Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость.

«Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»
Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.
Знайте ваши права
Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.
В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).
Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.
Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.
Соблюдайте сроки
Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.
Принимайте участие в процессе
«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».
Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.
Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».
Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом
Обращайте внимание на вашего ребенка
Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?
Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.
Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.
Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав
Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Как часто на детской площадке, или в парке, или во дворе можно увидеть такую картину: группа оживленно играющих детей - кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто-то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений "игрового лидера" - организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку и с готовностью бросается отыскивать недостающий кубик (кастрюльку, пистолет)... А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в то же время чтобы не привлекать их внимания. Он и не привлекает.

Он даже избегает встречаться с ними глазами, всегда готов посторониться, если мимо проносится кто-то из разгоряченных участников игры. А если вдруг случайно к нему обратятся с просьбой, относящейся к игре ("Эй, ты там, подай мячик!"), он растеряется, неловко выполнит просьбу, а затем отойдет чуть подальше, внутренне переживая это редкое событие, чтобы затем снова вернуться на свой пост. И снова наблюдать за игрой - чужой игрой, в которой он не участвует. Может, боится, может, не умеет. А может, его не принимают.

Все верно: боится, что не примут, а не принимают - потому что не умеет играть. И если в три года еще все дети плохо умеют играть вместе, то в шесть, а тем более в семь лет и старше - это уже проблема, причем очень большая.

В детском коллективе свои законы - часто достаточно жестокие. А коллектив - это не обязательно группа детского сада, это любая компания детей, которые часто видятся в одном и том же месте. Такие компании стихийно возникают в местах, традиционно отведенных для детских прогулок: в парках, на оборудованных детских площадках, на дачных улицах и в городских дворах.

Как правило, мамы и бабушки, увлеченно беседуя на скамеечках "о своем, о женском", не обращают внимания на игру детей, разве что в крайнем случае - когда кто-то упал или подрался. И ребенок, которого не принимают в игру, вызывает у них только раздражение (отрывает от интересной беседы), даже некоторый стыд за него (все дети как дети, а этот, видите ли, особенный! все играют вместе, а вот он не как все, требует индивидуального внимания). И редко-редко какая-нибудь добрая мама или бабушка, пытаясь ему помочь... уводит его прочь от не принявшей его компании ("А ну их! Пусть играют, они большие. А мы вот с тобой цветочков наберем, потом в магазин сходим, а дома я тебе почитаю или компьютер включим. Да и игрушек у нас дома полно, сам поиграешь...").

Ребенок, которого тянут за руку, уходит, оглядываясь, на душе у него горечь. Да, дома - игрушки, книжки, компьютер, раскраски. Дома мама - только вот нет там друзей, и никогда не будет там так весело, как им сейчас, вот на этой поляне, в пыли, вспотевшим, радостным, а главное - играющим вместе .

Почему же так происходит? Почему одни легко и непринужденно входят в любую компанию, а другие - вечно в стороне? Причем особенно тяжело таким детям в детском саду, где состав детей постоянен и почти нет надежды, что придет кто-то новенький и будет играть не со всеми, а именно с тобой, "отверженным". Такая ситуация отражается не только на сиюминутном настроении ребенка, не только на становлении его характера, но может определить в дальнейшем его жизненную позицию, а в конечном счете - судьбу.

Причин несколько.

Например, ребенок может быть отвергнут сверстниками по той простейшей причине, что он неприятен им внешне (некрасив, грязен, плохо одет, не вытирает нос, имеет какие-то врожденные или приобретенные дефекты - крупные родимые пятна, болячки, изуродованное лицо или руки, хромоту или другую инвалидность). Как бы не бунтовала против этого гуманная душа педагога или родителя, тем не менее, объективные данные говорят о том, что обычно, без специальной, длительной, организованной взрослыми работы, такого ребенка другие дети не принимают, и не только в игру, но и в свое общество вообще.

Любой "не такой" всегда возбуждает у обычных детей негативное чувство, а гуманное отношение к таким людям в нашей стране не привилось даже в обществе взрослых.

Однако более частой и распространенной причиной является незнание ребенком стереотипов и негласных правил специфически детского общения, принятых в данном сообществе. Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них фактически всю жизнь, незнакомы иногда даже со словарем и терминологией, используемыми сверстниками, и буквально не могут найти с ними общий язык. А их "взрослая" речь, которая так умиляет родителей, - с большим запасом слов, сложными оборотами и разнообразием тем, вызывает у сверстников в лучшем случае насмешки.

