поднимать руку. Если поступок плохой, и вы с ним не согласны, то топать ногой. Будьте внимательны.
Ситуации:
- Можно брать грязные руки в рот,
- Можно грызть ногти,
- Надо мыть руки после прогулки,
- Можно не мыть руки после туалета,
- Можно при всех ковырять в носу,
- Не надо принимать вечером душ,
- Можно не причесываться,
- Утром можно не умываться,
- Можно грызть зубами грецкие орехи,
- Надо полоскать зубы после еды,
- Не надо чистить зубы 2 раза в день,
- Посещай зубного врача только когда заболит зуб,
- Можно давать другу расческу,
- Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой,
- Надо есть много конфет.
6 часть. Итоговая
- Садитесь на стульчики. Давайте вспомним все, чему мы научились в царстве Мойдодыра, все правила личной гигиены.
- Расскажите как надо ухаживать за ногтями (дети отвечают) Слайд- Как надо ухаживать за ногтями
- Расскажите, как надо мыть руки? (дети отвечают) Слайд- алгоритм мытья рук
- Когда и сколько раз надо умываться и мыть руки? (дети отвечают) Слайд – Зачем и когда надо мыть руки и умываться
- Как надо чистить зубы? (дети отвечают) Слайд –алгоритм чистки зубов.
- Когда, как и зачем нужно чистить зубы? (дети отвечают) Слайд – Когда надо чистить зубы.
- Когда и для чего надо принимать душ? (дети отвечают) Слайд –когда и для чего принимать душ и ванну.
- Как надо ухаживать за волосами? (дети отвечают) Слайд – как надо ухаживать за волосами
- Как ухаживать за носом? (дети отвечают) Слайд – как надо ухаживать за носом.

Слайд - ребенок протягивает свое полотенце зубную щетку, расческу, носовой платок другому ребенку – знак запрещения.
- Что это за знак? Чем нельзя делиться с другом? Почему – этого нельзя делать? (дети отвечают)

(За каждый правильный ответ дети получают фишки)
7 часть. Заключительная
(Слайд Мойдодыр.)
Вот и закончилось наше путешествие в царство Мойдодыра. Теперь, когда вы прошли все испытания и выполнили все задания, много фишек набрали. Я думаю, что Мойдодыр будет рад подарить вам подарки (Открывает коробочку, сверху лежит письмо) Ой, ребята, здесь не только подарки, но и письмо (читает): Слайд – иллюстрация из книги веселый Мойдодыр с чистым мальчиком.
Письмо ко всем детям по одному очень важному делу”.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети:
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Мойдодыр (Юлий Тувим)
Давайте пообещаем Мойдодыру, что мы всегда будем мыться, будем опрятными и аккуратными и здоровыми (дети хором говорят слова):
Да здравствует мыло душистое.
И полотенце пушистое.
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться.
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане
Всегда и везде
Вечная слава воде! (Корней Чуковский)
- А от себя я хочу добавить: запомнить надо навсегда: залог здоровья – чистота!
Слайд – Запомнить надо навсегда: залог здоровья - чистота

Жду ваших комментариев коллеги)

Беседа на тему: «Гигиена и здоровый образ жизни», проведенная учителем Балаевой Назифой Балайевной в 8-х классах. Беседа проводилась с использованием видеороликов на тему: «Для чего нужно соблюдать правила гигиены?», «Как оставаться здоровым?»

Гигиена человека и следование ее правилам является основой, фундаментом здоровья и всего здорового образа жизни, а также повышенной сопротивляемости человеческого организма разным болезням. Быть здоровым человеком очень важно. Только здоровый, соблюдающий все правила гигиены человека , может познать радость жизни по-настоящему. Одного высокоуважаемого мудреца как-то спросили: "Что может являться, по его мнению, самым ценным и наиболее важным для человека в его жизни: слава или богатство?" Подумав, мудрец на этот вопрос ответил: "Ни то, ни другое не делают счастливым еще. Здоровый нищий человек намного счастливее больного короля".

