Рождение недоношенного ребёнка как любовь. Всегда кажется, что такое происходит только с тобой. От этого - страх, непроходящая тревога, тотальное недоверие и чувство вины весом с чугунный мост. А нужно совсем другое.

Важно осознать, что это случилось не только с вами. Каждый день дети рождаются раньше срока. Отделение интенсивной терапии новорожденных никогда не пустует. И далеко не всегда хорошее течение беременности, «правильный» возраст, диета, УЗИ-скриннинги станут гарантией вашей безопасности.

Первое, что стоит уяснить: вы не виноваты. Не позволяйте комплексу вины помешать вам восстанавливаться после родов, бороться за своего ребёнка и спать. Поверьте, спать нужно обязательно.

Второе: ваш ребёнок очень маленький, ему нужно время, чтобы адаптироваться к этому миру. Не ждите от него подвига.

Первую декаду жизни мой сын провёл в кювезе, на аппарате искусственной вентиляции лёгких, на стабилизирующих давление препаратах, в медикаментозном сне. И потом, в отделениии интенсивной терапии, он только спал, изредка открывая глаза. Он не плакал, не реагировал на раздражители. Его не беспокоил лишний звук, многочисленные уколы или катетеры. Он быстро уставал, и кормить его приходилось шприцем через зонд. И этот процесс тоже не вызывал у него никаких реакций. В среднем кормления занимали около 8 часов в день. Остальное время я мучилась неведением, отсутствием «обратной связи», недосказанностями врачей.

И казалось, это никогда не кончится. Все картины будущего были невыносимыми. Я рыдала каждую ночь. И каждый день. И здесь важно третье правило: «Говорите с кем-нибудь!» Если чувствуете, что не справляетесь - найдите психотерапевта. Попросите лечащих врачей подробно объяснить вам происходящее. Если они откажутся, попросите ещё раз. Не бойтесь выглядеть навязчивыми. Попробуйте найти общий язык с медиками и начните сотрудничать с ними. Ведь ваша общая цель - помочь малышу чувствовать себя хорошо.

Сейчас, по прошествии восьми месяцев, я понимаю, что драматическую составляющую умножало моё незнание, медиооцинская неосведомлённость и постоянные сравнения с «обычными » детьми, родившимися вовремя. И что ни слёзы, ни самокопания, ни постоянные страхи помочь не могут.

На таких ранних этапах ни один врач, ни одно обследование не смогут дать вам точных прогнозов и предсказать последствия преждевременных родов. И тут - всё, что вам остаётся делать - это любить ребёнка. Быть на шаг впереди беды, читать и узнавать о всевозможных проблемах, знать, когда нужно проверить зрение и когда должно закрываться овальное окно, как обогащать молоко или выбирать правильное питание, найти двух-трёх неврологов, у которых будете консультироваться на первом году жизни. Все они будут говорить разное, ваша задача - фильтровать.

Преждевременно рождённые дети не выдают вам полный спектр реакций, но они очень чувствительны к избыточной стимуляции. У вас есть множество способов соощить ребёнку, что вы рядом. И он узнает. Вы не представляете, как сильно меняется ребёнок, когда после реанимации, наконец, заново знакомится с мамой.

Итак, как наладить контакт?

Малыш реагирует на прикосновения уже на первом триместре внутриутробного развития. Поэтому знакомство можно начать как раз с касаний .

- касайтесь одним уверенным, осторожным движением , избегайте нажатий, не пытайтесь делать «массаж» или постукивать. Его кожа ещё слишком чувствительная, любая интенсивность сейчас будет избыточной. Поэтому даже если хочется его обнять и защитить от всего мира - сдерживайтесь.

- обнимая ребёнка, придерживайте его за голову и стопы, имитируя положение в утробе матери . Так он будет чувствовать себя защищённым.

- проконсультируйтесь с врачами по поводу ухода «кожа к коже» (он ещё называется «метод кенгуру»). В 1983 году в Колумбии его впервые стали применять Эдгар Рэй и Гектор Мартинез. В их клинике наблюдалась необычайно высокая смертность среди новорожденных. Никаких «инкубаторов» в клинике не было. А постоянный контакт с кожей матери или отца был незатратным и нетехнологическим способом поддерживать температурный режим младенца и успокаивать его. Планируя контакт «кожа к коже», снимите всю одежду с ребёнка, оставляя только подгузник. Расстегните свою рубашку и приложите малыша к оголённой коже так, чтобы он касался вас животиком и грудью. Спинку малыша прикройте покрывалом. Исследования показывают, что матери могут регулировать температуру своего малыша с удивительной степенью точности. Когда мать держит малыша, то ее температура увеличивается, если ему холодно и уменьшается, если он перегрелся. Мать способна изменять свою температуру на 2 градуса за 2 минуты. А температура это один из самых эффективных способов сохранения энергии у малыша, особенно недоношенного. Контакт может длиться несколько часов. Это чудесное время, когда вы чувствуете, что на самом деле помогаете своему ребёнку пережить столкновение с этим большим и сложным миром.

- дайте схватить вас за палец . Такая форма физического контакта для малыша природна и понятна. Это филогенетически древний рефлекс. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. А человеческие детёныши так понимают, что мама рядом.