Еще более важной причиной является дезориентация ребенка в социальных взаимоотношениях окружающих его детей. Он не понимает соотношения социальных ролей в коллективе, ему не ясно, почему не всегда можно высказать свое мнение, он не видит причин выполнять распоряжения "лидера" и, главное, не представляет, чем это ему грозит. И когда на него обрушиваются насмешки или агрессия, он не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих его детей. Это просто недостаток социального опыта: ведь наш ребенок, даже если и умеет договариваться со взрослыми, совершенно лишен такой возможности в обществе детей. Да еще большой вопрос, захотят ли они с ним о чем-то договариваться; гораздо легче его просто прогнать.

Недостаток социального опыта в сочетании с такими качествами характера, которые препятствуют его накоплению (застенчивость, например, или агрессивность), ведет к возникновению дефицита специфически игрового опыта.

В этом случае ребенку трудно:

  • выделить роли и принять какую-то на себя;
  • оставаться в рамках этой роли в течение всей игры;
  • соблюдать соподчинение ролей по сюжету;
  • понять собеседника-партнера с учетом как его роли, так и его личностных качеств, желаний, недовольств и т.д. и суметь договориться с ним в рамках роли и сюжета, не обидев при этом "по жизни", как личность.

Вот и получается, что ребенок играть не умеет, не понимает партнера, все время "вылезает" из своей роли, чтобы дать кому-нибудь полезный, с его точки зрения, совет, путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Понятие "понарошку", которым он худо-бедно владеет в индивидуальной игре, вдруг забывается, и он всерьез воспринимает, например, гнев и наказание со стороны мальчика, исполняющего в игре роль злого папы, может испугаться и выйти из игры, заявив: "Петя меня ругает, не хочу с ним играть". Налицо игровая и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные учить его не будут, здесь закон простой: не умеешь - иди отсюда. Вот наш неудачник и идет, глотая слезы.

Чем можно помочь такому ребенку?

Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в ее рамках.

Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив - придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен, и пригласить остальных играть вместе (чаще с этим справляются почему-то папы). При этом важно не вломиться в уже развернувшуюся игру, где ваш ребенок не пришелся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное - требующую соблюдения четких правил, уже знакомых вашему ребенку. Как ни странно, четкая и конкретная организация игр с правилами помогает ребенку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для "игровых" детей, привыкших именно к ней.

Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный "свод законов" и правил - лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш "неудачник" компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения "чуть-чуть покрасить" (вспомните Тома Сойера с его забором!). Не может сам рисовать - рисуйте вместе, но подчеркивайте все время (и даже утрированно) ведущую роль ребенка в этом процессе.

А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко.

А в крайнем случае можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор - только придется следить, чтобы вашего ребенка "не затирали", а игрушки не отнимали.

Простор для вашей фантазии и творчества открыт. Главное - не оставляйте ребенка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же "внедряться" в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта вашего ребенка с одним-двумя сверстниками.

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: "У меня есть друг". А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту. Если этой "свиты" нет, то и "король" чувствует себя уже не у дел, ему скучно, а занимать сам себя он не умеет.

Как правило, страдания и переживания начинаются в том случае, если потребность в общении и игре ограничена невозможностью в этой игре участвовать или если признанный лидер вдруг в силу непредвиденных обстоятельств теряет возможность свои "лидерские замашки" реализовать (например, попал в новый коллектив, где есть вожаки и покруче).

В принципе любого ребенка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и внеигровых видов деятельности и одновременно помогать ему овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что вашего ребенка не принимают в игры, редко звонят ему по телефону, пренебрежительно здороваются или вовсе игнорируют его робкое "здрассте" - то пора (и давно пора) брать дело в свои руки.

Ранняя невротизация у детей с ослабленной нервной системой во многих случаях является результатом их социальной изолированности. И если сам ребенок не в состоянии найти себе друга (или друзей), полноправно участвовать в играх и других видах детской деятельности, то без помощи родителей положение будет только ухудшаться. Поэтому необходимо обеспечить ребенку круг общения, причем именно детский. Если в старой компании, где его все знают, добиться признания и уважение бывшему "изгою" почти невозможно - значит, нужно искать другую компанию. Запишите его в кружки (выбирая те, где ваш ребенок будет на высоте), гуляйте в другом месте. В самом крайнем случае переведите его в другую группу в детском саду или смените школу. Но это крайняя мера, поскольку дети дошкольного и младшего школьного возраста (а иногда и старше) переносят такие перемены очень тяжело, и идти на это можно, только если физическому и психическому благополучию ребенка что-то серьезно угрожает, например, его не просто не принимают в игры, но постоянно бьют и унижают. Несмотря на свое незавидное положение в коллективе, эти дети всегда опасаются, что в новом месте будет еще хуже - ведь они социально некомпетентны, обычно очень тревожны и склонны к тяжелым эмоциональным реакциям, что чревато уже настоящим неврозом.

