Если у вас опускаются руки и нет сил покорять очередную вершину, вспомните об исторических личностях и современниках с физическими недостатками, прославившихся на весь мир. Назвать их инвалидами просто язык не поворачивается. Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, показывают всем нам пример мужества, стойкости, героизма и целеустремлённости.

Всемирно известные личности

Удивляют и вдохновляют многочисленные истории людей с ограниченными возможностями. Добившиеся успеха личности часто известны всему миру: о них пишут книги, снимают фильмы. Не является исключением и немецкий музыкант и композитор, представитель венской школы - Людвиг ван Бетховен. Уже будучи известным, он начал терять слух. В 1802 году мужчина полностью оглох. Несмотря на трагические обстоятельства, именно с этого периода времени Бетховен начинает творить шедевры. Получив инвалидность, он написал большинство своих сонат, а также «Героическую симфонию», «Торжественную мессу», оперу «Фиделио» и вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».

Болгарская ясновидящая Ванга - ещё одна историческая личность, заслуживающая уважения и восхищения. В 12-летнем возрасте девочка попала в песчаный ураган и ослепла. Одновременно внутри неё открылся так называемый третий глаз - всевидящее око. Она начала заглядывать в будущее, предсказывая судьбы людей. Ванга привлекла внимание к своей деятельности во время Второй мировой войны. Тогда по деревням пошёл слух о том, что она способна определить, погиб или нет воин на поле боя, где находится пропавший без вести и есть ли надежда его найти.

Люди во время Второй мировой войны

Помимо Ванги, во времена немецкой оккупации были и другие люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. В России и за её пределами всем известен храбрый лётчик Алексей Петрович Маресьев. Во время сражения его самолет был сбит, а сам он - серьезно ранен. Долгое время добирался до своих, из-за развившеся гангрены потерял ноги, но, несмотря на это, сумел убедить медкомиссию, что способен летать даже с протезами. Храбрый пилот сбил ещё много вражеских суден, постоянно брал участие в боевых сражениях и домой вернулся героем. После войны он постоянно ездил по городам СССР и всюду отстаивал права инвалидов. Его биография легла в основу «Повести о настоящем человеке».

Ещё одна ключевая фигура Второй мировой войны - Франклин Делано Рузвельт. Тридцать второй президент США тоже был инвалидом. Задолго до этого он заболел полиомиелитом и остался парализованным. Лечение не дало позитивных результатов. Но Рузвельт не унывал: он активно работал и добился потрясающих успехов в политике и на дипломатическом поприще. С его именем связаны важные страницы мировой истории: участие США в антигитлеровской коалиции и нормализация отношений американской страны с Советским Союзом.

Русские герои

В список прославленных личностей входят и другие люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Из России в первую очередь нам известен Михаил Суворов - писатель и педагог, живший во второй половине XX века. Когда ему было 13 лет, он потерял зрение от взрыва снаряда. Это не помешало ему стать автором шестнадцати сборников стихов, многие из которых получили широкое признание и были положены на музыку. Суворов также преподавал в школе для слепых. Перед смертью ему присвоили звание Заслуженного учителя РФ.

А вот Валерий Андреевич Фефёлов работал на другой ниве. Он не только боролся за права инвалидов, но и был активным участником в Советском Союзе. До этого работал электромонтёром: упал с высоты и сломал позвоночник, оставаясь до конца жизни прикованным к креслу-коляске. Именно на этом нехитром приспособлении он путешествовал просторами огромной страны, зазывая людей по возможности помогать созданной им организации - Всесоюзному обществу инвалидов. Деятельность диссидента власти СССР сочли антисоветской и вместе с семьёй его изгнали из страны. Беженцы получили политическое убежище в немецком ФРГ.

Известные музыканты

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха своими творческими способностями, у всех на слуху. Во-первых, это слепой музыкант Рэй Чарльз, проживший 74 года и умерший в 2004-м. Этого человека можно по праву назвать легендой: он является автором 70 студийных альбомов, записанных в стиле джаза и блюза. Ослеп в семилетнем возрасте из-за внезапно развитой глаукомы. Болезнь не стала преградой для его музыкальных способностей. Рэй Чарльз получил 12 наград Grammy, его отметили в многочисленных залах ставы. Сам Фрэнк Синатра называл Чарльза «гением шоу-бизнеса», а известный журнал Rolling Stone вписал его имя в десятку своего «Списка Бессмертных».

Во-вторых, мир знает ещё одного слепого музыканта. Это - Стиви Уандер. Творческая личность оказала колоссальное влияние на развитие вокального искусства в XX веке. Он стал основоположником стиля R’n’B и классического соула. Стив ослеп сразу после рождения. Несмотря на физический недостаток, он занимает второе место среди исполнителей эстрады по количеству полученных статуэток Grammy. Этой награды музыкант был удостоен 25 раз - не только за успехи в карьере, но и за жизненные достижения.

