Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

Многие организации обязуются принимать инвалидов в трудовой коллектив. Некоторые руководители для решения данной проблемы обращаются в местные центры занятости или в организации инвалидов. Как правило, там находятся кандидатуры на вакансии, подходящие для данной категории граждан. Подробно о приеме на работу инвалидов можно узнать далее.

Законодательная база

Законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены следующие нормативы:

  • В трудовых коллективах с численностью от 35 до 100 инвалиды должны составлять до 3%. Данная норма регулируется законодательством субъекта РФ.
  • В трудовых коллективах с численностью от 100 сотрудников и более – от 2% до 4% (то есть от двух до четырех инвалидов на одну сотню здоровых работников). Эта норма предписана федеральным Законом и является обязательной на всей территории РФ.

В число штатных сотрудников при таком расчете не учитываются вакансии с тяжелыми и вредными условиями труда, ведь на такие должности прием людей с ограниченными возможностями не допускается.

Количество работников с ограниченными возможностями определяет сам работодатель, опираясь на знание действующего законодательства и собственные интересы. Он же решает, какие именно рабочие места будут отданы для организации труда сотрудников с ограниченными способностями. При этом учреждения, изначально созданные исключительно с целью трудоустройства инвалидов и организующие их кооперацию, не обязаны соблюдать установленные квоты.

Недобор работников с группой инвалидности является нарушением трудового законодательства РФ. Необоснованное отрицательное решение при рассмотрении заявления о приеме на работу соискателя с нарушенным здоровьем является административным правонарушением. Должностное лицо, принявшее такое решение при трудоустройстве инвалида, будет оштрафовано на сумму от 5000 до 10000 рублей.

Несоблюдение квоты также является административным правонарушением. За несоответствие количества вакансий, занятых инвалидами, и количества положенных рабочих мест, которые должны быть заняты инвалидами, грозит наказание согласно статье 5 пункт 42 КоАП РФ.

Льготы работодателю

В 2017 году работодателю в РФ, принявшему в рабочий коллектив инвалидов согласно квотируемому числу, предоставляется фактически налоговая льгота – уменьшение суммы страховки на травматизм до 60%. Это снижение касается только страховых выплат за инвалидов. За остальных сотрудников размер выплат остается обычным.

К тому же предусматриваются субсидии на создание одного рабочего места для инвалидов: 1 группы – до 100 тыс. рублей, 2 группы – до 72 тыс., а 3 группы – до 65 тыс. Более того, агентство занятости перечисляет субсидии на создание инфраструктуры, которая необходима для людей с ограниченными способностями. Их размет составляет до 500 тыс. рублей.

Прием на работу инвалидов 3 группы

Инвалиды 3 группы фактически являются работниками, временно утратившими полную работоспособность. Очень часто это работники организации, уже принятые на работу, но по какой-то причине утратившие возможность работать с полной отдачей. Причиной может быть:

  • осложнение после болезни (воспаление легких);
  • небольшая травма, например, в результате автокатастрофы;
  • острое сезонное обострение какого-либо недомогания (аллергия на амброзию) и тому подобное.

И даже если инвалид 3 группы еще не является частью трудового коллектива, руководство, как правило, более охотно принимает такого работника в штат. Это обусловлено следующими причинами:

  • закрывается вакансия для инвалида, а инвалид 3 группы – все-таки не 2 и не 1, поэтому каких-то особенных специальных условий ему обычно создавать не требуется;
  • работоспособность такого инвалида практически такая же, как у здоровых работников;
  • в ближайшее время такой инвалид, скорее всего, станет снова здоров и сможет работать с полной отдачей.

Прием на работу инвалидов 2 и 1 групп

Инвалиды 2 и 1 групп имеют полное право на создание на рабочем месте особой обстановки, либо занятие такой вакансии, которая не будет мешать их индивидуальному плану реабилитации. Поэтому найти вакансию для такого работника бывает непросто. Как правило, они работают сторожами, уборщицами, вахтерами и так далее.