Задача родителей - обеспечить ребенку уверенность и эмоциональный комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту детьми (очень часто таким детям гораздо легче подружиться с более младшими и почувствовать в себе силу и уверенность хотя бы на их фоне). А главное - помните, эта задача разрешима, и чем раньше начать ее решать, тем легче она окажется.

Елена Волкова-Гаспарова,
кандидат психологических наук,
Центр дошкольного детства им. А.В. Запорожца,
психолог ДОУ № 792, Москва
Статья из журнала

Обсуждение

А что делать если ребенка не принимаю именно из-за стремления во всем быть лидером никакие уговоры пойти на уступки не желает слышать и поэтому всегда остается один на улице в огромном детском коллективе

04.08.2004 19:12:33, светлана

Я была таким изгоем в детстве, причем в каждом коллективе, и в садике и в школе. Сейчас мне уже 32, но проблемы в общении есть до сих пор, а главное - чрезвычайно низкая самооценка. Можно ли мне помочь и как?

03.04.2003 00:19:04, Aлла

25.03.2003 12:39:56

Очень интересная и полезная статейка. Жаль что раньше я ее не прочла. Моя дочь (1997г.р) периодически испытывает описанные проблемы, периодически - потому что иногда встречаются невоспитанные "лидеры" и просто невоспитанные дети, таких детей опасаются даже взрослые, что уж говорить о сверстниках и детях помладше. Воспитанные дети лучше находят общий язык, в их играх выделяются лидеры, но неявно. Играя в такой компании дети-изгои самоутверждаются и в один прекрасный момент вы видете, что ваш ребенок стал более открытым и вам совершенно не стыдно за его поведение.
(Из наблюдений за играми на детской площадке)

А в каком возрасте дети обычно начинают играть вместе? У меня ребенку почти четыре года, но играть со сверстниками он не хочет, предпочитает детей лет на пять старше, или взрослых. Я несколько беспокоюсь за это. :(

11.02.2003 23:34:31, Ящерка_

А мне кажется, что очень многое зависит от того, чувствует ли ребенок, что его любят, что он самый лучший для родителей, отсюда уверенность в себе и независимость от "свиты". Мой мелкий никогда не ходил в ДУ до 6 лет, он не знал правил детских игр, в ролевые игры мы вообще никогда не играли (не умею я с детьми играть). Однако во дворе его приняли в компанию сразу, потому что:
он никогда не жадничал, легко мог поддержать игру, которая ему нравится и абсолютно спокойно прекращал ту, которая ему не по душе, т.е. мог уйти, сказав: мне надоело. Сейчас, в гимназии, он играет в "дочки-матери" с девочками в роли папы, короля и т.д. (мальчиков у них нет:)), с мальчишками из других групп играет уже в другие игры. Меня даже иногда напрягает то, как он поддается на всякие проказы (безобидные, конечно), но пока это безобидно, особо не одергиваю... Т.е. сам он за собой не поведет (незнакомых детей), но за другими идет с удовольсвием, если это действо совпадает с его интересами...
И я вот абсолютно не вижу чем бы я могла ему помочь, если бы у него были проблемы с общением, т.к. сама не любила играть в компаниях больше 2-х...

Комментировать статью "Почему меня не принимают?"

Дюфастон и утрожестан принимают для поддержки плода. Лишним он не будет. Главное принимать в точности как врач назначит. Девочки, что утрожестан, что дюфастон принимать не имеет никакого смысла и это уже доказано.

Обсуждение

Блин, автор,вы, что думаете девушки из интернета умнее и опытнее врача? Дюфастон и утрожестан принимают для поддержки плода. Лишним он не будет. Главное принимать в точности как врач назначит. Сначала больше - потом меньше и меньше. Если резко бросить пить возможно отторжение плода. Не из-за того, что препарат плохой, а из-за резкого сокращения нужного гормона.
Кстати, в Америке и Европе не только никто не смотрит до 11-12 недель, но никто и не сохраняет беременность. Этот принцип называется "Всё или ничего". Если у ребёнка есть какие-то серьёзные отклонения природа пытается избавится от него и плод умирает. Поэтому они выжидают. Может, в чём-то они и правы...

Девочки, что утрожестан, что дюфастон принимать не имеет никакого смысла и это уже доказано. Американские и европейские врачи-гинекологи уже давно отказались от этих препаратов. Более того, до 12 недель там беременную женщину никто не смотрит, не пугает, не заставляет сдавать кучу анализов и делать УЗИ! До 12 недель только отдых, прогулки и позитив. Найдите в интернете Елену Березовскую, её книга "Настольное пособие по беременности"(так кажется), у неё много литературы на эту тему, ей можно задать вопросы в контакте или на фейсбуке, в ютубе очень много её роликов! Посмотрите, там ответы есть на все ваши вопросы. И легкой вам беременности!

