Бессонница или инсомния – это расстройство сна. Оно проявляется нарушением засыпания, поверхностным, прерывистым сном или преждевременным пробуждением. За ночь силы не успевают восстановиться, и с утра вы чувствуете себя усталым, не выспавшимся и разбитым. Днем возникает непреодолимая сонливость, снижается работоспособность, портится настроение.

Бессонница – это сбой в работе наших «биологических часов», которые отвечают за чередование бодрствования и сна. В норме биологические часы работают стабильно. В одно и то же время они готовят организм ко сну. При этом уменьшается скорость реакций, умственная и физическая работоспособность, снижается артериальное давление и температура , вырабатывается меньше адреналиноподобных гормонов, повышающих активность. Но если возникает сбой в биоритмах, то эти процессы начинаются не вечером, а под утро, когда вам уже пора вставать.

От бессонницы страдают 30% мужчин и 35% женщин. Эта проблема актуальна для маленьких детей, а также для людей среднего и пожилого возраста. Замечено, что чем старше человек, тем чаще он жалуется на бессонницу. Особенно распространена эта проблема среди социально незащищенной категории людей.

Несколько интересных фактов о сне и бессоннице:

  • В норме человек проводит во сне треть жизни.
  • За сон отвечает особый центр мозга, который находится в гипоталамусе.
  • Во время сна наш мозг не отдыхает, а наоборот, активизируется некоторые его участки: гипоталамус, таламус и лобные доли.
  • Ночью организм вырабатывает гормон мелатонин, который помогает засыпать.
  • Здоровый сон состоит из двух фаз. Фаза медленного движения глаз (МДГ) – когда мы крепко засыпаем, длится 75% времени. И фаза быстрого движения глаз (БДГ) – когда мы видим сны.
  • Во второй фазе сна (БДГ) мышцы тела «парализуются», чтобы мы не повторяли те движения, которые делаем во сне.
  • Во время сна мы восстанавливаем потраченные за день психические и физические резервы организма. Поэтому, чем больше вы работали, тем больше нуждаетесь в здоровом сне.
  • У детей гормон роста вырабатывается во время глубокого сна, поэтому они действительно растут во сне.
Существует множество видов бессонницы. Одни страдают от этой проблемы эпизодически после тяжелого дня, а у других бессонница хроническая. Молодые люди часами не могут заснуть, а те, кто постарше, просыпаются в 3 часа утра и потом не могут заснуть. Часто люди просыпаются по нескольку раз за ночь. В этой статье мы рассмотрим, почему такое случается и как можно избавиться от бессонницы навсегда.

Причины бессонницы

Эффективная борьба с бессонницей возможна только после правильного установления ее причины. Бывает непросто установить, что именно крадет ваш сон. Но сделать это очень важно, ведь если устранить причину, то проблема исчезнет сама собой.
  1. Нарушение правил гигиены сна

    Гигиена сна включает множество факторов. Например, в меру жесткая кровать, удобная подушка, тишина, оптимальная температура в спальне и свежий воздух. Вы можете пробуждаться слишком рано из-за того, что вас будят солнечные лучи или в соседнем клубе слишком громко играет музыка.

    При нарушении правил сна проявления бессонницы разнообразны:

  2. Тревога, беспокойство, стрессовые ситуации

    Мнительные люди склонны преувеличивать проблему и длительно ее обдумывать, а перед сном для этого появляется время. Эта причина бессонницы характерна для женщин, потому, что они больше подвержены «самокопанию», анализу своих поступков и недостатков.

    Стресс же грозит всем. Его могут спровоцировать самые разные ситуации: смена пор года, разрушенные планы, неразделенная любовь или болезнь близкого человека. Но результат один – снижаются защитные силы организма, и появляется бессонница.

    Стрессовые ситуации вносят разлад в работу нервной системы. Поэтому в нужный момент не срабатывают участки мозга, отвечающие за сон. А нарушения в функционировании желез приводят к уменьшению выработки гормона сна и увеличению адреналиноподобных веществ в организме, которые перевозбуждают нервную систему.

    Особенности:

    • страх перед невозможностью заснуть;
    • вы не можете заснуть на протяжении более чем 30 минут;
    • сон становится поверхностным, человек часто просыпается;
    • преобладает фаза быстрого движения глаз, снятся тревожные сны и кошмары
    • стойкая бессонница ночью и сонливость днем;
    • приступы головокружения или обмороки;
    • дрожание конечностей или чувство внутренней дрожи;
    • частое сердцебиение и боль в груди;
    • постоянные головные боли.
  3. Болезни нервной системы: депрессия , неврозы, психические заболевания, нейроинфекции, сотрясения мозга.

    Для нормального сна необходима слаженная работа нервной системы – на одних участках мозга преобладают процессы торможения, а центры сна возбуждены. Во время заболеваний и функциональных нарушений нервной системы этот механизм дает сбой. Процессы возбуждения и торможения уже не находятся в равновесии и это приводит к серьезным нарушениям сна.

    Особенности:

    • трудное засыпание;
    • частые пробуждения;
    • чуткий прерывистый сон;
    • ночью человек просыпается часа в 3 и уже не может заснуть;
    • полное отсутствие сна.
  4. Неправильное питание

    Как известно, на ночь нельзя переедать, но и не стоит ложиться спать, если вас мучает чувство голода. После сытного ужина, особенно мясного, пища задерживается в желудке до утра. Это вызывает прилив крови к желудку и неприятное чувство тяжести в животе. Во время сна пищеварение проходит плохо, возникают процессы брожения. Поэтому вы сквозь сон чувствуете дискомфорт.

    Особенности:

    • чуткий беспокойный сон;
    • чувство тяжести в животе;
    • вы ворочаетесь, пытаясь принять удобную позу;
    • частые пробуждения.
  5. Заболевания тела (соматические)

    Любые болезни могут нарушить сон. Особенно инфекционные заболевания, артериальная гипертония , стенокардия , тиреотоксикоз, язвенная болезнь , гипертрофия предстательной железы, зудящие дерматозы, артрозы . Даже незначительные недомогания, которые сопровождаются интоксикацией или болью в разных частях тела становятся причиной кратковременной бессонницы. Хронические заболевания, особенно кардиологические, вызывают сбой суточных ритмов и длительные нарушения сна.