Одной из наиболее древнейших отраслей является народная гигиена человека, которая в процессе своего развития заложила прочную основу знаний для развития гигиены с научной точки зрения. Для наглядного примера можно упомянуть о различных литературных памятниках Древней Индии, в них содержится множество сведений о воздействии климата и времени года на здоровье человека, о правильном питании и гигиене тела человека. Тибетская народная медицина акцентировала внимание на влияние воздуха, его чистоты, и солнечных лучей на здоровье человека; правильному умеренному питанию и хорошему здоровому сну огромное внимание уделяла китайская народная гигиена. Гигиена сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую древность. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных заболеваний и т.д.

Возникновение и развитие гигиены диктовалось потребностями общества, явилось результатом гуманного отношения ученых к здоровью и благополучию людей. История средних веков оказалась историей огромных эпидемий страшных болезней: чума, черная оспа, сифилис и др., приведших к гибели многие миллионы людей, к вымиранию населения целых областей. Как же боролись с этими болезнями? Врачи тщетно искали “жизненный эликсир” как универсальное средство от всех болезней, а простым людям оставалось только надеяться на Бога. И все это происходило на фоне отсутствия даже следов санитарной культуры и каких-либо санитарно-технических сооружений. Достаточно сказать, что в средневековых городах нечистоты выливались прямо на улицу, водоснабжения и канализации не было.

Сначала гигиена была наблюдательной и описательной наукой. Затем в ней стали применяться методы математической статистики. И наконец, она превратилась в экспериментальную науку. Этому способствовало использование гигиеной методов других наук, в первую очередь физики, химии, микробиологии, эпидемиологии, токсикологии, радиологии. Со временем гигиена стала способной не только научно оценивать те или иные условия жизни, действие на организм человека тех или иных факторов, но и вырабатывать и проверять на практике различные рекомендации по совершенствованию условий труда и быта, охране и укреплению здоровья людей. Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции. Гигиена превратилась в развитую науку, состоящую из ряда разделов: социальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, школьная гигиена (гигиена детей и подростков) и др. По своей природе гигиена- наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Оценить характер влияния, степень вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных особенностей его поведения, образа жизни можно лишь при условии хорошего знания особенностей организма.

Очень близки гигиене две другие науки о человеке- анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология- жизнедеятельность организма в целом, а также здоровье и укрепляющие его факторы. Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова “здоровье” прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие каких-либо заболеваний, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура). Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым. Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье- совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного туда на благо общества, создания крепкой дружины семьи, рождения и воспитания детей. Нездоровье, болезнь может проявляться самыми разнообразными способами и столь настоятельно, что человек сразу же начинает жалеть об утраченном здоровье. Наиболее известный и неприятный признак нездоровья - боль. Она может быть тупой, острой, пульсирующей, стреляющей, колющей, давящей, жгущей и т.д. Другой признак нездоровья - плохое самочувствие, слабость, недомогание, мешающие или не дающие возможности полноценно выполнять привычную работу. Еще один признак нездоровья - нарушение деятельности отдельных органов, например, резко учащенное сердцебиение во время работы и одышка в покое, кашель и хрипы в легких, тяжесть в области печени и т.д.

Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствует сохранению и укреплению его здоровья?

Первый фактор , укрепляющий здоровье,- четкий и правильный распорядок дня. Человек должен делать не только то, необходимое, к чему непосредственно побуждают его естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (физические упражнения и т.п.). Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Неспособность человека заставить себя придерживаться определенного и четкого режима дня - признак неорганизованности, слабохарактерности, безволия.