Популярные спортсмены

Особого уважения заслуживают люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в спорте. Их очень много, но в первую очередь хочется отметить Эрика Вайхенмайера, который, будучи слепым, первым в мире забрался на вершину грозного и могучего Эвереста. Скалолаз стал незрячим ещё в 13-летнем возрасте, однако сумел закончить обучение, получить профессию и спортивный разряд. По приключениям Эрика во время его известного покорения горы сняли игровой фильм под названием «Коснуться вершины мира». Кстати, Эверест - не единое достижение мужчины. Он сумел залезть на семь самых опасных пиков в мире, среди которых Эльбрус и Килиманджаро.

Ещё одна всемирно известная личность - Оскар Писториус. Став инвалидом практически с первых дней своей жизни, в будущем он сумел перевернуть представление о современном спорте. Мужчина, не имея ног ниже колена, на равных правах состязался со здоровыми атлетами-бегунами, причём достиг огромных успехов и многочисленных побед. Оскар является символом людей с ограниченными возможностями и примером того, что инвалидность - не помеха для нормальной жизни, в том числе и для занятий спортом. Писториус - активный участник программы поддержки граждан с физическими недостатками и главный пропагандист активного спорта среди этой категории людей.

Сильные женщины

Не забывайте, что люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в своей карьере, не являются исключительно представителями сильного пола. Среди них очень много женщин - например, Эстер Вергер. Наша современница - голландская теннисистка - считается самой великой в этом виде спорта. В 9 лет из-за неудачной операции на спинном мозге у неё но она села на коляску и сумела перевернуть теннис с ног на голову. В наше время женщина - победительница «Большого шлема» и других турниров, четырехкратная олимпийская чемпионка, семь раз она становилась лидером на мировых соревнованиях. С 2003 года она не потерпела ни одного поражения, став победительницей 240 сетов подряд.

Элен Адамс Келлер - ещё одно имя, которым можно гордиться. Женщина была незрячей и глухонемой, но, овладев знаковыми функциями, освоив правильные движения гортани и губ, она поступила в высшее учебное заведение и закончила его с отличием. Американка стала знаменитой писательницей, которая на страницах своих книг рассказывала о себе и таких, как она. Её история легла в основу пьесы Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо».

Актрисы и танцовщицы

У всех на виду люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Фото самых красивых женщин часто любят печать таблоиды: среди таких талантливых и прекрасных дам стоит отметить В 1914 году французской актрисе ампутировали ногу, но она продолжала выходить на сцену театра. Последний раз благодарные зрители увидели её на подмостках в 1922 году: в 80-летнем возрасте она сыграла роль в пьесе «Дама с камелиями». Многие выдающиеся деятели искусства называли Сару образцом совершенства, мужества и

Другая известная женщина, покорившая публику своей жаждой жизни и творчества, - Лина По, балерина и танцовщица. Её настоящее имя - Полина Горенштейн. В 1934 году, после перенесённого энцефалита, она осталась слепой и частично парализованной. Выступать Лина больше не могла, но она не пала духом - женщина научилась лепить. Её приняли в Союз советских художников, работы женщины постоянно экспонировались на самых знаменитых выставках страны. Главное собрание её скульптур теперь находится в музее Всероссийского общества слепых.

Писатели

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, жили не только в наше время. Среди них много исторических личностей - например, писатель Мигель Сервантес, живший и творивший ещё в XVII веке. Автор знаменитого на весь мир романа про приключения Дон Кихота не только проводил время за сочинением сюжетов, он также состоял на военной службе во флоте. В 1571 году взяв участие в битве при Лепанто, был серьёзно ранен - потерял руку. Впоследствии Сервантес любил повторять, что инвалидность стала мощным толчком для дальнейшего развития и совершенствования его таланта.

Джон Пулитцер - ещё одна личность, прославившаяся на весь мир. Мужчина ослеп в 40 лет, но после трагедии стал работать ещё больше. В современном мире он известен нам как успешный писатель, журналист, издатель. Его называют родоначальником «жёлтой прессы». После своей смерти Джон завещал заработанные им 2 миллиона долларов Большая часть из этой суммы пошла на открытие Высшей школы журналистики. На остальные деньги основали премию для корреспондентов, которую вручают с 1917 года.

Учёные

Среди этой категории также есть люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в жизни. Чего только стоит известный английский физик Стивен Уильям Хокинг - автор теории о первичных чёрных дырах. Учёный болеет амиотрофическим склерозом, который вначале лишил его возможности двигаться, а затем и говорить. Несмотря на это, Хокинг активно работает: он управляет инвалидным креслом и специальным компьютером при помощи пальцев правой руки - единственной подвижной части своего тела. Сейчас он занимает высокую должность, которая три столетия назад принадлежала Исааку Ньютону: он профессор математики в Кембриджском университете.