23.10.2015 23:54:15, ЕленаЕлена

За все в этом мире надо платить, так кажется? Варикоз прицепился ко мне месяцев пять назад. Муж говорит, ничего страшного, что вены некрасивые, я тебя и такой люблю. Нет, он у меня не гуляка, всегда вовремя домой, да и отношение его ко мне не изменилось. Все также пристает. Просто я не думала, что вены на ногах это не только некрасиво, но и так серьезно. Что варикоз имеет несколько стадий. Я особых плохих ощущений не испытывала, уж не знаю почему. Просто вены выпятились. Ну, иногда ноги...

Обсуждение

Мне врач сказал чтоб кровь не застаивалась в венах надо много ходить и пить воду, за питанием следить, вес в норме держать, каждый фактор влияет как мне объяснил. Начались отеки просто сильные и судороги, посоветовал венолгон гель твинс тэк, втираю каждый день, снимает отечность и варикоз предотвращает.

Впустую тоже глупо лекарства глотать. Мне кажется, надо просто регулярно (хотя бы раз в полгода) смотреть по УЗИ, что там с сосудами, и если есть проблемы, то пропивать таблетки, а если нет - то и зачем тогда? Из венотоников мне, как и многим, тоже больше всего нравится Флебодия. И удобно, и недорого, и помогает отлично.

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?» 2. Когда ребёнок вас не слушается, вспоминайте вопрос №1. 3. Даже самый маленький лучше мамы знает тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится. 4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас. 5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится. 6. По-возможности, не мешайте получать негативный опыт...

Обсуждение

Что понимать под "послушным". Если в смысле управляемый, то, имхо, навряд ли станет успешным. Ибо подавление авторитетами в детстве плавно перетечет в то же самое во взрослой жизни

08.09.2014 10:43:26, Ma_Lvinka

Мало, с чем согласна. И, главное, не нравится мне это противопоставление послушных и успешных. Как будто послушные не бывают успешными, а успешность - обязательное продолжение непослушания. Если ребенок успешен, то он успешен (и еще надо определить, что под этим понимать). Потому что быть президентом - это одно. Быть просто счастливым - это другое. Быть счастливым самому и делать жизнь других лучше - это вообще третье. Эти группы могут пересекаться в одном человеке, а могут и нет.

У вас есть цель познакомиться, создать семью? Вам придется поработать в отношениях. Я вот задумалась - возможно ли создать бизнес за 1 день? Нет, наверное.Но положить начало - возможно. Так и семья. В начале надо познакомиться. Почему я приняла решение обратиться к московской свахе(МС)www.svaha-moscow.ru? Мне хотелось уютного разговора, понимания, чтобы я была номер один задачей для эксперта. опыт обращения в агенство мне не понравился, потому что там идет большой поток людей, и мне...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Обсуждение

Хорошие советы, хочу добавить. По моим наблюдениям, почти все дети, которым в детстве регулярно читали родители вырастают читающими. Причем имеет смысл читать даже детям, которые уже умеют это делать сами (если им это конечно нравится) Я помню как в детстве очень любила оставаться ночевать у своей тетушки, она своему сыну читала каждый день на ночь наверное по пол-часа лет до 10. Мы с ним ровесники, и мне очень нравилось ее слушать.

На 6-м году материнства я утвердилась в своей догадке: дети - это мое зеркало. Сейчас старшему 6,5 лет, а младшему 2 года. Когда Тиме было 3 года, я увидела в нем страх: не успеть, чего-то не получить, страх, что ему может чего-то не хватить. Это открылось однажды, когда мы приехали в отель и пошли переодеваться, а потом надо было идти на ужин (шведский стол). Тима чуть ли не вырывался из рук: скорее, скорее побежали есть, а то нам не хватит. Мне пришлось объяснять, что еды всем хватит. И...

Так приятно получать подарки и удивляться неожиданным сюрпризам. Как восхитительно радоваться подаренному букету цветов или обычной шариковой ручке. Мы радуемся каждой мелочи, которую вручают нам близкие люди, будь это даже пустевая безделушка. Однако, вы никогда не обращали внимание на то, что дарить подарки даже намного приятнее, чем их получать. Ведь сама суматоха по подбору наиболее подходящего презента, хождение по магазинам, выбору самого лучшего, изящная или сумасшедшая упаковка...

Доброго времени суток всем! Научите уму разуму. Я замужем (по статусу), сыночке 4 года. Муж постоянно в комадировках, дома практически не бывает, и ко всему прочему у него есть "она". Появилась она давно, почти три года назад, когда наши с мужем отношения были на грани развода.Но потом он якобы одумался, решил что семья важнее и мы снова начали жить вместе. Тогда я еще не знала о её присутсвии,догадывалась, но постоянно гнала от себя юти мысли. А потом случайно, во время уборки, нашла...

