Как свидетельствует история, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми сформулировали основные положения просветительской концепции французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

XVIII век –это и начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации произошел в период правления Екатерины II и ходом выполнения ее реформ. В стране утвердился абсолютизм, явившийся высшим этапом эволюции государственной надстройки феодального общества. Россия в XVIII веке благодаря усилиям Петра I превратилась в мощную европейскую державу, где утверждался капиталистический уклад экономического развития государства. Но развиваться в полной мере ему мешали абсолютистский строй, крепостничество, расширение прав и привилегий господствующих сословий. Абсолютизм препятствовал прогрессивному развитию страны, что в свою очередь обостряло социальные противоречия. С одной стороны, рост капиталистических отношений усиливал значение купечества, с другой - самодержавие лишало его рынка свободной рабочей силы, тормозило развитие городов и торговли. Результатом являлось обострение противоречий между купечеством и дворянством.

Втягивание последнего в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком в зависимости от него заставляли помещика увеличивать повинности крепостных крестьян, что способствовало росту крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Пугачева. Перед Россией вплотную вставал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким-то образом, возможно путем реформ, приспособить его к новым развивающимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество. В полной мере этот вопрос встал в период правления Екатерины II. Каково же было социально-экономическое состояние и развитие России в эпоху правления Екатерины II?

Екатерина II Великая (1729-1796) – немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. С 1745 - жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. С 1762 года Екатерина II - российская императрица. Пришла к власти в результате государственного переворота, и правила, опираясь на высшее дворянство и гвардию, в течение 34 лет.

В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось сторгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному».

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещенного абсолютизма и реформ, необходимых для модернизации страны а, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. Политика Екатерины II характеризовалась в основном сохранением и развитием тенденций, заложенных её предшественниками. В правление Екатерины Россия вела многочисленные войны, территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель - Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др.

В экономическом отношении территориальные приобретения Екатерины II имели огромное, можно сказать, колоссальное значение для развития России в будущем. Приобретение новых черноземных пространств на юге и на юго-западе в связи с установлением полной безопасности южной границы и с усиленной колонизацией этих пространств внесло в экономический быт страны фактор огромнейшей важности. Лишь с тех пор Россия становится не только земледельческой страной по названию, но и одной из житниц Европы. И действительно, уже в 1779 году вывоз пшеницы из главных портов (кроме остзейских) превышал вывоз 1766 года в девять с лишним раз. Несмотря на сильное распространение хлебопашества на юге России, цены на хлеб удерживались довольно прочно благодаря развитию хлебной торговли. А это обстоятельство, в свою очередь, поощряло дальнейшее развитие земледелия на юге, который теперь усиленно колонизировался.

Население страны возросло с 23,2 млн (в 1763) до 37,4 млн (в 1796), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

В правление Екатерины влияние Российской империи выросло настолько, что, по выражению канцлера Безбородко, «ни одна пушка в Европе без нашего позволения выстрелить не смела».Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства.

В то же время не вполне законный путь к власти мешал Екатерине провести более радикальные реформы. Царица была не в состоянии создать независимое правосудие, отменить крепостное право, учредить подобие парламента, так как эти меры вызвали бы возмущение аристократии, посадившей ее на трон. Поэтому приоритетами внутренней политики Екатерины были улучшение жизни благородного сословия, а также развитие образования, поощрение наук, искусств и промышленности.

XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы.

Екатерина II в развитие культуры и искусства в России внесла существенный вклад. Она была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.

Всю культуру екатерининского «золотого века» пронизывали идеи Просвещения: все то, что способствовало усовершенствованию человеческой культуры - наука, театр, распространение образования, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой. Ряд достижений в них получает статус мировых шедевров. Отметим, что сама Екатерина была высокообразованным (по европейским меркам) человеком, уже пятнадцати лет читала Платона, Цицерона, других классиков. Позднее она изучала новейшую французскую литературу, преимущественно энциклопедистов, хорошо читала и комментировала произведения Вольтера, Дидро, Деламбера, особенно почитала Монтескье, вела оживленную переписку с Вольтером, была хорошо знакома с английской и испанской литературой.



Факультет «История мировой культуры»

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине «История русской культуры»

на тему: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ II

Выполнила

Студентка 4 курса

Заочного отделения

Проверила:

Санкт-Петербург

Введение.. 3

1. Общая характеристика образования в России до XVIII века.. 5

2. Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века 7

3. Анализ практики российского светского образования.. 11

Заключение.. 18

Первое государственное решение о создании школ на Руси принадлежало князю Владимиру Святославовичу: «... нача ставить по градам церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом. Послав нача у нарочитые чади дети и даяти нача на учение книжное».

Так как термин школа пришел на Русь значительно позже в XIV веке, школы «учения книжного» в специально организуемых в городах при княжеских дворах и храмах училищах, получили довольно широкое распространение уже в Х веке.

Развитие подлинного просвещения на Руси многие исследователи относят к XVI веку. Потребность в образовании и низкий уровень образованности констатировались еще в «Стоглаве»: «...почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мы-де учимся у своих отцов, или у своих мастеров, а инде нам учиться негде; сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат, а отцы их и мастеры их мы сами потомуж мало умеют... а учиться им негде».

Ремесленный путь передачи знаний не удовлетворял растущим потребностям русского государства, негативно отражался на материальном достатке, усугублял отставание в хозяйственном развитии по сравнению со странами Запада и Востока.

Русское просвещение в XVI - XVII веках носило локальный характер. Пункт 6 «Привилегии Московской академии» гласил: «Указ царский непорушно полагаем, еже бы ни единому кому зде в царствующем граде Москве и в прочих нашея державы градех, разве сего от нас учиненного училища, в своих домех греческому, польскому и латинскому и прочим странным языкам без ведомости и позволения училищ блюстителя и учителей домовых учителей не держати и детей своих не учити, точию в сем едином общем училище да учатся, во еже бы от разных домовых учителей, паче же от иностранных и иноверных, противности, каковой либо вере нашей православной не внестися и не быти разногласию». Тем не менее, на уровне идей, возможно, говорить о постепенном формировании новых представлений о православном идеале человека и об изменениях в целях образования и воспитания.

Следуя древним традициям, бояре готовили своих детей к управлению родовым имением, крестьяне к работе на земле, ремесленники к занятиям по своей профессии. Объем и содержание образования детей диктовались именно этими обстоятельствами. Общей, относительно одинаковой являлась та часть подготовки к жизни, которую условно можно назвать нравственным воспитанием в духе православия.

Православная ученость ограничивалась религиозными и религиозно-нравственными знаниями. Умение читать, писать и считать являлись лишь средствами, необходимыми для приобщения к православной духовной культуре как таковой. Риторские умения относились к разряду специальных, необходимых только служителям церкви.