    Особенности:

    • вы долго не можете заснуть из-за плохого самочувствия или тревожных мыслей;
    • сон прерывается из-за приступов боли;
    • сонливость днем.
  6. Поведение, вызывающее бессонницу

    В его основе этого вида бессонницы лежит отрицательный настрой относительно сна в своей постели. Такое может случиться после развода, из-за страха нежелательной близости с супругом, вы боитесь, что ночью приснятся кошмары или случится инфаркт . В этом случае человек боится прихода ночи. Вместо того, чтобы нервная система успокаивалась и готовилась ко сну, в мозге увеличиваются процессы возбуждения, что мешает заснуть.

    Особенности:

    • для того чтобы заснуть может понадобиться 3-4 часа;
    • сон не глубокий, насыщенный тревожными сновидениями;
    • усталость и чувство разбитости по утрам;
    • часто такая форма бессонницы связана с конкретным местом и в гостях проблема исчезает.
  7. Нарушения суточного ритма, сбой биологических часов

    Это происходит при перелете из одного часового пояса в другой, после перевода часов на летнее время, вследствие работы в ночную смену. Интересно, что к таким изменениям лучше адаптируются «совы», а вот у «жаворонков» начинаются проблемы со сном.

    Например, вы пролетели через несколько часовых поясов. Часы на стене показывают, что пора ложиться спать, но ваши биологические часы с этим не согласны. Организм не готовится ко сну. Напротив, у вас повышенная температура, в крови достаточно гормонов и глюкозы, вы полны сил. Это приводит к бессоннице. Работа или активный отдых по ночам тоже сбивают биологические часы – сдвигают на более позднее время подготовку ко сну.

    Особенности:

    • вечером и ночью человек чувствует себя бодрым и активным, не может заснуть;
    • сон приходит только под утро;
    • сонливость в дневные часы;
    • снижаются, работоспособность память и внимание.
  8. Ночное недержание мочи (энурез)

    Недержание мочи встречается у 25% дошкольников и 1% взрослых людей. Оно может вызываться незрелостью нервной системы, аллергией , гипертиреозом, сахарным диабетом , инфекциями мочевых путей, неврозами после стрессов. Страх того, что мочевой пузырь опят подведет, возникает каждый вечер. Это приводит к тому, что сон из отдыха превращается в угрозу.

    Особенности:

    • чуткий поверхностный сон;
    • частые просыпания, связанные с опасением намочить простыни;
    • пробуждения, чтобы опорожнить мочевой пузырь, после которых тяжело заснуть.
  9. Храп и нарушения дыхания во сне (апноэ)

    Сегодня храп и апноэ считаются серьезной проблемой, от которой страдают 25% мужчин и 15% женщин. Дело в том, что пока вы спите, мышцы гортани расслабляются и на время перекрывают доступ воздуха в легкие. Причинами храпа могут стать аденоиды, увеличенные небные миндалины и искривление носовой перегородки, крупный небный язычок, лишний вес. Апноэ часто вызвано особенностью работы мозга, когда нервные центры, контролирующие вдох, недостаточно стимулируются. Появляется апноэ, как задержка дыхания во сне 5 раз в час на 10 секунд и больше.

    Во время храпа или задержки дыхания вам не хватает кислорода. Вы просыпаетесь, чтобы начать дышать правильно 20-40 раз за ночь.

    Особенности:

    • хотя с засыпанием и продолжительностью сна проблем нет, вы все равно чувствуете себя не выспавшимся;
    • частые просыпания. Вы можете их не замечать, но они прерывают нормальные процессы, происходящие в мозгу во время сна;
    • головная боль днем;
    • в дневные часы снижение памяти и внимания, раздражительность.
  10. Прием лекарств и стимулирующих веществ

    Чашка крепкого чая, кофе, черный шоколад, кола, алкоголь, никотин, кокаин и амфетамины стимулируют нервную систему, активируют резервные силы и не дают заснуть. Кроме того они уменьшают продолжительность глубокого сна, лишая вас полноценного отдыха. Часто стойкая и изнурительная бессонница возникает у людей, которые резко бросают курить и употреблять спиртные напитки.

    Многие лекарственные препараты тоже могут стать причиной бессонницы:

    Антидепрессанты : Венлафаксин, Флуоксетин, Сертралин, Пароксетин сильно активируют нервную систему. А Дезипрамин и Имипрамин могут вызвать и сонливость, и бессонницу.

    Ингибиторы моноаминоксидазы : Транилципромин и Фенелзин применяются при нервных расстройствах. Они делают сон отрывистым и фрагментарным, и заставляют часто пробуждаться.

    Препарат от бронхиальной астмы : Теофиллин оказывает возбуждающее действие на нервную систему и делает сон кратковременным и тревожным.

    Лекарства, применяемые для лечения сердечно-сосудистых заболеваний: Метилдопа, Гидрохлоротиазид, Пропранолол, Фуросемид, Хинидин приводят к трудному засыпанию. Сон становится отрывистый и неглубокий.

  11. Периодические движения во сне, синдром беспокойных ног.

    Непроизвольные движения рук и ног могут возникать несколько раз в минуту. Такой беспокойный сон связан с беременностью , артритом , диабетом, анемией , уремией, лейкозом , хроническими заболеваниями почек, особенностью работы головного мозга и нарушением кровообращения спинного мозга.

    Если в норме во второй фазе сна мышцы обездвиживаются, то в этом случае такого не происходит. Постоянные движения заставляют вас проснуться.

    Особенности:

  12. Преклонный возраст

    С возрастом физическая активность снижается, люди не нуждаются в длительном сне. Но при этом остается психологическая необходимость спать по 7-8 часов в сутки. Сокращение ночного сна воспринимается как бессонница. К тому же сон ухудшают многочисленные заболевания и изменения в работе нервной системы.

    Особенности:

    • ранние засыпания;
    • ранние пробуждения;
    • сонливость днем.
  13. Наследственная склонность

    Склонность к бессоннице передается по наследству. Это связывают с недостаточной выработкой «гормона сна» и плохой работой центра сна в мозжечке.