Стоит отметить и Луи Брайля - французского тифлопедагога. Будучи маленьким мальчиком, он поранил глаза ножом, после чего навсегда утратил возможность видеть. Чтоб помочь себе и другим незрячим людям, он создал специальный рельефно-точечный шрифт для слепых. Им пользуются и в наши дни во всём мире. На основе тех же принципов учёный придумал и специальные ноты для слепых, что дало возможность незрячим людям заниматься музыкой.

Выводы

Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха в наше время и в прошлые века, могут стать примером для каждого из нас. Их жизнь, труд, деятельность - огромный подвиг. Согласитесь, как иногда тяжело преступить преграды на пути к мечте. А теперь представьте, что у них эти барьеры более обширные, глубокие и непреодолимые. Несмотря на трудности, они сумели взять себя в руки, собрать волю в кулак и приступить к активным действиям.

Перечислить всех достойных личностей в одной статье просто нереально. Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, составляют целую армию граждан: каждый из них демонстрирует своё мужество и силу. Среди них известный художник Крис Браун, имеющий всего лишь одну конечность, писательница Анна Макдональд с диагнозом «интеллектуальная неполноценность», а также телеведущая Джерри Джевелл, поэт Крис Нолан и сценарист Крис Фончека (все трое больны детским церебральным параличом) и так далее. Что уже говорить о множестве спортсменов без ног и рук, принимающих активное участие в соревнованиях. Истории этих людей должны стать для каждого из нас эталоном, символом храбрости и целеустремлённости. И когда опускаются руки и кажется, что весь мир против вас, вспомните об этих героях и двигайтесь дальше к своей мечте.

Что мы знаем о том, как живется людям без рук или ног? Какие сложности преодолевают каждую минуту те, кому ставят диагноз церебральный паралич или синдром Дауна? Удивительно, но именно этим людям хватает сил и мудрости мотивировать нас - здоровых, сильных и часто неблагодарных.

Обернитесь

Эта статья не о тех, кто любит себя жалеть с первыми лучами трудностей. Обвинять весь мир в несправедливости, когда уходит мужчина, и плакать в подушку, лежа на диване.

Она о Людях. Очень смелых, сильных, кого мы стараемся не замечать в повседневной жизни.

Сегодня я проснулась. Я здорова. Я жива. Я благодарна. С таких мыслей начинается наше утро? Думаю, что нет. Кофе, душ, бутерброды, спешка, бешеный водоворот планов.

Порой мы даже не замечаем тех, кто рядом с нами. Остановись на секунду! Осмотрись вокруг! На скамейке сидят мама и дочь. Дочери лет двадцать. Похоже, что у нее синдром Дауна. Мы тут же отводим глаза и делаем вид, что не замечаем эту парочку. Так поступает большинство.

Каждый день эти сильные люди начинают утро с борьбы - за жизнь, за возможность двигаться, существовать. За то, чтобы их заметили такие, как мы, и приняли в свой жестокий мир.

Предлагаем 3 истории. Удивительные, сложные, плакательные, вдохновляющие и, ура - разрушающие социальные рамки в нашей голове.

Милости просим.

История первая

Трафальгарская Венера

Как это, родиться без рук и практически без ног? Стать жертвой препарата от токсикоза, который в 60-е годы прописывали беременным. Быть брошенной матерью и подвергаться бесконечным издевательствам в приюте. И с этим “джекпотом” найти в себе смелость и силы стать талантливой художницей, удивительным человеком и счастливой матерью.

“Я просто природная аномалия”, - шутит Элисон. О, да! У этой прекрасной женщины есть силы и для шуток над собой.

Она начала рисовать с трех лет, зажимая карандаш пальцами ноги. Но после операции ноги утратили подвижность, и девочка стала держать карандаш зубами.

После выпуска из приюта она поступила на факультет живописи и, как умела, жила самостоятельно, каждый день совершая новую победу над собой. Она ненавидит слово “инвалид”, учится жить в обществе.

«Да, люди всегда смотрят на меня. Я знаю, что получу каждый раз, покидая свой дом». Элисон сама воспитывает сына и находит в себе вселенскую мудрость заботиться о мальчике так, чтобы он не чувствовал себя “другим”. «Они так смотрят на нас, потому что мы действительно великолепны».

В центре Лондона на знаменитой площади в течение двух лет стояла статуя под названием Трафальгарская Венера. Создал ее знаменитый скульптор и дизайнер Марк Куинн, который был покорен смелостью и женственностью Элисон.