Школы являлись проводниками православной веры и нравственности, но говорить о возникновении системы образования, в этот период не приходится. Возможно, такое обучение и не преследовало кроме целей нравственного воспитания в духе православия. Во всяком случае, такое предположение возможно, так как по окончании монастырской школы, высшей по тому времени, ребенок не получал больше никакой возможности для продолжения своего образования.

Важным представляется тот факт, что в XVII веке значительно расширился круг людей, которым стало доступно образование. Пусть номинально, но право поступления в московскую Славяно-греко-латинскую академию имели и выходцы из благородных сословий, и дети родителей духовного звания, и просто свободные православные христиане.

Очень высока была динамика создания государственных специальных учебных заведений в Петровскую эпоху: в 1701 году были учреждены Школа математических и навигацких наук, Инженерно-артиллерийская школа, московская «разноязыкая» школа - школа переводчиков; в 1704 была открыта школа переводчиков в Петербурге; в 1707 году - военно-медицинская школа; в 1712 году - Инженерная школа для дворянских детей; в 1714 году издается указ об учреждении цифирных школ в городах для детей низших сословий и чинов повсеместно; в 1719 году открылись Инженерная и Артиллерийская школы в Петербурге, адмиралтейские школы для детей нижних морских чинов, сходные по статусу и содержанию образования с городскими цифирными.

Таким образом, русская школа совершила как бы скачек от православной, фактически давно не отвечавшей требованиям времени школы «учения книжного», к специальной государственной школе, характерной для Европы периода Нового времени.

2. Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века

Для структуры русского общества в екатерининскую эпоху были характерны жесткие социальные барьеры между классами, сословиями и группами.

В XVIII веке наблюдалась широкомасштабная экспансия ценностных установок, проникавших из Западной Европы, чему активно способствовала и идеология, и политика, проводимая российским государством.

Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия.

Сфера образования была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Образование было возведено в ранг творца, не ограниченного законами социальной и культурной жизни; образование рассматривалось как мощное средство формирования заданного типа личности, преобразующего общество. Государственная педагогика ориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и его личностным качествам. Более того, в русском обществе, где все отношения пролегали по оси «государство – подданный» образование не могло не быть поставлено на службу государству.

Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию и педагогику, но и культуру. Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии. Министерство просвещения при министре Толстом выписывало немцев и чехов в учителя русских гимназий и даже в инспектора и директора, хотя эти иностранцы и не умели говорить по-русски; у немцев была открыта русская семинария для подготовки учителей в русские средние учебные заведения; разные планы, программы и системы, предполагавшиеся к введению в русские школы, были посылаемы на просмотр и одобрения заграничных ученых и педагогов. Дальше такого раболепства пред заграницей идти было невозможно, очевидно, должна была наступить реакция» .

Во время правления Екатерины II»

Цель занятия: проанализировать основные мероприятия внутренней и внешней политики в период правления российской императрицы Екатерины II и оценить их управленческую эффективность.

Обеспечение: конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор.

Время: 2 часа.

План занятия:

1. Приход к власти Екатерины II и окончание «эпохи дворцовых переворотов».

2. Антиправительственное восстание под руководством Е. Пугачева: причины, ход, результаты.

3. Социальная опора монархии в период «просвещенного абсолютизма». «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам».

4. Территориальные приобретения в годы правления Екатерины II. Ликвидация Крымского ханства и присоединение его территории к Российской империи.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Приход к власти Екатерины II и окончание «эпохи дворцовых переворотов» .

Императрица Екатерина II (урожденная немецкая княжна Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) вошла в отечественную историю как «Екатерина Великая» и является, пожалуй, самой известной женщиной-правительницей России. Она пришла к власти в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., в ходе которого был сначала отстранен от власти, а затем погиб при невыясненных обстоятельствах её законный супруг Петр III. Непосредственными исполнителями переворота была группа офицеров гвардейских полков, по разным причинам симпатизировавших Екатерине и недовольных политикой Петра III – братья А. и Г. Орловы, Г. Потёмкин, Ф. Хитрово и др. Однако, вопреки ситуации частой смены правителей, характерной для «эпохи дворцовых переворотов», её правление было очень длительным. Екатерина II правила Российской империей на протяжении 34 лет, с 1762 г. до своей смерти в 1796 г. Также можно с уверенностью утверждать, что это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая женщина, которая проводила самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, заметно укрепила международный авторитет Российской империи в мире и существенно расширила её территорию. Её власть по-прежнему основывалась на принципах абсолютизма, однако под влиянием передовых европейских тенденций того времени она пыталась представить свою политику как «просвещенный абсолютизм », постоянно декларируя свое стремление к проведению «разумных» реформ, направленных на достижение блага всех подданных. Согласно одному из источников, при вступлении на престол Екатерина II так сформулировала задачи своего правления: 1) просвещать нацию, которой должно управлять; 2) ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3) учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4) способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5) сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

2. Антиправительственное восстание под руководством Емельяна Пугачева: причины, ход, результаты .

Самым массовым антиправительственным выступлением периода правления Екатерины II стало восстание 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева , в котором наиболее активно приняли участие яицкие казаки, крепостные и государственные крестьяне, «работные люди» с мануфактур, народы Поволжья, Башкирии и Калмыкии. Восстание началось на территориях, прилегающих к реке Яик (сейчас носит название Урал), где находились станицы яицкого (уральского) казачества. В рассматриваемый период вследствие целого комплекса причин яицкое казацкое войско утратило свое значение для обороны южных границ Российской империи от набегов кочевников с территории Средней Азии. Вследствие этого государственные органы власти вели последовательную политику по сокращению как политических прав казаков (отмена выборности старшины), так и по ликвидации их традиционных экономических занятий (в устье реки по распоряжению правительства были сооружены искусственные заграждения, препятствовавшие продвижению рыбы из Каспийского моря в верховья). Активизацией протестных настроений в этом регионе воспользовался Емельян Иванович Пугачев (1742-1775) – выходец из донских казаков, прежде участвовавший в Семилетней и русско-турецкой войне и обладавший незаурядными лидерскими качествами. Для придания легитимности своих притязаний на власть он объявил себя чудесным образом спасшимся императором Петром III . Помимо яицких казаков, составивших начальное ядро отрядов Пугачева, к нему стали примыкать крестьяне, недовольные усилением крепостного гнета, работавшие в очень тяжелых условиях рабочие мануфактур и заводов, а также поволжские татары, башкиры, калмыки и другие народы Поволжья и Урала.