В любом случае, их работа обычно не требует высокой квалификации и подразумевает:

  • небольшие физические нагрузки;
  • отсутствие стрессов;
  • небольшую вероятность возникновения опасных ситуаций;
  • возможность некоторое время отсутствовать на рабочем месте.

Инвалиды таких групп имеют небольшие шансы избавиться от инвалидности. Часто им нужно регулярно проходить профилактический или другой курс лечения, для чего им соответственно требуется больничный отпуск. Кроме того, хроническое заболевание может регулярно требовать ухода на больничный. В связи с этим их принимают на работу с расчетом на возможность подмены или распределения его обязанностей между его коллегами – членами коллектива.

Для инвалидов 1 и 2 групп длительность рабочей недели должна составлять не более 35 часов. Важный нюанс: даже при меньшей длительности рабочего времени работодатель все равно должен оплачивать работнику 35 отработанных часов.

Особенности трудоустройства инвалидов

При приеме на работу инвалидов учитываются следующие нюансы:

  • На некоторые виды работ инвалидов не берут просто из-за того, что эти работы требуют только здоровых исполнителей. Например, это большинство вакансий в МВД, МЧС и тому подобных организациях, где от состояния здоровья сотрудников напрямую зависит эффективность работы учреждения. Справка о состоянии здоровья будет обязательным документом при трудоустройстве в такие организации.
  • Законодательно запрещено принимать инвалидов на такие виды рабочих мест, где невозможна реабилитация инвалида и даже напротив, возможно нанесение вреда его здоровью. Например, это работы в шахте, сталеплавильном цеху, химическом предприятии и так далее. Бывает и наоборот, когда на некоторых предприятиях преднамеренно зарезервированы места для людей с ограниченными возможностями.
  • И до, и после трудоустройства работник сам вправе выбирать, в каком качестве он будет работать – как здоровый человек, или как инвалид (и тогда работодатель обязан обеспечить ему условия, подходящие не только для работы, но и для восстановления полной трудоспособности, ИПР).
  • Руководитель должен знать, что при трудоустройстве инвалид не обязан предоставлять Индивидуальную Программу Реабилитации и справку об инвалидности, если не намерен работать в льготных условиях как инвалид.

Некоторые соискатели работы сначала трудоустраиваются как здоровые люди, а уже потом сообщают руководству, что являются инвалидами и требуют особого отношения. Такое поведение не является нарушением законодательства.

Права инвалидов при трудоустройстве

Российская Федерация является государством-участником международной «Конвенции о правах инвалидов». Согласно положениям Конвенции, инвалиды в РФ имеют право на выбор своего рабочего места, а также имеют право работать для собственного материального обеспечения. Кроме вышеназванных прав, инвалидам гарантируется:

  • отсутствие дискриминации в связи с ограниченными физическими возможностями при трудоустройстве, карьерном росте, повышении квалификации и так далее;
  • активное участие в профсоюзном движении;
  • доступ к государственным и частным программам переподготовки кадров;
  • равная или большая по сравнению с другими работниками оплата труда (за выполнение такой же работы);
  • свободный прием на государственные должности;
  • право использования полного спектра услуг Центров Занятости (постановка на учет, подбор вакансий, бесплатная юридическая помощь в ходе трудоустройства, профессиональные курсы, выплата материальной помощи и так далее);
  • возможность создавать и развивать собственный бизнес, включая право на получение государственных кредитов и тому подобное;
  • прохождение государственных реабилитационных программ, позволяющих вернуться к полноценной трудовой деятельности;
  • право на отказ от выполнения работ, которые могут усугубить состояние здоровья работника или сделать невозможным его выздоровление;
  • возможность трудоустройства на вакансию, занимаемую ранее, до получения инвалидности (либо сохранения рабочего места при получении инвалидности уже в ходе работы на этой должности).

Людям с ограниченными возможностями создается щадящая трудовая обстановка. Например:

  • увеличенный отпуск (не менее 30 календарных дней);
  • возможность взять отпуск без оплаты (до 60 календарных дней);
  • инвалид вправе ответить несогласием на приказ начальства ехать в командировку;
  • выполнение должностных обязанностей исключительно в дневные часы. Для работ в исключительное время требуется подписанное инвалидом согласие и допустимость таких работ, указанная в медицинском заключении.