Она красива и упряма, много путешествует, выступает на конференциях, пишет новые картины. У нее своя благотворительная организация “Рот и нога”. Жизнь Элисон полна ограничений из-за аномалии, но она ломает рамки и стереотипы, живет исключительно полноценной и интересной жизнью.

Элисон написала автобиографию с очень символичным названием «Моя жизнь - в моих руках».

А ваша?

История вторая

Солнечная Элли

Просыпаясь, мы не знаем, горе или радость ждет нас в течение дня.

Так ранним утром в обычной британской семье у 16-месячного солнышка с глазами цвета неба поднялась температура.

Ничего особенного для детей. Но маленькое сердце задумало что-то свое и перестало биться. Диагноз - менингит. Вопреки всем прогнозам, кроха выжила. Ей просто очень хотелось жить. Радость предательски сбежала через четыре дня: руки и ноги необходимо ампутировать - точка.

Скажите, как в этом мире жить ребенку без рук и ног? Как общаться со сверстниками, как научиться заново хотеть жить? Это вообще возможно? А эта маленькая умница не просто осмелилась - она устроила бойкот горю.

Перед вами единственный в мире маленький человечек, который освоил паралимпийские бионические лопасти. Элли стала первым ребенком, профессионально играющим в футбол за школьную команду наравне со своими физически полноценными сверстниками.

Маленькое солнце - самый преданный фанат футбола и команды Arsenal. Вместе с папой они не пропускают ни одного матча.

“Она обожает играть в футбол и чувствует себя на футбольном поле словно рыба в воде. Когда я наблюдаю за ее игрой, то совершенно забываю о том, что у нее нет ног ”, - рассказывает мама Элли.

Не все так было гладко сразу после операции. Заново учиться ходить - теперь уже на протезах. Самые первые из них причиняли сильную боль, но Элли соглашалась носить их хотя бы по 20 минут в день.

Маленький, но большой герой, упорная и смелая, мотивирующая совершено разных людей по всей планете.

И если когда-нибудь вам покажется, что вы несчастны, что мир жесток и несправедлив к вам - вспомните это крошечное чудо Элли. Как она улыбается и жадно бежит вперед своей удивительной дорогой.

История третья

Храброе сердце храброе до конца

А теперь вместо плитки вкусного шоколада отведаем немного горькой человеческой жестокости.

Однажды Лиззи включила ноутбук и обнаружила видео с собой под названием “Самая уродливая женщина в мире”. Контрольным выстрелом в висок стали комментарии ниже: «Господи, как она живет, с такой-то рожей». «Лиззи, убей себя», - советовали эти “человеки”.

Девушка плакала несколько дней, а потом начала смотреть видео снова и снова - до тошноты - и вдруг поняла, что это больше ее не беспокоит. Все это лишь декорации, а она хочет быть счастливой, стало быть, пришло время их сменить.

Лиззи родилась с неизвестной пока миру болезнью. Ее организм вообще не усваивает жиры. Чтобы не умереть, ей нужно есть каждые 15 минут. Она весит 25 кг при росте 152 см. Ах да, еще она слепа на один глаз.

В роддоме от ребенка посоветовали отказаться, ссылаясь на то, что она никогда не будет ни ходить, ни говорить. И настоятельно рекомендовали родителям больше не рожать детей, иначе на свет опять появится инвалид.

Удивительно, как люди любят раздавать советы и учить жизни, когда их совсем об этом не просишь. Семья Веласкес подарила миру еще двух детей, совершенно здоровых и прекрасных.

Лиззи выросла и не только научилась ходить и говорить, но и закончила Техасский университет, написала три книги, произнесла речь на женском фестивале TED Austin Women в родном Техасе и сняла документальный фильм о своей жизни.

Вот несколько советов удивительной и бойкой девушки.

Никогда никому не позволяйте вешать на вас ярлык. Кто бы что о вас ни говорил, только вы знаете, на что способны и что собой представляете. Ставьте высокую планку и стремитесь к ней. Собаки лают, караван идет.

Бесполезно отвечать агрессией на агрессию. Когда вас бьют, хочется ударить в ответ. Но отвечая злом на зло, вы лишь увеличиваете вокруг себя негативную энергию. Вряд ли это принесет вам счастье.

Испытания и трудности – необходимые условия роста. Без испытаний мы никогда не достигли бы вершин. Они помогают нам учиться, меняться и становиться лучше.

Любящая семья значит очень много. Родители, которые верят в своего ребенка, каким бы он ни был, делают великое дело. Они формируют в нем уверенность в своих силах, способность справляться с неудачами и идти дальше.

Мир полон жестокости, боли и страданий, детских слез, страшных катастроф. Но все начинается с тебя. Каждый день, час, минуту помни об этом.