Активная фаза восстания началась в сентябре 1773 г., когда на стороне Пугачева, называвшего себя Петром III, выступила значительная часть яицких казаков. Осенью его отряды, уже насчитывающие до 30 тыс. человек, одержали несколько побед над регулярными войсками и начали осаду Оренбурга и Уфы. Ближайшими сподвижниками Пугачева являлись бывший мастеровой Афанасий Соколов («Хлопуша») , яицкий казак Иван Зарубин («Чика») , руководитель башкирских конных отрядов Салават Юлаев . Повстанцы, с одной стороны, имели значительные людские ресурсы за счет недовольных властью, однако были плохо вооружены и зачастую отличались слабой дисциплиной. Екатерина II отправила для подавления восстания крупные правительственные войска, и, чтобы солидаризироваться с дворянами Поволжья и Урала, объявила себя «простой казанской помещицей». Осада Оренбурга затянулась на полгода и оказалась безрезультатной, а в крупном сражении 22 марта 1774 г. под Татищевой крепостью правительственные войска разгромили силы восставших.

После этого Пугачев с остатками своего войска отступил на восток и продолжил свою деятельность на территории горнозаводского Урала и Башкирии. В июле 1774 г. пополнив ряды своих сторонников, Пугачев с 20-тысячным войском смог захватить часть Казани, но затем вынужден был снова отступить. Однако под контролем восставших оказались довольно крупные города Саранск и Пенза. К тому времени была завершена очередная русско-турецкая война и у властей появилась возможность направить в зону восстания многочисленные правительственные войска, в числе командующих которыми был выдающийся военачальник А.В. Суворов. Для расширения числа своих сторонников в этой сложной ситуации 31 июля 1774 г. Пугачев от имени императора Петра III обнародовал манифест, в котором провозглашал освобождение крестьян от крепостной зависимости и всех податей , в то время как дворян надлежало «ловить, казнить и вешать». Была предпринята попытка организации из восставших полноценной армии с разделением на полки, овладением основами военной подготовки, введением ответственности за дезертирство и мародерство. Однако отряды восставших так и не смогли на равных противостоять регулярным правительственным войскам, наладить жизнеспособные органы власти на подконтрольных территориях. Действуя под девизом народной борьбы с произволом чиновников и помещиков, восставшие сами нередко совершали грабежи и насилие по отношению к местным жителям, особенно к зажиточным слоям населения. В августе 1774 г. отряды Пугачева безрезультатно атаковали Царицын, но смогли на непродолжительное время взять под свой контроль Саратов. Однако вскоре Пугачев был схвачен находившимися при нем яицкими казаками и 12 сентября 1774 г. был выдан властям. После этого руководителя восстания доставили в Москву, где после следствия и обвинительного заключения в январе 1775 г. он был публично казнен на Болотной площади путем четвертования.

Восстание 1773-1775 гг. показало, с одной стороны, достаточно широкое недовольство внутренней политикой Екатерины II среди беднейших слоев населения. Однако оно также продемонстрировало, что восставшие, идя по пути гражданской войны и «самозванства», не смогли захватить власть вооруженным путем, а тем более предложить реалистичный и способный консолидировать общество план преобразований в Российской империи, поэтому их поражение выглядит вполне закономерным. Для предотвращения повторения подобных восстаний в будущем был предпринят комплекс мероприятий, связанный с предпринятым в 1775 г. разукрупнением губерний (увеличение их количества с 20 до 50), реформированием полицейских органов, а также расширением прав дворянства и зажиточного городского населения, являвшихся главной опорой самодержавия.

3. Социальная опора монархии в период «просвещенного абсолютизма». «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам» .

Население России во второй половине XVIII в. стремительно росло за счет различных факторов: если в 1763 г. оно составляло 23 млн. чел., то к концу правления Екатерины II достигло 37 млн. чел., основную массу которых составляли крепостные и государственные крестьяне. Городскими жителями было менее 10 %, хотя по мере развития мануфактурного производства и торговли социально-экономическое значение городов постепенно возрастало. При этом господствующее положение в обществе на тот момент занимало дворянство, которое при своей немногочисленности (менее 1 % населения) имело юридически закрепленный привилегированный статус, было максимально интегрировано во все органы государственной власти, отличалось наивысшим организационным и образовательным уровнем. Екатерина II считала дворян опорой своей власти и продолжала начатую её предшественниками политику по расширению их полномочий.

21 апреля 1785 г. была обнародована подписанная Екатериной II «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства ». В первую очередь этим документом были подтверждены положения провозглашенного Петром III манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762), освобождавшего дворян от обязательной службы, а также все прочие их привилегии, существовавшие на тот момент. Кроме того, дворянству предоставлялся целый ряд новых прав и полномочий:

· Создавались органы дворянского самоуправления (губернские и уездные дворянские собрания во главе с выборным «предводителем дворянства»).

· В отношении дворян запрещалось применять телесные наказания.

· Дворянство освобождалось от обязательства размещать и содержать в случае необходимости военные части (т.н. «постой»), в то время как все остальные социальные слои, даже самые малообеспеченные, вынуждены были нести эту повинность.

· Дворянство имели исключительные права собственности на землю, в том числе на «недра» (т.е. на пользование полезными ископаемыми), и в то же время могло заниматься всеми видами предпринимательства.

· Запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.

· Основанием для лишения дворянства могло быть только совершение уголовного преступления из определенного списка, включавшего всего несколько позиций, который не мог быть расширен.

· Судить дворян мог только «суд равных».

· Наименование высшего сословия в стране изменялось – теперь вместо «дворянство» оно носило название «благородное дворянство», информация о всех потомственных дворянах фиксировалось специальными родословными книгами.

На вновь присоединенных территориях бывшей Речи Посполитой, Войска Запорожского, Крыма и Кавказа представители региональной элиты (шляхтичи, казацкая старшина, беи и мурзы) уравнивались в правах с российским дворянством, что должно было сделать их опорой новой власти на местах.

Одновременно с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» была обнародована также «Грамота на права и выгоды городам » (или «Жалованная грамота городам »), регламентировавшая положение горожан, которых в то время также называли «городскими обывателями» или «мещанским сословием». Были введены новые выборные городские учреждения (городские думы, состоящие из выборного городского головы и шести гласных), расширен круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: 1) «настоящие городские обыватели» – владельцы городской недвижимости из числа дворян, чиновников, духовенства; 2) купцы, разделенные на 1, 2 и 3 гильдии в зависимости от оборота их предпринимательской деятельности; 3) ремесленники, записанные в ремесленные цехи; 4) иностранцы и иногородние граждане; 4) именитые граждане; 5) посадские люди – все прочие жители города, «кормящиеся промыслами или рукоделием».

Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты – органы сословного городского самоуправления, отдельно избирались суды для дворян и для городского населения. «Жалованная грамота городам» завершила формирование в России т.н. «городского общества», которое состояло из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

4. Территориальные приобретения в годы правления Екатерины II. Ликвидация Крымского ханства и присоединение его территории к Российской империи .