Видео: Путеводитель по трудоустройству инвалидов

В видеоролике ниже эксперт расскажет обо всех правилах и нюансах, которые возникают при приеме на работу инвалида:

Как известно, полностью здоровых людей нет, а есть не дообследованные. Принять инвалида на работу – это не только социально ответственное дело, это еще и обязанность владельца предприятия, при невыполнении которой потребуется понести административную ответственность – оплатить штраф.

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты


Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

  • 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости


Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости


В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований


Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

21 марта 2018, 15:03 Мар 3, 2019 13:36

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Имея инвалидность, найти работу в нашей стране довольно сложно. Не каждый предприниматель согласится работать с человеком с ограниченными возможностями, ведь здоровье не позволяет таким людям трудиться на уровне с прочими. Иные также заранее прогнозируют, что прием на работу инвалида 3 группы - это гарантия того, что человек будет все время на больничных вместо рабочего места. Конечно, это лишь стереотип, но развенчать его пока не получается. Впрочем, в реальности проблем с инвалидами гораздо меньше, чем со многими здоровыми людьми, но приходится всякий раз доказывать это на практике. Чтобы руководитель издал приказ на прием на работу инвалида, усилия прикладывает не только сам человек, доказывая, что он справится с работой, но и государство, дающее фирме преференции, если среди персонала есть лица с ограниченными возможностями.

Льготы и права: можно ли на что-то рассчитывать?

Если инвалид находит рабочее место, он вправе настаивать на льготах, дополнительных преференциях, положенных ему законами. В нашей стране довольно сильное социальное законодательство, из действующих норм следуют определенные преимущества, которыми стоит пользоваться. Работают социальные программы, помогающие найти рабочее место, адаптироваться.

В ТК содержатся правовые нормы, указывающие, что при приеме на работу инвалида 2 группы необходимо предоставлять такому человеку более мягкие условия. Действуют дополнительные законодательные акты, регламентирующие права трудящихся инвалидов. Первая и самая важная норма - сокращенный рабочий день. Рабочая неделя по закону о приеме инвалидов на работу - 35 часов. Как долго работать в течение одного дня, решают в каждом отдельном случае индивидуально, учитывая результаты медицинского обследования, где содержатся рекомендации по максимальной продолжительности.

Работаем и отдыхаем

В те дни, когда выход на работу необязателен - выходные, праздники - привлечь инвалида можно только в том случае, когда работник соглашается и подписывает бумагу, чем подтверждает свое согласие. Аналогичны нормативы и для случаев, когда нужно выйти во внеурочное время или проработать большее число часов, нежели полагается по трудовому договору. Впрочем, даже при согласии работника такая деятельность не всегда возможна - сперва нужно уточнить, не противоречит ли это медицинскому заключению.

Если руководитель принял решение в пользу приема на работу инвалида, кадровой службе придется тщательно следить за временными нормативами. По закону отпуск людям с ограниченными возможностями положен длительностью 30 дней. Дополнительно у каждого сотрудника, имеющего инвалидность, есть право в год взять до 60 дней отпуска без оплаты, за свой счет. Установленный законами порядок приема инвалида на работу и сотрудничества с таким человеком исключает возможность отказать в отпуске за свой счет.

Государство раздает «плюшки»

По закону положены льготы работодателям при приеме на работу инвалидов. Систему разработали, чтобы предприниматели с большей охотой сотрудничали с людьми с ограниченными возможностями. Но получить преимущества могут только те, кто оформляют инвалида на работу в строгом соответствии с ТК, а также предоставляют ему все положенные преференции.

Все по правилам

По законам нашей страны, прием на работу инвалида начинается с изучения пакета документов, представляемого в кадровую службу соискателем должности. Ему придется принести с собой не только те документы, которые предъявляют все граждане нашей страны, но также медицинскую справку, подтверждающую факт инвалидности. Необходимо, чтобы документ был заверен МСЭ. Дополнительно кадровая служба нуждается в экземпляре ИПР - реабилитационной программы.