Второй фактор , укрепляющий здоровье, - высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. В процессе развития человеческого общества и возникновения классов появилось и закрепилось противоречие между физическим и умственным трудом. При этом на долю эксплуатируемых выпал наиболее тяжелый изнурительный физический труд, труд не в радость. Возможность не заниматься физическим трудом расценивалась как привилегия. Не случайно русские бояре носили кафтаны с длинными рукавами: этим подчеркивалось их высокое общественное положение, возможность ничего не делать своими руками. Отсюда, кстати, родилось выражение “спустя рукава” т.е. выполнение работы небрежно, без старания, кое-как. Периоды отдыха были весьма кратковременны и случайны: чтобы хоть как-то прокормиться, им приходилось работать практически все время. И в результате в повседневном сознании людей сложилось представление о том, что физическая нагрузка- это плохо, а возможность жить без физических усилий- хорошо. Человек должен усвоить: постоянная посильная физическая нагрузка необходима и очень полезна, она не только не истощает организм, но напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням.

Третий фактор , укрепляющий здоровье,- постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов- свежего воздуха, воды, солнца. Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому активному настроению, высокой работоспособности.

Двигательный режим человека.

Движение - один из факторов здоровья. Недостаточная двигательная активность - существенный фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Величина двигательной активности определяется не только объективными потребностями организма, но и особенностями конституции человека, его характером, привычками и является существенной характеристикой его образа жизни. Движение - не только проявление естественной активности человека, но одновременно и стимул для его организма, для всех происходящих в нем обменных и регуляторных процессов. В отношении к характеру физической нагрузки и к физическим упражнениям довольно отчетливо проявляются психологические особенности мужского и женского пола. Особенностью мальчиков- подростков и юношей является склонность к переоценке своих физических способностей, определенное безрассудство, что порою побуждает их браться за непосильные для них тяжести, чтобы произвести впечатление на окружающих, спрыгивать с большой высоты, демонстрируя “храбрость”. Распространенным недостатком девочек- подростков и девушек является недооценка роли физических упражнений для развития организма и совершенствования жизненно важных двигательных качеств для улучшения внешнего вида. Нередко они недостаточно двигательно-активны и не случайно, что по многим показателям физические возможности девочек 10-12 лет порю оказывается выше, чем девушек 16-17 лет.

Внешность человека очень важна в процессе его взаимоотношений с окружающими, и все это понимают. С помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура, были бы желание и настойчивость в осуществлении цели. Существуют специальные комплексы для лиц мужского и женского пола, которые дают возможность не только укрепить недостаточно развитые части тела, но и убрать лишнее. Занятия по физическому совершенствованию самым благоприятным образом сказываются на психическое состояние человека: этому способствует не только заметное улучшение внешнего вида, а следовательно, и уменьшение оснований для организма, но также и специфическое для физических упражнений улучшения настроения, повышение общего жизненного тонуса, жизнерадостности. Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка- это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпуклая, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благоприятные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны.

Предупреждение инфекционных заболеваний

Хорошо известно, что во внешней среде находится огромное количество микроскопических живых существ. Проникновение чужеродных микроорганизмов в организм человека называется инфекцией, а развивающееся в результате этого заболевание - инфекционным.

При каждом из таких заболеваний в той или иной степени обязательно нарушаются функции различных органов и их систем, ухудшается самочувствие, снижается активность и работоспособность человека. Известны крайне тяжелые, смертельно опасные инфекционные заболевания- чума, холера, сибирская язва, инфекционные заболевания средней тяжести - дифтерия, брюшной тиф, дизентерия, относительно легкие- ветряная оспа, краснуха. Организм отделен от окружающей среды кожей и слизистыми оболочками, которые, играя роль естественных барьеров, препятствуют проникновению во внутреннюю среду посторонних веществ и микробов. Благодаря постоянному выделению жировых веществ она обладает эластичностью, что предотвращает образование трещин и складок. Клетки всех слизистых оболочек вырабатывают иммунные глобулины, которые соединяются с патогенными микроорганизмами и делают их менее устойчивыми по отношению к действию разного рода фагоцитов, которые постоянно мигрируют во внутренней среде организма, в том числе и по направлению к его внешним барьерам. Невосприимчивость организма к возбудителям инфекционных заболеваний - иммунитет определяется наличием во внутренней среде фагоцитов и специфических антител. Наиболее прочным иммунитетом является естественный, развившийся в результате перенесенного инфекционного заболевания; менее прочным - искусственный, приобретенный в результате профилактических прививок.