    Особенности:

    • схожие нарушения сна есть у родителей и у детей.
    Врачи-сомнологи, лечащие бессонницу, советуют своим пациентам вести специальный дневник. Туда необходимо записывать, что и во сколько вы ели и пили, чем занимались на протяжении дня, были ли стрессы. Указывайте во сколько вы легли в постель и во сколько заснули. Такой дневник поможет проанализировать, что именно вызывает у вас бессонницу.
Несколько правил здорового сна помогут вам быстро заснуть вечером, а утром проснуться свежим и отдохнувшим.
  1. Соблюдайте режим дня.
  2. Будьте физически активным в течение дня, больше двигайтесь.
  3. Не переедайте на ночь.
  4. Не употребляйте тонизирующих веществ во второй половине дня: алкоголь, сигареты, кофеин.
  5. Создайте комфорт в вашей спальне: прохлада, свежий воздух, уютная постель.
  6. 15 минут каждый вечер посвятите расслаблению: музыка, теплая ванна, книга, медитация.
  7. Не принимайте снотворное без назначения врача. Оно помогает лишь несколько дней, а потом наступает привыкание и лекарство перестает действовать. Лучше воспользуйтесь рецептами фитотерапии.

Что плохо влияет на сон?

Предлагаем примерный список того, что плохо влияет на сон и может вызвать бессонницу.

Что не стоит употреблять перед сном?

Чай, кофе, кола, черный шоколад содержат кофеин, тонизирующий нервную систему. Поэтому употреблять их желательно за 6 часов до сна.

Энергетические напитки с экстрактами лимонника, гуараны, кофеином или таурином активируют деятельность нервной системы. Они не дадут вам уснуть в 2 раза дольше, чем кофе. Поэтому откажитесь от них во второй половине дня.

Алкоголь и табак – тоже являются стимуляторами нервной системы, которые могут вызвать кратковременную бессонницу. А вот злоупотребление психоактивными средствами (анаша, марихуана, гашиш, ЛСД) может стать причиной хронического расстройства сна.

Обильный ужин пред сном – причина кошмаров и частых пробуждений. Помните, что мясо остается в желудке 8 часов, поэтому его лучше съесть на обед. А вечером хороши будут каши, молочные блюда, овощи и фрукты.

Нарушить ваш сон может большое количество выпитой жидкости. Мочевой пузырь поднимет вас несколько раз за ночь.
Некоторые лекарства вызывают нарушения сна. Посоветуйтесь с врачом, он может порекомендовать уменьшить дозу или перенести их прием на более ранний срок.

Чего не стоит делать перед сном?

Занятия на тренажерах или другая активная деятельность должны быть не позднее, чем за 6 часов до сна. Поэтому откажитесь от занятий спортом после работы, а замените их пешими прогулками. Помните, что от переутомления физического и умственного сон ухудшается.

Старайтесь избегать стрессов в вечернее время, научитесь абстрагироваться от проблем, которые не можете решить в данный момент. Скажите себе: «я подумаю об этом завтра».

Отложите на утро выяснение отношений. Никогда не ругайтесь в спальне, а тем более, лежа в кровати. Она должна ассоциироваться у вас только со сном.

На счет спальни есть еще ряд ограничений. Ваша кровать не должна служить для просмотра телевизора, чтения или еды. Идеально, если вы будете проводить в кровати на 15 минут больше, чем тратите на сон. Например, если вам достаточно 7 часов сна, то нужно лечь в кровать в 23:45 и встать в 7:00.

Вы замечали, что если обязательно нужно выспаться, чтобы завтра встать пораньше, то заснуть становится труднее обычного. Это называется «невроз ожидания». Не думайте о завтрашнем дне и не смотрите на часы. Попробуйте расслабить все мышцы, подышите медленно и глубоко.

Вечер в ярко освещенной комнате перед телевизором не располагает ко сну. Свет, даже искусственный, подсказывает организму, что сейчас день и надо быть активным. Телевизор же перегружает информацией.

Компьютер тоже мешает заснуть. Интернет предлагает множество развлечений на любой вкус, от которых трудно оторваться, чтобы вовремя лечь спать.

Ухудшают сон и довольно безобидные вещи: громкая музыка, шумные игры с детьми.

По возможности избегайте работы, которая потребует от вас активности ночью. Работа сутками или скользящий график, обязательно вызовет сбой в ваших биологических часах. Вы не сможете заставить себя заснуть вечером в положенное время

Что хорошо влияет на сон?

В 70% случаев вы можете сами решить проблему с бессонницей. Вооружившись полученными знаниями, вы научитесь быстро засыпать и просыпаться утром полностью отдохнувшим.

Для начала определите, достаточно ли вы спите. Одним людям для полного восстановления необходимо 10 часов сна, а другим достаточно и 5. Если утром вы чувствуете себя отдохнувшим утром, то вы высыпаетесь. У вас действительно бессонница если вы:

  • проводите ночью несколько часов без сна или часто пробуждаетесь;
  • утром чувствуете себя разбитым и уставшим;
  • днем ощущаете сонливость и засыпаете в неподходящем месте;
  • у вас снижена работоспособность и внимание.


Первое, что необходимо сделать, чтобы побороть бессонницу – организовать режим дня. И детям и взрослым очень важно ложиться и вставать каждый день в одно и то же время. Это настроит ваши биологические часы.

Комфорт в спальне . Позаботьтесь о комфорте в своей спальне и хорошей звукоизоляции. Шторы должны быть достаточно плотными, чтобы свет не мешал вам спать. Оставляйте на ночь открытой форточку или хорошо проветривайте помещение вечером.

Ваша постель должна быть комфортной. Попробуйте взять подушку пониже, слишком высокая вызывает боль в шее. Возможно, вам будет удобнее, если подложить валик или подушечку под колени или спину. Этот совет особенно актуален для беременных женщин. Иногда необходимо заменить матрас. Он должен быть средней жесткости.

Чтобы легче было проснуться утром, раскрывайте шторы или включайте свет. Это подаст сигнал вашему мозгу, что пора настраиваться на дневную активность. А вечером наоборот, приглушайте свет. Это поможет выработать условный рефлекс и легче засыпать.