В период правления Екатерины II значительно расширились границы Российской империи, в основном, в западном и южном направлениях. Продвижение на Запад было связано с т.н. разделами Речи Посполитой , которая ко второй половине XVIII в. находилась в состоянии глубокого кризиса. К концу XVIII в. это государство полностью прекратило свое существование, а его территория оказалась включенной в состав Российской империи, Австрии и Пруссии. По первому разделу Речи Посполитой в 1773 г. Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская). По второму разделу 1793 г. Российская империя присоединяет Минскую, Волынскую и Подольскую области. Наконец, по третьему разделу 1795 г. в состав государства вошли литовские губернии (Виленская, Ковенская и Гродненская), верхнее течение Припяти и западная часть Волыни. Тогда же было присоединено к Российской империи герцогство Курляндское.

Более сложной задачей было продвижение Российской империи на юг и его закрепление на берегах Черного моря, главным противником которого выступала Османская империя. Решению этой задачи способствовала победа в русско-турецкой войне 1768-1774 гг . В 1771 г. российская армия под руководством генерал-аншефа, князя В.М. Долгорукова (впоследствии получившего титул «Крымский») вступила на территорию Крымского полуострова. Крымский хан Селим III Гирей вынужден был бежать в Османскую империю. Новый хан Сахиб II Гирей подписал 1 ноября 1772 г. с князем Долгоруковым Карасубазарский договор , по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России, под российский контроль переходили Керчь, а также крепости Кинбурн и Еникале.

10 (21) июля 1774 г. был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор , по которому Османская империя вынуждена была признать Крымское ханство независимым государством, а также контроль России над Керченским проливом. Однако османские правители рассматривали этот мир как временную уступку и в будущем предполагали восстановить свой протекторат над Крымским ханством. Многие положения Кючук-Кайнарджийского договора реально не выполнялись. Кроме того, турецкий султан, являясь верховным халифом, сохранял в своих руках религиозную власть и имел формальное право утверждать новых ханов, что оставляло ему возможность политического влияния на обстановку реального давления на Крымское ханство. Фактически одновременно с подписанием Кючук-Кайнарджийского договора на крымском побережье возле Алушты высадился турецкий десант под руководством нового претендента на ханский престол – Девлет IV Гирея . В окрестностях города произошло сражение турецких войск с российскими войсками под командованием М.И. Кутузова , которые не позволили неприятельскому десанту продвинуться вглубь полуострова. Часть крымскотатарской элиты по-прежнему ориентировалась на Османскую империю, в то время как другая часть была настроена пророссийски.

В ноябре 1776 г. на территорию Крымского ханства вновь были введены российские войска, с помощью которых в 1777 г. ханский престол удалось занять пророссийски настроенному Шахин-Гирею (Шагин-Гирею), в то время как Девлет IV Гирей бежал в Стамбул. По просьбе Шахин-Гирея российские военные формирования остались в Крыму, расположившись у Ак-Мечети. Новый хан попытался провести реформы по европейскому образцу (в т.ч. военную и административно-территориальную реформу), однако они встретили жесткое противодействие со стороны консервативной части населения, особенно у мусульманского духовенства. Неоднократно предпринимались попытки вооруженным путем сместить Шахин-Гирея с ханского престола, однако все они предотвращались российскими войсками, которыми на тот момент командовал А.В. Суворов.

В 1778 г. по указанию наместника Новороссийской, Азовской, Астраханской и Саратовской губерний князя Григория Потёмкина с помощью российских войск был осуществлен переход в российское подданство и переселение христианского населения Крыма на территорию Приазовья. С одной стороны, это решило проблему заселения этих плодородных земель, ранее входивших в состав Войска Запорожского. С другой стороны, вывод из Крыма христиан в количестве более 30 тыс. чел., которые прежде жили в крымских городах и занимались ремеслом и торговлей, резко сократил финансовые поступления в ханскую казну, что сделало Шахин-Гирея ещё более зависимым от помощи со стороны России. На протяжении последующих лет со стороны Османской империи неоднократно предпринимались попытки высадить десант на территории Крыма, а со стороны противников Шахин-Гирея – сместить его с ханского престола.

В конце 1782 г. стало очевидно, что развитие ситуации в Крыму и геополитические интересы России требуют иного решения. В этих условиях Г. Потёмкин обратился к императрице Екатерине II с меморандумом, в котором он подробно высказал свою точку зрения на сложившуюся ситуацию, настаивая на необходимости присоединения Крыма к Российской империи.

8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II подписала Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» , однако первоначально он был тайным и не подлежал публичному оглашению. Мероприятиями по его реализации в Крыму по поручению императрицы руководил лично Г. Потемкин. Шахин-Гирей был фактически отстранен он власти, крымскотатарской знати и населению было предложено перейти в российское подданство. 28 июня (9 июля) 1783 г. – в день очередной годовщины восшествия Екатерины II на престол, Манифест о присоединении Крыма был наконец обнародован . В нем гарантировалась защита интересов местного населения в политических, экономических, религиозных вопросах, предоставление им равных прав с другими российскими гражданами. Состоялась торжественная присяга крымскотатарской знати новой правительнице, которую принимал Г. Потёмкин на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром. Таким образом, окончательное присоединение территории Крымского ханства носила бескровный характер и являлась следствием политического компромисса. 28 декабря 1783 г. при подписании с Россией «Акта о мире, торговле и границах обоих государств» Османская империя вынуждена была признать новый, российский статус, отменявший 3-ю статью Кючук-Кайнарджийского мирного договора о независимости Крымского ханства. Большинство европейских государств, за исключением Франции, также признали изменение территориальной принадлежности Крымского полуострова.

Летом 1783 г. на берегу Атхиарской бухты появились первые постройки будущей главной военно-морской базы России на Черном море. Первые несколько месяцев поселение носило название Ахтиар , но в феврале 1784 г. Екатерина II своим указом дала ему новое имя – Севастополь , повелев создать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». Также в 1784 г. территория бывшего Крымского ханства, включающая материковую и полуостровную части, была преобразована в Таврическую область с центром в городе Симферополь , основанном возле Ак-Мечети. Согласно указу «О составлении Таврической области из семи уездов и об открытии присутственных мест в городах оной» область была разделена на 7 уездов: Симферопольский, Левкопольский, Евпаторийский, Перекопский, Днепровский, Мелитопольский и Фанагорийский. Присоединение Крыма имело огромное геополитическое, военно-стратегическое и экономическое значение для Российской империи, оно стало одним из важнейших достижений, которые обычно связывают с именем Екатерины II.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для обсуждения:

2. На какие сословия опиралась власть Екатерины II? Оправдана ли была такая политика?

3. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Российской империи в екатерининскую эпоху. Можно ли назвать её политику в этом направлении реформаторской, или она была консервативной?

4. Какова была екатерининская политика в сфере образования и в отношении православной церкви?

5. Почему стало возможно массовое восстание под руководством Емельяна Пугачева и почему оно закончилось поражением?

6. Как изменились границы Российской империи в период правления Екатерины II, за счет чего были достигнуты такие существенные приращения?

7. Какова была политика Екатерины II по отношению к бывшим землям Речи Посполитой и Запорожской Сечи?