Не предоставив документы кадровикам, нельзя рассчитывать на официальное оформление по установленному порядку. Но если все бумаги были направлены отделу по работе с персоналом и руководство постановило издать приказ о приеме на работу инвалида (образец этого документа должен содержаться среди прочих образцов внутренних документов в инструкции по делопроизводству), тогда нужно оборудовать рабочее место, учитывая особенности здоровья человека. При этом ориентируются на рекомендации ИПР, стремятся к созданию такого места, где бы работник не просто был в комфорте, но дополнительно реабилитировался.

Куда пойти?

Довольно часты в современных компаниях отказы в приеме на работу инвалида, так как руководители боятся связываться с людьми, нуждающимися в специальных условиях, преференциях и льготах. Государство, разрабатывая меры поддержки людей с ограниченными возможностями, ввело специальный список рабочих мест, доступных для инвалидов разных категорий. При составлении списка учитывались особенности здоровья и специфика различных рабочих мест. В то же время ограничений по трудоустройству нет. Если инвалида согласны взять на рабочее место вне этого списка, и его самого устраивают условия, по ТК он имеет полное право трудиться в выбранной компании.

Если долгое время не удается найти для себя подходящего места, стоит обратиться в специализированное предприятие в населённом пункте, где человек проживает. Практически во всех областных центрах есть компании, работающие в первую очередь с инвалидами. Это государственные предприятия, изначально открытые, чтобы осуществлять прием на работу инвалидов. Зачастую они организованы по конкретному признаку: предприятия, куда приглашают глухих, общество, где работают слепые, и тому подобные. Это стабильные места, куда нужно просто принести документы при приеме на работу инвалида, подтвердить свой статус, а затем пользоваться всеми привилегиями, даваемыми государством, но вот оплата зачастую мизерная.

Есть ли альтернатива?

Если для инвалида важно не просто иметь хоть какое-то место работы, чтобы не сидеть без дела, но необходимо зарабатывать на хлеб насущный, тогда приходится искать менее надежные варианты частных предприятий, и здесь высока вероятность отказа на собеседованиях. По закону у предпринимателей есть льготы при приеме на работу инвалидов, но не все готовы взять человека с ограниченными возможностями даже на таких условиях - и это несмотря на необходимость уплаты штрафа. Аргументируют это тем, что создавать условия для работы инвалида слишком дорого и сложно.

Еще одна возможность работать человеку с инвалидностью - это фрилансерская деятельность, позволяющая трудиться, не покидая стен родного дома. При этом работодатель избавлен от необходимости создавать условия труда, он платит только по факту за сделанное, но и не получает льгот. Работают таким образом, изготавливая на дому оловянных солдатиков, швеями, журналистами. Но нужно быть внимательными: многие фирмы обещают трудоустройство, но оттягивают и оттягивают этот момент. Это означает, что они не уплачивают налоги за трудящихся на дому людей, то есть не начисляется трудовой стаж.

Льготы: дома, в гостях

У нас действует довольно непростая система, поэтому разобраться, какие льготы при приеме на работу инвалида получает предприниматель, нелегко. Многое зависит от типа организации, от числа инвалидов среди постоянных рабочих, процентного соотношения. К примеру, вышеупомянутые общества инвалидов вовсе не должны платить НДС, земельный налог и налог на имущество. Но распространяется это только на такие организации, у которых 80 % штата - люди с ограниченными возможностями. В некоторой степени это является законной защитой от получения поддельного статуса.

Если общество инвалидов вложило деньги в уставной капитал предприятия, тогда оно получает те же преференции, что и общество. В этом случае размер квоты для приема на работу инвалидов - 50 %, получающих не менее четверти от фонда зарплаты. При проведении расчетов учитывают исключительно штатный персонал. Если кто-то трудится в рамках гражданско-правовых договоров (ГПД), таких работников для выведения пропорций не учитывают.

Кому что еще перепадет?