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Во многих странах мира в последние десятилетия значительно изменилась структура заболеваний. Самая распространенная и опасная болезнь сердца - ишемическая болезнь сердца - острое или хроническое заболевание, заключающееся в ухудшении снабжения мышцы сердца кровью. Причина недостатка снабжения сердца кровью - склероз венечных артерий. Есть еще и гипертоническая болезнь - влечет за собой различные осложнения, в первую очередь нарушение мозгового кровообращения.

Постоянно высокая двигательная активность, физическая культура - наиболее доступный, а вместе с тем и наиболее надежный способ предупреждения заболеваний сердечно сосудистой системы.

Гигиена питания

Питание - одна из основных потребностей человека, т.к. пища дает вещества для построения клеток, тканей, органов, а также энергию необходимую для жизнедеятельности. Индивидуальные потребности в пище различны. Даже при выполнении одной и той же работы и при одинаковом самочувствии разные люди потребляют неодинаковое количество пищевых продуктов. Связано это с различной степенью усвояемости питательных веществ в пищеварительном тракте, а также с различной интенсивностью обмена веществ. Пища человека должна быть разнообразной и включать различные продукты. Рацион должен быть максимального разнообразия, без акцента на мучное, жирное, соленое. В зимне-весенний период следует особое внимание уделять на содержание в пище свежей зелени и овощей. Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать еду с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное сокогонное действие. Не следует непосредственно перед завтраком, обедом и ужином есть что-либо сладкое, т.к. при этом аппетит тоже снижается. Питание преимущественно бутербродами вредно, т.к. эта пища раздражает желудок, способствуя развитию гастрита. При еде наспех ухудшается отделение пищеварительных соков, и усвояемость пищи ухудшается. Важно учитывать также, что тщательное пережевывание пищи укрепляет десны и зубы, развивает весь костно-мышечный жевательный аппарат. При нерегулярном питании, когда человек периодически пропускает прием пищи, выделяющийся в привычное время желудочный сок скапливается в желудке и раздражает его стенку, что может вести к ее воспалению. Слишком горячая пища раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к ее хроническому воспалению. Вредна и холодная пища. Острая пища раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к болезням. Острая пища вредно действует на печень. Прием пищи на ночь нарушает сон. Недоброкачественная пища имеет неприятный вид, цвет, запах, признаки гниения или брожения. Поэтому на различных продуктах указывается срок их годности и дата приготовления. Необходимо обращать на это внимание Алкоголь раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, что ведет к ее хроническому воспалению, гастриту, язвенной болезни желудка, нередко это ведет к раку пищевода или желудка, хотя и не все пьяницы успевают до него дожить. Вредное влияние алкоголя распространяется и на печень, функцией которой является нейтрализация поступающих в организм ядовитых веществ, к числу которых принадлежит и алкоголь. Вредное влияние курения на органы пищеварения проявляется в раздражении слизистой оболочки пищевода и желудка, в повышении кислотности желудочного сока. Курение также увеличивает частоту и выраженность поражений сосудов при сахарном диабете, а также при других заболеваниях, связанных с нарушением обмена веществ. Общее отравляющее действие никотина проявляется в похудении, плохом цвете лица, что особенно заметно у женщин.

Необходимость сна.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии. Потребность во сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь - самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет надо спать 11ч в сутки, учащимся 10-12 лет надо спать 9-10ч, учащимся 13-14лет 9ч, учащимся 15-16 лет 8-9 ч.

