Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см.

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Проявления разного вида неврозов у детей

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

  • мигать, моргать
  • морщить нос
  • вздрагивать
  • притопывать ногой
  • покашливать
  • шмыгать носом

Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или . Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. .

Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

  • кусание ногтей или сосание пальца
  • прикасание к половым органам
  • раскачивания туловища или конечностей
  • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

  • страха смерти или болезни
  • замкнутых пространств
  • разных предметов, грязи.

Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

Депрессивные неврозы

Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

Истерические неврозы

К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

Неврастения

Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

Невротический логоневроз — заикание

Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. .

Нервная анорексия

Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

Отдельными вариантами неврозов являются:

  • детский невротический энурез (недержание мочи)
  • энкопрез (недержание кала).

Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз - внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными - канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения бо льших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Семейная терапия

Она проводится в несколько последовательных этапов:

  • 1 этап - проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
  • 2 этап - ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
  • 3 этап - далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
  • 4 этап - совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.

Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

  • Рациональная (разъясняющая)

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» - это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

  • Арт-терапия

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

  • Игровая терапия

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

  • Аутогенные тренировки

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

  • Гипноз

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями - повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства - стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет - не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет - не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет - до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты - витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия - , почечный чай
  • ноотропные препараты - ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению - в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. ), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде , электросон.

С будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Профилактика детских неврозов

1.2 Особенности неврозов дошкольников

Невроз является обратимым расстройством психики, которое обусловливается наличием факторов, травмирующих психику.

При неврозе нервные клетки мозга не подвергаются разрушению, но их функции зачастую серьезно расстраиваются, из-за этого неврозы считают функциональными нарушениями.

Педиатры отмечают, что у детей невроз может возникнуть под воздействием ряда причин, совместно оказавших влияние на ребенка. Основным фактором среди них является психогенный. Немалую роль играют и характерные особенности малыша, который находится под воздействием раздражителя, оказывающего на него неблагоприятный эффект. Причем здесь важно и значение этого раздражителя для конкретного ребенка. Детские неврозы связаны с различными болезнями, травмами как психологического, так и физического характера, а также бывают обусловлены неправильным воспитанием данного ребенка.

При нормальной деятельности мозга происходит равновесие возбуждения и торможения. Детям более свойственно, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Начиная с 3-х месяцев жизни, у некоторых детей уже начинает проявляться невротическая реакция на раздражители.

Педиатры считают, что первый период, который влияет на становление невроза, это период, когда ребенок близко связан с матерью, а второй приходит тогда, когда возникают взаимоотношения с другими родственниками и развиваются двигательные функции. Так у детей проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых имеет свои особенности, которые в свою очередь могут повлиять на появление неврозов у ребенка. Все эти возрастные периоды чреваты возникновением конфликтов между ребенком и окружающими его людьми .

Для характера неврозов важно, на каком возрастном этапе они возникают. В младшем возрасте при неврозах возникают такие симптомы, как нежелание кушать, рвота, недержание кала, мочи, частое дыхание, цианоз губ, нервный кашель. Дети могут жаловаться на боль в сердце, у них меняется пульс. Иногда у детей младшего возраста наблюдаются нарушения двигательных функций, появляются судороги, тики мышц лица, повышенное возбуждение, когда ребенок беспорядочно двигается и очень беспокоен. Все эти признаки могут быть обусловлены неврозом.

Случается, что неврозы остаются у ребенка на всю жизнь. Профилактика появления патологических симптомов еще в раннем детстве, а затем купирование отклонений в поведении ребенка впоследствии могут помочь устранить развитие неврозов в более старшем возрасте. Чтобы у ребенка не было неврозов, родители должны его любить и быть внимательными к нему, не допуская при этом никаких перегибов в его воспитании.

Трудно сказать, что вкладывают в понятие "детский невроз" - по крайней мере, именно такого конкретного диагноза нет. В любом случае, невроз - это расстройство психической деятельности, обусловленное факторами, травмирующими психику. Это очень важно. Невроз не является заболеванием, при котором анализы и обследования могут особенно помочь. Т.е. речь не идет о процессах в головном мозге, которые можно увидеть, "пощупать" - нет при неврозе ни воспаления, ни опухоли, ни нарушения работы сосудов. Итог. Невроз - поражение психики, эмоциональной сферы. Причина - воздействие психотравмирующего фактора. Устраняется этот фактор - проходит болезнь. Ибо именно невроз, в отличие от всяких шизофрений и маниакально-депрессивных психозов, - это обратимое расстройство психической деятельности. Т.е. при устранении травмирующего фактора наступает выздоровление. Любые успокаивающие лекарства не могут вылечить невроз . Ответная реакция на психотравму будет, вполне возможно, менее выражена, но причина болезни не устраняется. Главная задача и залог успешного лечения - обнаружить и устранить то, что плохо влияет на психику: внутрисемейные разборки о методах воспитания, конфликты поколений, страхи, проблемы в детском саду и т.д. Самим, без помощи детского психиатра, обнаружить и устранить эти проблемы удается далеко не всегда.

