Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

В зависимости от цели, содержания и форм различают три основные разновидности деятельности: игру, учение и труд. Человеку независимо от возраста присущи все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному по цели, содержанию, форме и значению. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном - обучение, а в зрелом - труд.

Игра и обучение свойственны и людям, и животным. Однако у животных основой этих видов деятельности являются инстинкты, а у человека они обусловлены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно сложнее и богаче по содержанию и форме.

Работа по природе и содержанию - общественно-историческое явление. В процессе труда возникла и развилась человек как сознательная социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что зачастую они связаны с языковой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех видов деятельности, их целеустремленности и мотивации.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.

Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность - является одновременно основным средством познания ею внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и тому подобное. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается в основном процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре исчезает, ребенок прекращает ее.

В играх маленьких детей цели не бывают устойчивыми. Это проявляется в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целеустремленность игровой деятельности детей растет, цели в играх приобретают устойчивого характера. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только проявляются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все свойства личности ребенка, в частности такие моральные качества, как коллективизм, дружба, общительность, правдивость, честность и т. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школе.

В школьном возрасте игра имеет сложный и целенаправленно характер. У школьников преобладают дидактические игры, в которых ярко проявляется цель: успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм.

Привлечение детей к занятиям спортом, к интересным дел станет важным средством предотвращения захвата вредными играми.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой являются знания, навыки и умения.

Обучение - основной вид деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целенаправленная деятельность, которая заключается в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом. Человек учится всю жизнь. К этому ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, который присущ XX веку, требует значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, полученных в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.

Воздействие, направленное на повышение учебной активности людей, стимулирование ответственного, заинтересованного отношения к выполнению учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных задач);

Передачи, сообщение информации (рассказ, разъяснение, показ, демонстрация)

Контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и

Учебная деятельность является одним из аспектов педагогического взаимодействия, своеобразным показателем целесообразности педагогических приемов руководителя. Учебная деятельность имеет тот же предмет, что и деятельность педагогическая, личность, которая учится, ту же цель - приобретение знаний, навыков, умений и достижения других полезных результатов.

Учебная деятельность состоит из учебных действий, каждое из которых представляет собой определенную форму познавательно-практической активности, решения определенной части учебного задания. Все учебные действия разделяют на четыре основные группы:

Сенсорно-перцептивные, связанные с получением учебной информации (зрительное наблюдение в процессе показа, слушание рассказа и лекции, стремление выделить и зафиксировать признаки исследуемого объекта и т.п.);

Умственные учебные действия, которые необходимы для самостоятельного решения учебных задач и получения такой учебной информации, которая является результатом умственного обработки, осмысления уже имеющихся знаний;

Комплексные практические действия, которые заключаются в том, что вместе с внутренней познавательной (умственной) активностью одновременно выполняют практические действия (движения): отрабатывают тот или другому прием, выполняют ремонт, разборки и сборки механизмов, радиотехнических средств и тому подобное;

Мнемонические учебные действия, которые обеспечивают закрепление и длительное сохранение полученного разными способами учебной информации. Они обычно не являются самостоятельными, а органично сочетаются с предыдущими.

В процессе обучения его цели постепенно усложняются, но одновременно дифференцируются. Наряду с общеобразовательными целями появляются практические - подготовка детей к жизни, усвоение практических знаний, навыков и умений. На почве общеобразовательных знаний осуществляются политехническое обучение и профессиональное образование. Общее образование (знание языка, математики, физики, химии, биологии, истории) становится все более необходимой для профессионального образования, подготовки творческих специалистов.

Успешное обучение детей в школе во многом зависит от осознания цели обучения и мотивов, которыми они руководствуются. В обучении заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в интересе ними.

Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленность ученика к обучению. Готовность ученика к обучению - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться проявляется в том, что ребенок понимает объяснения учителя и руководствуется ими, выполняя задание, самостоятельно выполняет эти задачи, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правил, а не по тому, как выполнил задание другой. Ученики, которые проявляют самостоятельность в учебе, лучше усваивают знания и успешно развиваются.