8. Почему именно при Екатерине II было ликвидировано Крымское ханство, а территория Крымского полуострова вошла в состав Российской империи? Могло ли это историческое событие состояться раньше? Кто из окружения императрицы сыграл особенно значимую роль в присоединении Крыма и его интеграции в состав российского государства.

9. Приведите примеры внешнеполитических поражений и просчетов Екатерины II (если они были).

10. Действительно ли правление Екатерины II можно назвать «просвещенным абсолютизмом», а саму императрицу – «великой»? Какую роль она сыграла в отечественной истории?

Темы рефератов и творческих работ (эссе):

1. Екатерина II и российское дворянство.

2. Выдающиеся российские полководцы и флотоводцы в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.

3. Шахин-Гирей – последний крымский хан.

4. Фаворит императрицы Г.А. Потемкин и его роль в истории России и Крыма.

5. Путешествие Екатерины II в Крым.

6. Судьба Емельяна Пугачева: от рождения до казни.

7. Разделы Речи Посполитой и новая геополитическая карта Восточной Европы.

8. «Золотой век»?: Екатерининская эпоха в русской литературе и искусстве.

Альтернативные варианты проведения семинара:

Вариант 1. Деловая игра с использованием методов case study и «мозгового штурма» на тему: «Можно ли считать Екатерину II высокоэффективным менеджером?».

В ходе семинара студенты-«эксперты» на основе заранее подготовленной информации рассказывают о трех конкретных ситуациях (кейсах), связанных с правлением Екатерины II (регламент каждого из 3-х выступлений «экспертов» – 10 минут). Выступление «экспертов» должно содержать максимальное количество фактов, но не содержать их оценок и интерпретаций. Остальные студенты делятся на две группы – «сторонников» и «критиков» Екатерины II. После описания каждого кейса студенты в течение 15-20 минут методом групповой дискуссии и мозгового штурма выявляют сильные и слабые стороны мероприятий, предпринятых Екатериной II в данной ситуации, а также предлагают свои варианты возможных действий в данной ситуации. Сам «эксперт», рассказывавший о соответствующем кейсе, в ходе обсуждения не может давать оценки деятельности Екатерины II, а может делать только фактологические уточнения, если такая необходимость возникает во время дискуссии.

Для обсуждения берутся следующие кейсы:

Кейс № 1 . Подавление крестьянско-казацкого восстания под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.).

Кейс № 2 . Издание в 1785 году «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованной грамоты городам»: содержание документов, цели их принятия, последствия для внутреннего развития страны.

Кейс № 3 . Борьба с Османской империей и Крымским ханством, присоединение территории Крымского полуострова к Российской империи (события 1774-1783 гг.).

Список терминов и понятий:

«Просвещенный абсолютизм», «пугачевщина», секуляризация.

Список персоналий:

Екатерина II, А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, В.М. Долгоруков, Е.И. Пугачев, С. Юлаев, Шахин-Гирей.

Хронология:

1762, 28 июня – свержение императора Петра III в результате дворцового переворота и возведение на престол его жены Екатерины II Алексеевны

1764 – окончательное упразднение гетманства на Левобережной Украине и Слобожанщине

1765 – указ о праве помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь

1769 – выпуск ассигнаций (первых бумажных денег в России)

1770 – победы русских войск под командованием П. А. Румянцева при Ларге и Кагуле

1771 – занятие русскими войсками под командованием В.М. Долгорукова Крыма

1772 – 1-й раздел Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. Присоединение к России белорусских земель и польской части Ливонии

1773-1775 – крестьянско-казацкое восстание под предводительством Е.И. Пугачева

1774, 10 (21) июля – подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей как результат русско-турецкой войны 1768-1774 гг., признание Османской империей независимости Крымского ханства

1774, август – окончательное поражение Пугачева под Царицыном, выдача его правительственным войскам

1775 – издание «Учреждения для управления губерний Российской империи», разделение страны на 51 губернию

1783, 24 июля – Георгиевский трактат – договор о добровольном принятии Картли-Кахетинского царства (Восточная Грузия) под покровительство Российской империи

1785 – «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»

1791, 29 декабря – Ясский мир с Османской империей, официальное признание ей присоединения Крыма к Российской империи

1793 – 2-й раздел Речи Посполитой, переход к Российской империи большей части Правобережной Украины и Белоруссии (с Минском)

1794 – подавление русскими войсками восстания Т. Костюшко в Польше

1795 – 3-й раздел Речи Посполитой, присоединение к Российской империи Литвы, Курляндии, Западной Белоруссии и Западной Украины (кроме Галичины)

1796 – смерть императрицы Екатерины II и начала правления императора Павла I

Литература:

Основная литература:

  1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 680 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 235-271.
  2. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - М. : Проспект, 2014. - 303 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016). – С. 88-99.

Дополнительная литература:

  1. Екатерина II Великая, О величии России / Екатерина II Великая. - М. : Директ-Медиа, 2012. - 96 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55725(22.08.2016).
  2. Елисеева О.И. Екатерина Великая / О.И. Елисеева. – М. : Молодая гвардия, 2010. – 190 с.
  3. Исторический лексикон. Россия. XVIII в. / сост. Г.В. Якушева, И.И. Илизаров, А.Б. Каменский, Э.С. Львова и др. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 837 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=38660 (22.08.2016).
  4. Ключевский, В.О. Императрица Екатерина II (1729-1796) / В.О. Ключевский. - М. : Директ-Медиа, 2010. - 117 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41245 (22.08.2016).
  5. Леонтьева, Г.А. Практикум по истории России XVIII века / Г.А. Леонтьева, А.П. Синелобов. - М. : Прометей, 2013. - 338 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212629 (22.08.2016).

Факультет «История мировой культуры»

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине «История русской культуры»

на тему: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ II

Выполнила

Студентка 4 курса

Заочного отделения

Проверила:

Санкт-Петербург

  • Введение 3
  • 1. Общая характеристика образования в России до XVIII века 5
  • 2. Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века 7
  • 3. Анализ практики российского светского образования 11
  • Заключение 18
  • Список литературы 19

Введение

Екатерина II - неординарная фигура в истории России и прежде всего в истории политико-правовой мысли, государственного управления и просвещения. Тридцать четыре года (1762 - 1796) она находилась на вершине российской государственной власти - больше, чем все царствовавшие особы как до (за исключением Ивана Грозного), так и после нее. Ей принадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенного абсолютизма». Екатерина II выступила продолжательницей дела Петра I в реформировании российского общества и государства, их возвеличивании.

Главной задачей Екатерины II было создание условий для просвещения дворянского класса. А для этого нужны были новые учебные заведения: школы, училища, гимназии и институты благородных девиц.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать. За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения. С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя, что повлекло за собой создание нового типа учебных заведений.