Начиная новый день, мы не знаем точно, сколько нам отведено. Но важно твердо осознать: мы можем сделать очень многое. Главное начать. С себя.

Понять, что среди нас есть люди, немного непохожие на нас с вами. И неважно, какой у них диагноз. Самое главное, что это Человек - такой же, как и ты. Они чувствуют и горюют, смеются и плачут, хотят любить и верить.

Порой стоит улыбнуться и просто сказать: “Ты прекрасен(на)”.

Благодарите мир и Вселенную за то, что у вас есть, и еще больше за то, чего, возможно, нет.

  • пока нет
  • Взгляд и отношение общества к особой категории населения, которой являются люди с ограниченными возможностями, на протяжении многих столетий менялся, пройдя путь от категоричного непризнания до сочувствия, поддержки и лояльности. По сути, это является показателем, решающим фактором, определяющим степень нравственной зрелости и экономической состоятельности слаженного гражданского социума.

    Отношение к лицам с особыми нуждами на протяжении веков

    Буквальное значение термина «инвалид» отождествляется с такими словами, как «непригодный», «неполноценный». В эпоху проведения реформ Петром I бывшие военные, люди с ограниченными возможностями, получившие увечье или заболевания во время боевых действий, стали называться инвалидами. При этом общее определение такой группы индивидуумов, т. е. всех лиц, имеющих физические, психические или иные недостатки, препятствующие нормальной полноценной жизнедеятельности, появилось в послевоенное время – в середине ХХ века.

    Значительным прорывом в сложном пути инвалидов по приобретению ими собственных прав стало принятие важнейшего документа на международном уровне. Подразумевается Декларации о правах инвалидов, подписанная в 1975 году странами-участницами ООН. Согласно этому многостороннему договору, понятие «инвалид» стало означать следующее: это любое лицо, которое в силу врождённых или приобретённых физических или умственных ограничений не в состоянии без посторонней помощи (полной или частичной) реализовать собственные потребности.

    Система поддержания социализации инвалидов

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день абсолютно все люди с ограниченными возможностями здоровья могут называться инвалидами. Для установления соответствующей группы назначается проведение МСЭК специализированной госслужбой.

    В течение последних нескольких веков отношение к таким людям изменилось кардинальным образом. Если ещё каких-то двести лет назад всё ограничивалось обычным уходом, то сегодня дела обстоят иначе. Создана целая функционирующая система, которая включает в себя комплекс организаций, предназначенных для специфического содержания инвалидов, реабилитационные центры и многое другое.

    Нельзя не сказать о налаженной работоспособности образовательных учреждений, в которых могут получить достойное образование дети-инвалиды, а также заведений, чьи выпускники готовы посвятить свою жизнь, оказывая помощь людям с ограниченными возможностями. Она охватывает не только физические, но и психологические и моральные аспекты.

    Проблемы трудового рынка

    Следует выделить и такой важный момент, как работа для людей с ограниченными возможностями. Современные рынки труда инвалидов являются отдельным спектром в экономике государства, зависящим от особенных факторов и закономерностей. Без помощи управленческих державных органов решение этого вопроса невозможно. Граждане, не имеющие достаточной конкурентоспособности, остро нуждаются в государственном содействии в поиске соответствующей работы.

    Определить, на какой ступени в обществе находятся люди с ограниченными физическими возможностями, можно, взяв во внимание ряд объективных и субъективных моментов:

    • финансовые доходы и уровень материального обеспечения;
    • наличие образование или возможный потенциал для его получения;
    • удовлетворённость социальными гарантиями, предоставленными государством.

    Отсутствие постоянной занятости и безработица среди инвалидов является достаточно острой проблемой всей страны в силу масштаба вероятных негативных последствий.

    Почему инвалиды не являются успешными людьми?

    Зачастую низкий статус в обществе, занимаемый инвалидами, легко находит объяснение отсутствием должной психологической реабилитации. В частности, это касается не только лиц, получивших увечья уже в зрелом возрасте, но и инвалидов детства. Как следствие, такие люди не преследуют чёткие жизненные цели, не имеют конкретных установок из-за отсутствующих профессиональных навыков, знаний и умений.

    Значительно усугубляется сложившаяся ситуация тем, что большинство предпринимателей, мягко говоря, не готовы обеспечить инвалидов должностями. Работодатели неохотно берут на работу таких людей, поскольку предоставление им оборудованных под их потребности рабочих мест, полного пакета льготных условий крайне невыгодно. Ведь придётся сократить рабочее время и требования к производительности в соответствии с российским законодательством, а это чревато убытками для бизнесменов. Несмотря на большое количество действующих нормативно-правовых актов, регулирующих квоты рабочих мест на предприятиях, и механизм трудоустройства, нынешние руководители фирм, организаций, компаний, как правило, находят веские причины, чтобы отказать в принятии на работу инвалидов. В целом можно выделить единую систему, состоящую из нескольких факторов, которыми определена специфика трудоустройства лиц с физическими ограничениями.