Подготовленность ученика к обучению проявляется в конкретных знаниях, навыках и умениях, необходимых для усвоения учебного материала.

Обучение в школе требует от ученика организованности и дисциплины, ежедневной систематической работы. Этим учебная деятельность школьника отличается от игровой деятельности дошкольника и приближается к трудовой деятельности.

Усвоения учащимися знаний зависит от их активности в обучении. Обучение связано с развитием личности. Учась, ребенок развивается, а развиваясь, приобретает новые возможности - понимать и усваивать сложные знания. Успешнее ребенок развивается тогда, когда в процессе обучения активизируется ее учебная самостоятельность, когда ребенок становится субъектом, а не только объектом обучения, т.е. умеет ставить перед собой учебные задачи и пытается успешно решать их. В развитии личности чрезвычайно важную роль играет активизация мыслительной деятельности, а не только внимания, восприятия, памяти, воображения.

ТРУД - сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Она является необходимым условием существования и развития человека.

При водя в движение имеющиеся у нее природные органы и силы, человек производит орудия труда и с их помощью видоизменяет материал природы, придает ему форму, пригодную для собственной жизни, удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Труд - это живое единство физического и психического. В процессе труда активизируются и оказываются различные физические и психические свойства человека. В зависимости от содержания прачки ее психические компоненты приобретают особенностей. Деятельность слесаря, тракториста, учителя или композитора требует специфических психических свойств. Но есть психические свойства личности, общие для всех видов трудовой деятельности, хотя они И оказываются в каждом ее разновидности по-разному.

Первая и необходимое условие любой труда - наличие цели: создать некий продукт.

Характерная особенность труда в том, что человек предполагает ее результаты, представляет себе материал, который при этом будет использовано, определяет способы и последовательность своих действий. Этим ее трудовые действия отличаются от працеподибних действий животных. Прежде чем что-то строить, человек создает в своем воображении образ того, что будет делать. В конце процесса труда получается результат, который еще до начала существовал в воображении человека. Что сложнее трудовое задание, тем выше требования ставит его выполнения до психики человека.

Работа требует соответствующей подготовки. Знаний, навыков и умений работать приобретают в течение обучения и предварительного обучения. Чтобы овладеть определенные специальности, необходимо после окончания средней школы учиться в высшей школе. Много времени нужно также для овладения производственными специальностями высокой квалификации.

Работа требует напряжения физических и умственных сил, преодоления трудностей, самообладание и других волевых качеств. Целенаправленная воля нужна и в физической, и в умственной работе в течение всего времени ее выполнения. Особенно она необходима тогда, когда работа не захватывает по смыслу или способами выполнения. Труд является источником разнообразных эмоций человека. В процессе работы человек переживает успехи и неудачи. В случае положительного отношения к труду эти переживания побуждают его к еще большему напряжению.

Успех работы человека зависит от ясности цели, которую он ставит перед собой, от зрелости мотивов, побуждающих ее работать, и связанного с ними отношения к трудовым обязанностям, от соответствия его способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в работе играют такие индивидуально-психологические свойства человека, как аккуратность и дисциплинированность.

В процессе общественно-исторического развития человеческой жизни возникло огромное количество видов труда.

Разнообразие видов человеческого труда разделяют на труд физический и умственный. К физической труда * относятся различные виды производственной и технической деятельности. Предметом ее является материал, который дает природа и который обрабатывают с помощью различных орудий. Физический труд требует определенного использования физических сил человека, напряжение ее мышечной системы. Результатом такой работы является материальные продукты, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Результат умственного труда - это образы, мысли, идеи, проекты, знания, воплощенные в материальные формы существования (литературные и музыкальные произведения, рисунки, резьба и т.д.).

Физическая и умственная работа охватывает огромное количество различных профессий и специальностей.

Творческая деятельность. Любая физическая и умственная работа при определенных общественных условиях может стать творческой деятельностью.