Ложиться спать и вставать следует в одно и тоже время суток, т.к. благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и засыпание. Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, зимой при открытой форточке, летом при открытом окне. Проветривание необходимо не только для очищения воздуха, но и для его охлаждения. Во время сна не следует закрываться с головой, поскольку дышать воздухом, насыщенным испарениями тела вредно. Спать следует на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка жесткой и высокой. Глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители- свет, шум. Поэтому не следует спать при включенном радио, телевизоре. Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. По этим признакам можно судить, что человек здоров и физически.

Личная гигиена человека

Для нормального протекания жизненных процессов важно соблюдать гигиеническую чистоту кожи, тела и полости рта. Уход за телом прежде всего выражается в тщательном и частом его мытье. Особое внимание следует уделять чистоте рук.

Полезно пользоваться паровой баней, что увеличивает потоотделение и способствует лучшему очищению кожи. Большое гигиеническое значение имеет уход за ногами. Очень важно приучить себя к ежедневному мытью их перед сном прохладной водой не только с главной гигиенической целью, но также и для закаливания. з Водные процедуры после гигиенической гимнастики также имеют закаливающее значение.

Тщательного ухода требуют волосы, их следует мыть не реже 1-ого раза в 4-5 дней горячей водой с мылом.

Систематический уход за полостью рта обеспечивает сохранность зубов, предохраняет организм от многих инфекций. Поэтому необходимо обязательно после каждого приема пищи проводить полоскание полости рта теплой кипяченой водой, ежедневно утром и перед сном чистить зубы с наружной и внутренней стороны порошком или пастой не очень жесткой щеткой.

Одежда и обувь

Одежда и обувь защищают тело от загрязнений и механических повреждений, обеспечивают сохранность теплового равновесия в любых климатических условиях и в разное время года. Одежда должна быть теплопроводящей, легкой, свободной и мягкой, воздухопроницаемой.

Нецелесообразно носить тугие воротнички, резинки, пояса.

Обувь должна быть удобной. Тесные туфли, сапоги, ботинки приводят к деформации стопы, затрудняют нормальное кровообращение. От слишком свободной обуви образуются потертости.

Вреден чрезмерно высокий каблук. От этого страдает походка, она становится неустойчивой из-за перемещения центра тяжести тела вперед и большого напряжения связок стопы; пальцы при этом упираются в носок, на них появляются потертости. Высота каблука не должна превышать 4-6 см. И, конечно же, обувь постоянно следует содержать в чистоте.

Помните: там где грязь, - там и бактерии. Где бактерии - там и болезни. А болезнь – это самый главный враг здоровью. Ну а если организм заболевает – ему уже не до тренировки. Ибо все свои силы он будет затрачивать не на накопление потенциала и побитие новых рекордов, а на борьбу с внутренними воспалительными процессами. Личная гигиена человека и ее соблюдение - это первостепенная задача каждой личности, тем более атлета, желающего добиться серьезных результатов в любимом виде спорта. Не видать Вам побед, если Вы не умеете следить за собой, - будьте красивыми, опрятными и здоровыми! И никогда не болейте!

Беседа на тему: «Гигиена и здоровый образ жизни», проведенная учителем Балаевой Назифой Балайевной в 8-х классах.

Балаева Н.Б.

План – конспект беседы

в старшей разновозрастной группе

на тему: «Личная гигиена»

  1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
  2. Воспитывать привычку заботиться о чистоте своего тела

В начале беседы воспитатель вспоминает разговор об инфекционных болезнях, о том каким образом можно заразиться. Обсуждает с детьми ситуации, в которых необходимо мыть руки. Предлагает им объяснить, почему именно в этих случаях необходимо мыть руки, соблюдать личную гигиену.

Педагог обращает внимание детей, что в одних случаях следует мыть руки «до», а в других «после» определенных действий.