Обсуждение

Спасибо всем за такое большое кол-во ответов.Постараюсь ответить всем сразу в одном письме.
1. Ребенка я оставляю, да про аборт ляпнула сгоряча (по просьбам мужа и так уже был аборт).
2. Муж сказал, что снимает с себя все обязательства по оплате квартиры, ипотеки и т.д., на ребенка будет выделять какую-то сумму, от будущего ребенка отказаля, сказав, что не имеет к нему оношения, он всегда хотел одного ребенка и больше ему не надо, то, что я не предохранялась-сама виновата.
3. На вопросы-ответы Ваши не отвечала, потому что возможности не было, а не потому что тему просто так создала.
4. Метериальное положение среднее, сейчас работаю, квартира в ипотеке. На мужа надежды нет, хотя он всем рассказывает, что его ребенок ни в чем нуждаться не будет, но на деле пока ничего нет, он в командировке, у меня работа-сад-больница.
Ну вот вроде бы и все. В предысторию отношений не хочу вдаваться, смысла в этом все равно нет. Надо было все точки расставить три года назад, а сейчас уже нечего пенять, что случилось, то случилось. Еще раз спасибо всем:-)

Раз пожелал удачи, дело не к добру...

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал: Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их...

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Обсуждение

Верю. И знаю, что она не врет. Когда то давно внушила ей мысль, что надо всегда говорить правду, и за правду я никогда не накажу, чтобы она там не натворила.

Одним - верить, другим - нет. Я своему сыну верила, т.к. он не врет никогда. Сестра старшему верила по той же причине, а младшему не верила, потому что он врет практически всегда. ПРичем не из страха, а просто врун по натуре и учиться никогда не хотел. Если бы они ему верили, страшно подумать, чтобы получилось.

14.04.2012 20:16:32, Почему?

Хочу понять эту жизнь.А как? Я родилась в большой и дружной семье,родилась с аномалией.С рождения и до сих пор,я являюсь инвалидом.Мне сделано много операций,который положительных результатов не принесли.Я обучаюсь на дому,учусь хорошо.Мой мир,это моя семья,которая всегда помогает и пддерживает. Моя семья это братья и сестра,моя мома,это единственный человек в моей жизни,который мой друг.Мама всегда мне говорит,Аленка надо учиться,чтоб в этой жизни как-то выжить.Мы очень часто седим с ней и...

Обсуждение

Привет! У меня есть сын, я с ним тоже по врачам набегалась. Как на американских горках - каждый год - то вверх, то вниз. Он тоже восьмиклассник. Для меня главное, чтобы он был оптимистом. Потому что если он к чему-то стремится - то это добавляет мне оптимизма. А врачи, диагнозы, прочее - что-то от Бога, что-то от людского незнания. Главное - верить в себя и верить в лучшее, что может и должно происходить. И так оно и будет, если к этому стремиться и верить. А пока каждый день - это радость, это счастье, нужно суметь наполнить его смыслом, проложить дорожки в будущее. Все тяготы, переживания - они делают нас сильнее, мудрее, добрее, способными увидеть переживания других людей, с другими кажущимися проблемами. Решай пошагово все, что тебя беспокоит. Раскрашивай реальность - свою, мамину, братьев, сестер, будущих приятелей и друзей - в разные краски, наполняй смыслом - в этом ли не счастье?)))) Удачи и радости! Хороших выходных! Кстати, мой сын ищет работу - захотел. А ты не пробовала чем-то заняться, посильным? Или творчеством?

17.02.2012 23:42:05, мама троих

В России с каждым годом открывается все больше и больше новых школ. Некоторые из них расположены в отдаленных от будущих учеников местах. Довольно часто родители выбирают учебные заведения не по месту жительства, а по разным характеристикам - рейтингу, учителям, школьным программам, условиям пребывания детей в учреждении. Это вполне нормально. Но нередко родители сталкиваются с отказами в принятии ребенка в школу не по прописке. Такие ситуации учащаются. Они доставляют немало хлопот и родителям будущего школьника, и директорам. Сегодня мы разберемся, как попасть в школу не по прописке. Можно ли вообще воплотить задумку в жизнь? И если такое право есть, то как лучше реализовать его? Каждый родитель должны знать о том, что ему позволено относительно обучения несовершеннолетних.

О среднем образовании

Можно попасть в школу не по прописке? Чтобы ответить на этот вопрос, придется обратить внимание на действующее законодательство РФ.

Начнем с того, что среднее образование в России является обязательным. Школу должен окончить каждый гражданин РФ. И отказать в принятии в учебное заведение по закону "Об образовании" не имеют права.

