Социальная дезадаптация

В результате социализации личности формируется полноценный субъект, способный полноценно участвовать в жизни общества. Социализация личности и социальная адаптация тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Они могут рассматриваться в качестве тождественных понятий, или как осуществляющиеся в непрерывной взаимосвязи.

В результате неудачной социализации происходит нарушение социальной адаптации человека.

Замечание 1

Социальная дезадаптация, или десоциализация – частичная или полная неспособность адаптироваться к окружающей социальной среде.

Механизм социальной адаптации функционирует с раннего детства. Благодаря ему индивид учится соблюдать определенные правила и нормы, общаться в соответствии с принятыми в данном обществе правилами, корректировать свое поведение согласно возникающим ситуациям.

Сбой в работе адаптационного механизма ведет к нарушениям во взаимоотношениях между индивидом и обществом, человек не может в полной мере взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации

Нарушения социальной адаптации происходят в результате следующих факторов:

  • эмоциональная депривация и социальная изоляция в детстве;
  • дисгармоничное развитие детей, воспитывающихся в интернатах, детских домах и т.д., то есть в институционализированных учреждениях;
  • педагогическая и социальная запущенность;
  • неудачная социализация в семье и, как следствие, формирование акцентуаций характера;
  • деформированные родительско-детские отношения;
  • формирование личности в антисоциальном окружении;
  • развитие аддиктивных форм поведения;
  • психические расстройства, как следствие нарушенных родительско-детских отношений.

Нарушения социальной адаптации проявляются в следствие нарушенной или неудачной социализации, действия негативных психологических механизмов

Замечание 2

Социально-психологическая дезадаптация развивается при биологических и физических нарушениях (заболевания нервной системы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и интоксикацией); нарушениях психологического характера (акцентуации характера, особенности нервной системы – излишнее возбуждение, слабость, нарушение волевых процессов и т.д.); социальных нарушениях (отвержение ребенка, неправильное воспитание, попадание во враждебную или непривычную обстановку).

На формирование психопатий, акцентуаций, аномалий иного характера большое влияние оказывает семья.

Формирование психопатий может осуществляться следующим образом (О.В. Кербиков): посредством усвоения и подражания форм поведения взрослых; в результате закрепления негативных реакций; через непосредственное культивирование аномальных черт характера у ребенка.

Если в семье отсутствуют чувства привязанности и тепла, наблюдаются негативные действия (невыполнение обещаний, несправедливые упреки, ущемление нормальных желаний и т.д.), культивируется чувство вины перед родителями, то происходит нарушение социализации, формирование неврозов, развивается социальная дезадаптация.

Проявления нарушений социальной адаптации

К нарушениям социальной адаптации, возникшей в результате нарушения коммуникации относятся:

  • неспособность осуществлять основную деятельность (работа, учеба);
  • неумение удовлетворять основные социальные потребности;
  • отсутствие навыков продуктивного общения;
  • неспособность осуществлять заданные социальные роли в межличностных отношениях;
  • невозможность испытывать состояние относительно долгого внутреннего комфорта без присутствия внешних или внутренних конфликтов.

Социальная адаптация выражается в депривации, если ребенок развивался в социальной изоляции. При этом дети отвергают контакты с другими людьми, боятся их, у них наблюдается отсутствие эмоций и чувств. Такие индивиды склонны к приступам гнева, аффектам, у них отсутствуют высокие чувства, слабо сформированы моральные качества, наблюдается низкая фрустрационная толерантность.

Синдром госпитализма – состояние, характерное для детей длительное время находящихся в больнице, интернате, детском доме. Дефицит общения вызывает формирование эмоциональных нарушений, ведет к отставанию в физическом и психическом развитии, к социальной дезадаптации .

Крайним вариантом социальной дезадаптации является педагогическая запущенность, выражающаяся в задержке интеллектуального, эмоционального, физического развития, в нарушении поведения.

Школьная десоциализация наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: внешние данные, низкая или высокая успеваемость, индивидуальные особенности и т.д. Возникает при резком изменении внешности ребенка, смене привычной среды и др. Отсутствие поддержки, насмешки и отторжение со стороны взрослых приводит к утрате своего места в обществе, разрушению установленных социальных связей.

К психическим расстройствам, вызывающим социальную дезадаптацию относятся шизофрения, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство личности.

Социальная запущенность проявляется в:

  • искаженном развитии социально-коммуникативных качеств;
  • незрелости социальных потребностей;
  • сложностях принятия и реализации социальных ролей;
  • низком уровне сформированности социальной рефлексии.

По сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, дети закрытых институциональных учреждений, как правило, отстают в психическом развитии, эмоционально неустойчивы. У них отмечается ограниченность словарного запаса, снижена активность, мало оценочных суждений, им сложно организовать без участия взрослых свою деятельность.

В подростковом возрасте у детей закрытых институциональных учреждений наблюдается слабое развитие мотивационной сферы, ограничено целеполагание, их самооценка во многом зависит от окружения, характерен инфантилизм. Реакция на фрустрацию носит агрессивный характер (угрозы, упреки, обвинения и т.д.).

Замечание 3

Нарушение социальной адаптации может носить частичный или полный характер. При частичном нарушении индивид перестает соприкасаться с определенными видами жизнедеятельности, контактировать с некоторыми людьми: отказывается от общения с приятелями, не ходит на работу и т.д. Полная десоциализация характеризуется нарушением контактирования во всех сферах жизнедеятельности, индивид прекращает общение с самыми близкими людьми, замыкается в себе и теряет связь с действительностью.

Adjustment Disorder

Описание

Расстройством адаптации называют длительную негативную реакцию на стрессовое событие или ситуацию. Причиной может быть стресс или сочетание стресса и расстройства организма. Это расстройтво серьезно ухудшает социальное и профессиональное состояние.

Есть несколько подтипов расстройства адаптации, которые характеризуются:

  • Подавленным настроением;
  • Тревогой;
  • Сочетанием тревоги и депрессии;
  • Нарушением поведения;
  • Сочетанием нарушения эмоционального состояния и поведения.