Можно рассчитывать на определенные льготы, если половина персонала (25 % заработного фонда) принадлежат к числу людей с ограниченными возможностями. В таких организациях прием на работу инвалида позволяет получить доступ к социальным программам, что сокращает расходы компании, уменьшает сумму, с которой будут сниматься налоги. При этом важно учитывать, что заработная плата инвалиду уплачивается с вычетом меньшего процента на страховые взносы.

В целом логика довольно простая: чем более важно предприятие для социума (что выражается в количестве трудоустроенных инвалидов), тем оно получает больше привилегий. А это, в свою очередь, ведет к тому, что государство соглашается тратить на значимое лицо бюджетные деньги.

Довольно близкая к установленной в России система действует в Польше. Здесь тоже работают компании, имеется выполнение квоты для приема на работу инвалидов, дабы получить ряд преференций. На льготы рассчитывают компании, у которых инвалидов 30% и больше. Это называют «защищенный труд» и дают льготы на налогообложение. Руководителей обязывают заботиться о персонале, чтобы люди могли проходить ускоренную программу реабилитации.

Еще одна система в Польше, других европейских государствах - это выполнение установленных квот для приема на работу инвалидов: преференции получает фирма, в которой трудится от 5 процентов инвалидов и больше. Рассчитывать на выгоду могут компании, штат которых состоит не менее чем из 20 работников. Более того, если этих пяти процентов нет, фирму могут приговорить к штрафу. Суммы существенные - до трех тысяч евро.

Работает ли это?

Надо сказать, европейские предприниматели не очень сильно отличаются от наших соотечественников. Как у нас приходится платить штраф, отказывая в приеме на работу (обходится дешевле, нежели оборудование места), так европейская логика сходная. В среднем предприятию, чтобы сделать полноценное место, придется вложить большие деньги, нежели разовый штраф, и работодатели не выполняют установленные квоты для приема на работу инвалидов.

Дополнительная сложность сопряжена с увольнением. Сделать это законно очень сложно, процедура длительная. Зато специальные преференции получают открывающие собственный бизнес инвалиды, но только когда предприниматель обладает небольшим доходом. Стоит разбогатеть, и преимущества от государства испарятся. Выглядит это разумно, иначе многие пожелали бы открыть дело под липовым именем больной бабули.

Квоты, льготы и правила

Возвращаясь к России, нужно отметить, что нормативы социального законодательства в нашей стране довольно строгие. Обусловлено это тем, что недопустима дискриминация, в том числе в трудовой сфере. При этом инвалиды, которым установили третью группу, устраиваются на рабочее место практически в том же порядке, как и обычные люди без нарушений здоровья, большинство причастных ко второй группе может рассчитывать на такие же условия. Сложнее всего приходится тем, кому поставили первую группу. Работодателю придется уделять такому сотруднику особенное внимание, чтобы работа была результативной, а сам человек мог развиваться. В то же время есть вероятность, что при первой группе человек вовсе нетрудоспособен.

Чтобы организовать выполнение квоты для приема на работу инвалидов, с самого начала внимательно относятся к процессу. Еще на этапе оформления документации нужно убедиться, что приходящие на предприятие лица поняли и осознали содержание локальных нормативных актов (ЛНА), принятых в фирме. Необходимо у каждого человека взять полный комплект подписей, удостоверяющих, что люди ознакомлены с бумагами. Это делают еще до момента подписания договора, регламентирующего отношения работодателя и работника.

Особенные ситуации

Если человек достиг 18 лет, тогда ему устанавливают категорию инвалидности, но если на работу хочет устроиться несовершеннолетний, он приходит со статусом «ребенок-инвалид». Принять его можно, сперва организовав осмотр соискателя докторами. Затем желающего работать знакомят с ЛНА, берут подписи, оформляют трудовой договор и оформляют приказ, тем самым устанавливая, что человек принят в штат.

При этом инвалиды могут пользоваться правами на социальные гарантии (они даны государством и законами), могут пренебрегать ими. Можно воспользоваться правами еще на моменте оформления трудовых отношений или уже во время работы. На этапе оформления трудовых отношений воспользоваться правами можно, потребовав включить в документ упоминание о специальном режиме трудового дня, длительности отпуска, за который будет начисляться оплата. Дополнительно можно потребовать оформления рабочего места в соответствии с особенностями здоровья конкретного работника.