Старайтесь в течение дня больше двигаться . Особенно в первой половине дня. А вечером просто прогуляйтесь на свежем воздухе. Ходьба вызовет умеренную усталость, и вы будете меньше ворочаться в кровати. А насыщение кислородом сделает ваш сон спокойным и глубоким.

Даже если вы чувствуете сонливость, откажитесь от дневного сна. Займите себя, можете просто отдохнуть или принять душ. Это поможет настроить ваши биоритмы таким образом, чтобы организм приучился отдыхать ночью.
Ужинайте не позже чем за 3 часа до сна. Исследования показали, что аминокислота триптофан избавляет от бессонницы. Она содержится в молочных продуктах, сыре, курице, индейке, бананах.

Вовремя лечите болезни . Некоторым для нормализации сна достаточно принять на ночь дозу аспирина. Он помогает избавиться от болей в суставах, уменьшить непроизвольные движения ног и обладает слабым снотворным эффектом. Но помните, что аспирин плохо влияет на слизистую желудка, поэтому принимать его необходимо после еды.

Чтобы справиться с бессонницей, связанной с перелетом через несколько часовых поясов, необходимо лечение светом. Если ночью вы чувствуете себя слишком бодрым, то после 15:00 по местному времени избегайте яркого света. Носите на улице очень темные солнцезащитные очки, приглушайте освещение в помещении. А утром наоборот, больше проводите времени при ярком свете.

Если бессонница связана с неприятными ощущениями в ногах, то поможет пешая прогулка. После нее сделайте ванночку для ног. Поэкспериментируйте, какая вода подходит именно вам: теплая или прохладная. Потом сделайте массаж. Полезно попить витамины, содержащие железо и фолиевую кислоту.

Научитесь расслабляться . Для этого все средства хороши. Вы можете заняться творчеством, послушать релаксирующую или просто негромкую мелодичную музыку, почитайте, примите теплую ванну.

Если вы ощущаете последствия стресса, используйте несколько приемов для снятия напряжения:

  • Медленно потянитесь вверх на вдохе, расправьте плечи. Выдыхайте медленно. Почувствуйте, как с воздухом уходит напряжение, и расслабляются мышцы.
  • Несколько раз умойте лицо прохладной водой.
  • Подержите руки под струей теплой воды.
  • Помассируйте пальцами виски. Здесь есть акупунктурные точки, которые помогут расслабить спазмированные мышцы.
  • Расслабьте мышцы рта. Подвигайте челюстью из стороны в сторону.
  • Сконцентрируйтесь на своем дыхании. Заставьте себя дышать медленно и ритмично.
  • Заварите чашку травяного чая: мята, мелиса, ромашка. И пейте маленькими глотками на протяжении 5 минут.
Лежа в постели хорошо заняться аутотренингом . Напрягайте на 2-3 секунды мышцы ног, а потом полностью расслабьте их и сосредоточьтесь на своих ощущениях. Проделывайте это упражнение со всеми группами мышц, от пальцев ног до головы. Особое внимание уделите мышцам шеи и лица. Обычно они напряжены и спазмированны и это может мешать вам заснуть. Теперь расслабьте все тело и почувствуйте, какое оно легкое. Дышите глубоко и медленно, надувая живот при каждом вдохе. Думайте в этот момент о том, как вам хорошо и спокойно.

Знакомый с детства счет овец – тоже отличное средство расслабиться. Считайте на вдохе и на выдохе. Но если вы сбились, подумали о чем-то другом, то начните подсчет сначала.

Еще один прием быстрее заснуть. Не укрывайтесь! Лягте на спину расслабьтесь. Через несколько минут вы почувствуете, что вам стало прохладно. Это начала падать температура тела – один из показателей того, что организм готовится ко сну. Теперь можете укрыться. Тепло поможет вам быстро заснуть.

Если, несмотря на ваши старания, вы не заснули на протяжении 15 минут, то вставайте с постели. Почитайте, подышите свежим воздухом на балконе, выпейте молока. Когда почувствуете сонливость, то возвращайтесь в кровать. Повторяйте этот прием, пока вам не удастся быстро заснуть. Эта методика называется «ограничение сна». Она гарантировано избавит вас от бессонницы за 3-4 недели. Но для этого нужно выполнять 2 условия:

  • вставать каждое утро в одно и то же время;
  • никогда не спать днем.

Лечение бессонницы народными средствами

Народная медицина предлагает множество рецептов борьбы с этим недугом. Мы предлагаем рассмотреть наиболее эффективные.

Настойка из сон-травы
Эта многолетняя трава не зря получила свое название. Она эффективна против бессонницы для людей любого возраста. Сон-трава обладает обезболивающими, успокаивающими свойствами.

В качестве лекарства от бессонницы наиболее эффективной считается настойка из сон-травы. Для приготовления одной порции необходимо взять 10 свежих цветков растения в бутонах, измельчить их и поместить в банку. Затем залить 1/2 литра водки. Дать настояться в прохладном месте 10 дней.

Принимать по 2 ч.л. за 30 мин до сна. При необходимости можно увеличить дозу до 1-2 ст.л. При систематическом приеме нервная система постепенно успокаивается и уже через 3-4 недели бессонница должна пройти. Но стоит помнить, что при передозировке сон-трава значительно снижает половую активность.

Настой из валерьяны
Для приготовления настоя из валерьяны необходимо взять высушенные корневища растения и измельчить их. Заварить настой: 1 ч.л. сырья на 1 стакан крутого кипятка. После этого, дают настояться 1-2 ч. Настой пьют по 100 мл перед сном. Кроме того, лекарство принимать по 2 ст. ложки 3 раза на протяжении дня. Для детей рекомендуется снизить дозировку до 1 ст.л. перед сном и 1 ч.л. 2 раза днем.

Первый эффект должен появиться через 2 дня приема. Через 2-3 недели у многих бессонница проходит и пропадает типичное нервное напряжение.

Отвар из тыквы .
Очистить 250 г тыквы и потереть на крупную терку. Затем поместить мякоть в эмалированную кастрюлю и залить 1 л воды, поставить на средний огонь и довести до кипения. После этого дают настояться 30-40 мин.

Следует начинать принимать по 1/2 стакана за 1 ч до сна. Через неделю необходимо увеличить дозу до 1 стакана. Через 3-4 дня будут заметны первые результаты. В отвар можно добавлять мед по вкусу. Это лекарство рекомендуют пить весь сезон, пока есть свежая тыква. Отвар будет полезен для детей с 3 лет, но детская доза составляет 50 г в день.