Причины расстройства адаптации

Расстройство адаптации развивается в результате реакции на стрессовые события или серьезные изменения в жизни. Некоторые причины стресса:

  • Проблемы во взаимоотношениях;
  • Финансовые трудности;
  • Семейные конфликты;
  • Взаимоотношения в школе;
  • Изменения на работе;
  • Изменение образа жизни;
  • Проблемы со здоровьем;
  • Развод;
  • Смерть близких людей;
  • Проблемы сексуальности.

В некоторых случаях, проблемы (например, проживание в небезопасном, неблагополучном месте) может привести к развитию расстройства адаптации в течении длительного периода времени.

Факторы риска

Некоторые люди могут иметь предрасположенность к расстройству адаптации. Восприимчивость может зависеть от таких факторов, как:

  • Генетика;
  • Приспособляемость;
  • Социальные навыки;
  • Возможности решения проблемы;
  • Пол: женщины, как полагают, подвержены более высокому риску расстройства адаптации, чем мужчины (даже в детском возрасте)

Люди, которые сталкиваются с медицинскими проблемами или живущие в сложных условиях, могут подвергаться повышенному риску. В этих группах населения, расстройства адаптации было диагностировано у 50% людей.

Некоторые факторы из раннего детства также могут привести к тому, что человек может страдать от расстройства адаптации в будущем. К ним относятся:

  • Частые переезды в детстве;
  • Социальное происхождение (слишком бедная, или наоборот, богатая семья);
  • Экстремальные воздействия (например, война) или травмы, в результате которых развивается расстройство адаптации или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Лица, которые имеют высокий риск возникновения расстройство адаптации также часто подвержены другим расстройствам, таким как тревожность, депрессия, биполярное расстройство, или желудочное расстройство.

Симптомы расстройства адаптации

Обычно расстройство адаптации проходит в течение 6 месяцев после вызвавших стресс событий. В случае хронического расстройства, симптомы могут длиться более шести месяцев. Обычно они связаны с постоянным наличием источника стресса.

Для того, чтобы диагностировать расстройство адаптации, симптомы должны мешать социальной жизни и здоровью человека.

Симптомы включают в себя:

  • Подавленное настроение, грусть;
  • Затруднение дыхания;
  • Боль в груди;
  • Тревога или беспокойство;
  • Чувство неспособности справиться с поставленными жизненными или профессиональными задачами;
  • Чувство неспособности планировать свое будущее;
  • Ощущение невозможности продолжать повседневную деятельность в текущей ситуации;
  • Затруднения в повседневной деятельности;
  • Расстройства поведения;
  • Наличие других эмоциональных и поведенческих расстройств.

Диагностика расстройства адаптации

Доктор оценивает наличие стрессоров и определяет, насколько они могут сильны, чтобы вызвать у пациента расстройство адаптации.

Также проводится обследование, чтобы убедиться, нет ли расстройств или заболеваний, таких как депрессия, тревожное расстройство, или пост-травматическое стрессовое расстройство. Врач может направить пациента к психиатру для диагностики и лечения.

Лечение расстройства адаптации

Главная цель лечения состоит в том, чтобы вылечить симптомы, и возвратить человека к нормальному эмоциональному состоянию и повседневной жизни. Лечение также не позволяет расстройству адаптпции перасти в глубокую депрессию. Лечение включает следующие варианты:

Психотерапия

Психотерапия, или психоанализ, является основным методом лечения расстройства адаптации. Терапия используется, чтобы помочь людям понять, почему стрессовое событие вызвало симптомы, и развивать механизмы сопротивления для будущих стрессоров. Терапия является кратковременной мерой и может перейти в одну из следующих форм: индивидуальная терапия, семейная терапия, терапия поведения, или групповая терапия.

Прием лекарственных препаратов

Лекарства могут использоваться в комбинации с терапией, чтобы облегчить общие симптомы. Могут быть назначены антидепрессанты или успокаивающие лекарства на кратковременной основе до излечения симптомов расстройства адаптации.

Профилактика расстройства адаптации

Хотя на сегодняшний день нет методов профилактики расстройства адаптации, своевременная диагностика и лечение дают очень хороший результат.

Согласно нормам Федерального Закона «О статусе военнослужащих», отбор кандидатов для прохождения срочной или контрактной военной подготовки в армии происходит на основании заключения медицинской комиссии. В ее состав входят не только специалисты в сфере физического развития претендентов, но и профессионалы в области психиатрии. Однако, к сожалению, не все расстройства можно диагностировать на этапе мобилизации, поэтому и руководство воинской части, и близкие родственники служащих должны обращать внимание на каждый сигнальный звоночек, особенно, если речь идет о психических проблемах.

Истоки недуга

Расстройство психологической адаптации в армии - это неумение лица справиться с резким изменением способа жизни, а также приспособиться к новым требованиям. Диагностировать недуг очень сложно, в особенности на ранних стадиях. Как показывает практика, когда становится известно о нарушениях психического здоровья, молодой солдат уже сталкивается с последней стадией заболевания.

Вопросы предотвращения недуга у военнослужащих стоят особо остро, поскольку солдаты носят при себе оружие, и могут причинить вред и себе, и окружающим. С другой стороны имеется стремление уменьшить число «откосивших» от армии, поэтому военнослужащих по контракту проверяют на психологическую готовность к такому ритму жизни.

Наличие первоочередных признаков расстройства - это не основание для отказа в прохождении службы, а возможность предотвратить куда более серьезные последствия. При своевременном выявлении нарушений предстоит:

  • провести несколько занятий с потенциальными заболевшими;
  • предупредить руководство воинских частей.

Психологическая адаптация к условиям прохождения службы

Каждый солдат, призванный к прохождению службы, сталкивается с необходимостью приспособления к новым условиям окружающей среды. Для некоторых лиц такие изменения происходят просто, для других - адаптация требует больших усилий, но есть еще третья группа солдат, которые не могут самостоятельно справиться с вынужденными изменениями образа жизни. Когда адаптация военнослужащих по призыву сталкивается с психологической неготовностью, нужно принимать активные меры по противодействию несчастным случаям и чрезвычайным ситуациям.