В разных видах труда творчество имеет определенные особенности, обусловленные содержанием и характером деятельности, ее обстоятельствами и индивидуальными чертами работника. В то же время всем видам творческой деятельности свойственны общие черты.

Творческая деятельность обусловлена потребностями общества. Осознание этих потребностей является источником различных замыслов, идей, проектов. Начинается творческая деятельность с возникновения определенного замысла, в частности: изменить методы, приемы работы в той или иной отрасли, создать новое орудие, сконструировать новую машину, осуществить определенный научный эксперимент, написать художественное произведение, создать музыкальную пьесу, нарисовать картину и тому подобное.

Для осуществления творческого замысла нужна подготовительная работа - обдумывание его содержания, выяснения деталей, путей его реализации и сбор необходимых материалов. Такая подготовительная работа свойственна творчества конструктора-изобретателя, ученого, писателя, художника. Она часто бывает долговременной.

После подготовительной работы происходит реализация творческого замысла, которая так же может длиться разное время в зависимости от содержания задачи, его сложности, подготовки личности и условий творческого труда.

Осуществление творческого замысла - большая и напряженная работа, которая требует участия и подъем всех сил человека, максимальной сосредоточенности его сознания на предмете творчества. Эта сосредоточенность бывает настолько высокой, что работник, захвачен задачей, не замечает, что происходит вокруг него. Сосредоточенность требует участия познавательных и волевых сил человека.

Систематическая упорный и напряженный труд является определяющим условием успеха творчества. При этом условии чаще всего возникают такие моменты творческого подъема, которые называют вдохновением и при наличии которых особенно успешно находят новые способы решения задач, возникают новые и продуктивные идеи, создают центральные образы художественных произведений и тому подобное. Для вдохновения характерно напряжением всех сил работника и эмоциональное увлечение предметом творчества и продуктивной работе над ним. Вдохновение возникает не в начале работы, а во время нее как некий ее следствие. Отсюда следует, что для успешного достижения цели надо систематически и регулярно работать, а не ждать, когда придет вдохновение. По словам П. Чайковского, вдохновение - это такой гость, не любит посещать лениво. Оно возникает в процессе упорной работы.

На творческой деятельности сказываются ощущение новизны дела, потребности в ней современности. Происходят мобилизация духовных сил и неосознанная, интуитивная появление новых образов, способов действий в решении проблемы.

Успешность творческого труда зависит от того, насколько человек владеет приемами и техникой работы, как она относится к результатам работы. Творческим работникам свойственно критическое, требовательное отношение к своим произведениям. Оно, в частности, характерно для выдающихся поэтов, писателей. О. де Бальзак двенадцать и более раз переделывал свои произведения, часто до неузнаваемости менял, корректируя их. То же можно сказать о инженеров, ученых.

Контрольные вопросы:

Что такое деятельность?

Какова микроструктура деятельности?

Охарактеризуйте макроструктуру деятельности.

Какое значение потребности и мотива в деятельности?

Что является целью человеческой деятельности?

Раскройте основные виды деятельности человека.

Какие движения используют в деятельности?

Что такое действие?

Что такое предметные действия?

Что такое умственные действия?

Каким е процесс формирования знаний, навыков и умений?

Что такое знание?

Что такое навыки и умения?

В чем проявляется перенос навыков?

В чем заключается интерорецепция?

Раскройте игру как вид деятельности.

Охарактеризуйте учебную деятельность.

В чем проявляется труд как вид деятельности?

В чем отличие умственного и физического труда?

Каким образом деятельность влияет на психику человека?

Литература:

Абульханова-Славская К А Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Брушлинский AB Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. Психологи. -1984.- №5.

Варий М.И. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: земля, 2005.

Волков AM, Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психологии. -1981. - №6.

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988.

Конопкин OA Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Ломов Б.Ф., Сурков Б.Н., антиципации в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.

Подольский А.И. Формирование умственной деятельности в практике профессионального

обучения // Вопр. психологии. -1985. - №5.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.