А теперь подумайте и сочините ситуацию, когда необходимо мыть руки. Почему это необходимо делать?

А вы умеете правильно мыть руки? Расскажите как вы это делаете? Давайте все вместе попробуем представить себе, что мы моем руки.

Выполняется имитация движений

  1. Закатить рукава.
  2. Намочить руки.
  3. Взять мыло и намылить руки. Затем положить мыло и хорошо намылить каждый пальчик, а затем всю ладонь.
  4. Смыть водою мыло.
  5. Закрыть кран.
  6. Вытереть руки.
  7. Опустить рукава.

Молодцы, а как еще можно следить за чистотой своего тела? Что надо делать, чтобы всегда быть чистым и опрятным (Купаться, умываться, чистить зубы, мыть уши, причесывать волосы, следить за чистотой одежды и обуви и т.д.)

Как вы думаете, быть опрятным – это только содержать в чистоте свое тело? Или надо делать что-то еще?

Какой должна быть одежда человека? Его вещи?

У каждого человека есть индивидуальные предметы, которыми пользуется только хозяин. Какие индивидуальные предметы вы знаете? Почему нельзя причесываться чужой расческой? Чистить зубы чужой щеткой? Пользоваться чужим полотенцем?

Детей необходимо подвести к выводу о том, что соблюдение правил личной гигиены поможет не только выглядеть красиво, но и оградить организм от попадания микробов и других вредных элементов.

Какие индивидуальные предметы есть у вас? Как они хранятся? Как вы ими пользуетесь?

Теперь возьмите бумагу и карандаш и нарисуйте предметы лично гигиены, которые есть у вас.

Речевой дидактический материал

Пословицы, поговорки.

Не замоча рук, не умоешься.

Пар костей не ломит.

Пар любить – баню топить.

Загадка

Дождик теплый и густой,

Это дождик не простой.

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект беседы

в старшей разновозрастной группе

на тему: «Личная гигиена»

Цели:

  1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
  2. Воспитывать привычку заботиться о чистоте своего тела

В начале беседы воспитатель вспоминает разговор об инфекционных болезнях, о том каким образом можно заразиться. Обсуждает с детьми ситуации, в которых необходимо мыть руки. Предлагает им объяснить, почему именно в этих случаях необходимо мыть руки, соблюдать личную гигиену.

Педагог обращает внимание детей, что в одних случаях следует мыть руки «до», а в других «после» определенных действий.

А теперь подумайте и сочините ситуацию, когда необходимо мыть руки. Почему это необходимо делать?

А вы умеете правильно мыть руки? Расскажите как вы это делаете? Давайте все вместе попробуем представить себе, что мы моем руки.

Выполняется имитация движений

  1. Закатить рукава.
  2. Намочить руки.
  3. Взять мыло и намылить руки. Затем положить мыло и хорошо намылить каждый пальчик, а затем всю ладонь.
  4. Смыть водою мыло.
  5. Закрыть кран.
  6. Вытереть руки.
  7. Опустить рукава.

Молодцы, а как еще можно следить за чистотой своего тела? Что надо делать, чтобы всегда быть чистым и опрятным (Купаться, умываться, чистить зубы, мыть уши, причесывать волосы, следить за чистотой одежды и обуви и т.д.)

Как вы думаете, быть опрятным – это только содержать в чистоте свое тело? Или надо делать что-то еще?

Какой должна быть одежда человека? Его вещи?

У каждого человека есть индивидуальные предметы, которыми пользуется только хозяин. Какие индивидуальные предметы вы знаете? Почему нельзя причесываться чужой расческой? Чистить зубы чужой щеткой? Пользоваться чужим полотенцем?

Детей необходимо подвести к выводу о том, что соблюдение правил личной гигиены поможет не только выглядеть красиво, но и оградить организм от попадания микробов и других вредных элементов.

Какие индивидуальные предметы есть у вас? Как они хранятся? Как вы ими пользуетесь?