Интересно! Было выделено несколько особенностей развития личности до армии, которые могли усугубить недуг, и способствовали возникновению проблем.

Психологическая адаптация к условиям военной службы может быть причиной:

  • плохих взаимоотношений с родителями;
  • привитого чувства собственной неполноценности;
  • болезненной реакции на свои неудачи;
  • стеснительности;
  • неуверенности в себе;
  • потребности в защите и неумении постоять за себя.

Расстройства адаптации в армии

Проводимые исследования показали, что очень сложно выделить единую причину, которая является основной при возникновении таких нарушений. Как правило, это целый набор факторов, которые в совокупности приводят к психологическим проблемам солдат.

Таблица «Основания возникновения расстройства у военнослужащих»

Причины Особенности проявления
Разлука с близкими 100 % опрошенных жаловались на отсутствие контакта с родными. При этом, 88% лиц страдали с самого первого дня службы, а 12% - ощутили грусть по истечении нескольких недель
Неумение справляться со сложностями прохождения подготовки Мнение опрошенных разделились практически поровну на такие аспекты:
сложность следовать распорядку дня;
отказ от своих привычек и вкусов;
чрезмерные физические занятия
Сложности адаптации к мужскому коллективу Тестированные больные указали на такие стороны:
унижение со стороны руководства;
насмешки от других служащих;
собственный стыд от необходимости подчиняться
Неуставные отношения Это самый малораспространенный фактор, но десятая часть лиц с расстройством адаптации в воинском коллективе обратила внимание на этот аспект

Признаки нарушения

Симптомы расстройства адаптации, которые проявляются у военных на службе, несколько отличаются от общих признаков недуга. Так, можно выделить следующие особенности протекания заболевания:

  • эмоциональные (раздражительность, ранимость, гнев и злость, а также отсутствие заинтересованности в результатах собственных занятий);
  • когнитивные (расстройство памяти, растерянность, допущение элементарных ошибок, рассеянность);
  • поведенческие (умышленное и активное противостояние дисциплине и попыткам завязать отношения со стороны других сослуживцев, замкнутость);
  • соматические (включают частые головные боли, нарушение аппетита и сна, беспричинная боль в мышцах, скачки давления, потливость, бледность);
  • личностные (потеря веры в себя и упадок сил, нежелание продолжать трудиться и достигать результатов).

Согласно проведенным исследованиям, эти признаки рано или поздно проявились у всех заболевших, но в разной степени и отличительной последовательности.

Возможные последствия для солдата

Постановка диагноза расстройства адаптации - это весомая причина для комиссования из воинской части. Однако нужно не просто констатировать жалобы, а подтвердить недуг официальным заключением соответствующего врача-психиатра. Допускается привлечение, как гражданского доктора, так и прохождение обследования специалистами военной врачебной комиссии.

Согласно требованиям осуществления учета медицинских расстройств, при выявлении адаптации предстоит постановка на учет к врачу-психиатру. Это связано с тем, что при единоразовой констатации болезни, независимо от методов и длительности лечения, она может проявляться и в дальнейшем. Это чревато суицидами, применением физической силы к посторонним, умышленным нанесением телесных повреждений себе или другим.

Основные последствия постановки на учет с расстройством адаптации:

  • невозможность трудоустройства в силовые и правоохранительные структуры;
  • отказ на выдачу разрешений на владение любыми видами оружия;
  • запрет на вождение транспортных средств.

К счастью, расстройство адаптации - это не болезнь, а временное состояние, которое требует обязательного лечения. Также Законом предусмотрен механизм снятия с учета и устранения диагноза. Для этого следует:

  • пройти полный курс лечения;
  • избегать обращения к врачу-психиатру до 5-ти лет (но при действительном отсутствии жалоб);
  • прекратить прием лекарственных препаратов (по совету врача);
  • написать собственноручно заявление главврачу поликлиники с просьбой провести повторную медицинскую комиссию;
  • пройти повторную проверку и подтвердить отсутствие расстройства;
  • сняться с учета.

Если руководство поликлиники отказывается проводить повторное исследование, и всячески избегает снятия диагноза, то можно обратиться с иском в суд, главное - нужно собрать отказные письма и обширный пакет доказательств своего психического здоровья.

Учитывая, что каждая ситуация индивидуальна, делитесь своим опытом в разделе «Комментарии».

Это - расстройства адаптации, которые препятствуют работе или учебе, если ранее у данного лица таких нарушений в этом отношении не было. Часто наблюдаются тревога и депрессия, поэтому данное состояние надо дифференцировать от депрессивных и фобических расстройств.

Ниже приводятся клинические характеристики расстройства адаптации с нарушением работы или учебы.

Главные особенности: тяжелый стресс, препятствующий любому виду работы или учебы, проявляющийся в тревожности во время экзаменов или при проведении каких-либо тестов, неспособности писать деловые бумаги, делать доклады или заниматься артистической деятельностью; трудности в концентрации внимания в процессе работы, избегание работы или учебы, с утратой социального контроля; эти нарушения отсутствуют в периоды времени, когда субъект не думает о трудности в работе и учебе; наличие адекватных интеллектуальных и профессиональных способностей; нормальное выполнение работы или учебы в прошлом; применение специальных усилий, направленных на работу и учебу, даже если они потом вторично подавляются выше описанными симптомами.

Дополнительные особенности: тревога и депрессия; нарушения сна; компульсивное поведение; дезорганизация дневного распорядка; расстройства аппетита; злоупотребление наркотиками, алкоголем или табаком; одиночество.

Так девятнадцатилетний студент колледжа, проходящий повторно второй курс, обратился в службу психического здоровья из-за трудностей, связанных с обучением. Он вполне мог выучить первый параграф, хорошо написав его и усвоив, однако не способен продвинуться дальше и, следовательно, ему угрожает опасность завалить 2 или 3 предмета. Ему также трудно посещать занятия, так как он много спит.