А если опоздали?

Возможна ситуация, когда человек уже устроился на работу, а документы об инвалидности еще не предоставил. Чтобы получить доступ к положенным по закону преференциям, необходимо не просто принести в кадровый отдел недостающую документацию. Юристы компании составят дополнительное соглашение, где обговорят специальные условия, применимые к инвалиду, но не прописанные в основном договоре. Только после заключения такого соглашения можно будет продолжать работу.

Возможна и такая ситуация, когда уже в ходе рабочего процесса выяснилось, что по медицинским показаниям человеку на выбранном месте работать запрещено. Перезаключить договоренность не получится, единственный выход - прекратить трудовые отношения. Об этом говорит ТК в первой части 77-й статьи.

Квоты: да или нет?

Квоты на прием инвалидов пугают многих бизнесменов, располагающих довольно большим штатом. Казалось бы, по закону нужно взять некий процент инвалидов на работу, но нет желания на это или у руководства, или у соискателей. В любом варианте кажется, что штрафа не избежать.

По закону квота представляет собой такое минимальное количество рабочих мест, которые нужно оформить, чтобы могли работать инвалиды. Берут сюда только людей с ограниченными возможностями. О выделении квот законодательство содержит нормативы с 1995 года, когда был принят 181-й ФЗ. Нормативы распространяются только на компании, в которых трудится более 35 человек. Выполнять их по закону должны все организации. Дополнительно на уровне регионов принимают акты, регламентирующие размер квоты.

Волшебная математика

Как посчитать, сколько инвалидов нужно принять на работу? Предположим, вопросом задался руководитель фирмы А, штат которой насчитывает 120 устроенных с оформлением трудового договора человек. На уровне субъекта нормативные акты регламентируют квоту в размере 2 процентов для фирм, в которых трудоустроено более сотни человек. Простейшие расчеты дают, что два процента от 120 человек - это 2,4. Округление всегда производится в большую сторону, то есть в фирму нужно принять трех инвалидов.

Если предприятие уже имеет в штате инвалидов, они учитываются при расчете квоты. Принимается ЛНА, в котором указывается, что для инвалидов оборудуют рабочие места. Если таких людей в штате меньше, нежели показал расчет квоты, нужно оборудовать подходящие рабочие места и включить пустующую должность, которую может занять соискатель с ограниченными возможностями. При этом в штат принимают соискателя, найденного самостоятельно или направленного от службы занятости.

Работаем правильно

По закону задача предпринимателя - создать такие рабочие места, где могут работать люди с ограниченными возможностями. Предположим, предприятие рассчитало квоту, согласилось принять нескольких инвалидов, чтобы закрыть ее, но специальных условий труда этим людям не создало. По закону это рассматривается как незакрытая квота. Оформление трудовых отношений осуществляется посредством трудового договора. Если с инвалидом заключают ГПД, договор подряда, то это не отражается на закрытии квоты.

Поиск рабочего места инвалид может производить своими силами или с помощью социальной службы. Второй вариант эффективнее, дополнительно есть право на пособие по безработице. Если предприятие не выполнило квоту, но отказало в приеме на работе инвалиду, оно может быть оштрафовано. Отказ может быть обоснован, тогда компании ничего не грозит. Безболезненно не принять лицо с ограничениями возможно, если его деловые качества не соответствуют должности, на которую претендует соискатель. Решать, связан ли отказ с качествами человека или его инвалидностью, социальным службам. При любом сомнении государственная инстанция направляет документацию в суд для справедливого разбирательства.

Впрочем, не все так плохо. Если принять лицо с ограниченными возможностями на работу, тем самым можно обеспечить себе льготы, финансовые поблажки, а также дополнительное финансирование из бюджетных денег на оформление рабочего места. Любые расходы, связанные с поддержкой этой категории граждан, относят к числу прочих, то есть они не облагаются налогами.