Теперь возьмите бумагу и карандаш и нарисуйте предметы лично гигиены, которые есть у вас.

Речевой дидактический материал

Пословицы, поговорки.

Не замоча рук, не умоешься.

Пар костей не ломит.

Пар любить – баню топить.

Загадка

Дождик теплый и густой,

Это дождик не простой.

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов.


Слово «гигиена» пришло к нам из Древней Греции и означает «целебный, приносящий здоровье». Гигиена – одна из древнейших областей человеческого знания. Истоки её уходят корнями в глубокую старину. Ещё до зарождения гигиены как самостоятельной науки, накоплен опыт гигиенических рекомендаций. Эти рекомендации появились в процессе наблюдений, обобщений, и передачи последующим поколениям жизненного опыта.


Гигиена кожи Все части кожного покрова, которые не защищены одеждой: лицо, шею и руки следует постоянно содержать в чистоте. Лицо, уши и шею нужно мыть утром и вечером, перед сном. Перед сном обязательно нужно мыть ноги прохладной водой. Этим достигается не только чистота, но и закаливание организма; Руки необходимо мыть после прихода с улицы, перед и после каждого посещения туалета, и перед едой;




Гигиена кожи Полотенце должно быть чистым, мягким, и пользоваться им должен только его хозяин. Интимный туалет совершай не реже двух раз в день! - Проводи утром водные процедуры: обтирание, обливание или душ, укрепляя и закаляя весь организм! - Ухаживай за руками и ногтями! Регулярно подстригай и вычищай грязь из- под ногтей специальной щеткой!


Гигиена волос - Мойте голову не горячей, а приятно – тёплой водой! - Избавьте волосы от стресса из-за окрашивания и химической завивки! -Постарайтесь как можно реже пользоваться зимой феном! В волосах, особенно летом, скапливается большое количество пыли. Смешиваясь с потом и кожным салом, пыль образует на коже головы и волосах налёт (плёнку), в котором могут развиваться различные микроорганизмы. - Волосы необходимо ежедневно утром расчёсывать и всё время поддерживать прическу в порядке! - Опрятное содержание волос, является одним из важнейших средств предупреждения болезни кожи на голове!


Гигиена одежды и обуви Одежда и обувь защищают тело человека от воздействия холода, избыточного тепла и влаги. Вместе с тем одежда и обувь предохраняют тело и от загрязнения. Одежда не должна стеснять тело человека! Одежду и обувь всегда нужно содержать в чистоте! Нательное бельё нужно менять ежедневно! Стирку белья надо производить умело, хорошо прополаскивать!




Для предупреждения стоматологических заболеваний нужно регулярно: - тщательно долго пережевывать пищу, обязательно включать в рацион жесткие овощи и фрукты; - сократить потребление легкоусвояемых углеводов (конфет, тортов и т.д.), они являются хорошей пищей для развития болезнетворной микрофлоры; - больше пить, делая это медленно, задерживая во рту жидкость (вымывается максимум микробов); - после еды обязательно полоскать рот водой.


Гигиена зубов и полости рта чистить зубы, утром (после завтрака) и вечером (после ужина). начинать чистку зубов следует на одной из сторон коренных зубов, постепенно перемещая щётку в сторону передних зубов, такую же процедуру проделывают на другой стороне обеих челюстей; жевательные поверхности зубов чистят в двух направлениях вдоль и подметающими движениями;


Гигиена зубов и полости рта - зубочистки предназначены для удаления крупных частиц пищи из межзубных пространств; - между завтраком и обедом, обедом и ужином полоскать рот; делать лечебную гимнастику для зубов и челюстей, сжимая зубы сначала слабо, а затем крепко несколько раз, захлопывая рот легко и с большой силой, отводя нижнюю челюсть в сторону; для профилактики заболеваний десен и других мягких тканей постоянно укреплять защитные силы организма, занимаясь спортом и закаливанием.