Душистый чай
Чай из смеси душистых трав и хмеля не только спасает от бессонницы, но и обладает приятными вкусовыми качествами. Для приготовления душистого чая понадобиться: 50 г – измельченного корня валерьяны, 40 г – свежих шишек хмеля, 20 г – листьев мяты, 20 г – измельченного корня цикория и 1 ст.л. меда.

Сбор заливают 1 л кипятка и дают настояться 10-12 часов. После этого процеживают, подогревают и добавляют мед. Душистый чай необходимо пить теплым по 1 стакану за 1-2 ч до сна. Этот напиток рекомендуется людям в возрасте или страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Первые результаты будут заметны через неделю. Бессонница, как правило, проходит через 4-5 недель лечения.

Лекарства от бессонницы

Примерно 15% людей, страдающих бессонницей, вынуждены пить снотворное. Но самостоятельно, без назначения врача, принимать эти лекарства нельзя. Они полностью противопоказаны беременным женщинам, кормящим матерям, людям с нарушениями дыхания во сне, а также тем, кому с утра важно иметь хорошую реакцию и ясную голову.

У врачей есть правило: назначать минимальную дозу препарата, и короткий курс от 3-х дней до 2-х недель. Дело в том, что со временем наступает привыкание к снотворному. И для того чтобы заснуть, человек принимает все большую дозу лекарства, что приводит к серьезным побочным эффектам.

Лекарства от бессонницы, продающиеся без рецепта

Успокаивающие средства на основе фенобарбитала
Корвалол, Валокордин. Фенобарбитал угнетает нервную систему и тормозит процессы, происходящие в ней, успокаивает и оказывает снотворный эффект. А мятное масло расширяет сосуды и снимает спазм гладких мышц, что помогает улучшить питание мозга.

40-50 капель препарата разводят в небольшом количестве воды. Принимают на ночь, на пустой желудок. Продолжительность лечения не больше 2 недель, иначе возникает привыкание, психическая и физическая зависимость.

Препараты, улучшающие мозговое кровообращение
Танакан, Мемоплант – лекарственные средства на основе дерева Гинкго Билоба. Курс 2-3 месяца необходим для того, чтобы улучшить работу сосудов, обеспечивающих головной мозг. Благодаря этому нормализуются процессы возбуждения и торможения в нервной системе, улучшается память, внимание и сон.

Принимают по 2 таблетки 2 раза в день не зависимо от приема пищи. Не разжевывать, запивать небольшим количеством воды.

Адаптогенные средства
Препараты Мелатонекс, Мелатонин содержат вещество, вырабатываемое эпифизом в темное время суток. Это гормон мелатонин, который отвечает за нормальный сон и регуляцию суточных ритмов. Его дополнительное поступление в организм лечит разные виды бессонницы, регулирует биологические часы и оказывает антиоксидантное действие.

Принимают по 2 таблетки перед сном. Таблетку нельзя раскусывать. Лекарство начинает действовать через час-два после приема.

Рецептурные снотворные

Эти сильнодействующие препараты выписываются врачом по строгим показаниям. Они начинают действовать только со следующего дня. Лекарства имеют несколько неприятных побочных эффектов:
  • вызывают сонливость и ухудшают реакцию днем;
  • могут вызвать амнезию – утрату памяти на события, которые произошли после приема препарата;
  • после их отмены бессонница возвращается с новой силой.
Помните, что чем меньше доза снотворного, нем ниже риск развития побочных явлений.

Блокаторы гистаминовых H1 – рецепторов (антигистаминные средства)
Успокаивают, способствуют скорейшему засыпанию, но вызывают угнетение нервной системы на длительный период. Поэтому утром чувствуется сонливость и заторможенность. Привыкание развивается довольно быстро, и лекарства в обычной дозировке перестают действовать.

Димедрол. 50 мг за 20-30 минут перед сном. Курс лечения не должен превышать 2 недель.

Пипольфен 25 мг 1 раз в сутки вечером. Длительность лечения 10-14 дней.

Донормил по половине или по целой таблетке. Шипучую таблетку растворить в 100 мл воды, а целую запить небольшим количеством жидкости. Длительность лечения 2-5 суток.

Транквилизаторы
Оказывают успокаивающее действие на нервную систему, помогают снять тревожность, страх, раздражительность и расслабить мышцы. В высоких дозах вызывают сонливость.

Феназепам принимают за полчаса до сна по 0,25-1 мг (по половине или по целой таблетке). Запивать небольшим количеством воды. Продолжительность лечения до 2-х недель.

Бензодиазепины
Имеют короткий период действия и поэтому к утру их влияние прекращается. Препараты не вызывают сонливости и заторможенности днем. Они ускоряют засыпание и улучшают качество сна, сокращают число пробуждений ночью. Но если превысить дозу, то могут вызвать привыкание и зависимость. Резкая отмена вызывает обострение бессонницы.
Сомнол принимают по 1 таблетке за 30-40 минут до сна, запивая достаточным количеством воды. Пожилым людям рекомендуют принимать по полтаблетки. Курс лечения от 3 дней до 3-4 недель.

Золпидем принимают перед сном по 1 таблетке. Курс лечения от нескольких дней до месяца. Отменяют, постепенно снижая дозу.

Барбитураты
Успокаивают нервную систему, снижают тревожность, помогают справиться с депрессиями и связанной с ними бессонницей. Но в последнее время врачи не назначают их широко из-за побочных эффектов и развития лекарственной зависимости.

Мепробамат 0,2-0,4-0,6 г (1-3таблетки) перед сном. Длительность приема 1-2 месяца.

Лекарства врач выписывает индивидуально, только после того, как установит причину бессонницы. С особой осторожностью назначают снотворные людям пожилого возраста, с хроническими заболеваниями почек, легких и печени, и тем, кто страдает от психических расстройств.

Помните, что ни в коем случае нельзя сочетать снотворные с алкоголем! Это очень опасно.

Максимальный эффект от снотворных препаратов вы получите, если будете сочетать медикаментозную терапию, гигиену сна, психотерапию или аутогенную тренировку.