Неврозы у детей -- достаточно серьезная проблема, несмотря на то, что заболевание это излечимо. Зачастую родители не придают невротическим расстройствам ребенка должного значения, а ведь при отсутствии должного лечения они вполне способны со временем "переродиться" в устойчивые нервные нарушения.

Психоневролог А.И. Захаров приводит формулу: "Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет сниженную реактивность организма (пониженный иммунитет), как правило заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза" .

Какие дети в большей степени подвержены неврозам?

1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё очень близко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.

2. Импрессивные дети, склонные к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: "Всё держит в себе".

3. Дети с внутренней неустойчивостью:

С нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);

Дети с развитым чувством "Я". О таких детях можно сказать, что они не переносят повышенного, приказного и тем более раздражительного тона, оскорблений. В ответ на это, они плачут, обижаются или "уходят в себя".

Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье. В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные прин-ципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку) .

Негативное отношение к ребёнку в детском саду или школе со стороны педагога служит сильным раздражителем для ослабленной нервной системы. Часто бывает так, что позиция педагога такова, что он считает правильным сообщить родителям о "баловстве", "упрямстве", "вредности" ребёнка. И родителям остаётся только "нажать", "исправить", "наказать", то есть ещё раз сделать то, от чего ребёнок страдает и ещё больше ослабить его нервную систему. Другая позиция педагога: обратить внимание родителей на болезненный характер поведения ребёнка; посоветовать, как поступить в том или ином случае, то есть творчески разрешить проблему, учитывая индивидуальность ребёнка. В первом случае педагог закрепляет или усиливает невроз, во втором - снижает его. Очень тяжело приходится детям с высоким уровнем сензитивности при психологически неграмотном воздействии со стороны педагога, что может привести к снижению самооценки, к неумению самоутвердится в детском коллективе. Существует дидактогенный невроз, основной причиной которого является нарушение значимых для ребёнка отношений педагог - ученик, где патогенным фактором могут быть неправильное поведение и слова педагога в адрес ученика. Педагогу следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отцами или уже частично или полностью лишённых общения с ними после развода родителей. Такие мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд. В подобных ситуациях дети чувствуют себя ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают "вредничать" - делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе. В этом случае, как правило, похвала за успехи способствует достижению положительного результата. Действенным оказывается и вовлечение ребёнка в коллективные дела с предоставлением ему ведущей роли .

Очень тяжело приходится детям с педагогом, имеющим невротическое расстройство. Нервный педагог не может найти общий язык, прежде всего, с нервно-расстроенными детьми. То есть вместо понимания, заботы и поддержки он переносит на детей своё раздражение и беспокойство.

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

Развитие навыков общения;

Нахождение признания в детском коллективе;

Замечать их успехи, хвалить;

Поддерживать в трудную минуту, защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию .

Профилактика неврозов у детей заключается в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством "Я" и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство "Я". Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

Виды неврозов

Невроз навязчивых состояний

Для фобических неврозов (фобий) характерны навязчивые страхи, для обессивных неврозов -- навязчивые движения (тики). Нервные тики могут проявляться по-разному.

Истерический невроз

Для данного типа неврозов характерны моторные припадки: крики, рыдания, падения на пол и т.д.

Ипохондрический невроз

Чрезмерная озабоченность собственным здоровьем, как правило, свойственна людям пожилым. Однако ипохондриками бывают и подростки: страх заболеть буквально отравляет им жизнь.

Астенический невроз

Дети, страдающие неврастенией, тяжело переносят любое психическое напряжение, быстро утомляются, страдают расстройствами сна, часто плачут и легко впадают в раздражение. Вегетососудистая дистония -- нередкий "спутник" астенического невроза.

Невроз страха

Для подобного невроза характерны регулярные приступы страха. "Сценарии" страхов крайне разнообразны: тут боязнь и темноты, и одиночества, и смерти, и пожара, и развода родителей…

Депрессивный невроз

Типичен для подросткового возраста. Стремление к одиночеству и подавленное настроение -- самые распространенные "симптомы" депрессивного невроза.

Проявления неврозов

Детские неврозы могут проявляться по-разному -- все зависит от типа и тяжести заболевания. Перечислим наиболее распространенные невротические проявления:

Тиками называют автоматизированные привычные движения: мигание, подергивание плечами или головой, облизывание губ и т.д.

Неосознанное недержание мочи (преимущественно во время сна).

Анорексия

Невротические расстройства аппетита встречаются даже у дошкольников. Попытка накормить ребенка насильно может лишь вызывать отторжение, в том числе и в прямом смысле этого слова (например, рвоту или частые срыгивания).

Заикание

Расстройства сна

Профилактика и лечение неврозов. При наличии признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту. В ряде случаев применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают дошкольное учреждение до выздоровления. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать дошкольное учреждение. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные препараты дает ребенку старшая медицинская сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивидуальный подход к ребенку, не фиксировать внимания на особенностях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную деятельность. Так, дети с легкими формами заикания могут быть избавлены от него с помощью педагогических воздействий. На первых этапах следует резко уменьшить нагрузку на психику ребенка; обеспечить продленный сон и пребывание на свежем воздухе; не фиксировать внимание ребенка на его заикании; говорить медленно и немного; декламировать стихи, петь простые песенки; предоставить ребенку возможность больше играть игрушками, строительным материалом, вовлекать его в под­вижные игры, игры с любимыми предметами.

Эти мероприятия дают хорошие результаты, особенно если заика­ние носит функциональный характер (активная речевая деятель­ность при повышенной возбудимости ребенка). Если заикание сформировалось и воспитательные воздействия не помогают, лечение проводится у логопеда и психоневролога.

Дети с патологическими привычками тоже часто посещают детские учреждения. Для того чтобы отучить от этих привычек ребенка, требуется контакт с родителями, а в дошкольном учреждении надо следить, чтобы такие дети не уединялись, больше вклю­чать их в коллективные игры. Очень важно не фиксировать внимание ребенка на том, что он трогает свои половые органы или сосет палец, а отвлекать его или занять какой-то интересной игрой.

Для профилактики неврозов в первую очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профилактика неврозов начинается с внутриутробного периода-развития, когда беременной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний.

После рождения ребенка профилактика включает в первую очередь создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также такую организацию бодрствования, которая отвечает возрастным требованием. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.

Общим патогенетическим механизмом неврозов являются нарушения деятельности церебральных систем, обеспечивающих адаптацию к ситуациям, препятствующим удовлетворению потребностей...

Использование методов нейропсихологической диагностики и коррекции в терапии неврозов

Одним из важнейших условий возникновения неврозов является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации...

Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Особенности речевого развития детей с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи...

Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Цель исследования состоит в выявлении характерных особенностей нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией. Задачи исследования: 1. Анализ психолого-педагогической...

Исследование мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стертой дизартрией

Неврозы и психопатии у детей

Симптоматические проявления неврозов зависят от характера психической травмы и от особенностей личности больного. Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, проявление тех или иных черт характера (сенситивность, истероидность...

Неврозы и психопатии у детей

При неврозах патогенетическим лечением является психотерапия. Психотерапия у детей в основном направлена па улучшение семейной обстановки, нормализацию системы отношений в семье, коррекцию воспитания. Значение медикаментозной терапии...

· тревожно-фобические (включая обсессивно-компульсивные) расстройства; · истерические (преимущественно конверсионные) расстройства; · неврастения...

Неврозы: классификация и лечение

Причиной неврозов редко бывают внезапные и тяжелые травмы (смерть близких людей, опасные для жизни ситуации, стихийные бедствия, неожиданные несчастья). Невротические реакции обычно возникают при относительно слабых...

Неврозы: классификация и лечение

Помощь больным с невротическими расстройствами предусматривает комплекс лечебных воздействий, включающий наряду с психотерапией лечение психофармакологическими и общеукрепляющими средствами...

Неврозы: причины, диагностика, лечение

Неврозы имеют астенические, навязчивые и истерические проявления Характерны снижение умственной и физической работоспособности. Признаки невроза. Основными критериями, а также признаками, по которым выделяют невроз...

Обзор лекарственных средств, применяемых для лечения нервных заболеваний

Причины неврозов: Ш Постоянные умственные перегрузки, например изнуряющая работа, отнимающая все силы, или же хронический стресс на фоне проблем в личной жизни или иных душевных переживаний...

Особенности методик логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др...

Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

Процесс окостенения. Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью...

Неврозы у детей и их профилактика. Гигиенические основы адаптации (2 ч.)

    Виды неврозов у детей. Невротические состояния у детей и подростков.

    Понятие о школьном стрессе и его фазах, пути преодоления стресса.

    Гигиенические основы адаптации детей к школе (д/у), дезадаптационная болезнь школьника. Школьная зрелость.

    Роль учителя в предупреждении неврозов у детей и подростков.

Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на морфологическом и функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьников – школьные формы патологии. К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов.

Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов:

1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха)

2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна),

3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния).

Неврастения – комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности.

Симптомы:

Жалобы на слабость, головную боль;

Быстрая утомляемость, раздражительность;

Повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение;

Непереносимость яркого света, звуков, шума;

Расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры.

Подходы педагога к детям , страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом;

Уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении.

Подходы педагога к детям, страдающим астенией

Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе.

Реактивные состояния у подростков (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

Школьная зрелость (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

ЛЕКЦИЯ 8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ГИГИЕНА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬН ИКА)

Гигиена внешней среды школьников (дошкольников) как условие сохранения их здоровья (2 ч.)

    Гигиенические требования к зданию, участку школы (д/у).

    Особенности размещения школ.

    Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.

    Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки.

    Температурный режим помещений школы (д/ у).

    Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.

    Питание детей и подростков (организация и гигиенические требования).

Школьная гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на здоровье детей и подростков.

Гигиенические требования к земельному участку

Земельный участок школы должен составлять 0,5–4 га (чаще 1,5–1,7 га). Основным критерием, определяющим площадь школьного участка, является количество учащихся. Лучшим является участок с глубоким залеганием грунтовых вод, песчаной почвой, хорошо пропускающей воду и со стоком дождевой воды. Основными требованиями по размещению школьного участка являются следующие: близость к месту проживания учащихся, внутриквартальное размещение, удаленность от источников шума и загрязнения. На участке выделяют следующие функциональные зоны:

учебно-опытная зона , занимающая 6–10 % площади земельного участка;

спортивная – 35–40 %;

хозяйственная– 30 %;

отдыха – 6–8 %.

Гигиенические требования к зданию и помещениям школы

Здание школы обычно строится в 3–4 этажа без лифта. В нем должно быть три выхода. Школа должна располагаться на расстоянии 500–1000 м от источников шума, загрязнения атмосферы и от мест большого скопления людей и на расстоянии не менее 25 м от автомобильной магистрали.

Различают 4 типа размещения школ:

1) внутриквартальное , при этом жилые дома размещаются по периметру школы; 2) внешнеторцовое – меньшая сторона здания школы граничит с улицей; 3) внешнефронтальное большая сторона здания школы граничит с улицей; 4) угловое – две стороны здания школы граничат с улицей. Оптимальным является внутриквартальное размещение школы. Расстояние от школы до жилых домов должно быть не менее 500 м.

По назначению помещения в здании школы принято делить на три типа: основные, вспомогательные и служебные.

Основные помещения школы :

1) учебные классы и учебные кабинеты

2) лаборатории (физики, химии, биологии);

3)мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др.

Классы, ученые кабинеты и лаборатории не допускается размещать в подвальном и цокольном этажах здания. Учебные помещения должны быть изолированы от мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и др., являющихся источниками шума и запахов.

Вспомогательные помещения:

рекреационные залы, коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая с буфетом, актовый зал, библиотека, лаборантские, раздевалки и душевые, библиотека, комнаты для учебных пособий, туалеты и др.

Служебные помещения: кабинеты директора и завуча, канцелярия, учительская, кабинет врача.

Учебные классы

Классная комната основное учебное помещение. В младших, средних и старших классах оно рассчитано на 25 человек. Длина классной комнаты составляет 8.2, ширина 7.1, высота 3.3 м. Эти размеры обусловлены нормой слышимости шепотной речи при соблюдении тишины, освещенностью третьего ряда парт естественным светом и воздушным кубом (минимальным объемом воздуха на одного ученика). Минимальная площадь на 1 человека в классе –2 м 2 . Воздушный куб на одного ученика составляет 6 м. 3 Расстояние от классной доски до первой парты – 2–2,5 м, уровень нижнего края доски должен находиться на высоте 80–90 см от пола. Расстояние между партами должно быть не менее 50 см, а между рядами двухместных столов (парт) – 60 см. От последних столов до задней стены должно быть не менее 70 см.

Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса)

Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат – температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18–20 ºС. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины – испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 ºС происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня – в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). С помощью приемов медико-гигиенического воспитания надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств – 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40–60 %, скорости движения воздуха 0,1– 0,2 м/с, температуре 19–20 ºС. Гигиеническая организация урока рисованиявомногом соответствует уроку письма. В процессе рисования, как и письма, задействованы зрительный и двигательный анализаторы. Основное гигиеническое требование во время рисования – правильное размещение учеников за столами, соблюдение оптимальной дистанции от рисунка до глаз, освещенность рабочего места не менее 400 люкс. Основными гигиеническими требованиями во время чтения являются: соблюдение отрицательной дистанции, нормирование изучаемого материала и др.

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

Неврозы у детей

Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.

Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой. Многие дети переживают депрессивные состояния , у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена. Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Симптомы

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну. Продолжительность таких приступов составляет примерно 15–30 минут, а сами приступы в ряде случаев имеют тяжелое течение и могут даже сопровождаться галлюцинациями. Что же столь необъяснимо пугает ребенка? Страх остаться одному? Темнота? Навязанные воображением различные сказочные чудовища? У дошкольника причиной появления провоцирующего невроз страха нередко может быть отношение к нему в детском саду, у школьника – неприятности в школе.

Наблюдали ли вы ребенка, постоянно шмыгающего носом, подергивающего ручками и ножками? Или малыша, который испытывает непонятный страх перед замкнутыми помещениями, закрытыми дверями, темнотой? Родители порой считают, что здесь нет ничего особенного, дескать, этого боятся многие дети, но любой специалист-невролог скажет вам: «Будьте внимательнее, возможно, у вашего малыша невроз!».

Дети, особенно школьного возраста, могут впадать в своеобразный психологический ступор. У них необоснованно снижается самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница. Все это – верные признаки невротического расстройства. У дошкольников своя «фишка»: они демонстрируют собственную беспомощность иным образом – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных классными и домашними заданиями, дополнительными учебными занятиями. В этом же возрасте многие дети, преимущественно девочки, буквально «сходят с ума» по своему здоровью, чрезмерно заботятся о собственном самочувствии, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, о которых можно судить только гипотетически. Все это также признаки наступающего или уже наступившего невроза.

У многих детей, главным образом, мальчиков, в период становления первоначальных речевых навыков на фоне расстройства психики может возникнуть невротическое заикание. Особенно критичны возрастные периоды двух-трех лет и пяти лет, когда речь ребенка в силу интенсивного физического и интеллектуального развития значительно усложняется. Основная причина происхождения заикания у ребенка – мгновенный сильный испуг, который, например, может быть спровоцирован внезапной разлукой с родителями. Заметим, что причиной заикания могут быть и другие психические травмы, которые легко может получить ребенок в этом возрасте.

Главной причиной появления тех или иных неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма , спровоцированная ситуацией или действиями, к которой или к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Признавая психическую травму стартовой основой возникновения и развития любого детского невроза, мы, тем не менее, не должны забывать и о других провоцирующих факторах. Так, немалую роль в возникновении и протекании этих заболеваний играют пол и возраст ребенка, его наследственность, история беременности и родов, ранее перенесенные болезни, особенности воспитания и обучения, социальное окружение и, в первую очередь, семья. Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках , постоянное недосыпание и т. п.

Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении. Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам. В подавляющем большинстве случаев для устранения невроза у ребенка требуется профессиональное вмешательство высококвалифицированного специалиста-медика.

О профилактике детских неврозов

Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.

Хорошо известно, что дети наиболее восприимчивы к неврозам в начальных классах школы. Родители в это время буквально заваливают врачей-психотерапевтов и детских психологов жалобами на то, что ребенок не может адаптироваться к и требованиям, постоянно выбивается из колеи, «психует», «истерит», становится непослушным и неуправляемым. И это лишь «обыденные» проявления невротических расстройств у детей. Приходится констатировать, что зачастую встречаются и более тяжелые формы заболевания, такие, например, как логоневроз.

Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало. Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться. Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.

Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек. Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием. Да, мы не можем изменить ход происходящих в обществе процессов, даже если общество ограничивается рамками детского сада или школы, но нам вполне под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и даже нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома , где ребенок всегда будет чувствовать себя под защитой «семейной крепости». Именно дом и родители призваны стать инструментом, не только позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности, но и способствующим формированию в сознании гражданской позиции, основанной на приоритете семейных ценностей.

Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. Никогда не забывайте об этом!

Если родители не знают, как проявляется невроз у ребенка, они не всегда смогут заподозрить это заболевание у своего чада. Поэтому каждому необходимо знать перечень основной симптоматики, свидетельствующей о начале заболевания или о его протекании. Неврозом называют расстройство психики, которое нередко берет начало в детском возрасте и возникает при нарушении особо значимых для дитя отношений или длительном воздействии какого-либо психотравмирующего фактора.

Факторы, способствующие развитию неврозов у детей

Часто неврозы у детей связаны с ошибками воспитания, семейными невзгодами, потерей близкого человека.

Детский организм особенно подвержен воздействию различных внешних факторов. Большое влияние на формирование психики маленького человечка оказывают отношения в семье.

С самого раннего детства малыш требует к себе внимания, у него возникает потребность в общении с взрослыми. Нередко родители живут своими проблемами, не задумываясь о детях, и ребенок недополучает родительского внимания и любви в том объеме, в котором ему это необходимо.

Частые ссоры родителей могут стать причиной детского невроза. Кроме того, став взрослым, он переносит во взрослую жизнь заложенный в детстве стереотип отношений, у него формируется недоверие к семейной жизни. Множество семей распадаются, и больше всего от этого страдают дети.

Не чувствуя родительскую любовь, малыш испытывает внутренний конфликт, перерастающий в нервное напряжение, с которым маленькому человеку трудно справиться. Возникает нервное расстройство, а затем и невроз у ребенка.

Однако и чрезмерная опека и внимание со стороны родителей могут также негативно сказаться на детской психике. В этом случае развиваются неуверенность, разного рода комплексы, что тоже может спровоцировать появление невроза.

Немаловажным фактором, способствующий возникновению неврозов у детей, являются нервно-психическое переутомление, перенесенные болезни, ослабляющие организм.

Проблема неврозов детского возраста

Существует также связь между учебно-образовательным процессом и появлением неврозов детского возраста. Болезненно действует не сама умственная нагрузка, а некорректно организованный процесс обучения: пренебрежение правилами психогигиены во время обучения, недостаточное количество свободного времени для удовлетворения личных потребностей, завышенные требования к себе, часто связанные со сверхценным отношением со стороны родителей к высоким оценкам, и т. д.

Проблемы детских неврозов могут стать актуальными для родителей в любом возрастном периоде. Не стоит недооценивать степень этого психического расстройства, потому что нерешенные проблемы детства выливаются во взрослой жизни различными психическими нарушениями, комплексами, которые потом намного сложнее скорректировать и решить.

Поэтому если родители ставят перед собою задачу вырастить здоровую и полноценную личность, они должны не оставлять без внимания невротические проявления.

Основные типы неврозов у детей

В наше время все чаще встречаются различные виды неврозов у детей. Данная тенденция наблюдается как в хорошо развитых странах, так и в тех, которые только стали на путь своего развития. По мнению врачей, это имеет связь с ускоренными темпами развития, большим количеством информации, сосредоточенностью родителей на работе, большой нагрузкой в соответствии с учебой программой.

Выделяют следующие основные типы неврозов у детей, как:

  • невроз страха;
  • навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический;
  • астенический (неврастения);
  • ипохондрия;
  • невротическое заикание;
  • невротический тик;
  • невротические расстройства сна;
  • анорексия;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • патологические привычные действия;
  • школьный;
  • логоневроз;
  • подростковая депрессия;
  • мутизм (мутацизм).

Особенности детских неврозов любого вида состоит в том, что большинстве случаев он провоцируется психотравмирующим фактором (психотравма), внутриличностными конфликтами, в редких случаях – нарушениями в мозговой деятельности или врожденными особенностями нервной системы.

Как проявляется невроз у детей: симптомы заболевания

Симптомы невроза у детей могут быть различными. Часто у детей встречаются невроз страха, невроз навязчивых движений, заикание. Невротические страхи обозначают термином «фобия». Обычно они мучительно переживаются детьми.

Навязчивое переживание страха чаще встречается у детей боязливых, тревожно-мнительных. Часто сами взрослые провоцируют развитие фобий, запугивая малыша, рассказывая страшные сказки. Иногда они исходят из личных переживаний.

Невроз навязчивых движений у детей часто неверно называют нервным тиком - знакомое многим состояние. Они представляют собой непроизвольные движения, преимущественно мимические или жестикуляционные (например, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами, мигание, разведение углов рта, потирание рук, подергивание головой и др.). Если малыш часто совершает мигательные движения, непроизвольно покачивает головой и др. - это повод заподозрить нервный тик и обратиться к врачу.

Такой симптом детского невроза, как заикание в большинстве случаев развивается на третьем году жизни. Очевидно, это связано с активным развитием речи в этом возрасте. Заикание чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Ребенок пытается высказать многое, а словарный запас его еще невелик. Если он при этом очень не уверен в себе, среди незнакомой обстановки и чужих людей, то теряется и начинает заикаться.

Другой причиной заикания могут служить стрессовые ситуации либо испуг. При этом ребенок в спокойной ситуации разговаривает нормально, а при малейшем волнении вновь начинает заикаться. Дети, страдающие заиканием, становятся неуверенными в себе, пугливыми, иногда озлобленными.

Детский невроз страха: происхождение, признаки и особенности

Детский невроз страха дает о себе знать во время приступов, которые чаще всего случаются в ночное время. Обычно длительность приступа колеблется в переделах 10-30 минут. За этот период могут возникать аффективные галлюцинации и иллюзии, повышенная тревожность, вазовегетативные нарушения.

В дошкольном возрасте признаком детского невроза может быть , животных, выдуманных родителями «бабаек», сказочных героев (чаще всего негативных), дети боятся оставаться одни.

Младшие школьники иногда подвергаются так званому «школьному» нервному расстройству. Дети начинают переоценивать важность и значимость школы с ее дисциплиной, правилами, режимом и строгими педагогами. Им чаще страдают малыши, которые до посещения школы не посещали детский сад.

Признаки навязчивых неврозов у детей

Данное расстройство может возникнуть в любой детский возрастной период. Навязчивый невроз у детей может развиваться как следствие неблагоприятных психологических условий дома и в школе. Возникают навязчивые состояния или движения, которые можно побороть по-разному, главное убедиться в том, что это действительно данный вид невроза.

Невроз навязчивых состояний у детей иногда путают с нервным тиком. Но нервный тик – это непроизвольное сокращение (подергивание) мышц, которые не поддаются контролю и не во всех случаях имеют связь с нервными расстройствами. Что касается навязчивых движений, то на них можно влиять с помощью волевых усилий.

К признакам данного невроза у детей относится следующее:

  • щелчки пальцами;
  • резкие повороты головой;
  • обгрызание ногтей;
  • подергивание губы;
  • перебирание пальцами каких-либо предметов;
  • причмокивание;
  • прикусывание губ;
  • трение ладонями и др.

Список навязчивых состояний можно значительно продолжить, потому что у каждого могут быть какие-то свои индивидуальные симптомы, которые повторяются очень часто и характеризуются раздражительностью, нервозностью, резкостью.

Причины и патогенез разных видов неврозов

Чтобы избежать возникновения неврозов у детей, необходимо знать причины возникновения разных видов неврозов. Выделить один фактор невозможно, потому что в любом случае имеет место быть комплексное воздействие нескольких одновременно. К основным пунктам можно отнести несколько, таких как:

  • Генетическая предрасположенность. Пятая часть страдающих неврозом малышей, имеют родителей с психическими расстройствами данного вида. Также им чаще страдают дети, у которых наблюдаются отклонения от нормальной массы тела в ту или другую сторону.
  • Психотравмирующие ситуации. Основными причинами неврозов у детей считаются психотравмы, ведь не зря психологи, начиная терапию, работают с детскими травмами.
  • Особенности нервной системы (характер, темперамент). Дети, у которых наблюдаются невротические расстройства, обычно мнительные, неуверенные в себе (или наоборот, имеют завышенную оценку себя и эгоистично отношение к другим), скованные, излишне ответственны, чрезмерно ориентируются на чужое мнение о себе, болезненно реагируют на критику. На возникновение неврастении оказывает влияние то, как ребенок воспринимает происходящие события.
  • Факторы социально-психологического характера. К этим причинам детских неврозов относятся повышенная нагрузка в школе, переутомление (физическое или психическое), неудовлетворительные бытовые условия, напряженная семейная атмосфера, завышенные требования родителей и окружающих, неправильное воспитание.

Происхождение детских неврозов может быть связано также с недостаточным удовлетворением базовых потребностей ребенка, которые относятся не только к физической сфере (потребность в еде, тепле, сне, безопасной среде и т.п.), но и к эмоциональной (потребность в любви, принятии, внимании и т.п.).

Патогенез неврозов у детей на данный момент остается актуальным вопросом для многих специалистов. Невроз характеризуется особым состоянием нервной системы, которое если оставить без внимания, может повлиять на качество жизни во взрослом возрасте, поэтому родителям надо внимательно относиться к любым проявлениям невротического состояния у их ребенка и как можно быстрее отреагировать на данное положение.

Возникновение неврозов у детей также связывают в некоторых случаях с наличием заболеваний, которые систематически приводят к истощению организма, его ослаблению и, как следствие, ухудшению психического состояния ребенка. В данном случае кроме лечения основного заболевания необходимо заниматься устранением невротической симптоматики.

Как вылечить невроз у ребенка?

В зависимости от симптомов детского невроза определяется и лечение, потому что, например, заикание требует одного подхода и действий от родителей, а преодоление фобий и излишней тревожности – других. В некоторых случаях, чем старше детский возраст и чем осознанней маленький человек относится к своему состоянию, тем проще преодолеть болезнь общими усилиями.

Избегайте конфликтов в семье, управляйте своим поведением. Разобраться с семейными проблемами поможет специалист - психолог или психотерапевт.

В беседе с родителями врач определит симптомы невроз у детей и назначит лечение, установит причину заикания и страхов (когда, после каких событий, в каких ситуациях чаще проявляется).

Если они связаны с какими-то стрессовыми ситуациями, следует изменить психологический микроклимат в семье, устранить травмирующие обстоятельства. Такие случаи легче всего поддаются лечению.

В процессе лечения детских неврозов постарайтесь создать дома атмосферу спокойствия. Развивайте в нем уверенность, выражая свое одобрение всем его успехам и достижениям. Чаще давайте понять, что любите его. Постарайтесь не одергивать и не поправлять все время, когда он начинает разговаривать. Хорошо, если ребенок будет общаться с детьми, с которыми ему легко и комфортно.

В вопросах как вылечить невроз у ребенка, который сопровождается выраженным заиканием, поможет разобраться логопед. Он определит род занятий, которые будут направлены на устранение речевых проблем. Следует выполнять все рекомендации специалистов и проявлять настойчивость.

Занятия должны быть регулярными, только так можно ожидать исправления заикания либо сведения его проявлений к минимуму. Если заиканию сопутствует нервное заболевание, следует, прежде всего, получить консультацию у невропатолога.

Как лечить у ребенка невроз навязчивых движений и состояний?

Лечением навязчивого невроза у детей занимается психолог, в редких случаях психотерапевт. При тяжелом течении нервного расстройства прибегают к использованию медикаментозного лечения. При посещении психотерапевта он может выписать седативные препараты или антидепрессанты (в зависимости от конкретного случая).

Вопросом как лечить у ребенка невроз навязчивых движений родители должны заниматься совместно со специалистами. Врач только может задать правильное направление в лечении, а родителям иногда приходится менять свое поведение, атмосферу в семье, устранять ошибки в воспитании, проявлять больше внимания, любви и заботы к детям.

Длительность лечения невроза навязчивых движений у детей зависит от его стадии и формы. В начале развития болезни можно обойтись несколькими консультациями у психолога. Запущенное течение заболевания требует приема медикаментов. На какой стадии находится расстройство, может определить только врач, он же определяется с видом лечения.

Лечение невроза навязчивых состояний у детей протекает лучше и быстрее при использовании в качестве метода лечения семейной психотерапии. Она позволяет определить семейную обстановку в общем, решить существующие проблемы во взаимоотношениях, конфликты, а это способствует устранению эмоциональных расстройств и восстановлению благополучной гармоничной среды.

Как ещё можно лечить детский невроз?

Как лечить невроз у ребенка при любом его проявлении должен решать только врач или психолог. Чаще всего при легких проявлениях этого недуга назначают психотерапию, цель которой – нормализация атмосферы в семье, улучшение отношений между родителями, коррекция воспитательных методов. В качестве дополнительных действий (если существует такая потребность) прибегают к использованию физиотерапевтических процедур, релаксации, приёму лекарственных средств.

В статье рассмотрели основные моменты того, как лечить детский невроз, который является особым состоянием психики ребенка и который является обратимым процессом. Но стоит помнить, что решением данных проблем лучше заниматься совместно с психологом или другими специалистами.

Меры профилактики неврозов у детей

Профилактика неврозов у детей играет важную роль, которую нельзя недооценивать, особенно если малыш склонен к их возникновению или находится в группе риска.

Обычно начальные проявления данного недуга заметны специалисту во время первичного осмотра. Для этого ему достаточно понаблюдать за поведением дитя во время активности (игра, общение, жесты, движения), чтобы заподозрить начало развития невротического расстройства.

Такой подход поможет определиться с профилактическими мерами и избежать применения агрессивных лекарственных препаратов, которые обычно используют в случае со сложным течением болезни или при запущенных формах.

Профилактика детских неврозов заключается в создании благоприятной развивающей среды, особенно в возрастные кризисные периоды. Временные расстройсва данного характера могут наблюдаться у детей в период адаптации к школьным условиям. В этот период родителям необходимо быть чуткими и внимательными к эмоциональному состоянию малыша.

Статья прочитана 1 467 раз(a).