    Стереотипные преграды

    Люди с ограниченными возможностями воспринимаются работодателями стереотипно. Большинство руководителей безоговорочно считают, что у инвалидов не может быть достойного профессионального опыта, они не в состоянии выполнять свои должностные обязанности в полном объёме и у них не получится выстроить хорошие взаимоотношения в коллективе. Кроме того, проблемы со здоровьем чреваты частыми уходами на больничный, неустойчивостью, а иногда и неадекватностью поведения. Всё это, по мнению работодателей, свидетельствует о профессиональной непригодности человека, его несостоятельности.

    Распространённость подобных стереотипов оказывает масштабное влияние на отношение к лицам с ограниченными возможностями, дискриминируя их и лишая шанса на адаптацию в официальных трудовых отношениях.

    Выбор профессии, что не соответствует возможностям

    Небольшой процент инвалидов может правильно выстроить личную стратегию профессионального роста. Первым этапом в этом процессе является принятие верного решения о выборе будущей специальности, её вероятных перспективах. Поступая в ВУЗы на обучение выбранным специальностям и направлениям, люди с ограниченными возможностями нередко совершают здесь главную ошибку. Не все инвалиды способны здраво оценить свои способности и физиологические возможности исходя из тяжести состояния здоровья, доступности, условий учёбы. Руководствуясь принципом «могу и хочу», не принимая во внимания реалии ситуации сегодняшнего рынка труда, многие из них не думают о том, куда в дальнейшем смогут трудоустроиться.

    Отсюда следует необходимость развития дополнительного вектора в деятельности служб занятости населения, который даст результат во время проведения профилактических мероприятий по преодолению безработицы инвалидов. Важно научить таких людей смотреть на трудоустройство через призму собственного потенциала.

    Отсутствие условий труда для инвалидов

    Анализ статистических данных самых востребованных и популярных вакансий для лиц с ограниченными физическими возможностями продемонстрировал, что таким людям в основном предлагают работу, не требующую высококвалифицированного подхода. Такие должности предусматривают невысокую заработную плату, несложный монотонный рабочий процесс (вахтёры, операторы, сборщики, швеи и т. д.). Между тем нельзя категорически заявлять о том, что это положение дел обуславливается только лишь ограниченностью лиц с особыми нуждами.

    Весомую роль играет неразвитость рынка труда в создании необходимых условий для деятельности инвалидов.

    Борьба за права лиц с особыми потребностями

    На данный момент реализуют свою деятельность множество общественных, благотворительных и волонтёрских объединений, регулярно выступающих за пристальное внимание к нелёгкой судьбе инвалидов. Их основной задачей является повышение уровня социальной защищённости указанной категории населения. Кроме того, за последние несколько лет невозможно не заметить положительную тенденцию к повсеместному включению инвалидов в общественную жизнедеятельность, используя их безграничный потенциал. Общества людей с ограниченными возможностями проходят нелёгкий путь, ломая преграды и разрушая стереотипы.

    Конвенция о правах инвалидов

    Вышеупомянутая Декларация о правах инвалидов – не единственный документ, регулирующий права таких людей. Несколько лет назад приобрёл юридическое значение очередной международный договор, ничем не уступающий важностью предыдущему. Конвенция о правах инвалидов 2008 года является своеобразным призывом государствам как можно скорее решить многочисленные проблемы этой социальной сферы. Создание безбарьерной среды – так можно неофициально назвать этот проект. Люди с ограниченными возможностями должны иметь полную физическую доступность не только в буквальном смысле – к зданиям, помещениям, культурным и памятным местам, но и к информации, телевидению, местам трудовой занятости, транспорту и т. д.

    Конвенция ООН от 2008 года очерчивает права инвалидов, которые должны быть обеспечены на государственном уровне со стороны здравоохранения, образования, принятия важных политических решений. Немаловажным моментом международного документа является то, что он утверждает основополагающие принципы недискриминации, независимости и уважения к таким людям. Россия не стала исключением среди стран, ратифицировавших Конвенцию, сделав этот важный для всего государства шаг ещё в 2009 году.

    Значение принятия этого международного документа для нашего государства – неоценимо. Статистические данные не утешительны: десятая часть россиян имеет группу инвалидности. Более двух третей из их числа занимают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Вслед за ними расположились носители болезней опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы.