Он утверждает, что трудности начались около 2 лет назад и продолжались в течение всего первого года обучения, но он каким-то образом умудрялся справляться со своими курсовыми работами и сдавать экзамены.

Больной посещал частную среднюю школу и хорошо успевал до последнего класса, когда у него появились трудности, после того как у его матери обнаружили рецидив рака и она умерла. У него не было конфликтов по поводу пребывания в колледже, и ему очень хотелось победить эти трудности и продолжать образование для того, чтобы стать юристом.

Обсуждение. Нарушение способности к обучению клинически очень значимо, так как оно очень мешает стремлению больного к карьере. Потому оно классифицировано как расстройство адаптации с нарушением способности к обучению.

Большинство случаев нарушения (торможения) способности к работе и учебе является проявлением личностного расстройства, обычно компульсивного личностного расстройства. Но в этом случае расстройство, видимо, появилось внезапно в ответ на психологический стресс, а факты, которые могли бы подтвердить диагноз расстройства личности, отсутствуют.

Диагноз по DSM-III-R

Ось I: Расстройство адаптации с торможением способности к обучению.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С АУТИЗМОМ

Диагноз расстройства адаптации с аутизмом ставится в случаях наличия социального аутизма без депрессии и тревоги.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЖАЛОБАМИ

Расстройство адаптации с физическими жалобами проявляется такими симптомами, как головная боль, усталость или другие соматические жалобы.

РАССТРОЙСТВО АДАПТАЦИИ, НИГДЕ БОЛЕЕ НЕ КЛАССИФИЦИРУЕМОЕ (ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ ОТСУТСТВУЕТ, ДНО)

Расстройство адаптации, нигде более не классифируемое, представляет собой резидуальную категорию для атипичных дезадаптивных реакций на стресс. Примерами являются неадекватные реакции на физическое заболевание, такие как полное отрицание диагноза и отказ от лечения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Расстройства адаптации следует дифференцировать от состояний, не относящихся к психическому расстройству. Согласно DSM-III-R, эти события, не связанные с психическим расстройством, не вызывают нарушений в общественной и профессиональной деятельности или каких-либо симптомов или проявлений, выходящих за рамки нормальных критериев на стресс. Вследствие отсутствия абсолютных критериев для облегчения дифференциального диагноза между расстройством адаптации и состоянием, не связанным с психическим заболеванием, желательно обследовать больного в условиях стационара.

Хотя и неосложненная утрата близкого человека также включает временное нарушение социальной и профессиональной деятельности, наблюдающиеся нарушения остаются в рамках нормальной реакции на потерю любимого человека и, таким образом, не рассматриваются как расстройство адаптации.

Другие расстройства, от которых следует отличать расстройство адаптации, включают тяжелое депрессивное расстройство в виде соматизации, расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройства поведения и посттравматические расстройства, связанные со стрессом.

Во всех случаях эти диагнозы должны быть названы как основные, если они отвечают соответствующим критериям, даже при наличии стресса или ряда стрессов, которые могли служить провоцирующим моментом. Однако у некоторых больных отмечаются заболевания, отвечающие критериям обоих расстройств, расстройства личности и расстройства адаптации.

При посттравматическом стрессовом расстройстве симптомы, развивающиеся после психологически травматизирующего события или событий, выходят за рамки нормальных человеческих переживаний. Это означает, что подобные симптомы можно ожидать после данных стрессов у большинства людей. Стресс может быть перенесен индивидуально (изнасилование или нападение) или среди людей (например, на поле сражения). Целый ряд стихийных бедствий, таких как наводнение, авиационные катастрофы, атомная бомбардировка и лагеря смерти, также расцениваются как сильные стрессы. Стресс всегда содержит психологический компонент, а часто и сопутствующий соматический компонент, который оказывает непосредственное повреждающее воздействие на нервную систему. Считается, что это расстройство более тяжелое

и длительное, когда стресс обусловлен поступками человека (например, изнасилование), чем внешними причинами (например, наводнение).

ПРОГНОЗ

Прогноз при расстройствах адаптации в целом благоприятен при соответствующем лечении. Большинство больных возвращаются к прежнему образу жизни в течение 3 мес. Подросткам для выздоровления требуется больше времени, чем взрослым. Некоторым, особенно подросткам, диагноз «расстройство адаптации» затем меняют на диагноз «расстройства настроения» или «расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами».

ЛЕЧЕНИЕ

Психотерапия является методом предпочтительной терапии для расстройств адаптации. Особенно полезной может оказаться групповая терапия для больных, перенесших одинаковый стресс-например, группа вышедших на пенсию лиц или группа больных, находящихся «на искусственной почке». В результате индивидуальной психотерапии больной начинает понимать роль, которую сыграл стресс в его заболевании, и изживает старые травмы. Иногда после успешной терапии больные, перенесшие расстройство адаптации, становятся более сильными, чем до заболевания, хотя в этот период у них не было какой-либо патологии.

Психиатрическое лечение расстройства адаптации должно проводиться разумно, чтобы избежать вторичной выгоды. Болезненное состояние может быть вознаграждено для лица, ранее не сталкивавшегося с этой проблемой, тем, что оно снимает с него ответственность. Таким образом, внимание врача, сочувствие и понимание, которые" необходимы для успеха, могут стать подкреплением в процессе развития вторичной выгоды. Надо учитывать все эти факторы при проведении психотерапии. Когда симптомы вторичной выгоды уже развились, лечение становится более трудным.

Иногда при лечении тревоги, часто возникающей у лиц, страдающих расстройством адаптации, хороший эффект оказывают антитревожные агенты; менее часто - трициклические антидепрессанты, которые оказываются эффективными при депрессии. Действительно, когда врач планирует курс антидепрессивной терапии, он должен пересмотреть диагноз и продумать особенности депрессивного расстройства. Лишь единичные или же вообще никакие заболевания не могут быть излечимы только лекарствами. Больные, у которых расстройства адаптации включают нарушения поведения, иногда совершают правонарушения, конфликтуют с начальством на работе или в школе. Не рекомендуется, чтобы врачи старались спасти таких больных от ответственности за свои действия. Слишком часто такая доброта только подкрепляет социально неприемлемые способы редукции напряжения и препятствует выработке критики и последующему улучшению эмоционального состояния.