Физиопроцедуры для лечения бессонницы

Физиотерапия – лечение физическими факторами: водой, электрическим током, магнитным полем или физическое воздействие на рефлекторные зоны.
  1. Массаж
    Механическое воздействие на рефлекторные зоны улучшает кровообращение головного и спинного мозга, нормализует отток крови, успокаивает нервную систему, расслабляет спазмированные от стресса мышцы, ускоряет обмен веществ.

    Процедура длится 25-30 минут. Особое внимание уделяют шее и плечам (воротниковой зоне). Для усиления эффекта используют массажные кремы с расслабляющими эфирными маслами.

    Показания: при бессоннице вызванной повышенной тревожностью, стрессом, нарушением мозгового кровообращения. После массажа желательно принять водные процедуры.

  2. Лечебные ванны или бальнеотерапия
    Расслабляющие ванны с лавандой, ромашкой, горчицей, хвоей, морской солью, йодобромные, жемчужные. Лечебный эффект основан на воздействии температуры (37-38 С), физических факторов и химических веществ. Ванны расширяют кожные сосуды. Это помогает улучшить кровообращение во всем теле. Эфирные масла попадают на чувствительные рецепторы и оказывают успокаивающее действие на нервную систему.

    Показания: бессонница, вызванная вегетососудистой дистонией, депрессиями, переутомлением.

  3. Электросон
    Лечение бессонницы с помощью слабых импульсных токов низкой частоты. Электроды накладывают на веки. Через глазницы ток по сосудам передается в головной мозг, оказывая тормозящее действие на нервную систему. При этом возникает состояние, похожее на сон. В коре и других структурах мозга повышается углеводный и липидный обмен, кровь лучше питает мозг, нормализуя его работу.

    Процедура безболезненная, длится 30-40 минут. Курс лечения состоит из 10-15 сеансов.

    Показания: бессонница, неврастения, депрессия, последствия травмы, функциональные нарушения нервной системы.

  4. Магнитотерапия
    Под действием низкочастотного магнитного поля улучшается работа мелких капилляров, снабжающих ткани. Благодаря этому достигается противоотечный, обезболивающий и противовоспалительный эффект. Магнитотерапия на область шеи помогает успокоить нервную систему, снизить давление, улучшить работу центров, отвечающих за сон.

    Продолжительность процедуры 15-30 минут. Во время лечения не возникает никаких неприятных или болезненных ощущений, возможно, вы почувствуете только слабое тепло. Курс лечения 10-20 сеансов.

    Показания: бессонница, связанная с гипертонией, головными болями, заболеваниями периферической и центральной нервной системы.

  5. Дарсонвализация головы и воротниковой зоны
    Лечение аппаратом Дарсонваль помогает повысить иммунитет, улучшить кровоток в мозге и отток лимфы, устранить спазм сосудов, нормализовать деятельность нервной системы и избавиться от бессонницы.

    Токи высокого напряжения и высокой частоты ионизируют воздух. Возникают разряды, напоминающие маленькие молнии, которые воздействуют на чувствительные точки на коже.

    Стеклянным электродом проводят на расстоянии 2-4 мм над кожей. При этом проскакивают маленькие голубые искры, и появляется запах озона. Во время процедуры чувствуется приятное тепло и легкое покалывание. Процедура длится 5-7 минут, количество сеансов 15-20.

    Показания: расстройства сна, вызванные сотрясением мозга, недостаточным кровообращением, стрессами, зудящими дерматозами.

  6. Гальванотерапия
    Лечение постоянным электрическим током невысокого напряжения (30-80 В) и небольшой силы. Для лечения бессонницы применяют методику гальванический воротник по Щербаку – воздействие током через электроды на воротниковую зону. В результате в клетках происходят физико-химические изменения, которые приводят к нормализации работы сосудов, снижению болевой чувствительности, и улучшению функций нервной системы. Кроме того, уменьшается выработка адреналина и снижается нервное напряжение.

    Большой электрод в форме воротника кладут на плечи, а маленький на поясницу. Через них пропускают электрический ток. Во время гальванотерапии вы будете чувствовать легкое жжение. Длительность процедуры 15-30 минут, 10-25 сеансов на курс.
    Показания: неврозы, гипертоническая болезнь, мигрени, черепно-мозговые травмы вызывающие нарушениях сна.

  7. Лекарственный электрофорез, седативных препаратов
    Суть метода – введение лекарств (бромида калия или натрия) с помощью постоянного тока слабой мощности. Эта методика объединила лечебные свойства электролечения и медикаментозную терапию. Она помогает добиться расслабления нервной системы, улучшения кровотока и нормализации сна.

    На кожу накладывают влажные фланелевые прокладки, смоченные лекарством. В них вставляют электроды и постепенно увеличивают силу тока, пока вы не ощутите легкое покалывание. Процедура длится 15 минут. Курс лечения 10-15 сеансов.

    Показания: повышенная тревожность и возбудимость, гиперактивность, неврозы, депрессия, ставшие причиной бессонницы.

  8. Иглоукалывание
    В биоактивные точки, отвечающие за работу нервной системы, вводятся специальные медицинские иглы, толщиной с человеческий волос. Рефлекторно в нервной системе возникают различные процессы, которые повышают стрессоустойчивость, эмоциональную стабильность и таким образом устраняют саму причину болезни.

    Процедура проходит почти безболезненно. Введение иглы сопровождается приливом тепла. Сеанс иглотерапии длится 20-30 минут, количество процедур устанавливают индивидуально.

    Показания: различные заболевания нервной системы и повышенная эмоциональная чувствительность.

Физиотерапевтические методы лечения бессонницы действуют мягче лекарств, не вызывают привыкания и побочных эффектов. Они могут устранить саму причину болезни, а не только ее проявления. Чтобы получить максимальный эффект необходимо пройти весь курс лечения. Благо большинство аппаратов есть в городских поликлиниках. Но есть люди, которым такое лечение бессонницы противопоказано: в период инфекционных заболеваний, а также людям с новообразованиями и беременным женщинам.