- первые купания лучше проводить в пелёнке, чтобы минимизировать контакт нежной кожи младенца со стенками ванночки и максимально точно контролировать температуру воды.

Понимание запаха и вкуса развивается у ребёнка уже во втором триместре беременности. Он уже знает ваш голос, узнаёт запах. Нужно помочь ему разобраться с этими ощущениями.

- не пользуйтесь никакими средствами с сильным ароматом . К ним относятся дезодоранты, антиперспиранты, ароматизированное мыло, лосьоны. Все эти запахи - очень острые и интенсивные раздражители для малыша в первые недели жизни.

- положите в кювез пелёнку с запахом вашего грудного молока . Достаточно несколько капель, чтобы ребёнок почувствовал и узнал запах.

-если врачи не против, можно дать младенцу пустышку с несколькими каплями грудного молока , чтобы он сосал её во время кормления через зонд.

- пробуйте прикладывать к груди . Даже если малышу тяжело или он отказывается, пробуйте обязательно.

В утробе матери ребёнок может слышать приглушённые звуки. Но звуки большого мира ему не знакомы. Он не знает, как на них реагировать, его восприятие, как правило, не справляется с богатой звуковой палитрой.

- постарайтесь не шуметь рядом с кроваткой ;

- в первые недели не ставьте малышу музыку , даже приятные вашему слуху колыбельные для него могут стать лишним шумом.

Зрение у детей разивается последним. И оно требует макисмальной защиты. Как у котят, веки глубоко недоношенных малышей могут быть ещё закрытыми при рождении. Помните, что большинство детей, даже если и открывают глаза, то сфокусироваться или рассмотреть детали увиденного ещё не могут. Ещё какое-то время после рождения дети видят всё размыто, а дальнозоркость у многих сохраняется до года.

- для защиты глаз новорожденного включайте только приглушённый свет, завешивайте окна палаты, а во время процедур прикрывайте глаза ребёнка рукой или пелёнкой.

-ни в коему случае не используйте вспышку, когда фотографируете малыша.

-когда глаза ребёнка открыты, избегайте дополнительных стимулов, таких как укачивание или голо с. Ему достаточно зрительной информации.

Далеко не каждый недоношенный ребёнок может кричать или плакать. Начиная с 33-ей недели беременности малыш испытывает голос и пробует издавать нежные звуки, покожие на воркование маленького ягнёнка. Услышать их могут только родители преждевременно рождённых детей.

Ногти и ресницы тоже могут появиться с запозданием. Но зато вы станете свидетелями стольких волнующих и важных этапов развития своего ребёнка.

Обычно в палате это очень трудно - радоваться. Или удивляться. Или вести какие-то записи. Но, поверьте, всё что происходит в эти моменты - это чудо. Ваш малыш борется за каждый день, он заявляет о себе миру, он верит в вас и очень нуждается в вашей радости тоже.

События, которые важно запомнить (сфотографировать, описать, снять на видео):

Малыш начал дышать самостоятельно и его отключили от аппарата искусственного дыхания.

Все пластыри с лица и зонд для кормления наконец, сняты.

Вы впервые держите малыша по «методу кенгуру».

Первое «взрослое» кормление из бутылочки.

Переход из инкубатора в кроватку.

Первое купание.

Если вам не хочется ничего снимать, если радость и фотографии кажутся сейчас неуместными, попросите заняться этим своих родных или медсестёр.

Ведь ваш отважный ребёнок имеет право знать, как он тут боролся и видеть, каким маленьким героем он был. И когда он вырастет, то сможет сказать: «я весь помещался у папы на ладошке», «все подгузники с меня спадали», «мамино кольцо можно было надеть мне сразу на всю руку»…

И главное правило, которое стоило бы писать красными буквами поверх всех историй болезней, страхов и диагнозов - это вера. Находите в себе силы верить в своего ребёнка. Каждое утро говорите ему, как здорово, что он теперь тут, с вами, проснулся и зевает. Каждый вечер рассказывайте ему, как любите его и как чудесно, что он заново показывает вам этот мир. С самого начала.

От 40 до 90% информации об окружающем мире попадает в мозг через глаза. Дети, у которых нарушено зрение, требуют особого подхода, чтобы развивать функции мозга.

По данным ВОЗ, каждую минуту в мире слепнет один ребенок. При этом в 75% случаев это можно было предотвратить, т. к. зрительный аппарат у ребенка развивается до 14 лет. При ранней диагностике многие заболевания глаз у детей излечимы.

Болезни, с которыми сталкиваются детские офтальмологи - чаще всего приобретенные, а не врожденные.

Часто возникающие патологии в детском возрасте, их фото

Синдром сухого глаза

Синдром сухого глаза – это недостаточная увлажненность роговицы и конъюнктивы . 50 лет назад синдром считался проблемой взрослых людей, а сейчас с жалобами обращаются и дети.

Появляется из-за сухости воздуха, постоянного напряжения зрения, аллергии, инфекций, аномалий строения глаза.

Симптомы усиливаются к вечеру или после долго нахождения на ветру или на холоде:

  • резь и жжение;
  • светобоязнь;
  • чувство усталости глаз;
  • ребенок часто трет глазки;
  • жалобы на расплывчатое зрение;
  • на белке видна сеточка красных капилляров.

Лечение - хорошее увлажнение каплями и гелями и обязательное устранение причин: избавление от инфекции, смена линз на очки, увлажненный теплый воздух. Если сухость появилась из-за аллергии, помогут антигистаминные препараты.

Увеит

Воспаление радужной и сосудистой оболочки глаза называется увеитом. Он вызывается бактериями. Увеит у детей бывает симптомом ревматизма, ревматоидного артрита, гломерулонефрита, вирусной инфекции, . Так как сосудистая оболочка глаза питает сетчатку, отвечает за ее аккомодацию, нарушения могут вызвать частичную или полную слепоту.

Ревматический увеит диагностируют у детей старше 3 лет. У девочек он встречается чаще, чем у мальчиков. Хроническая форма обостряется весной и осенью.

Симптомы увеита сначала незаметны, особенно у малышей, которые не могут рассказать о своих ощущениях:

  • слезоточивость;
  • боязнь яркого света;
  • покраснение глаза;
  • зрение затуманено;
  • веко отекает;
  • при острой форме – резкая боль.

Основная симптоматика уевита у детей представлена на фото ниже:

Лечат увеит на начальном этапе противовоспалительными препаратами в виде капель. В тяжелых случаях делают уколы в нижнее веко, иногда требуется хирургическая операция.

Макулодистрофия

Макулодистрофия – дистрофическое изменение сетчатки из-за недостаточности ее питания . У детей она встречается редко и может развиться по наследственным причинам. Макулодистрофия бывает сухая и влажная.

При сухой в глазах образуются друзы - желтые пигментные пятна; потом они сливаются и начинают темнеть.

Почернение означает отмирание светочувствительных клеток и развитие слепоты. На ранней стадии можно вылечить без последствий для зрения.

Влажная форма опаснее . При ней появляются новые сосуды, которые лопаются и дают кровоизлияние в глаз, светочувствительные клетки отмирают и не восстанавливаются.

При макулодистрофии малыш жалуется на:

  • затуманенное пятно без выраженных контуров;
  • дезориентацию в темноте;
  • прямые линии кажутся изогнутыми.

Лечение сухой формы проводится антиоксидантными средствами, препаратами, содержащими цинк, витамины А и Е. Влажная лечится лазером, внутриглазными инъекциями, фотодинамической терапией.

Эписклерит

Эписклерит – воспаление ткани, которая находится между склерой и конъюктивой глаза . У детей встречается редко. Самый главный симптом – сильное покраснение белка глаза. Остальные признаки - общие для любого воспаления глаза: отечность, светобоязнь, слезоточивость, головная боль. Может появиться сыпь на лице.

Эписклерит проходит сам без лечения за 5-60 дней , но может перейти в хроническую форму. Тогда болезнь будет возвращаться. Лечение обычно симптоматическое: искусственная слеза, промывание ромашкой, отдых глазам.

Анизокория

Анизокория не считается болезнью, это симптом , при котором разница в диаметре зрачка у детей больше, чем 1 мм (как на фото ниже). Это объясняется тем, что один из зрачков неправильно реагирует на раздражители: свет, болезни, медикаменты.

Анизокория у ребенка, в том числе грудничка, может свидетельствовать о:

Для диагностики исключают болезни из списка одну за другой. Когда причину устранят, диаметр зрачков придет в норму.

Названия распространенных офтальмологических болезней

При рождении глаза – наименее развитый орган , поэтому разные неполадки и дисфункции могут возникать на всем протяжении становления зрительного аппарата, вплоть до 14 лет.

Кроме перечисленных болезней, офтальмологи сталкиваются и с другими проблемами у детей:

  • , или «ленивый глаз» – симптом, при котором один глаз видит хуже другого. В детский мозг поступает разная картинка, которая неправильно обрабатывается.

    Когда основное заболевание корректируется, один глаз все еще «по привычке» видит хуже. Без последствий лечится амблиопия до 3-4 лет, пока формируются зрительные области в головном мозге. У детей постарше зрение уже не будет 100% одинаковым на оба глаза.

  • – помутнение хрусталика, из-за которого теряется светочувствительность глаза. Эта болезнь встречается примерно у 3 детей из 10 000. Если она врожденная, то диагностируется в роддоме, если развивается позже – у офтальмолога на приеме. Если катаракту не лечить, то возможна полная слепота. Хирургическая операция может полностью восстановить зрение.
  • – заразная болезнь. Он может быть вирусной, бактериальной или аллергической природы. Отличается появлением гнойного содержимого, которое склеивает ресницы, покраснением глаз, ощущением рези и «песка». Лечат антивирусными или антибактериальными каплями в зависимости от того, что вызвало болезнь.
  • бактериальное воспаление волосяного фолликула или сальной железы на веке, не заразен, появляется при снижении иммунитета. Чаще всего поражает детей от 7 до 17 лет. У подростков в период полового созревания секрет сальной железы становится более вязким, он забивает выход и вызывает воспаление. Болезнь длится около недели и заканчивается вскрытием гнойника.
  • – воспаление хряща из-за закупорки сальной железы на верхнем (чаще) или нижнем веке. Проявляется припухлостью и покраснением, потом появляется воспаленная горошинка. Чаще всего возникает у детей 5-10 лет. Лечится массажем, прогреванием, каплями. При необходимости проводят операцию под местным наркозом.
  • Глаукома бывает врожденная и вторичная, включает более 60 заболеваний с нарушением оттока внутриглазной жидкости. Из-за этого повышается внутриглазное давление, что приводит к атрофии зрительного нерва и слепоте. У детей чаще всего это врожденное, после 3 лет диагностируется очень редко. Более 50% детей, у которых нашли врожденную глаукому, без операции слепнут к 2 годам.
  • (близорукость) – самое распространенное заболевание глаз у детей. При этом заболевании малыш плохо видит предметы, расположенные вдали.

    Встречается в основном у детей с 9 лет, прогрессирует в подростковом возрасте из-за бурного роста и гормональной перестройки.

    Может быть обусловлена наследственностью, врожденными дефектами, постоянным напряжением глаз, плохим питанием. Корректируется очками или линзами.

  • – расплывчатое видение предметов вблизи. Все дети до 7-9 лет дальнозорки с рождения, но этот показатель уменьшается по мере развития глазного аппарата. Если глазное яблоко развивается неправильно, то дальнозоркость с возрастом не уменьшается. Корректируется ношением очков или линз.
  • неправильная форма роговицы, глаза или хрусталика. Из-за этого предметы видятся искаженными. Лечится ношением специальных очков, при помощи ортокератологии, с 18 лет можно провести операцию лазером.
  • – нарушение проходимости слезных каналов. Из-за этого жидкость в канале накапливается, начинается гнойное воспаление. Может быть врожденным и приобретенным, острым и хроническим. При острой форме на 2-3 день в уголке глаза формируется отверстие, через которое жидкость прорывается наружу.
    • Нистагм – неспособность зафиксировать глазное яблоко в одном положении. Колебание может быть горизонтальным и вертикальным, говорит о заболеваниях нервной системы.

      Проявляется он не сразу, а ближе к 2-3 месяцам. У большинства детей нистагм проходит сам собой. В тяжелых случаях показана операция.

    • – слабость глазных мышц, при которых глаза смотрят в разные стороны. В первые месяцы это считается нормой, особенно у недоношенных малышей, а потом корректируется операцией.
    • Ретинопатия новорожденных – нарушение развития сетчатки. Возникает у 20% детей, родившихся до 34 недели с весом менее 2 кг из-за того, что глазное яблоко еще не сформировалось до конца. Около 30% детей переживают это заболевание без последствий для зрения в дальнейшем.

      У оставшихся развиваются осложнения: близорукость, астигматизм, глаукома, катаракта, отслойка сетчатки.

    • Птоз – слабость мышцы, которая поднимает верхнее веко. Если это врожденная аномалия, то чаще всего она сочетается с другими болезнями. Глаз может закрываться целиком или совсем немного. Эта особенность корректируется хирургически в возрасте 3-4 лет.

    У маленьких деток тоже могут возникать проблемы с глазками. Поэтому вам будут полезны статьи на такие темы:

    Еще больше полезной информации о глазных болезнях у детей узнаете из следующего видео-ролика:

    Большинство глазных болезней у детей при ранней диагностике успешно лечится. Можно остановить и скорректировать даже развивающуюся слепоту, если вовремя обратить внимание на признаки ухудшения зрения у ребенка.

    Вконтакте

    Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире. Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни - самый интенсивный период развития зрительной функции. Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

    Общий план строения органа зрения

    Орган зрения - уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

    Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

    Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:


    На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному. Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

    Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

    Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

    Развитие зрения в первый месяц жизни

    Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

    Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

    Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

    Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

    Палочки и колбочки - специализированные светочувствительные клетки сетчатки

    Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

    Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

    Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае - разная кривизна роговицы, или астигматизм.

    Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

    Зрительный нерв - проводник информации от сетчатки в головной мозг - также меняется в этом возрасте. Основной процесс - формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

    В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия - отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

    Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

    Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

    Зрение двухмесячного малыша

    В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

    Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

    Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

    Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

    Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

    Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

    Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

    Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

    В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

    Доктор Комаровский о зрении младенца - видео

    Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

    Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

    Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

    Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

    Косоглазие - результат нескоординированной работы глазных мышц

    Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

    Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

    К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

    Косоглазие у детей первого года жизни - видео

    Особенности зрения недоношенного новорождённого

    Недоношенность - состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

    Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

    Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

    У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

    Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка - риск отслойки сетчатки

    На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

    Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

    Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

    Проблемы органа зрения на первом году жизни

    Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:


    Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

    Проблемы органа зрения грудных детей - таблица

    Вид патологии Локализация процесса Суть проблемы Возможный исход заболевания
    Ретинопатия недоношенных Сетчатка глаза
    • нарушение формирования сосудов сетчатки;
    • прорастание сосудов в стекловидное тело;
    • отслойка сетчатки.
    Полная потеря зрения
    Частичная атрофия зрительного нерва Волокна зрительного нерва Отмирание части нервных волокон
    • изменение светового и цветового восприятия;
    • полная потеря зрения.
    Глаукома Структуры передней камеры глаза
    • повышение внутриглазного давления;
    • частая связь с ретинопатией недоношенных.
    Полная потеря зрения
    Врождённая миопия Глазное яблоко
    • значительно удлиняется глазное яблоко;
    • миопия достигает 15–30 диоптрий.
    • ухудшение остроты зрения;
    • полная потеря зрения.
    Врождённая катаракта Хрусталик Помутнение хрусталика
    • ухудшение остроты зрения;
    • полная потеря зрения.
    Врождённая микрофтальмия Глазное яблоко Уменьшение размеров глазного яблока
    • ухудшение остроты зрения;
    • полная потеря зрения.
    Дакриоцистит Слёзный мешок
    • гнойное воспаление глазной орбиты;
    • тромбоз кавернозного синуса.

    Патологии глаз у ребёнка первого года жизни - фотогалерея

    Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения Катаракта - следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции Микрофтальм - частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи Дакриоцистит - инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте

    Ретинопатия недоношенных - видео

    Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

    Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

    Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

    Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

    Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

    Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

    Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

    Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни - чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

    Мероприятия по развитию органа зрения у грудничка - таблица

    1 месяц 2–3 месяца 4 месяца 5–6 месяцев 7–8 месяцев 10–12 месяцев
    • показывать ребёнку яркую погремушку;
    • использовать предметы ярких контрастных цветов и различных форм.
    • показывать картинки, игрушки;
    • подвешивать игрушки в стороне или возле ног.
    Давать ребёнку игрушку в руку
    • играть в прятки;
    • давать игрушки в руки как можно чаще;
    • выкладывать игрушки вблизи ребёнка.
    Побуждать ребёнка ползти к интересным игрушкам
    • показывать фотографии родных;
    • показывать яркие иллюстрации в детских книжках.

    Развивающие картинки для грудничка - фотогалерея

    Изучение ярких картинок развивает цветовое восприятие ребёнка Малышу полезно изучать цветные картинки Яркие цвета картинки привлекают внимание малыша

    Зрение - важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами - повод запланировать визит к детскому офтальмологу.

    Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

    Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

    • незрелостью сетчатки;
    • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
    • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
    • слабостью цилиарной мышцы;
    • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

    Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

    Развитие зрения у новорожденных по месяцам

    Острота зрения и зрительные функции

    новорожденный

    • различает только свет и тень - светоощущение;
    • зрачки реагируют на свет;
    • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
    • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
    • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
    • периодически может появляться косоглазие.
    • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
    • предметы двухмерные (ширина и высота);
    • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
    • начинает распознавать цвета: сначала красный;
    • длительно задерживает взгляд на игрушке;
    • пытается следить за движущейся игрушкой;
    • начинает формироваться бинокулярное зрение;
    • может сохраняться периодическое косоглазие.
    • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
    • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
    • начинает распознавать разные цвета;
    • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
    • узнает родителей, видит себя в зеркале;
    • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
    • ребенок осваивает дальнее пространство - до 7-8 метров;
    • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
    • ориентируется в пространстве;
    • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
    • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
    • не должно быть эпизодов косоглазия.

    По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

    Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

    Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так - зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

    Как проверяют зрение у новорожденного?

    Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

    Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

    Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

    • форма и подвижность век;
    • расположение глазного яблока в полости глазницы;
    • симметричность расположения глаз;
    • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
    • определяют наличие косоглазия;
    • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
    • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
    • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

    После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

    • скиаскопическое исследование;
    • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

    Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

    • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
    • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

    Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

    Зрение у недоношенных новорожденных

    Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

    Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

    Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

    Тренировка зрения у новорожденных

    Основной стимул для развития зрения - это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

    Для зрения важно наличие зрительных стимулов - ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста - дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных - контрастные черно-белые рисунки.

    Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для сайт

    Полезное видео

    Патология органа зрения недоношенных детей является одной из ведущих в практике детского офтальмолога. Наиболее тяжелыми заболеваниями являются ретинопатия недоношенных (РН), частичная атрофия зрительного нерва, глаукома, врожденная миопия, аномалии развития, ведущие к слепоте .

    Актуальной проблемой является РН – сосудисто-пролиферативное заболевание сетчатки недоношенных первых месяцев жизни . Коллектив нашей кафедры первый в России начал работать над этой проблемой. Первая публикация в стране, посвященная РН, была осуществлена сотрудниками кафедры в 1993 г. .

    Предупреждение инвалидности по зрению у недоношенных детей обусловлено ранней диагностикой и своевременно начатым лечением.

    Общее тяжелое состояние ребенка, нахождение в кувезе, незрелость органа зрения требуют специальной профессиональной подготовки врача-офтальмолога и знание офтальмологических особенностей этого контингента.

    Цель

    Охарактеризовать особенности органа зрения недоношенного ребенка в зависимости от гестационного возраста.

    Материал и методы

    Обследовано 235 недоношенных детей в реанимационном отделении и отделении выхаживания недоношенных детей городской клинической больницы № 8. Гестационный возраст составил 26-36 недель. Масса тела при рождении от 740 до 2200 г.

    Дети разделены на группы в зависимости от гестационного возраста: менее 28 недель – 26 детей; 29-30 недель – 42 ребенка; 31-32 недели – 60 детей; 33-34 недели – 51 ребенок; 35-36 недель – 56 детей.

    Из офтальмологических методов использовали наружный осмотр, наличие зрения оценивали по общей реакции ребенка на свет (рефлекс Пейпера, зажмуривание), по прямой и содружественной реакции зрачков на свет, определяли чувствительность роговицы, применяли биомикроскопию, исследовали наличие прекорнеальной пленки, проводили кератометрию, пупиллометрию, офтальмоскопию. Мидриаз достигался однократной инстилляцией 0,1% раствора атропина сульфата. Результаты исследований регистрировали в разработанной нами карте обследования недоношенных детей .

    При осмотре глазного дна использовали обратную офтальмоскопию с помощью офтальмоскопа Скепенса, электрического офтальмоскопа и луп силой 20 и 29 дптр. Для детализации элементов глазного дна использовали широкопольную ретинальную педиатрическую камеру. Истинное ВГД измерялось микроконтактным способом с помощью тонометра Icare,TIOLAT (Финляндия).

    Результаты и обсуждение

    Наличие зрения у недоношенных оценивается по реакции ребенка на свет: зажмуривание, рефлекс Пейпера (при резком освещении глаз новорожденных наблюдается быстрое откидывание головы назад) . Этот феномен нами отмечается у недоношенных – до 3 месяца жизни. Кроме названного, зрение у ребенка оценивается по прямой и содружественной реакции зрачков на свет. Отсутствие реакции ребенка на свет может отмечаться при тяжелом общем состоянии и не является определяющим критерием отсутствия зрения.

    В возрастной группе со сроком гестации до 28 недель в течение первых двух недель жизни ребенок на свет не реагирует. В 46,2% отмечается общая двигательная реакция ребенка и в 30,8% лишь зажмуривание. Чем больше гестационный возраст ребенка и возраст после рождения, тем более активно он реагирует на световой раздражитель (беспокойство, общее двигательное возбуждение), что связано, очевидно, с созреванием периферических и центральных отделов нервной системы, развитием центра сетчатки. Зрительные функции у недоношенных детей развиваются гораздо медленнее, чем у доношенных. Кратковременная фиксация появляется к 2,5-3-м месяцам у рожденных со сроком гестации до 30 недель; в 1,5-2 месяца при гестации 31-32 недели и в 1-1,5 месяца у 33-34 недельных, тогда как у доношенных в течение первой недели.

    Веки. Кожа век недоношенного ребенка тонкая, гладкая, бархатистая. Слабо выражена орбитально-пальпебральная складка. Через кожу просвечивает сосудистая сеть, в 24,0% выявляются телеангиоэктазии. У большинства новорожденных веки несколько отечны (50,6%), в 31,6% отмечается выраженная складчатость век. Складки не глубокие, легко расправляются. Кожа век достаточно увлажнена, тургор снижен. У большинства детей веки сомкнуты, выявляется редкое кратковременное (на 1-2 секунды) открывание глазной щели, не связанное с применением раздражающих факторов. Веки обоих глаз при открывании и закрывании часто двигаются неравномерно.В случае тяжелого состояния ребенка возможно зияние глазной щели с последующим возможным развитием кератита в этой зоне. По мере роста ребенка, во время бодрствования он открывает глаза, и при этом возникают редкие мигания, частота которых увеличивается с возрастом; движения глазных яблок становятся синхронными.

    Глазная щель недоношенного ребенка узкая. Горизонтальный размер ее зависит от гестационного возраста ребенка и индивидуальных особенностей. Средний горизонтальный размер у ребенка с гестационным возрастом менее 28 недель составляет 12,3 мм, в 35-36 недель – 14,0 мм.

    Слезные органы. Конъюнктива недоношенного ребенка увлажнена, но при плаче слезотечения не наблюдается. Появление слезы у недоношенных происходит несколько позднее, чем у доношенных. Отчетливое отделение слезы при плаче у большинства глубоко недоношенных выявляется лишь к 3 месяцам, у доношенных – к 2 месяцам.

    Конъюнктива век и глазного яблока тонкая, нежная, прозрачная, с матовым оттенком, чувствительность ее отсутствует. Сосудистая сеть конъюнктивы век выражена отчетливо. Хорошо контурируются ходы мейбомиевых желез, выводные протоки которых открываются в интрамаргинальное пространство. В большинстве случаев хорошо видна сосудистая сеть бульбарной конъюнктивы. В 20% отмечается посттравматический хемоз в сочетании с отеком роговицы. После инстилляции в течение нескольких дней витаминных капель и 40% глюкозы эти явления исчезают.

    Субконъюнктивальные кровоизлияния чаще определяются у детей с большим сроком при рождении (у 16,6% детей с гестационным сроком 35-36 недель), что связано, вероятно, с тяжелым родоразрешением более полновесных детей. Эти кровоизлияния рассасываются самостоятельно и бесследно.

    Прекорнеальная пленка присутствует у всех недоношенных детей, но она нестабильна и время ее разрыва увеличивается пропорционально гестационному возрасту с 4 секунд у детей, рожденных до 28 недели, до 10 секунд у детей с 1-й степенью недоношенности . По данным Шамшиновой А.М. с соавторами (1998 г.) уменьшение этого времени до 10 секунд расценивается как несостоятельность пленки.

    Роговица. Кератометрические исследования показали, что диаметр роговицы увеличивается пропорционально гестационному возрасту, составляя 8 мм у детей в возрасте до 28 недель гестации и 9 мм в возрасте 35-36 недель.

    Чувствительность роговицы и мигательный рефлекс у недоношенных детей при рождении и в первые дни жизни полностью отсутствует. В 100% случаев роговица у детей опалесцирует. Чем более глубоко недоношен ребенок, тем опалесценция интенсивнее. При закапывании 40% раствора глюкозы прозрачность роговицы не изменяется, то есть опалесценция имеет физиологический характер. Степень опалесценции зависит от гестационного возраста, от возраста ребенка. У всех детей с гестационным возрастом до 28 недель наблюдается сильная опалесценция роговицы. У детей с гестационным возрастом 35-36 недель при рождении отмечается слабая опалесценция. Физиологическая опалесценция у недоношенных детей исчезает в 3-3,5 месяца. По данным гистологического исследования опалесценция обусловлена преобладанием кератоцитов над эпителиоцитами, высокой гидрофильностью межуточного вещества (Сидоренко Е.И., Бондарь Н.О., 2008 г.).

    Склера у недоношенного новорожденного тонкая, в 84,0% с голубоватым оттенком. У 16,0% новорожденных склера имеет желтоватое прокрашивание, что связано с гипербилирубинемией детей с кровоизлияниями и тяжестью конъюгационной желтухи.

    Структуры глаза, обеспечивающие продукцию и отток внутриглазной жидкости у недоношенного ребенка, морфологически незрелы . На гистологических срезах глаз в 24 недели гестации угол передней камеры очень узкий, трабекула имеет компактный вид, вместо пластин – конгломерат ткани без пространств. Шлемов канал не дифференцирован и начинает раскрываться с 26 недели гестации. Полностью формируется дренажный комплекс к 38 неделям гестации, но угол передней камеры узкий, шлемов канал раскрыт неравномерно. Ресничное тело в 25 недель гестации представляет собой рыхлую сеть мезенхимальных клеток без признаков упорядоченной ориентации и дифференцировки. Дифференцировка начинается с 26 недели и практически заканчивается к 38 неделе.

    У новорожденных детей (недоношенных и доношенных) в возрасте до 4 недель жизни истинное ВГД, измеренное микроконтактным способом тонометром IcareTiolat, составляет в среднем 6,3 мм рт.ст. Следует отметить, что этот способ наиболее информативен у новорожденных, чем метод Маклакова и Шиотса, так как внешнее давление на глазное яблоко, крик ребенка, векорасширители могут повысить ВГД до 30-40 мм рт.ст. Средние значения истинного ВГД у недоношенных детей не зависят от гестации, массы тела, пола, но зависят от постконцептуального возраста и составляют 8,7 мм рт.ст. у детей до 50 недель постконцептульного возраста и практически приближаются к показателям взрослых после 50 недель постконцептуального возраста, составляя в среднем 11,6 мм рт.ст. .

    Радужка у недоношенных серая, монотонная, с голубоватым оттенком. У подавляющего большинства детей рисунок радужки (крипты и лакуны) не выражен и начинает определяться лишь с 33-34 недели.

    Зрачок. Диаметр зрачка изменяется в зависимости от гестационного возраста. У глубоко недоношенных детей с гестационным возрастом менее 28 недель в 62,5% отмечается патологическое расширение зрачка до 5 мм, связанное с тяжестью общего состояния ребенка и выраженными расстройствами ЦНС. В среднем диаметр зрачка в этом возрасте находится в пределах 3,5-4,5 мм. В возрасте 35-36 недель этот показатель составляет 1,5-2 мм, что соответствует показателям у доношенных детей. В большинстве случаев (55,5%) реакция зрачков на свет у детей первых дней жизни (прямая и содружественная) отсутствует. Явная реакция зрачков на свет появляется не ранее 31-33 недели гестации. Содружественная реакция отмечается у детей с 31 недели гестации. Размер зрачков обоих глаз практически одинаков.

    Пупиллярная мембрана. Представляет собой эмбриональную сосудистую капсулу хрусталика, перекрывающую переднюю поверхность хрусталика в области зрачка.В возрасте до 25 недель сосудистая мембрана занимает почти все пространство зрачка, в 29-30 недель – до 2/3 зрачка; в 31-32 недели – до 1/2, а в возрасте 33-34 недель – не более 1/3 пространства зрачка. По мере роста ребенка происходит запустевание и исчезновение сосудов передней капсулы хрусталика в направлении от центральных отделов к периферии. Таким образом, по величине пупиллярной мембраны можно судить о степени недоношенности. На эти особенности также указывал H.M. Hittner (1977).

    Персистирующая гиалоидная артерия наблюдается в 18% случаев. У глубоко недоношенных a.hyaloidea встречается в 26% случаев; у рожденных на 35-36 неделе – в 10%. Она имеет вид тяжа, прикрепленного к диску зрительного нерва, другой конец свободен. В дальнейшем возможен регресс этого сосуда, но в 13% гиалоидная артерия сохраняется.

    Глазное дно. У глубоко недоношенных детей (до 25 недель) могут возникнуть трудности при офтальмоскопии глазного дна из-за сильной опалесценции роговицы и наличия эмбриональной сосудистой мембраны.

    В большинстве случаев (42,5%) у глубоко недоношенных детей (до 25 недель) наблюдается серо-желтый фон глазного дна. По мере увеличения гестационного возраста фон глазного дна приобретает сначала желтовато-розовую окраску, а затем бледно-розовую, как и у доношенных детей. У детей в возрасте 35-36 недель фон глазного дна в большинстве случаев (70,6%) имеет желтовато-розовую окраску и в 17,6% – бледно-розовую. На периферии фон бледнее, с аспидным оттенком. Перипапиллярно у 21,7% детей располагаются желтоватые участки пастозной сетчатки. У 11,6% детей наблюдается распространенный отек сетчатки. Чем более глубоко недоношен ребенок, тем больше вероятность появления у него отека сетчатки (в 57,2% случаев у глубоко недоношенных и в 11,1% случаев у детей с гестационным возрастом 35-36 недель). У детей, которых впоследствии развилась РН, отек и ишемия сетчатки встречаются чаще, чем у здоровых детей.

    У 16,7% детей в первые дни жизни наблюдаются ретинальные и преретинальные кровоизлияния, располагающиеся преимущественно в центральной зоне. Кровоизлияния, возникшие перинатально, хорошо рассасываются.

    Сосуды глазного дна также имеют свои особенности у недоношенных детей: границы их недостаточно четко очерчены, световой рефлекс на сосудах отсутствует. У края диска зрительного нерва сосуды сетчатки не имеют еще постоянного диаметра, поэтому их сравнение проводят на некотором отстоянии от края диска, в основном в темпоральных квадрантах глазного дна, где чаще встречаются сопоставимые пары сосудов. Соотношение калибра артерий и вен сетчатки у недоношенных при рождении составляет в среднем 1:2-2,5, что соответствует показателям доношенных детей. Резкое сужение калибра сосудов (вен и артерий) наблюдается в 27,5% случаев, сужение артерий – в 36,2%, полнокровие вен – в 21,7%.

    В среднем калибр сосудов в центральных отделах глазного дна при рождении составляет у глубоко недоношенных детей 1/3-1/4 калибра доношенных.

    На периферии сосуды у глубоко недоношенных имеют свои особенности. Эти сосуды также, как центральные, сужены. Артерии и вены дихотомически ветвятся, при этом концевые ветви не доходят до крайней периферии сетчатки. Между окончаниями сосудов и orа serata образуется аваскулярная зона. Чем более глубоко недоношен ребенок, тем эта зона шире. Аваскулярная зона по цвету отличается от центра сетчатки (имеет более серый оттенок, чем в центральных отделах глазного дна). По мере роста ребенка эта зона постепенно розовеет, уменьшается в размерах и сравнивается по цвету с остальной сетчаткой. При этом сосуды «дорастают» до периферии сетчатки, не нарушая своего дихотомического деления.

    Диск зрительного нерва. У большинства недоношенных новорожденных детей (80,3%) серый. Желтоватую окраску ДЗН начинает приобретать у детей от 33 недель (15,1%), и только у 4,6% детей с возрастом старше 33 недель ДЗН приобретает розоватый оттенок. У всех детей вокруг диска отмечается пигментное кольцо (чем больше степень недоношенности, тем шире кольцо), а также белесоватый склеральный ободок. В 60,6% границы ДЗН просматриваются, но не вполне четко, так как бледный ДЗН по цвету сливается со склеральным кольцом. В 39,4% случаев контуры диска стушеваны, на фоне, как правило, отечной сетчатки. Выявлена зависимость четкости границ ДЗН от возраста (контуры ДЗН стушеваны в 60,0% случаев у глубоко недоношенных и в 22,2% у детей с гестационным возрастом 35-36 недель). Сосудистая воронка на ДЗН не выражена. Появление желтоватой окраски ДЗН свидетельствует о миелинизации волокон зрительного нерва, а бледно-розовый оттенок диска характеризует морфологическое созревание волокон и сосудов зрительного нерва.

    Центральная зона. У всех недоношенных новорожденных макулярная область не дифференцируется, макулярный и фовеолярный рефлексы отсутствуют. Формирование макулярного рефлекса в центральной зоне глазного дна у глубоко недоношенных детей начинается в возрасте 3-3,5 месяцев, у 29-30 недельных – в 2,5-3 месяца, у 31-32 недельных – в 1,5-2,5 месяца, у 33-34 недельных, как и у доношенных, в 1-2 месяца, что обычно совпадает с развитием зрительных функций у ребенка.

    Аваскулярная зона находится на периферии глазного дна, имеет серый оттенок. В норме васкуляризация сетчатки заканчивается к моменту рождения ребенка. У глубоко недоношенных аваскулярная зона встречается в 100% случаев, у 35-36 недельных – в 42% случаев. Практически у всех детей, рожденных до 34 недели гестации, имеется аваскулярная зона, ширина ее обратно пропорциональна гестационному возрасту.

    Таким образом, орган зрения недоношенного ребенка имеет ряд особенностей, знание которых необходимо для правильной трактовки офтальмологических исследований и своевременной диагностики патологии, среди которой наиболее тяжелой является ретинопатия недоношенных.