Поскольку при расстройствах адаптации может быть четко прослежен стресс, часто предполагают, что психотерапия не показана, и что расстройство окончится самостоятельно. Но эта точка зрения не учитывает, что многие лица, испытавшие такой же стресс, не обнаруживают болезненных симптомов, и что это- патологическая реакция. Психотерапия может помочь субъекту лучше приспособиться к перенесению стресса, если он необратим или ограничено время, и может служить превентивной мерой в случае, если стресс повторяется.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА)

ВВЕДЕНИЕ

Диагностические критерии DSM-III и DSM-III-R для психологических факторов, оказывающих влияние на физическое состояние (т.е. для психосоматических расстройств), это те психологически значимые раздражители из окружающей среды, которые достоверно, хотя и частично, и временно обусловливают ослабление или усиление физического заболевания. При таком состоянии имеется либо отчетливая органическая патология, например, ревматоидный артрит, либо какой-либо известный патофизиологический процесс, например, головная боль в виде мигрени. Многие считают, что исключение из DSM-III нозологического термина психофизиологический (синоним термина «психосоматический») вновь перечеркивает взаимоотношение ума (психики) и тела (сомы), концепция, которая подчеркивает единый или холистический подход в медицине в том, что на все болезни оказывают влияние патологические факторы. Ниже перечислены диагностические критерии для психологических факторов, оказывающих влияние на физическое заболевание.

А. Психологически значимые раздражители из окружающей среды во временном отношении связаны с началом или обострением специфического физического заболевания или расстройства (регистрируемых по Оси III).

Б. Физическое состояние включает либо подтвержденное органическое заболевание (например, ревматоидный артрит), или известное патофизиологическое расстройство (например, головная боль, мигрень).

В. Состояние не отвечает критериям для соматоформного расстройства.

Специально исключены из классификации DSM-III-R: 1) классические психические расстройства, при которых соматические жалобы являются составной частью заболевания (например, расстройство в виде конверсии, при котором соматические жалобы вызваны психологическим конфликтом); 2) расстройство в виде соматизации, при котором выявляются физические симптомы, не основанные на органически неполноценной почве; 3) ипохондрия, при которой отмечается обостренное внимание к своему здоровью и воображаемое ощущение тяжелой болезни; 4) физические жалобы, которые чаете связаны с психологическими расстройствами (например, расстройства в.виде дистимии, которые сопровождаются мышечной слабостью и изможденностью); 5) физические жалобы, связанные с привычными расстройствами (например, кашель, связанный с табакокурением).


Похожая информация.



Для цитирования: Воробьева О.В. Стресс и расстройства адаптации // РМЖ. 2009. №11. С. 789

Стресс, тревога и депрессия являются значимыми факторами в развитии и прогрессировании большого числа заболеваний - от астмы, кардиоваскулярной болезни до рака и ВИЧ-инфекции. Эта связь между стрессом и нейробиологическими изменениями, приводящими к психическим расстройствам и соматическим нарушениям, прекрасно документирована в медицинской литературе на протяжении последнего столетия.

Стресс (англ. Stress - напряжение) — это состояние напряжения адаптационных механизмов. Понятие «стресс» впервые было описано T.R. Glynn в 1910 г. и благодаря классическим работам H. Selye (1936) прочно вошло в обыденную жизнь. Стресс в широком смысле можно определить, как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Не только негативные события, но и психологически благоприятные события требуют адаптивных затрат и, следовательно, являются стрессорными.
Важно иметь в виду, что любая новая жизненная си-туация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бы-вает критической. Критические ситуации вызывает ди-стресс, который переживается как горе, несчастье, ис-тощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. Все критические ситуации, от сравнительно легких до са-мых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.
Степень выраженности реакции на стресс одной и той же силы может быть различной и зависит от многих факторов: пол, возраст, структура личности, уровень социальной поддержки, разного рода обстоятельства. У некоторых лиц с чрезвычайно низкой стрессоустойчивостью в ответ на стрессовое событие, не выходящего за рамки обычного или повседневного психического стресса, может развиться болезненное состояние. Более или менее очевидные для больного стрессорные события вызывают болезненные симптомы, нарушающие привычное функционирование пациента (могут нарушаться профессиональная деятельность, социальные функции). Эти болезненные состояния получили названия расстройства адаптации.
Клиническая картина
Заболевание развивается, как правило, в течение трех месяцев после воздействия психосоциального стрессора или множественных стрессов. Клинические проявления адаптивного расстройства крайне вариабельны. Тем не менее обычно можно выделить психопатологические симптомы и сопряженные с ними вегетативные расстройства. Именно вегетативные симптомы заставляют пациента искать помощи у врача.
Чувство жара или холода, тахикардия, тошнота, аб-до-минальная боль, диарея и запор могут быть по-след-ствием вегетативного ответа на стресс. Неадекватный стимулу (стрессу) вегетативный ответ - базис для многих психосоматических расстройств. Знание паттерна вегетативного ответа на психологический стресс позволяет понять стресс-зависимые заболевания (табл. 1). Вегетативный ответ на стресс может явиться триггером соматического заболевания (психосоматические бо-лез-ни). Например, кардиоваскулярный ответ на стресс повышает потребление миокардом кислорода и может вызвать стенокардию у лиц с коронарной болезнью.
Большинство больных предъявляют исключительно органные жалобы, исходя из собственных или культуральных представлений о значимости того или иного органа в организме. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе (чаще в кардиоваскулярной), но в большинстве случаев активный расспрос больного позволяет выявить менее выраженные симптомы со стороны других систем. С течением заболевания вегетативные нарушения приобретают отчетливый полисистемный характер. Закономерным для вегетативной дисфункции является замена одних симптомов на другие. У больных, помимо вегетативной дисфункции, довольно часто отмечаются нарушения сна (трудности засыпания, чуткий поверхностный сон, ночные пробуждения), астенический симптомокомплекс, раздражительность, нейроэндокринные нарушения.
Психические нарушения облигатно сопровождают вегетативную дисфункцию. Однако тип психического рас-стройства и степень его выраженности широко варьируют у различных больных. Психические симптомы часто скрываются за «фасадом» массивной вегетативной дисфункции, игнорируются больным и окружающими его лицами. Умение врача «увидеть» у пациента, помимо вегетативной дисфункции, психопатологические симптомы является решающим в диагностике расстройств адаптации.
Чаще всего дезадаптация характеризуется тревожным настроением, ощущением неспособности справиться с ситуацией и даже снижением способности функционировать в повседневной жизни. Тревожность проявляется диффузным, крайне неприятным, часто неопределенным ощущением опасения чего-то, ощущением угрозы, чувством напряжения, повышенной раздражительностью, плаксивостью (табл. 2). Пациент испытывает «тревожное предчувствие» - ориентированная в будущее озабоченность, которая отражает готовность справиться с наступающими негативными событиями. Иногда пациент высказывает опасения в отношении реальных и/или предполагаемых неприятных событий. Например, своему окружению такой пациент может высказывать различные катастрофические мысли, связанные с мировым экономическим кризисом: «…а к весне в нашей стране все будут питаться исключительно черным хлебом и водой. И машин на улице не будет - не на что будет заправляться. Пред-ставляешь - пустые улицы…». Если слушатель также скло-нен к беспокойству, то слова пациента упали на бла-годатную почву, тревога начинает охватывать («за-ражать») окружение пациента. Такое распространение тревоги особенно характерно в периоды социального неблагополучия. В то же время тревога у этой категории пациентов может проявляться конкретными страхами, в первую очередь опасениями по поводу собственного здоровья. Пациенты испытывают страх перед возможным развитием инсульта, инфаркта, онкологического процесса и других тяжелых заболеваний. Эта категория пациентов характеризуется частым посещением врача, проведением многочисленных повторных инструментальных исследований, тщательным изучением медицинской литературы.
Расстройство адаптации с депрессивным на-стро-е-нием характеризуется пониженным фоном на-строения, иногда достигающим уровня тоски, ограничением привычных интересов, желаний. Пациенты высказывают пес-симистические мысли в отношении текущих событий, однообразно негативно интерпретируют любые события, обвиняют себя и/или окружающих в невозможности влиять на события. Будущее представляется им исключительно в черных тонах. Для этой категории пациентов характерно умственное и физическое истощение, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, утрата интересов. Пациенты обращают внимание, что им трудно собраться с мыслями, любое начинание кажется невыполнимым, требуется волевое усилие, чтобы поддерживать обыденную бытовую активность. Отмечают затруднение концентрации внимания на одном вопросе, трудность в принятии решений, а затем в воплощении его в жизнь. Больные, как правило, осознают свою несостоятельность, однако стараются ее скрыть, приводя разнообразные причины в оправдание своего бездействия. Основной симптом депрессии - сниженное настроение (тоска) часто активно отрицается пациентом или рассматривается им, как малозначимый вторичный симптом, связанный с соматической патологией. В ряде случаев депрессивной аффект может скрываться за дополнительными психическими симптомами: раздражительностью, ипохондрическими идеями, тревогой, фобическими симптомами. Более половины больных с расстройствами адаптации не осознают, что страдают психическим расстройством, и предъявляют только соматические жалобы. При попытке врача обсуждать душевные переживания пациента, последний почти всегда выказывает негативную реакцию. Эти пациенты обычно крайне чувствительны к любым намекам на «необоснованность» их жалоб, поэтому все вопросы, касающиеся настроения и других психических симптомов, должны задаваться в исключительно доброжелательной манере. Спорить с такими пациентами бессмысленно, к тому же это может травмировать их. Сужение круга интересов и утрата удовольствия (второй по значимости симптом депрессии) также могут игнорироваться больным; или определенные жизненные ограничения рассматриваются им, как неизбежное последствие соматического заболевания. В таких случаях для понимания причин дезадаптации пациента необходима объективная информация от близких родственников.
Важнейший этап (позитивной) диагностики дезадаптации в общесоматической практике заключается в выявлении характерных особенностей жалоб, связанных с депрессией и характерного их окружения. Сома-ти-ческие жалобы, патогенетически связанные с депрессией и тревогой, прежде всего характеризуются полиморфностью, изменчивостью, противоречивостью (от-сут-ствует логическая клиническая связь между жалобами). Пациенты, имеющие необъяснимые соматические симптомы, в первую очередь должны рассматриваться, как группа риска в отношении расстройства адаптациии. Особенно высокий риск у больных, имеющих несколько соматических симптомов, расценивающих свое состояние, как очень плохое при отсутствии объективной органной патологии. Эти больные склонны говорить о чувстве неудовлетворенности после визита к врачу, и именно таких пациентов врачи чаще всего расценивают, как «трудных». Чаще всего эти жалобы являются проявлениями: 1) вегетативной дисфункции (преимущественно в сердечно-сосудистой системе, желудочно-кишечном тракте, дыхательной системе); 2) хронического болевого синдрома (кардиалгии, цефалгии, боли в спине); 3) истерических расстройств (ком в горле, тремор, головокружение, нарушение походки, сенестопатические парестезии). Специально проведенные исследования показали, что, помимо актульных («органных») для пациента жалоб, наиболее часто наблюдаются следующие нарушения:
. диссомния (причем не всегда имеет место классическая «утренняя бессонница» с характерными ранними пробуждениями, могут быть трудности засыпания, поверхностный сон или гиперсомния, не приносящая ощущения утренней бодрости);
. чувство выраженной усталости, которое уже предшествует умственной или физической на-грузке;
. раздражительность, ворчливость, пониженная самооценка, чувство жалости к себе, ощущение безнадежности, преувеличение тяжести реального соматического заболевания;
. трудности при необходимости сконцентрировать внимание, что может расцениваться пациентом как нарушение памяти;
. сексуальные дисфункции, чаще всего снижение ли-би-до;
. изменение аппетита (отсутствие аппетита/повы-шенный аппетит) с изменением веса более чем на 5% за месяц;
. тягостное самочувствие, сопровождающееся неприятными телесными ощущениями, неопределенными дурными предчувствиями с пиком симптоматики в утренние часы;
. неприятие отрицательных результатов физикальных обследований.
Описанные депрессивные симптомы, окружающие актуальные жалобы, необходимо выявлять с помощью активного расспроса, поскольку, как правило, больным сложно вербально выражать свое душевное состояние и они «предпочитают» описывать врачу только понятные соматические ощущения.
Многие из описанных сопутствующих симптомов относятся к мотивационным нарушениям у больных с расстройством адаптации с тревожным и/или депрессивным настроением. Это преобладание чувства усталости, слабости, нарушения пищевого поведения (колебание аппетита, в том числе в течение суток). Нару-ше-ния сна могут проявляться трудностями засыпания, по-верхностным сном с частыми пробуждениями, устрашаю-щими сновидениями, ранними пробуждениями с чувством необъяснимой тревоги, неудовлетворенно-стью сном и отсутствием ощущения отдыха после сна. Нарушения в сфере интимных отношений у мужчин -мо-гут проявляться преждевременной эякуляцией и вторичным снижением либидо; у женщин - снижением частоты и степени оргазма, а также интереса к половой жизни.
Все вышеуказанные расстройства часто не оцениваются, как соматические проявления стресса, и еще бо-лее усиливают ощущение беспомощности. Послед-ствием болезненных симптомов является социальная дезадаптация. Больные начинают плохо справляться с привычной профессиональной деятельностью, их преследуют профессиональные неудачи, в результате чего они предпочитают избегать профессиональной ответственности, отказываться от возможности профессионального роста. Треть пациентов полностью прекращает профессиональную деятельность. Комму-ника-тив-ные нарушения затрудняют обычную социальную активность, приводят к конфликтам в личной жизни (табл. 3).
В настоящее время предложены диагностические критерии расстройств адаптации (табл. 4). В МКБ-10 близкие расстройства обозначаются, как расстройство приспособительных реакций (F43.2).
Характеристики стрессорного
фактора и ответная реакция
Стрессовые события, вызывающие расстройство дезадаптации - это события, не достигающие количественных и качественных характеристик чрезвычайного стресса, но вызывающие необходимость психологической адаптации. Наиболее часто пациенты указывают на конфликты в межличностных отношениях, в частности, супружеские конфликты, развод, разъезд, а также служебные проблемы. Женщины болезненно реагируют на стрессовые события в личной жизни, а для мужчин наиболее значимым фактором являются профессиональные неудачи. Болезнь индивидуума может стать значимым стрессорным фактором независимо от половой принадлежности. Последствия болезни, возможная нетрудоспособность, угроза боли, тяжелой инвалидизации, опасения стать тяжелым бременем для членов семьи могут привести к развитию дезадаптивного расстройства, требующего вмешательства врача.
Рост психопатологических проявлений и соматических нарушений в переломные годы развития общества свидетельствует о патогенных влияниях общественных социальных факторов на здоровье. «Непомерное давление окружающей среды», нестабильное общество, которое предъявляет повышенное требования к людям, становятся хроническими стрессорами. Постоянная угроза, исходящая из окружающего мира, и неспособность человека совладать или управлять будущими негативными событиями приводит к дистрессовой тревоге и вегетативной активации. Некоторые исследователи даже выделяют социально-стрессовые расстройства. Впервые термин «социальная болезнь» предложен А.М. Ро-зенштейном в 1923 году. С тех пор патогенная роль социальных стрессоров убедительно доказана. Счита-ет-ся, что стресс угрозы чаще вызывает тревожные реакции, а стресс утраты - депрессивные.
Важными факторами в развитии адаптивных расстройств являются количество стрессов и их индивидуальная значимость. Хорошо известно, что при равном уровне стресса одни люди заболевают, а другие нет. В настоящее время известны факторы, предрасполагающие к развитию болезни в ответ на стресс. К таким факторам относят личностные характеристики человека, защитные механизмы и стратегии противостояния стрессу, а также наличие или отсутствие социальной поддержки. Важна также и предварительная прогностическая оценка личностью стрессорного события. Исключи-тельно негативная оценка стрессорного события и преувеличение опасности наносят больший вред организму.
Психологический или биологический стресс вызывает нормальный (физиологический) ответ организма в виде психофизиологической реакции, проявляющейся тревожными симптомами и вегетативной дисфункцией, что обусловлено каскадом нейроэндокринных изменений. В ответ на стресс из гипоталамуса выделяется кортикотропин-рилизинг фактор (КТРФ), который стимулирует переднюю долю гипофиза, где начинает усиленно синтезироваться АКТГ. АКТГ, в свою очередь, стимулирует высвобождение глюкокортикоидов (кортизол) из коры надпочечников. Симпатическая нервная система активируется при всех формах стресса, при этом, помимо всего прочего, из мозгового вещества надпочечников в кровь выделяется адреналин, который служит активным стимулятором секреции АКТГ гипофизом и усиливает действие других механизмов, активирующих функцию гипофиза при стрессе (табл. 5). В норме эти процессы вскоре прекращаются, поскольку гипоталамо-гипофизар-но-над--почечниковая система регулируется по механизму обратной связи. Глюкокортикоидные рецепторы передней доли гипофиза играют ключевую роль в торможении гипоталамо-гипофизарно-надпо-чеч-никовой сис-те-мы и дальнейшей секреции глюкокортикоидов в условиях стресса.
Этот психовегетативный ответ очень важен для преодоления острой физической угрозы. Но в современном обществе стресс чаще имеет психосоциальную природу, и такой тип ответа наносит, скорее, вред, чем пользу здоровью. Современное общество характеризуется быстрым течением жизни, обилием информации, требованием высокой продуктивности, эффективности, постоянной конкуренцией, снижением доли тяжелого физического труда, недостатком времени и возможности для отдыха и восстановления. Возрастают нагрузки на нервную систему, психическое переутомление. Недостаточный отдых и восстановление наносит больший вред, чем абсолютный уровень стресса. Особую роль играет предыдущая травматизация.
Хронический психосоциальный стресс даже невысокой интенсивности пролонгирует изменения, вызванные острым стрессом, вызывая длительную АКТГ-сти-му-ляцию и истощение коры надпочечников. Например, в условиях неконтролируемого затяжного стресса у здоровых добровольцев наблюдается повышение плазменных концентраций норадреналина и АКТГ. С другой стороны, на возникновение адаптивных расстройств влияет также и преморбид. Предположительно поломка обратного механизма торможения секреции глюкокортикоидов ведет к затяжным психофизиологическим ре-ак-циям на стресс. Возможно, что у пациентов с тревогой и/или депрессией имеется определенный дефект в механизме обратной связи. По крайней мере, существуют убедительные доказательства, что тревожным личностям свойственна определенная психобиологическая уязвимость, характеризующаяся сверхактивной нейробиологической реакцией на жизненные стрессы. Клиническая тревога при усилении этой уязвимости или тяжести текущих стрессогенных факторов может прогрессировать до депрессии. Пато-ген-ная роль обыденного стресса начинает проявляться при его длительном воздействии на лиц с низкой стрессодоступностью, обладающих такими личностными чертами, как нигилизм, тревожность, социальная отчужденность, непредприимчивость, имеющих недостаточную социальную поддержку. Особенно патогенным является стресс во время периодов гормональной и психофизиологической перестройки (пубертат, начало половой жизни, беременность и роды, аборт, менопауза).
Грань между «нормальным» ответом на стресс и патологическим тревожным расстройством часто весьма размыта и человеку трудно понять, когда необходимо обратиться за профессиональной помощью. Эти субсиндромально выраженные тревожные нарушения наиболее трудны для диагностики, часто остаются нелечеными, при этом оказывая крайне негативное влияние на качество жизни пациента и окружающих его лиц. По крайней мере, следует обратиться к врачу, когда беспокойство по поводу обыденных событий не поддается контролю. Например, когда, помимо нервозности, суетливости, нарушения концентрации внимания, раздражительности, наблюдаются нарушение сна, головокружение, тахикардия, эпигастральный дискомфорт, сухость во рту, потливость, головная боль, озноб и другие симптомы вегетативной дисфункции.
Лечение
Несмотря на облигатность вегетативной дисфункции и часто маскированный характер эмоциональных расстройств, базовым методом лечения расстройств адаптации является психофармакологическое лечение. Терапевтическую стратегию необходимо выстраивать в зависимости от типа доминирующего расстройства и степени его выраженности. Выбор препарата зависит от степени выраженности уровня тревоги и длительности заболевания.
Если болезненные симптомы существуют непродолжительное время (до двух месяцев) и незначительно нарушают функционирование пациента, то могут ис-поль-зоваться как лекарственные (анксиолитическая терапия), так и нелекарственные методы. Нелекар-ствен-ная терапия - это прежде всего возможность вы-ра-жения пациентами своих страхов в обстановке психологической поддержки, которую может оказать врач. Конечно, профессиональная помощь психолога может активизировать способы адаптации, характерные для больного.
Лекарственные методы лечения включают прежде всего транквилизирующие препараты. Бензодиазепи-но-вые анксиолитики используются для купирования острых симптомов тревоги и не должны применяться более 4 недель из-за угрозы формирования синдрома зависимости. При кратковременном субсиндромальном или мягком тревожном расстройстве адаптации используются растительные успокаивающие сборы или препараты на их основе, антигистаминные препараты (гидроксизин). Валериана на протяжении многих лет используется в традиционной медицине благодаря гипнотическому и седативному эффектам и до настоящего времени остается весьма востребованным лекарством. Особо успешными оказались препараты, содержащие валериану и дополнительные фито-экстракты, усиливающие анксиолитический эффект валерианы. Широ-кое применение нашел препарат Персен, который содержит, помимо валерианы, экстракт мелиссы и мяты, что усиливает анксиолитический эффект валерианы и добавляет спазмолитическое действие. Осо-бен-но хорошо зарекомендовал себя в лечении субсиндромальных тревожных и мягких тревожных расстройств Персен-Форте, со-дер-жащий 125 мг экстракта валерианы в капсуле против 50 мг в таблетированной форме, благодаря чему Пер-сен-Форте обеспечивает высокий и быстрый анксио-литический эффект. Спектр применения Пер-сена-Фор-те в практике клинициста чрезвычайно широк - от применения в монотерапии для лечения субсиндромальных и мягких тревожных нарушений до комбинации с антидепрессантами для нивелирования тревоги при тревожно-депрессивных расстройствах. Не существует четких рекомендаций по длительности терапии мягких и субсиндромальных тревожных синдромов. Тем не менее большинством исследований доказана польза длительных курсов терапии. Считается, что после редукции всех симптомов должно пройти не менее 4 недель лекарственной ремиссии, после чего делается попытка отмены препарата. В среднем лечение седативными рас-тительными сборами составляет 2-4 месяца.
Препаратами первой очереди выбора для лечения хронических тревожных расстройств являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). При расстройствах адаптации вопрос о на-зна-че-нии СИОЗС встает в случае риска хронизации расстройства (прогрессирование симптомов более трех месяцев) и/или риска перехода адаптивного расстройства в клинические формы психопатологии. Кроме того, показанием для назначения антидепрессантов является расстройство адаптации с тревожно-депрессивным настроением или доминированием депрессивного настроения.
Множество лекарственных средств, используемых для лечения расстройств настроения, тревоги и нарушений сна, могут плохо переноситься пациентами из-за побочных эффектов, что в конечном итоге нивелирует их эффективность. Официнальные препараты растительного происхождения, имеющие существенно меньше побочных эффектов, могут рассматриваться в качестве альтернативной терапии или использоваться для усиления эффективности рецептурных препаратов (в частности, при непереносимости транквилизаторов и антидепрессантов).