Отсюда следует, что родители могут обратиться в любую школу с соответствующей просьбой о принятии их ребенка в первый класс (и не только). Но в России зачастую при подаче запроса не по прописке следуют отказы. Насколько это правомерно?

Конституция РФ

Все не так просто, как кажется. Конституция РФ тоже имеет некоторые указания относительно получения среднего образования.

Данный свод законов предписывает бесплатность и доступность обучения в стране. Соответственно, родители имеют право на подачу заявления на принятие ребенка в учебные заведения. Но как попасть в школу не по прописке?

Законность отказов

Для начала выясним, могут ли отказать в зачислении в учебные заведения по закону. На основании всего вышесказанного следует вывод, что директор обязан принять всех желающих в школу. И отказывать он не может. Ведь это нарушение конституционных прав.

Разумеется, на всех мест в не хватает. И поэтому отказы иногда логичны. Если нет мест, то принять ребенка в школу не смогут по закону.

Несмотря на это, при определенных обстоятельствах детей имеют право не зачислять в учебные заведения, если родители обратились в учреждение не по месту регистрации. Когда такое возможно? И на каких основаниях?

Изменения в законах

В законе "Об образовании" с 2012 года имеются определенные поправки. Они и служат причиной отказов в зачислении в учебные заведения. И все будет происходить по закону.

Дело все в том, что действующее законодательство закрепляет за детьми, обращающимися в школу по прописке, приоритетное право зачисления. Это значит, что сначала места для школьников распределяются с учетом их места жительства. И если после этого они не закончились, то директор обязан принять людей не по прописке.

Об очередности

Как попасть в школу без прописки? Если проявить настойчивость, то решение поставленной задачи не доставит никаких проблем.

Как мы уже выяснили, граждане могут обратиться в любое учебное заведение с запросом о зачислении ребенка в тот или иной класс. Отказать в этой услуге могут, но лишь при определенных обстоятельствах.

Сначала места распределяют между детьми, проживающими по адресам, привязанным к учебному заведению. В порядке очереди, по принципу "кто раньше обратился". После этого остаток мест распределяется между детьми не по прописке. Принцип тот же: кто раньше обратился с запросом, тому и достанется место в школе. Об этом должен помнить каждый родитель. Заявление о зачислении ребенка в учебное заведение следует подавать как можно раньше.

Частные школы

А могут ли отказывать по закону в принятии детей в частные учебные заведения? Если школа не является муниципальной, то прописка во время рассмотрения запросов на зачисление учеников не играет никакой роли. И отказать в этой услуге нельзя.

По закону такое возможно лишь тогда, когда в школе не осталось мест для того или иного ребенка. Но рассмотрение заявок с учетом прописки при подобных обстоятельствах - это нарушение действующего законодательства. Ведь родители будут сами платить за обучение их детей.

Иностранцам

Можно ли попасть в школу без прописки? Да. Но, как правило, этот принцип действует только на семьи, где у детей и родителей есть гражданство РФ. Иностранцам подобная свобода не дана.

Как правило, приезжие семьи должны обратиться в управление образованием и получить направление в ту или иную школу. Документ выдается без учета прописки и личных предпочтений заявителей. Обычно направление на поступление в школу оформляется туда, где есть свободные места. Поэтому иностранные граждане редко могут воспользоваться зачислением в то учреждение, куда хочется попасть. Конечно, школу ребенку постараются подобрать поближе к месту регистрации, но если это невозможно, придется согласиться на любой предложенный вариант.

Залог успеха

Как попасть в школу не по прописке? Мы уже упоминали о том, что необходимо действовать быстро. Чем быстрее родители подадут заявление на зачисление ребенка в учреждение, тем выше шансы на успех.

Сегодня школы начинают рассмотрение соответствующих запросов с 1 апреля и до 30 июня. Иногда заявления принимают с 1 марта. С 1 июля рассматриваются запросы от родителей, чьи дети будут ходить в школу не по прописке. К этому моменту необходимо сформировать определенный пакет документов и как можно скорее подать заявление установленной формы директору.

Документы

Как попасть в первый класс не по прописке? Обычно родителям приходится не только поторопиться с подачей заявления, но и сразу предъявить все необходимые бумаги.

Среди них выделяют:

  • свидетельство о рождении;
  • медицинскую карту ребенка;
  • паспорт родителя;
  • заявление на зачисление в школу.

Кроме того, если у ребенка есть какие-нибудь дипломы, сертификаты, грамоты - все это необходимо принести с собой. Школы негласно борются между собой, стараясь принимать только лучших. И поэтому наличие грамот и наград поспособствует успешному зачислению ребенка в школу. На этот факт необходимо обратить отдельное внимание.

Несколько школ

Как попасть в школу не по прописке? Следующий совет - это подача заявлений сразу в несколько учебных заведений. Этот прием поможет обезопасить от неудач. Выбрав несколько школ, родитель должен подать запросы установленной формы директорам. Закон разрешает такой вариант развития событий.

После окончания рассмотрения заявлений о зачислении в школы, родители в течение недели должны будут подтвердить факт поступления ребенка в конкретное заведение. Сразу после этого оригиналы перечисленных бумаг отдаются директору. Иначе ребенка, зачисляемого без учета регистрации, могут не принять в школу.

Временная прописка

Как устроить ребенка в школу не по прописке? Существует ряд рекомендаций, которые помогут воплотить задумку в жизнь.

Первое, что предлагается родителям, - это оформить временную прописку себе и ребенку по адресу, привязанному к выбранной школе. Тогда фактически дети будут приниматься в учебное заведение в первую очередь. Никаких проблем при подобном раскладе не будет. Главное - найти человека, который согласится зарегистрировать временно родителя и ребенка по подходящему адресу.

На постоянной основе

Задумываясь, как устроить ребенка в школу без прописки, приходится проявлять настойчивость и действовать быстро. В современной России наблюдается самая настоящая борьба за места в учебных заведениях. И даже по месту регистрации не все могут попасть в школы.

Поэтому некоторые предпочитают сменить постоянную прописку на подходящий выбранному учреждению адрес. Немного хлопотно, но это проще, чем гадать, возьмут ребенка в школу или нет. Нетрудно догадаться, что при подобных обстоятельствах дети будут приняты в учреждения в первых рядах. Но медлить с подачей заявлений все равно не следует.

Нет мест

Ребенок не попал в школу по прописке? Что делать дальше?

Такой вариант развития событий встречается все чаще и чаще. Он не означает, что о зачислении в школу можно забыть. Родители имеют право на обращение с соответствующим запросом в ближайшее учебное заведение.

После проверки мест в школе по примут в выбранное учреждение, если в нем еще есть куда зачислять детей. В противном случае придется снова подбирать школу. И так до тех пор, пока не обнаружится заведение, в котором есть свободные места для обучения детей без учета прописки.

Незаконные методы

Как устроить ребенка в школу не по прописке? Некоторые родители в погоне за престижем учебных заведений готовы нарушить закон. Речь идет о даче взяток.

Достаточно обратиться с соответствующей просьбой к директору интересующей школы. Некоторые охотно берут деньги за зачисление детей к себе. К сожалению, такая практика встречается все чаще и чаще. И поэтому зачастую задумываться о том, как попасть в школу без прописки, бесполезно.

Выводы

Пожалуй, это все. Перечисленные приемы помогут повысить шансы на успешное зачисление ребенка в школу. Желательно воспользоваться оформлением временной или постоянной прописки для несовершеннолетнего и одного из родителей. Тогда, как мы уже говорили, ребенка зачислят в учебное заведение в первых рядах.

А вот взятки - это не самое лучшее решение. Задумываясь, как попасть в школу не по прописке, не следует нарушать закон. Ведь есть эффективные решения, которые признаются официальными.

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это – вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? – рассказывает одна из мам. – Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс. Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного – директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось – требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

Это важно. Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п.

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение – тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, – говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, – для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи – О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов – лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь – я умный и хороший, плохо учусь – я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, – говорит Александра Соболева, – то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно – зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

Это важно. Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы – умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты – например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Это важно. Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе – желание учиться. Если ребенок говорит – не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока – то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами – темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

Каждый дошкольник перед приёмом в первый класс должен сдать своеобразный «экзамен» на психосоциальную зрелость и способность к адаптации и обучению. Прохождение такой диагностики порой требует годовой подготовки. Вопросы, которые задаются детям, могут быть разнообразными: на логику, на внимательность, на восприятие окружающей среды и многое другое. Тестирование должно проводиться лишь с целью выявления интеллектуального уровня ребенка, а не являться методом отсеивания. Подчас в школах диагностические тесты составляются таким изощренным способом, что вгоняют ребенка в замешательство. То есть те логические вопросы, которые мы считаем каверзными и задаем друг другу в качестве проверки логического мышления, могут быть с легкостью заданы ребенку, который может понимать многое, но не знает, как оформить свою мысль.

Родители, стремясь с гордостью пройти такое тестирование, расспрашивают детей, прошедших такие экзамены в прошлых годах, собираются в группы и форумы, обсуждая возможные вопросы, нанимают специальных тренеров, знакомых с условиями таких экзаменов, зачастую из числа преподавателей школы, в которую определяется ребёнок, чтобы не столкнуться с тем, что его/её ребёнка не возьмутв школу из-за результатов тестирования. Тем не менее каждый родитель должен понимать и знать свои права в отношении своего ребёнка, если дело касается приёма в первый класс.

Для того чтобы пройти подобное тестирование, ребёнка следует постепенно развивать в разностороннем порядке, в виде игры, на фоне каждодневных занятий, равноценно развивая и логическое мышление, и социальную адаптивность, и способность к формулированию своей мысли, но не «натаскивая» на определенные вопросы, которые могут быть заданы в другой форме, чем ребенок их заучит.

Какие наши права, или что делать, если отказали в приёме в школу?

Родители должны понимать, что все общеобразовательные учреждения обязаны принимать детей в школу вне зависимости от готовности к ней, только при достижении шести с половиной лет. Отказ в приёме в первый класс может быть обоснован только отсутствием мест в классах, территориальным ограничением либо неподходящим возрастом. Результаты подобных тестов имеют только рекомендательный характер, не влияя на распределение детей по классам и выбор учителя. Педагогический состав просто должен ознакомиться со средним уровнем подготовленности детей, которые будут обучаться в школе. Результат тестирования, каким бы он ни был, не может стать причиной отказа на основе конкурсного отбора.

Такое положение обусловлено законом «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014): в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Вооружившись данным законом, родитель может настоять на приёме ребенка в школу при следующих условиях:

  • Ребёнок является гражданином Российской Федерации.
  • Ему исполнилось шесть с половиной лет на дату приема в первый класс.
  • Он проживает в местности, территориально относящейся к школе в отношении учебы.

Администрация школы обеспечивает места в классах для детей, проживающих поблизости, и детей, занимавшихся в подготовительной группе при этой школе. Средний состав первого класса составляет двадцать пять человек, но при отсутствии мест и при наличии большого числа детей руководство школы вынуждено открывать новые классы согласно Постановлению правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 года.

Школа не вправе отказать в приёме при следующих условиях:

  • Вы подали заявление о приёме в первый класс на указанную дату.
  • Школа подходит вам по территориальному обозначению.
  • Ваш ребёнок достиг возраста шести лет и шести месяцев.

В случае, если вашего ребенка не хотят брать в школу без объяснения каких-либо причин, помимо результатов тестирования, не оправдавших якобы надежды преподавательского состава, вы имеете полное право потребовать у директора школы официально составленный документ с исходящим номером за подписью директора и печатью школы о том, что вашему ребенку отказывают в приёме. Такой документ выдается на руки родителям в редких случаях, так как, выдавая подобный отказ, с юридической стороны вопроса директор нарушает конституционные права ребенка на образование. В этом случае, если вас не испугают последствия в виде негативного отношения к ребёнку, которое на практике имеет место, то вашего ребенка зачисляют в школу, подобранную вами, либо обоснуют свой отказ в устном виде, вынудив вас подыскать другую школу. В случае, если ни одно условие, выставленное администрацией школы, вас не устроит, вы можете потребовать устав школы, чтобы найти в нём положения о приёме дошкольников в первый класс.

Такие действия считаются нерациональными и неоправданными в случае, если вы отдаёте ребёнка в специализированную школу. К примеру, в языковую школу, танцевальную, спортивную или другую школу с явной узкоспециализированной направленностью. В этом случае дети попадают в такие школы по отбору на основании имеющихся у них природных данных.

Влияют ли сроки подачи заявления на приём в школу?

Сроки имеют большое значение, в особенности для тех, кто не имеет возможности учиться в выбранной школе по указанным выше причинам, а именно: при отсутствии регистрации в районе, прикреплённом к школе. Администрация школы устанавливает правила приёма детей в первый класс согласно установленным положениям: в нынешнем году родители могут подавать заявление о приёме в первый класс в промежутке между 1 февраля и 30 июня. До 1 июля администрация школы вывешивает информационный список о состоянии набора в классы и количестве свободных мест. В первом случае набор осуществляется в отношении детей, проживающих на прикрепленной территории. Свободные места, оставшиеся после обработки всех заявлений, распределяются между детьми, чьи родители, проживающие в других районах, подали заявления до 1 июля о приёме в первый класс. Такие дети будут зачисляться в классы до 5 сентября. Кстати, сегодня электронный формат заявления о приеме в школу удовлетворяет поставленным требованиям.

Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?

Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.

Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.

В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Как оценить способности своего ребёнка?

Для каждого родителя важно оценить способности своего ребенка: сможет ли он выдержать нагрузку без игр и сна в течение нескольких часов, умеет ли он общаться в коллективе, отвечать на вопросы учителя осознанно и по теме. Если вы считаете, что ваш ребёнок немного не справляется, наверняка лучше дать ему время повзрослеть на год и попытаться поступать в первый класс уже с желанием учиться и получать знания. Именно желание ребёнка учиться показывает его готовность к обучению.