    Деятельность государства в решении проблемы

    Последние несколько лет основными направлениями поддержки инвалидов были работы по нормативно-правовому, финансовому, организационному социальному обеспечению. Особого внимания заслуживает вопрос о том, как способствовать поднятию доходов и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Учитывая, что реализация социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, продолжается, уже сейчас можно подвести промежуточный итог:

    Нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решены. Их перечень довольно длинный. Выделить среди них можно целое множество, а именно: регулярные сбои в работе механизма МСЭК, трудности, возникающие во время реабилитационных мероприятий инвалидов, наличие коллизий в нормативных актах, обозначающих права инвалидов на санаторно-курортное лечение.

    Заключение

    Единственным фактом, вызывающим лишь позитивный настрой, является осознание того, что современной Россией определён курс и направление на долгожданный переход от действующей социальной системы к новым принципам, согласно которым все препятствия и барьеры должны быть устранены.

    Ведь возможности человека не ограничены. И мешать полноценному эффективному участию в общественной жизни, принимать важные решения наравне с другими никто не имеет права.

    "Инвалид", "человек с ограниченными возможностями", "прикованный к коляске" - подобные выражения режут слух, но долгое время мне было неловко объяснять, почему так говорить не стоит. Но чем больше я общаюсь с людьми с инвалидностью, тем отчетливее понимаю - слова, которые мы произносим, и смысл, который в них вкладываем, не просто очень важны - они способны создавать стереотипы, или разрушать их. А это формирует самоощущение человека, с которым мы общаемся. Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными. И я очень хорошо понимаю своих друзей без инвалидности, которые искренне хотят быть открытыми и вежливыми, и толерантными, но ломают голову над тем, «как бы это сказать поаккуратней». Думаю, что «погруженность в тему» позволяет мне привести здесь что-то вроде рекомендаций - и я очень надеюсь, что они будут полезны.

    Слова и выражения, которые ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, общаясь с людьми с инвалидностью:

    • Человек с инвалидностью
    • Человек с ограниченными возможностями здоровья
    • Незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха)
    • Человек (ребенок) с синдромом Дауна
    • Человек (ребенок) с ДЦП
    • Человек, использующий инвалидную коляску
    • Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития

    Сравните: человек без инвалидности

    НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ:

    • Инвалид
    • Человек с ограниченными возможностями
    • Больной; с проблемами здоровья
    • Жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске
    • Парализованный, глухой или слепой
    • Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный
    • Страдающий ДЦП, дэцэпэшник

    ПОЧЕМУ?

    При общении с любым человеком мы определяем его через личные, а не физиологические качества. Это как с социальными ролями - когда один и тот же человек одновременно может быть мамой, милиционером, собачником, управдомом и коллекционером кактусов. Все эти роли связаны с личностью человека, его увлечениями, склонностями и способностями.
    Но если мы начнем определять человека через его физическое состояние или, тем более, болезнь, мы автоматически отказываем ему в проявлении этих личных качеств, склонностей и способностей.
    Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему определение, которое переводится, как «неспособный».
    «Инвалидность» же - это не определение, а описание физиологического состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что тот, о ком идет речь, может играть много других социальных ролей, и его жизнь не ограничивается этой самой инвалидностью. Важно также, что говоря так, мы не исключаем, что это временное состояние.
    По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь - «даун», «слепой», «парализованный».
    Отдельно хочется сказать о наболевшем - «человек с ограниченными возможностями» . Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что, называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»?
    Есть термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен.

    ПРО ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬ
    Я понимаю, что все корректные слова и выражения, которые я привела здесь - более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью».
    Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги - это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива - к уважению и нормальному человеческому общению.
    В качестве примера приведу чудесный диалог. Как-то раз мы с детьми гуляли на детской площадке, и к Алёшке подошел мальчик. Он внимательно рассмотрел коляску, а потом спросил (у меня): «Он что, инвалид?» Я немного растерялась, и ответила: «Ээээ… Нуу.. Ну, он на коляске». Мальчик выдохнул: «Ой, ну слава Богу, а то я уж подумал, что он инвалид..» Ну, и пошли ребята играть…

    10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

    (из пособия «Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет» РООИ «Перспектива», С.А. Прушинский)

    1.Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью , обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

    2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью , вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

    3. Когда Вы встречаетесь с человеком , который плохо или совсем не видит , обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

    4. Если Вы предлагаете помощь , ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

    5.Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

    6.Опираться или повиснуть на чей‑то инвалидной коляске — это тоже самое , что опираться или повиснуть на ее обладателе . Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека , который ее использует .

    7.Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении , слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

    8.Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями , расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

    9.Чтобы привлечь внимание человека , который плохо слышит , помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

    10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что‑либо в руки незрячему , ни в коем сл учае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

    Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

    Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя - и многое прояснится само собой. И в конце концов, наши слова - это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему.

    Марина Потанина

    Президент фонда "Детям о детях" и мама

    • Почему люди становятся инвалидами?
    • В какой помощи они нуждаются?
    • Чего способны достичь люди с ограниченными возможностями?