Но, к сожалению, екатерининская реформа не была доведена до конца. Переработка австрийского устава на русской почве дала более простую по внешней схеме и более узкую по задачам систему образования, рассчитанную на интересы преимущественно городского населения. Система не решала проблемы народного просвещения и очень скоро выяснилась необходимость пересмотра этой системы с целью превратить ее в план «всеобщего просвещения». Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной Комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Цель настоящего реферата состоит в анализе особенностей развития системы российского образования в эпоху Екатерины II, главным образом системы развития системы образования в XVIII веке.

1. Общая характеристика образования в России до XVIII века

Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно, и обучение ей были на Руси раньше княжения Владимира Святославовича и появления школ «учения книжного». Греков Б. Д. Удар по антипатриотическим тенденциям в исторической науке // Новый мир. - 1949. - № 3. - С. 51 -52. Правда, некоторые факты подтверждают мнение этого ученого. Так, по мнению археолога С.А. Высоцкого, обнаружившего на стене Софийского собора в Киеве, можно обнаружить славянскую азбуку из 27 букв, происхождение которой датируется IX веком. Высоцкий С. А. Древнерусская азбука из Софии Киевской // Советская археология. - 1970. - № 4. - С. 128 - 139.

Первое государственное решение о создании школ на Руси принадлежало князю Владимиру Святославовичу: «... нача ставить по градам церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом. Послав нача у нарочитые чади дети и даяти нача на учение книжное». Полное собрание русских летописей. Т. 1. - С. 118.

Так как термин школа пришел на Русь значительно позже в XIV веке, школы «учения книжного» в специально организуемых в городах при княжеских дворах и храмах училищах, получили довольно широкое распространение уже в Х веке.

Развитие подлинного просвещения на Руси многие исследователи относят к XVI веку. См.: Иконников В. С. Максим Грек и его время. - Киев, 1915.; Копыленко М. М. Рукописная греческая грамматика братьев Лихудов // Византийский временник. Т. 17. - М., 1960 и др. Потребность в образовании и низкий уровень образованности констатировались еще в «Стоглаве»: «...почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мы-де учимся у своих отцов, или у своих мастеров, а инде нам учиться негде; сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат, а отцы их и мастеры их мы сами потомуж мало умеют... а учиться им негде». Стоглав. (Глава 25). - Казань: Издательство Кожанчикова, 1887. - С. 32.

Ремесленный путь передачи знаний не удовлетворял растущим потребностям русского государства, негативно отражался на материальном достатке, усугублял отставание в хозяйственном развитии по сравнению со странами Запада и Востока.

Русское просвещение в XVI - XVII веках носило локальный характер. Пункт 6 «Привилегии Московской академии» гласил: «Указ царский непорушно полагаем, еже бы ни единому кому зде в царствующем граде Москве и в прочих нашея державы градех, разве сего от нас учиненного училища, в своих домех греческому, польскому и латинскому и прочим странным языкам без ведомости и позволения училищ блюстителя и учителей домовых учителей не держати и детей своих не учити, точию в сем едином общем училище да учатся, во еже бы от разных домовых учителей, паче же от иностранных и иноверных, противности, каковой либо вере нашей православной не внестися и не быти разногласию». Древняя российская вивлиофика. Ч. IV. - 2-е изд. - Издано Н. И. Новиковым, 1788. - С. 397 - 420. Тем не менее, на уровне идей, возможно, говорить о постепенном формировании новых представлений о православном идеале человека и об изменениях в целях образования и воспитания.

Следуя древним традициям, бояре готовили своих детей к управлению родовым имением, крестьяне к работе на земле, ремесленники к занятиям по своей профессии. Объем и содержание образования детей диктовались именно этими обстоятельствами. Общей, относительно одинаковой являлась та часть подготовки к жизни, которую условно можно назвать нравственным воспитанием в духе православия.

Православная ученость ограничивалась религиозными и религиозно-нравственными знаниями. Умение читать, писать и считать являлись лишь средствами, необходимыми для приобщения к православной духовной культуре как таковой. Риторские умения относились к разряду специальных, необходимых только служителям церкви.

Школы являлись проводниками православной веры и нравственности, но говорить о возникновении системы образования, в этот период не приходится. Возможно, такое обучение и не преследовало кроме целей нравственного воспитания в духе православия. Во всяком случае, такое предположение возможно, так как по окончании монастырской школы, высшей по тому времени, ребенок не получал больше никакой возможности для продолжения своего образования.

Важным представляется тот факт, что в XVII веке значительно расширился круг людей, которым стало доступно образование. Пусть номинально, но право поступления в московскую Славяно-греко-латинскую академию имели и выходцы из благородных сословий, и дети родителей духовного звания, и просто свободные православные христиане.

Очень высока была динамика создания государственных специальных учебных заведений в Петровскую эпоху: в 1701 году были учреждены Школа математических и навигацких наук, Инженерно-артиллерийская школа, московская «разноязыкая» школа - школа переводчиков; в 1704 была открыта школа переводчиков в Петербурге; в 1707 году - военно-медицинская школа; в 1712 году - Инженерная школа для дворянских детей; в 1714 году издается указ об учреждении цифирных школ в городах для детей низших сословий и чинов повсеместно; в 1719 году открылись Инженерная и Артиллерийская школы в Петербурге, адмиралтейские школы для детей нижних морских чинов, сходные по статусу и содержанию образования с городскими цифирными.

Таким образом, русская школа совершила как бы скачек от православной, фактически давно не отвечавшей требованиям времени школы «учения книжного», к специальной государственной школе, характерной для Европы периода Нового времени.

2. Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века

Для структуры русского общества в екатерининскую эпоху были характерны жесткие социальные барьеры между классами, сословиями и группами.

В XVIII веке наблюдалась широкомасштабная экспансия ценностных установок, проникавших из Западной Европы, чему активно способствовала и идеология, и политика, проводимая российским государством.

Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия.

Сфера образования была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Образование было возведено в ранг творца, не ограниченного законами социальной и культурной жизни; образование рассматривалось как мощное средство формирования заданного типа личности, преобразующего общество. Государственная педагогика ориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и его личностным качествам. Более того, в русском обществе, где все отношения пролегали по оси «государство - подданный» образование не могло не быть поставлено на службу государству.

Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию и педагогику, но и культуру. Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии. Министерство просвещения при министре Толстом выписывало немцев и чехов в учителя русских гимназий и даже в инспектора и директора, хотя эти иностранцы и не умели говорить по-русски; у немцев была открыта русская семинария для подготовки учителей в русские средние учебные заведения; разные планы, программы и системы, предполагавшиеся к введению в русские школы, были посылаемы на просмотр и одобрения заграничных ученых и педагогов. Дальше такого раболепства пред заграницей идти было невозможно, очевидно, должна была наступить реакция» Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). - М., 1909, С.494-495..

Были и другие оценки «просвещенной» деятельности Императрицы. Например, видный екатерининский вельможа И.И. Бецкой, обращаясь к Екатерине Великой, говорил: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». По его мнению, Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». Шишов А.В. Век Екатерины II - т. III, IV - М.: Русская литература, 1998, С.171.

В правление Екатерины II, в век Просвещения, на школу возлагалось не только создание «новой породы людей» из лучших представителей дворянства, но и создание по европейскому образцу «третьего сословия». XVI-я глава Большого Наказа поясняла, что к среднему роду людей отнесены те, «кои не быв ни дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах», а также все те, которые, «не быв дворянами, выходить будут из всех правительственных учрежденных училищ и воспитательных домов, какого бы те училища звания ни были, духовные или светские». См.: Булкин А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII - XX вв.// Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2003.

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Даже входившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещения церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.

Г.Г. Шпет в своей статье «Очерк развития русской философии» утверждал, что в России не было ни своей просветительской философии, ни собственно своего просвещения. Он полагал, что русское Просвещение не стало, как это должно было быть, движением к наукам и собственно знаниям. Оно, по его утверждению, явилось идеологическим оправданием социально-бюрократического стремления части русского общества к чинам и жизненным благам. «…Россия вообще прошла свой культурный путь без творчества» Век Екатерины II: Дела Балканские / Рос. акад. наук, институт славяноведения. - М.: Наука, 2000, С.252..

Безусловно, с такими тотальными отрицаниями русского Просвещения и его социокультурных итогов тоже согласиться трудно, так как именно в XVIII веке сформировался особый статус русской интеллигенции, побуждающий ее к нравственно-просветительской деятельности.

Негативно к эпохе Русского Просвещения настроен еще один видный исследователь В.М.Живов. В своей статье «Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушения в России конца XVIII века» писал, что «культура русского Просвещения была государственной культурой, непосредственным воплощением варианта государственной мифологии, …мифологическим действом государственной власти» См.: Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение России конца XVIII века // Из истории Русской культуры XVIII - начала XIX века. - М.: Наука,1996.. И поэтому вполне закономерно автор приходит к выводу: «Русское Просвещение - это мираж. Одни деятели русского Просвещения искренне верили в его реальность, другие были его невольными участниками, но это не меняло его мифологического существа» Там же..

Но именно в екатерининскую эпоху видный деятель эпохи российского Просвещения, вольнодумец и демократ Николай Иванович Новиков (1744-1818), впервые в России употребляет термин «педагогика» и предпринимает попытку обоснования цели воспитания. Раздел «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», вошедший в ставшую популярной в те годы работу «О воспитании и наставлении детей» полностью посвящен этой проблеме. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей // Прибавление к Московским ведомостям, 1783, №№ 2, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 28, 34, 82-94.

Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века, его внутренняя раздвоенность всегда интриговало русское общественное сознание. Вспомнить хотя бы А.С. Пушкина. Екатерина для него, с одной стороны - «Тартюф в юбке и короне», с другой - мудрая матушка - государыня «Капитанской дочки». Но тем не менее, как конструировал Карамзин: Русский народ никогда не чувствовал себя так счастливо, как в годы царствования Екатерины». Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997, С. 4.

Давая оценку екатерининской эпохе нельзя не отметить, что культура XVIII века, несмотря на ряд противоречий, характеризуется небывалым интересом к личности человека. Екатерина Вторая умела окружать себя умными и деловыми людьми. Именно в ее эпоху выдвинулся ряд крупнейших, государственных, политических, военных деятелей, и творцов культуры, поддерживаемых и вдохновляемых монархиней.

3. Анализ практики российского светского образования

Приступая к краткому анализу практики российского образования, прежде всего отметим, что исследование текстов педагогических сочинений современников Екатерины Великой (Бецкой, Дильтей) и государственных документов (Уставы Воспитательного общества благородных девиц (1754 г.), Шляхетского сухопутного кадетского корпуса (1766 г.), Устав народным училищам в Российской империи (1786 г.), учебная книга «О должностях человека и гражданина» (1783 г.)) показывает, что в них слово «образование» не употребляется. Это дает нам основание для вывода о том, что это слово в русском языке (по крайней мере в текстах, относящихся к учебному делу) до Новикова не употреблялось и оно, вероятно, и не существовало.

Тем не менее, с XVII века происходили глобальные изменения в целевых установках российской школы. Игнорирование религии в обучении укрепляло в воспитанниках стремление к светским ценностям и новому идеалу человека.

Жесткая внешнеполитическая обстановка, в которой находилась Россия в начале XVIII столетия, не позволяла тратить достаточное количество времени на продумывание и организацию слаженной и самобытной системы образования. Практически все типы новых учебных заведений, формы их организации и методы работы были заимствованы в Западной Европе.

Идеи Петра Великого проникли в умы большинства его современников не достаточно глубоко. Деспотизм и насилие в образовательной сфере привели к отчуждению и массовым попыткам избежать «учебной повинности».

В российской философской и педагогической мысли екатерининской эпохи нашли отражение идеи просветителей Европы, которые, синтезируясь в сознании русских мыслителей с идеями традиционными для России, формировали весьма самобытные представления об идеале человека, которые и легли в основу целей воспитания и образования во второй и в последней третях XVIII века.

На смену стремлению первого русского императора любой ценой поднять страну, привлекая грамотных и деятельных людей из всех сословий, щедро одаривая и награждая их деньгами, поместьями и высокими титулами, пришли помыслы об установлении «порядка вещей», о создании замкнутого сословного круга дворянства, в который иные - «подлые» люди не были бы вхожи.

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска. Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766. - 32 с.

Эти пятнадцать лет обучения должны были пройти для кадетов в полном отрыве от общества. Воспитателям предписывалось исключить любые контакты с посторонними и слугами, самим педагогам предписывалось быть с детьми неотлучно, и днем и ночью, питаться тем же, что и дети, постоянно общаться с ними, демонстрируя пример благонравия и хороших манер.

Автор Устава Шляхетского сухопутного кадетского корпуса И. И. Бецкой настаивал на ласковом, доброжелательном и любовном тоне общения всех воспитателей с детьми. Подчеркивалась необходимость привить питомцам доброту, развивать в них чувство собственного достоинства, что исключало применение телесных наказаний.

Содержание образования кадетов представляло широкий круг учебных предметов, преподавание которых должно было соответствовать возрастным возможностям учащихся. На каждой из пяти возрастных ступеней добавлялись дисциплины, требовавшие больших интеллектуальных усилий и самостоятельности при изучении. В Уставе корпуса содержались важные замечания педагогического характера, указывавшие те личностные качества воспитанников, на развитие которых особенно следовало обращать внимание воспитателей и преподавателей: для детей 6-9 лет - на развитие их собственных познавательных потребностей, учить тому, «что еще сходствует с их летами»; в 9-12 лет «внушать любовь к добродетели и добронравию, примечать природную склонность ума» в каждом; в 12-15 лет - «делать прилежно опыты склонностям питомцам, дабы узнать, кто к которому званию способнее, к воинскому ли или гражданскому»; в 15-18 лет - «подавать примеры чести и тех мыслей, кои к добродетели ведут...» и разделить кадетов на тех, «кто в воинское и в гражданское звание идет», предоставив им возможность изменить свое решение в любой момент; в 18-21 год - помочь «зрело» осуществить выбор места службы Отечеству. См.: Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766. - 32 с.

В XVIII веке в России было организовано несколько кадетских корпусов. Наибольшую известность получили Шляхетский сухопутный, Морской и Пажеский корпуса. Такой набор привилегированных учебных заведений не был случаен. Дворянская служба в середине столетия получила четкое деление на военную сухопутную и морскую, придворную и гражданскую. Очевидно, что эти учебные заведения ориентировались на подготовку дворян к дальнейшей реализации своих усилий - служению по одному из этих направлений.

Дворянство, не отдававшее своих детей в университеты, все же стремилось не лишать их возможности получения широкого научного образования. С этой целью в 1779 году при Московском университете был открыт Благородный пансион - закрытое мужское учебное заведение, объединявшее гимназические и университетские классы. О целях образования в данном пансионе говорилось, что в процессе обучения и воспитания должны решаться следующие задачи: Научить детей, или просветить их разум полезными знаниями и через то приуготовить их нужными быть членами в обществе; вкоренить в сердца их благонравие и через то сделать их истинно полезных, то есть честных и добродетельных сограждан; сохранить их здоровье и доставить телу возможную крепость, толь нужную к понесению общественных трудов, должному отправлению с успехом государственной службы. Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. - М., АПН РСФСР, 1960. - С. 85.

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень.

Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина. Правда, в российской истории известно немало примеров, когда фрейлины императриц и придворные гранд-дамы оказывали существенное влияние даже на управление государством. Ярким образцом просвещенной российской женщины стала Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810), достигшая высоких результатов в государственной службе и просветительстве.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым - «Проект регламента московских гимназий». Проект регламента московских гимназий // Ломоносов М. В. - М.: Изд. Дом Шалвы Амоношвили, 1996. - (Антология гуманной педагогики) - С. 88-101. Основной идеей «Проекта...» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему». Генеральный план гимназий и государственных училищ // Полное собрание законов Российской империи. Т.5, № 2736. - СПб., 1830. - С.74.

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями. В действительности реформы привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия.

От достаточно стройной и уравновешенной, с точки зрения укладов российской сословности, системы образования, созданной в середине XVIII века, отличался один из реализованных на практике проектов И.И. Бецкого. В Москве и Петербурге в 1770 году были открыты воспитательные учреждения для разночинцев принципиально нового типа. Московский и Петербургский воспитательные дома были созданы на основе идей английских просветителей, стремившихся реализовать идею природного равенства людей. В воспитательные дома на полный пансион принимались дети всех сословий и любого пола. В процессе обучения в этих домах педагогам предлагалось выявлять их природные склонности и дарования воспитанников и в зависимости от них учить наукам или ремеслам. Этот подход отражал уже новый взгляд на человека, его место в обществе и цели воспитания.

И.И. Бецкой предполагал, что наиболее одаренные дети будут полезнее государству и императору, если окончат университет, а менее одаренные - овладев каким-либо «грубым ремеслом». И те, и другие, по его мнению, будут счастливы сами, реализовав то, что даровано им богом. Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. Генеральный план Императорского воспитательного дома. - М., АПН РСФСР, 1960. - С. 179 - 207.

Завершая анализ, отметим, что цели обучения во всех учебных заведениях соответствовали сословным идеалам человека. Новый светский подход фактически был реализован только в привилегированных дворянских учебных заведениях, во всех прочих в XVIII веке произошли незначительные изменения.

Заключение

В развитии образования в России в XVIII веке отразились те изменения, которые произошли в этот период во взглядах на духовные и жизненные ценности высших слоев русского общества. Новые ценности, связанные с идеей общественного служения, подготовки детей к тому, чтобы занять достойное их высокому происхождению место в обществе, отразились в уставных документах и проектах формировавшихся учебных заведений. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на сословный характер и сословную дискриминацию образовательных учреждений. В XVIII веке возникла традиция четкого деления учебных заведений на «благородные», «духовные», «разночинские» и т.д. Принадлежность к «высшему обществу» стала самостоятельной жизненной ценностью, что явно отразилось на типологии школ.

Сословность, разделявшая российское общество на «благородных» и «подлых», существенно влияла на само понимание культуры и образования в России. Дворянство - привилегированное сословие, в которое в XVIII веке наряду со старинной русской боярской знатью - «столбовыми дворянами», - стали вливаться наиболее удачливые представители других слоев населения, получив свое звание в награду за заслуги, а порой просто купив дворянский титул.

Список литературы

1. Булкин А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII - XX вв.// Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2003.

2. Век Екатерины II: Дела Балканские / Рос. акад. наук, институт славяноведения. - М.: Наука, 2000, С.252.

3. Высоцкий С. А. Древнерусская азбука из Софии Киевской // Советская археология. - 1970. - № 4. - С. 128 - 139.

4. Генеральный план гимназий и государственных училищ // Полное собрание законов Российской империи. Т.5, № 2736. - СПб., 1830. - С.74.

5. Греков Б. Д. Удар по антипатриотическим тенденциям в исторической науке // Новый мир. - 1949. - № 3. - С. 51 -52.

6. Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). - М., 1909, С.494-495.

7. Древняя российская вивлиофика. Ч. IV. - 2-е изд. - Издано Н. И. Новиковым, 1788. - С. 397 - 420.

8. Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение России конца XVIII века // Из истории Русской культуры XVIII - начала XIX века. - М.: Наука, 1996.

9. Иконников В. С. Максим Грек и его время. - Киев, 1915.

10. Ильина Т.В. Русское искусство ХУШ века: Учеб.-М.: Высшая школа, 2001.

11. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997, С. 4.

12. Копыленко М. М. Рукописная греческая грамматика братьев Лихудов // Византийский временник. Т. 17. - М., 1960.

13. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен \ Под общей редакцией В.П. Сальникова; Науч.ред. М.В. Захарченко.-СПб.: Алетейя, 2000.

14. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей // Прибавление к Московским ведомостям, 1783, №№ 2, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 28, 34, 82-94.

15. Павленко Н.И. Екатерина Великая. Из серии биографий «Жизнь замечательных людей». Вып.1060(860). - М.: Молодая гвардия, 2003.

16. Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766. - 32 с.

В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов».9 Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада.10 Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать.11 За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии»12.

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым – «Проект регламента московских гимназий».13 Основной идеей «Проекта...» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».14

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.15

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

В действительности реформы привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия.

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Даже входившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещения церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.