ГКОУ ДОД «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Минобрнауки КБР

Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника»

Цель: показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены; привить бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточнить значимость соблюдения правил личной гигиены для ценности здоровья.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность.

Воспитательные: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. Активизация словаря: здоровый образ жизни, предметы личной гигиены.

Материалы и оборудование: дидактический материал о здоровом образе жизни, чудесный мешочек с предметами личной гигиены, ватные палочки, мыльно-спиртовой раствор, раздаточный материал: карточки с заданиям.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Загадки о предметах личной гигиены. Сообщение темы занятия.

3. Игра «Чудесный мешочек».

4. Беседа о личной гигиене.

5. Самостоятельная работа.

6. Итог занятия.

Ход занятия :

Здравствуйте, дорогие ребята! Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Ребята, а что значит – быть здоровым? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь нашему организму и никогда не болеть, но сначала вспомним предыдущие занятия и поиграем в игру. Отвечайте дружно хором «Это я!», если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите:

кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов? +

кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым? –

кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? +

кто мороза не боится, на коньках летит, как птица? +

ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет? –

кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны? +

кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки? +

кот из вас, из малышей, ходит грязный до ушей? –

кто, согласно распорядку, выполняет физзарядку7 +

кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать? +

Ребята, когда я к вам шла на занятие, встретила странного мальчика, он был весь грязный, неопрятный и передал вам письмо, давайте его прочитаем

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо

Это глупое занятие не приводит ни к чему,

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо

Так зачем же тратить силы,

Время попусту идет.

Угадайте, как звали этого мальчика, вы с ним согласны?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В моем волшебном мешочке собраны предметы(мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды), помогающие нам сохранить свое здоровье! А чтобы узнать что там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем, для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадываю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!

Отгадывание загадок

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?

Зубов много,

А ничего не ест. (Расческа)

А кто ещё может пользоваться твоей расческой?

Хвостик из кости,

На спинке – щетинка.

Эта вещь поможет нам

Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Сколько раз нужно чистить зубы?

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

Лёг в карман и караулю –

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без...

(Воды).

Ребята, как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? (микробы), что такое личная гигиена? (демонстрация опыта) . Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью. Грязнулями бывают, как правило, ленивы люди. Ленивые школьники плохо учатся, не любят чисто писать в тетрадях, скучают на уроках, не читают книги. Они не любят трудиться, помогать родителям в домашних делах.. Давайте послушаем стихотворение про такого мальчика и может кто - нибудь узнает в нем себя..

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само бы меня мыло,

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй, да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй!

Ребята, о чем мечтал Петя?

Мечтаете ли вы об этом?

Физкультминутка "Веселый режим дня "

Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.

Ой, а Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

А вы знаете, что о здоровье народ сочинил много пословиц и поговорок? Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся гроздья вишен, на одной из них написано начало пословицы, а вторая чистая. Вы должны дописать ее, а для облегчения задачи приложен листочек с словами подсказками.

ПОСЛОВИЦЫ

Чистота – залог …… (здоровья)

Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)

Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)

В здоровом теле – здоровый … (дух)

Кто аккуратен, тот людям ………..(приятен)

Чистота – лучшая ……..(красота).

Молодцы, ребята, верно отвечали! А самый быстрый получает в подарок мыло от Мойдадыра

Дидактическая игра «Правильный совет»

Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовила частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ

Чтобы блеск зубам придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила,

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ –

Молодчина Люда? НЕТ!

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку сладкую в кровать!

Это правильный совет НЕТ, НЕТ, НЕТ!

Итог: Молодцы, а теперь давайте постараемся составить правила личной гигиены:

Мыть руки перед едой, чистить зубы 2 раза в день, умываться, принимать ванну (душ)…

Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же делать это чаще.

Список литературы:

1.Интернетресурс (Сайт первое сентября, www. *****)

2. «Гигиена школьника».