    Инвалиды

    Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам Организации Объединённых Наций (ООН), чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

    Инвалиды - люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др.

    Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов - ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней.

    Причины инвалидности

    Инвалидность - далеко не всегда врождённое состояние, наследственность. Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины. Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги.

    Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

      Интересные факты
      Международный день людей с ограниченными возможностями здоровья проводится ежегодно з декабря.

    Инвалиды - такие же, как и все люди, хотя и со своими особенностями. А у кого их нет?! Нужно, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Им нужно понимание и равноправие.

    С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? Что помогает их преодолевать?

    Помощь людям с ограниченными возможностями

    Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.

    Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

    В нашей стране есть немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.

      Дополнительное чтение
      Слепые с рождения хорошо ориентируются в пространстве. Они никогда не наткнутся на дерево и не упадут с тротуара. А вот ослепшие внезапно годами сидят дома, выходя на улицу только в сопровождении родных. Не могут самостоятельно купить хлеба и перейти дорогу - звуковых светофоров в стране немного.
      При определённой подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после специальной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

    С какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни инвалиды по зрению? Какие приспособления помогают их преодолевать? А как вы можете помочь инвалидам по зрению решать их проблемы?

    Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями. Слепоглухих детей, т. е. и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается около 12 тыс. Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% - потеряли зрение в результате несчастных случаев, а остальные - слабовидящие.

    Выдающиеся достижения

    Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.

    Достаточно вспомнить великого композитора Людвига ван Бетховена, который оглох в расцвете творческих сил и, преодолевая неимоверные трудности, прикладывая титанические усилия, сочинял гениальные симфонии.

    Николай Островский, потерявший зрение, написал роман «Как закалялась сталь», повествующий о выдающемся мужестве и призывающий людей не сдаваться перед обстоятельствами.

    Лётчик Алексей Маресьев в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов получил тяжёлое ранение, в результате которого ему ампутировали ноги до колен. Несмотря на инвалидность, он всё равно вернулся в полк и летал с протезами. До ранения сбил четыре немецких самолёта, а после ранения ещё семь.

    Российская сборная по паралимпийским видам спорта неизменно занимает первые места и выступает лучше, чем главная олимпийская команда. (Паралимпиады - спортивные соревнования для инвалидов - проводятся после основных Олимпийских игр.)

    Как вы считаете, в чём причина достижений людей с ограниченными возможностями?

    Возможно, в этом - в приложении сверхусилий - таится причина выдающихся успехов инвалидов. Им надо только немножечко помочь.

    Начинайте с малого - улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.

      Интересные факты
      В Великом Новгороде почти 30 лет существует уникальный театр «Жест», в котором объединены актёры, являющиеся инвалидами по слуху и инвалидами-колясочниками. В состав необычной труппы входят люди в возрасте от 7 лет и старше. Уникальный новгородский театр неоднократно становился лауреатом международных, всероссийских и региональных фестивалей, он был удостоен нескольких престижных премий.

      Подведём итоги
      Инвалидность - не всегда наследственность и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.

      Основные термины и понятия
      Инвалид, инвалидность.

    Проверьте свои знания

    1. Объясните значение слов «инвалид», «инвалидность».
    2. Назовите причины инвалидности.
    3. Если инвалиды - это люди с ограниченными возможностями, то как они могут устанавливать олимпийские рекорды?
    4. Если бы вы были руководителями государства, какие бы предложили меры к улучшению жизни людей с ограниченными возможностями?

    Практикум

    1. Журнал «Большой город» в 2009 году устроил акцию, в ходе которой инвалиды-колясочники и здоровые люди (в том числе несколько знаменитостей) на инвалидных колясках проделали путь от метро «Кутузовская» до метро «Киевская». Они попытались совершить обычные действия: зайти в магазин, в аптеку, посидеть в кафе, чтобы понять, подходит ли этот район Москвы для жизни инвалидов.
      Как это происходило и что из этого вышло, вам нужно выяснить самостоятельно, собрав нужный материал в Интернете и подготовив устное сообщение.
    2. Обойдите окрестные дома и улицы - что в них приспособлено для инвалидов, а что - нет. Как бы вы переделали неудобные места? Сформулируйте ваши предложения.
    3. Есть ли в вашем окружении люди с ограниченными возможностями? Что вы можете рассказать об их жизни? Какую помощь вы лично могли бы оказать людям с ограниченными возможностями?
    4. Соберите сведения о наших современниках, которым их инвалидность не помешала достичь успехов в жизни. Сделайте компьютерную презентацию.
    5. Какую помощь оказывают инвалидам в нашей стране? А в зарубежных странах? При подготовке воспользуйтесь материалами газет и журналов, Интернета.