Бессонница не только делает ночь длиннее, она способна серьезно испортить качество жизни. Ведь если вы не выспались, то сил нет и настроение на нуле. Поэтому так важно устранить проблему со сном. Но сделать это нужно грамотно, потому что бесконтрольный прием снотворных средств может стать причиной физической и психологической зависимости.

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ - справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели - 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ - дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии - на 1 месяц.

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно .

Среди специалистов медицинских и образовательных учреждений часто возникают споры по распределению на группы для занятий физическими упражнениями, т. е. в правильности трактовки – медицинские либо группы здоровья.

Распределение на медицинские группы для физического воспитания осуществляется на основе данных о состоянии здоровья, физического развития, общей физической подготовленности и тренированности подростков. В соответствии с существующим «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» школьники и учащиеся, основываясь на результатах медицинского освидетельствования распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (а) и лечебную (б). Каждая медицинская группа характеризуется по объему и интенсивности физических нагрузок.

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объеме. В ходе занятий используются все виды физических упражнений: гимнастические, игровые, спортивно-прикладные, трудовые. Предусматриваются занятия спортом. Интенсивность выполнения упражнений разнообразная, вплоть до максимальной. Методика проведения занятий групповая, малогрупповая, индивидуальная. В данную группу направляются лица со средним, выше среднего и высоким уровнем физического развития, без отклонений, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но имеющими нормотоническую реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Подготовительная группа выполняет программу по физическому воспитанию в том объеме, который указывает врач со знаниями врачебного контроля, основываясь на результатах первичного медицинского освидетельствования, а в ряде случаев и результатах углубленного обследования. В ходе занятий используются все виды физических упражнений. Интенсивность выполнения упражнений субмаксимальная. Расширение объема и увеличение интенсивности нагрузок решается врачом, который руководствуется результатами дополнительного или повторного медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий разнообразная.

В подготовительную группу направляются лица с ниже-средним уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий, но имеющих отклонения в состоянии здоровья. При этом тип реакции сердечно-сосудистой системы у них должен быть преимущественно нормотонический.

Специальная группа: подгруппа А - в данной подгруппе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Используются все виды упражнений. Ограничение по интенсивности нагрузки определяется по результатам медицинского освидетельствования и углубленного обследования. Методика проведения занятий малогрупповая либо индивидуальная. К подгруппе А относятся лица с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологической.

подгруппа Б - основная форма проведения занятий - лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий - индивидуальная. В данную подгруппу направляются лица со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными нарушениями функций со стороны пораженных органов либо систем. Тип реакции сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический. Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется на основании результатов повторных и дополнительных обследований.

Лица, перенесшие заболевание или травму, временно освобождаются от занятий по физическому воспитанию на установленные сроки (приложение 1, 2, 3). Однако при этом не исключаются занятия физическими упражнениями в определенных формах лечебной физкультуры.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Приложения к приказу МЗ РФ №1346н определяющим физкультурные группы.

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после травм

Название повреждения

Сроки, дни

Переломы костей нижних конечностей:

40-60 дн. со дня снятия иммобилизующей повязки;

5-6 месяцев.

Стопы – со стоянием отломков, не нарушающих свода и рессорную функцию

2-3 мес. со дня снятия гипсовой повязки

Стопы – со стоянием отломков, нарушивших свод и рессорную функцию

Переломы костей верхних конечностей:

Предплечья

Кисти и пальцев

45-60 дн. со дня перелома

45-60 дн. со дня снятия иммобилизации

30-45 дн. со дня перелома

Компрессионные переломы в грудном и поясничном отделах позвоночника

10-12 мес. со дня перелома

Растяжение связочного аппарата голеностопного сустава:

1 ст. – с микронадрывами связок

2 ст. – с выраженными повреждениями связок

3 ст. – с отрывом от кости

7-10 дней после повреждения

Растяжение и ушибы коленного сустава:

Без гемартроза и без повреждения связок

С незначительным кровоизлиянием в сустав, небольшим повреждением связок

С гемартрозом и повреждением связок

10-14 дней после повреждения

Не ранее 45 дней.

После операции удаления минисков коленного сустава

90-180 дн. после операции

Вывих локтевого и плечевого суставов

30-60 дн. со дня вывиха

Растяжение лучезапястного сустава

7-30 дн. со дня повреждения

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после острых инфекционных заболеваний

Название повреждения

Сроки, дни

Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная)

Ангина флегмонозная

Аппендицит острый

После операции (протекавшей без осложнений) по поводу аппендицита

Бронхит острый

Ветряная оспа

Острое воспаление придаточных полостей носа

Пневмония

Гастроэнтериты и др. острые расстройства ЖКТ

Грипп – катаральная, желудочно-кишечная, нервная формы:

А) легкой и средней степени тяжести: высокая температура не более 4-х суток, отсутствие резко выраженных местных явлений

Б) более тяжелые (высокая температура дольше 5 суток, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации)

Дизентерия

Дифтерия

Воспаление почек (о. нефрит)

Острые и подострые заболевания (заразные и незаразные) кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений, ограничения движений (чесотка, стригущий лишай)

Острое расширение сердца (вследствие спортивных или иных напряжений)

Отит (острый)

Плеврит сухой

Плеврит экссудативный

Ревматизм острый

скарлатина

Миокардит острый

Тонзиллоэктомия

Аденотомия

Вскрытие перитонзиллярного абсцесса

Резекция носовой перегородки

Радикальная операция на височной кости

грыжесечение

Сотрясение мозга

Примерное распределение на медицинские группы для выполнения программы по физическому воспитанию

Заболевания

Медицинские группы

Основная

Подготовительная

Специальная

Острая пневмония (бронхит)*

+ (на диспансерном наблюдении)

Хронический бронхит*

Бронхиальная астма*

+ (при стойкой ремиссии)

Туберкулез легких*

+(при снятии с диспансерного учета)

Перенесенный миокардит*

Врожденные пороки клапанного аппарата*

Приобретенные пороки клапанного аппарата

После хирургического лечения пороков сердца

Кардиотонзилогенный синдром*

Хронический гастрит, энтерит, колит

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

+ (при стойкой ремиссии)

Опущение внутренних органов

Хронический нефрит, пиелонефрит

Сахарный диабет

Ожирение

Грыжесечение, аппендэктомия, переломы опорно-двигательного аппарата

Сколиозы: Iст.

II, III, IV ст.

Параличи, парезы, гиперкинезы

Хронический тонзиллит компенсированный

декомпенсированный

Синуситы

Аномалии рефракции (миопия, гиперметрония)

Варикозное расширение вен нижних конечностей

* Для лиц с указанной патологией возможен переход в другую медицинскую группу с учетом результатов, полученных в ходе дополнительных и повторных углубленных обследований.

Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания. Чтобы дети могли чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, учиться играть в спортивные игры, поддерживать высокий уровень активности. Необходимо отметить и внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся всех образовательных организаций во всех субъектах РФ, которое начнется с января 2016 г., а завершится в декабре 2016 г.

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в следующих нормативных актах.

  • ​ ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон об образовании).
  • ​ ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4.12.2007 г. (далее — Закон о спорте).
  • ​ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 (далее — СанПиН).
  • ​ Письмо Минобразования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г. (далее — Письмо).
  • Особую группу составляют нормативные акты, посвященные утверждению государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014 ; Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г. ; Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.)

Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.

В соответствии с Письмом на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

Основная группа здоровья (I группа)

  • Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Подготовительная группа здоровья (II группа)

  • Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.

Специальная группа здоровья (III группа)

  • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
  • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
  • Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
  • Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Специальная группа здоровья делится на:

1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.

2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

Выдержки из Письма.

  • Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
  • Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
  • В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
  • Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Как определить нормативы выполнения заданий для учащихся из основной группы здоровья?

С введением комплекса ГТО в начале 2016 г. каждое образовательное учреждение столкнется с необходимостью подготовить учащихся к выполнению нормативов ГТО. До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.

В программу учебного курса, образовательную программу по предмету «Физическая культура», программы внеучебных курсов по физическому воспитанию должна быть включена деятельность, которая обеспечит выполнение испытаний комплекса ГТО, подготовит к тестированиям комплекса ГТО («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского фзкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014 ).

Структура комплекса предполагает 11 ступеней и включает возрастные группы обучающихся с 1 — 11 класс (Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г. ). Первые пять ступеней охватывают возраст обучающихся с 6 до 17 лет, то есть период обучения в школе.

Для каждого возраста определен норматив, выполнив который обучающийся получит знак ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). Нормативы ГТО станут ориентиром, на который необходимо будет равняться при составлении образовательной программы по физкультуре. Особую значимость приобретает сдача нормативов ГТО для выпускников школ, которые могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.

Для получения знака отличия комплекса ГТО обязательны тесты по определнию уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости и т. д. К выпускникам школ предъявляются следующие требования (Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г. .):

V.Ступень

(возрастная группа от 16 до 17 лет)

1. Виды испытаний (тесты) и нормативы.

Виды испытаний

Нормативы

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Обязательные испытания (тесты)

Бег на 100 м

Бег на 2 км (мин, с)

или на 3 км (мин, с)

Подтягивание из виса на высокой перекладине

(количество раз)

или рывок гири 16 кг (количество раз)

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

(количество раз)

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

(количество раз)

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см)

Испытания (тесты) по выбору

Прыжок в длину с разбега (см)

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин)

Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)

или весом

Бег на лыжах на 3 км (мин, с)

или на 5 км (мин, с)

или кросс на 3 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

или кросс на

5 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Плавание на

50 м (мин, с)

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция —

10 м (очки)

или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе

Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

Подобные требования разработаны для каждой возрастной группы школьников, начиная с 6 лет. Подробно узнать о предъявляемых комплексом ГТО испытаниях (тестах) для других возрастных групп можно в Приказе Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.

Какие бы требования не предъявлялись к детям, нужно помнить, что учитель физкультуры обязательно инструктирует учащихся о правилах поведения на уроке. Именно учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время нахождения в школе (Закон об образовании). Очень многое зависит от того насколько грамотно организованы дети на уроке, какие требования к дисциплине предъявляет учитель, как организован сам урок. Если учитель справляется со своими обязанностями, то случаев, когда дети получают травмы, ушибы, не будет. Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка. Если у ребенка с хроническим заболеванием или здорового ребенка наблюдается динамика в выполнении нормативов по физкультуре, то это показатель правильной работы учителя.

Освобождение от физкультуры Физкультурные группы

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

А Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ - справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели - 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ - дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии - на 1 месяц.

КЭК

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно.

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость и требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет. Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, существуют физкультурные группы.

Основная (I)

Основная группа - для здоровых детей и детей с незначительными функциональными отклонениями, не влияющими на их физическое развитие и физическую подготовленность. Основная группа в медицинских и школьных документах обозначается римской цифрой I. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная (II)

Подготовительная группа, обозначается цифрой II - для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и(или) слабую физическую подготовку. Занятия в этой группе может порекомендовать врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Зато необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год, на полугодие, на четверть), и конкретные рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.)

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Бланк справки о занятиях в подготовительной физкультурной группе

Специальная

Специальная группа - это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. Желающие могут ознакомиться с примерным перечнем этих заболеваний (specgruppa ).

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

Бланк справки о занятиях ребенка в специальной физкультурной группе

На сегодняшний день выделяют две специальные группы: Специальная «А» (III группа) и Специальная «Б» (IV группа).

Специальная «А» (III)

К специальной группе «А» или III физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (вне обострения).

В школах занятия в спецгруппе «А» проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. Ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Зато будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).

В спецгруппе «А» обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало - сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.

Специальная «Б» (IV)

К специальной группе «Б» или IV физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями или отклонениями в состоянии здоровья, в том числе временного характера, в состоянии субкомпенсации (неполной ремиссии или на выходе из обострения). Спецгруппа «Б» означает замену физкультуры в школе занятиями лечебной физкультурой в медицинском учреждении или на дому. Т.е. фактически - это освобождение от школьных занятий физкультурой.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Приложения к приказу МЗ РФ №1346н определяющим физкультурные группы можно посмотреть и



Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.

На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального разерва и индивидуальных наклоннностей им рекомендуются занятия определнным видом спортав спортивных кружках и скциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничесния физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителяфизической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного 9хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Родители должны систематически контролировать участи детей во всех лечебных, профилактических, валеологических мероприятиях. нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.

Используемые материалы: