Те, кто берет маленького ребенка на руки, делятся на две категории: близкие, которые живут с ним под одной крышей, и посетители. Забота матери - не подпускать к ребенку посетителя, который не снял верхнюю одежду, головной убор, уличную обувь, не вымыл руки с мылом, не освободил руки от колец, перстней, часов, браслетов - вещей, которыми можно поранить ребенка.

Малыш может испугаться или расстроиться, если:

    пришедший дядя носит усы, бороду, «благоухает» табаком, алкоголем, чесноком или забористым дезодорантом;

    заглянувшая к малышу тетя носит не виданные им огромные черные очки, источает тяжкий дух парфюма, имеет на ногтях плотный слой яркою и ядовито пахнущего лака;

    посетительница из экзальтированных личностей бросается неистово лобызать его.

И уж тем более к ребенку нельзя подпускать кашляющих, чихающих, жалующихся на расстройство желудка, страдающих кожными заболеваниями - одним словом, болеющих.

Даже если любящие родственники проделали долгий путь на поездах и самолетах, чтобы навестить малыша, проявите стойкость и подержите гостей несколько дней «в карантине» - не проявится ли подхваченная в дороге инфекция? Они могут обидеться, зато ребенок останется здоров!

Чтобы надежнее защитить психику и иммунную систему ребенка, нелишне в его первые полгода жизни ограничить круг допущенных к нему людей. Таковы правила, и никто - ни грозная свекровь, ни прилипчивая соседка, ни любимый начальник - не заслуживает исключения.

Некоторые родители берут младенца на руки с немыслимыми предосторожностями, другие, напротив, выхватывают его из кроватки так лихо, словно отрабатывают приемы задержания террористов. Все это крайности.

А как надо брать ребенка на руки?

    Не бойтесь тронуть ребенка: неоправданная сверхосторожность ведет к скованности и неловкости движений и, как следствие, к детским травмам.

    Не делайте резких движений, беря малыша.

    Никогда не берите его одной рукой - только обеими.

    Не поднимайте и не опускайте младенца быстро, стремительно.

    Не вынимайте его из кроватки, подтягивая за ручки.

Суставно-связочный аппарат маленького ребенка еще очень слабый и может не выдержать таких нагрузок. Недопустимо поднимать детей за кисти и предплечья, как это принято у иных последователей нетрадиционных оздоровительных систем. Ребенок за такое обращение может поплатиться подвывихом головки лучевой кости.

Если вы берете малыша, подтягивая за плечи (беря между локтевым и плечевым суставами), опасности подвывиха нет, но лучше не делать и этого. Загляните в этот момент в личико малышу - у него выражение «зайца», разбуженного в автобусе билетным контролером, - ошеломленное и испуганное, а голова запрокинута назад.

Итак, как правильно брать ребенка из положения лежа на спине? Обеими руками обхватите его грудную клетку - большие пальцы спереди, а остальные придерживают спинку. Если младенец еще не умеет держать голову, поддерживайте ее указательными пальцами или указательными и средними вместе. Плавно поднимите малыша. Не забывайте: ваше лицо, обращенное к ребенку, должно всегда выражать самые добрые чувства.

Из положения на животе берите ребенка примерно таким же образом, только теперь ваши большие пальцы будут располагаться на спине, а остальные - под грудью. При необходимости, указательными, средними и безымянными пальцами вы сможете поддержать голову ребенка под подбородок.

Теперь, после того как общими усилиями мы правильно взяли малыша на руки, возникает новый вопрос: как его на этих руках держать?

Как правильно держать ребенка на руках

В зависимости от возраста ребенка, немецкие врачи дают «добро» на 8 способов держать его на руках. Рекомендации основаны на возрастных особенностях костно-мышечной системы, психики малыша и учитывают возрастание его веса и нагрузки на опорно-двигательный аппарат родителей.

На весу. Этот способ хорош для детей до 3 месяцев, когда они еще плохо держат голову. Одной рукой поддерживайте шею и затылок малыша, другой - ягодицы, при этом его туловище может быть слегка согнуто, а лицо обращено к вам. Такое положение открывает простор для столь необходимого маленькому ребенку эмоционального контакта с мамой и другими близкими. Не забывайте, что во избежание развития однобокости голову малыша нужно поддерживать то левой, то правой рукой - периодически меняя их.

На руке. Идеальный вариант для детей 3-6 месяцев, хотя можно держать так ребенка практически с рождения. Он опирается затылком на ваше плечо, кистью руки вы держите его стопы, а предплечьем - ручки. Другой рукой вы поддерживаете малыша под ягодицы. Ноги ребенка при этом должны быть согнуты в коленных и тазобедренных суставах и разведеныю. Не забывайте чередовать руки.

Перед грудью . Начиная с 6 месяцев такой способ держания ребенка обеспечивает ему то же положение, что и в позиции на спине. Малыш опирается спинкой на вашу грудь, его ноги согнуты и разведены, подошвы соприкасаются. Большими пальцами придерживайте голени ребенка, указательными, средними и безымянными - стопы, а мизинцами - ягодицы. Такая позиция полезна для развития ребенка: как и на спине, он может играть со своими ножками, совершенствуя движения, осваивая свое тело и получая представление о пространстве. Ножки малыша можно развести и пошире - тогда его подошвы не будут соприкасаться.

Перед животом . У детей с 7 месяцев этот способ позволяет воспроизвести ползание по-пластунски - двигательный навык, который они как раз и должны осваивать в этом возрасте. Одной рукой возьмите ребенка под грудь, а другую пропустите между ног, поддерживая живот. Не забывайте менять руки.

На боку. Годится для малышей с 10 месяцев, когда они уже уверенно сидит. Возьмите ребенка так, чтобы он обхватил ножками ваш бок, а спинкой опирался на ваше предплечье. Вы должны поддерживать своей кистью колено малыша, придавая ему слегка согнутое положение. Одна ручка ребенка - на вашей груди, другая свободна.

Учтите: носить ребенка в таком положении нужно поочередно то с одной, то с другой стороны.

И, наконец, универсальный и вполне межнациональный способ носить детей любого возраста. Придерживая ладонью правой руки малыша под грудью, плотно прижмите его спинку к своей груди. Левой рукой обхватите правое бедро ребенка, согнув его ножки в тазобедренных суставах. Учтите: вес ребенка до 6 месяцев не должен приходиться на вашу руку, поддерживающую таз малыша, - это вредно для его позвоночника и может в будущем испортить осанку.

«Искусственники» в подоле

Если у мамы нет молока, она обычно кормит младенца из бутылочки, держа ее в правой руке, уложив голову малыша на полусогнутую левую. Это может привести к однобокости, ведь голова ребенка постоянно повернута в одну сторону, и к боковому искривлению позвоночника. Дети, которым дают грудь, - в одно кормление левую, в другое - правую, чередуя в течение дня, застрахованы от подобных нарушений. Родителям «искусственников» можно посоветовать тоже менять руки или кормить малыша «в подоле». Сядьте так, чтобы Ваша спина имела опору, а пятки и ягодицы были на одном уровне. Согните ноги в бедрах и коленях и сомкните их. Положите ребенка к себе на ноги и так кормите из бутылочки.

Ношение в слинге

Отдельная тема - ношение малыша в слинге.

Слинг (бэби-слинг, лоскутный держатель, перевязь) - приспособление для ношения детей от рождения до 2-х лет. За счет регулировки длины лямки один слинг можно использовать с момента рождения малыша и на протяжении двух лет. Слинг сделан для удобства и пользы мамы и ребенка, он учитывает особенности анатомии человека. В отличие от рюкзачка-кенгуру ребенок в слинге может лежать, полусидеть и сидеть - находиться в естественных положениях, в которых вы носите малыша на руках.

Слинг (бэби-слинг, лоскутный держатель, перевязь) - приспособление для ношения детей от рождения до 2-х лет. За счет регулировки длины лямки один слинг можно использовать с момента рождения малыша и на протяжении двух лет.

Слинг сделан для удобства и пользы мамы и ребенка, слинг учитывает особенности анатомии человека . В отличие от рюкзачка-кенгуру ребенок в слинге может лежать, полусидеть и сидеть - находиться в естественных положениях, в которых вы носите малыша на руках.

Существуют различные вариации слингов, однако, в любом случае необходимо обратить внимание на следующее:

    До тех пор пока ребенок не в состоянии сам держать голову, держатель должен поддерживать его шею. Слинг обхватывает и держит ребенка так же, как ваши руки, что отличает его от вертикальных держателей, использование которых может привести к травме позвоночника.

    Держатель не должен нагружать позвоночник слишком рано. Маленький ребенок должен находится в горизонтальном или приподнятом положении с поддержкой по всей линии позвоночного столба.

    Когда ребенок предпочтет вертикальное положение для лучшего обзора (обычно в возрасте 4 -5 месяцев) держатель должен позволить ему сидеть, скрестив ноги по-турецки, что распределяет вес его тела также на ноги и бедра в отличие от положения, при котором ноги свисают вниз, и неокрепший позвоночник берет на себя всю нагрузку.

Слинг очень легко одевать и снимать, легко перекладывать в нем ребенка из одного положения в другое, не снимая. Другими преимуществом держателей типа слинга являются: удобство грудного кормления, возможность носить ребенка лицом к себе и от себя, располагать слинг на спине, на груди и на боку. Очень удобно пользоваться слингом для прогулок вместо коляски, а особенно дома, занимаясь одновременно хозяйством.

Слинг представляет из себя лоскут ткани, с мягкими бортиками для удобства ребенка, мягкой подкладкой на плечо для носящего.

Слинг снабжен кольцами для регулировки длины - под разный возраст и положения ребенка, и количество одежды на взрослом и ребенке. Для новорожденных имеется специальный матрасик для подкладывания под спинку и под головку малыша. На спинке с наружной стороны есть кармашек (пустышку положить или платочек). Модель постоянно совершенствуется в течение многих лет практики.

Слинги обычно двуслойные, хлопковые, с мягкими прокладками из синтепона - легко стираются и быстро сохнут. В матрасике для ребенка тоже вставлен плотный хлопок и синтепон.Кольца металлические большого диаметра,чтобы можно было легко регулировать длину слинга одной рукой!

Слинг – это вещь, призванная сделать жизнь мамы малыша удобной, а ребенку - всегда быть с мамой. Однако, если слингом пользоваться неправильно, он может не облегчить, а усложнить уход за ребенком.

Покупая слинг, обязательно требуйте у продавца проконсультировать Вас о способах ношения ребенка в слинге. Большенство распространителей слингов консультацию (это недолго!) дают бесплатно.

До середины XX века люди жили большими традиционными семьями. Старшие ухаживали за младшими, младшие – за появившимися у старших детьми. Вопросов, как и что делать с малышом, не возникало. Члены семьи учились друг у друга. Сегодня, получая в роддоме своего долгожданного первенца, тридцатилетняя солидная женщина не обладает необходимыми для ухода за ним умениями. На неё обрушивается шквал «Как?», при этом она ещё пытается вникнуть в «Почему?». Один из таких вопросов касается правильного ношения ребёнка на руках.

Почему важно правильно носить ребёнка

Как у всего, чему раньше не предавали значения, неожиданно ставшего важным сегодня, появилось модное название науки о том, как носить грудничка: холдинг. Специальных курсов пока нет, но уже есть разделы с таким названием в программе подготовки будущих родителей. Согласно установкам холдинга, правильно носить ребёнка на руках важно и для грудничка, и для мамы.

Для малыша

С физической точки зрения: наши детки – не маленькие лошадки, они не встают на ножки через час после рождения. Позвоночник грудничка не имеет прогибов взрослого, представляя собой подобие буквы «С», что исключает присаживание до полугодовалого возраста. Кроме того, правильное ношение ребенка на руках – профилактика развития врожденного вывиха бедра.

С психологической точки зрения: заблуждение о том, что грудничка не нужно приучать к рукам («поорет – отвыкнет»), губительно для формирования нормальной психики маленького человека. Малыш должен часто бывать на руках взрослых.

Для мамы

С физической точки зрения: Кости роженицы после беременности и родов мягче, чем обычно. Непривычная интенсивная нагрузка на позвоночник в послеродовой период может обернуться острыми болями в спине, головными болями, суставными болями в руках.

С психологической точки зрения: Нам, активным мамам, обидно выпадать из жизни из-за рождения детей. Правильная привычка носить ребенка делает совместное существование удобным и комфортным для обоих. С малышом на руках можно и модно ходить в магазин, делать необходимую работу по дому, заниматься спортом.

От чего зависит выбор позы ношения

Удобство и приемлемость способа ношения малыша зависит от нескольких факторов:

  1. Возраста ребёнка. Носить лицом от мамы рекомендуют только после 3 месяцев. До этого времени малыш плохо видит дальше, чем на 30 см, поэтому для него вокруг всё пугающе плывет
  2. Физического состояния мамы. Позы «на боку», «на бедре» могут быть опасны для мам с заболеваниями позвоночника, почек
  3. Физического состояния малыша. Некоторые родовые травмы или врожденные дефекты (кривошея и ряд других) требуют особенной осторожности при ношении на руках
  4. Предпочтений малыша. Несмотря на юный возраст, малыши часто имеют свое мнение насчет приемлемости позы ношения. Маме стоит обратить внимание, какие позиции не нравятся ребёнку, и проанализировать причины негатива. Положения с разведенными ножками часто не нравятся по причине маленького размера комбинезона или ползунков. Капризы же в положении «на боку», когда они есть на одной стороне тела и отсутствуют на другой, могут свидетельствовать о боли малыша при повороте головы или шеи. Такие сигналы должны служить поводом для обращения к врачу

Позы для ношения

Ношение в различных позах решает не только вопрос транспортировки вашего чада в пространстве: оно является своеобразной гимнастикой для мамы и малыша. Основных поз – пять.

Поза №1: классическая

На руке от локтя до кисти (предплечье) лицом вверх. Это классическая поза «колыбельки», удобная для ношения и кормления. Для грудничка с рождения до 3 месяцев главные точки опоры – голова и спина. Нельзя присаживать на попку.

Важно! В первые месяцы жизни все действия с ребёнком должны быть очень плавными. Резкое подхватывание из кроватки, залихватское папино: «сына, иди сюда», сочетающееся с подбрасываниями и кувырканиями напугают новорожденного, могут привести к травмам.

Поза №2: самолетик

На предплечье лицом вниз, «самолетик»: ребенок лежит на предплечье, руки – на локте мамы и предплечье, живот – на другой руке. Ножки свободны. Поза очень полезна для тренировки мышц спины малыша, а также нормализации пищеварения – своеобразный массаж животика, схожий по пользе с выкладыванием на живот. Поза хороша с 3 месяцев и старше. Головка малыша может быть обращена к локтю – так легче уснуть, или к кисти – так интереснее играть и разглядывать мир вокруг.

Поза №3: на груди

На груди лицом к себе. Мама обхватывает младенца, заводя одну руку под попу через талию, другой – придерживая спинку и голову. Это положение успокаивает и убаюкивает.

Возможен вариант на груди со смещением вбок, лицом к себе. Так малыш познает мир, видя лицо мамы. Поскольку ребятки изучают опасности окружающей среды исходя из реакции мамы, им очень важно видеть её реакцию на ситуацию, явление.

На груди лицом от себя. Поддержка одной рукой поперек груди, другой – под попу. Малыши предпочитают эту позицию в период активности: в ней удобно изучать окружающий мир. Носить так малышей до 3 месяцев категорически запрещено. Рекомендуется применять позу после 8 месяцев. До этого возраста малыш не понимает, куда пропала мама, и может испугаться.

Поза №4: ношение спереди сбоку

Хороша для малышей в возрасте от 3 до 6 месяцев. Голова – на плече мамы, мышцы шеи тренируются. Мама держит стопы ребёнка. Ноги согнуты, разведены в коленях, что естественно в этом возрасте. Необходимо часто менять руки – долгая фиксация на одном боку утомляет маму и малыша. Поза развивает подвижность бедер в тазобедренных суставах. Эта позиция не должна применяться с детьми большого веса: мама будет сильно наклоняться в сторону, нанося вред позвоночнику.

Вариант позы: ношение спереди с поддержкой одной ножки. Грудь ребёнка на предплечье, второй рукой сгибаем и поддерживаем верхнюю ножку и животик. Нижняя рука ребенка лежит на локте мамы. Одна сторона тела малыша зафиксирована, вторая – в подвижном состоянии. Полезна для малышей с 7 месяцев, развивает мышцы ног, стимулирует ползание.

Поза №5: на бедре

Ношение на бедре. Подходит детям, которые хорошо научились сидеть, примерно с 9 месяцев. Малыш «сидит» на бедре мамы, обхватывая её ногами, придерживая себя самостоятельно. Мама рукой поддерживает младенца, прихватив его под одну ножку, фиксируя спинку.

Чтобы носить малыша дома или во время прогулки, похода в магазин, используйте традиционное приспособление для переноски детей – слинг-шарф. При его помощи можно носить малыша во всех перечисленных позах. При определенных навыках и привычке слинг-шарф – незаменимый помощник молодой мамы, позволяющий равномернее распределить нагрузку на позвоночник как мамы, так и малыша.

Видео урок поможет вам лучше понять, как правильно носить малыша на руках

Как нельзя носить

  1. До того момента, пока новорожденный не начал уверенно держать голову, нельзя допускать её запрокидывания
  2. Нельзя тянуть новорожденного за ручки – суставы ещё слишком слабы
  3. Не носите грудничка головой вниз. Ножки не должны быть выше головы. Это кажется очевидным. Тем не менее, при положении «самолётик» такая ошибка вполне возможна
  4. Поднимая новорожденного, не берите голову и корпус разными руками из-за риска вывихнуть шею
  5. Вредно долгое ношение со сведенными ножками
  6. Если мама сильно откидывается назад с малышом на руках – она взяла его неправильно
  7. Безопасность. Человек с младенцем на руках должен хорошо видеть дорогу, надежно удерживать малыша, предугадывая его неожиданные движения
  8. Эргономичность. Позвоночник ребенка и мамы должны быть в правильном положении, без перекосов
  9. Комфорт мамы и младенца. Отсутствие недовольных криков – главный показатель удобства малыша

Когда Вас обвинят в том, что Вы приучаете ребенка к рукам, вспомните, что «вынашивать» и «носить» – однокоренные слова. Малыш привык к маминым движениям, запаху. Для него естественно находиться в частом контакте с мамой. Носить детей на руках полезно, это укрепляет связь между родителями и ребенком, развивает малыша физически и умственно, успокаивает младенца.

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодняшняя статья будет посвящена теме, которая станет интересной не только молодой мамочке и другим членам её семьи, но и женщинам, которые ещё только готовятся к появлению ребёнка. Мы поговорим о том, как правильно нужно брать малыша на руки, какие существуют способы ношение ребёнка и, как необходимо правильно удерживать карапуза во время купания или кормлении.

Зачем нужно брать малыша на руки

Последнее время всё чаще можно услышать о том, что нужно стараться, как можно меньше брать ребёнка на руки, приучать его к самостоятельности с пелёнок. Некоторые родители рассказывают о том, что последствием таких ношений является то, что малыш постоянно просится на ручки, даже когда уже становится более взрослым и может самостоятельно передвигаться.

Однако, есть и такие мамочки, которые считают, что грудного ребёнка просто необходимо носить на руках и делать это, как можно чаще. Они аргументируют такое поведение пользой для детского организма по ряду причин:

  1. Когда мама носит карапуза на руках, она благоприятно влияет на физическое развитие своего ребёнка.
  2. Маленьким деткам крайне необходимо ощущать мамину любовь, им очень важен интимный контакт с ней.
  3. Когда малыша носят на руках, он имеет возможность рассматривать всё, что его окружает. Также это нужно для познания мира, для интеллектуального развития грудничка.

Как держать на руках новорождённого ребёнка

  1. Очень важно понимать, как нужно правильно носить малыша на руках. Ведь, если это делать не так как нужно, вы рискуете нарушить правильное развитие опорно-двигательного аппарата ребёнка, а именно, получить искривление позвоночника, нарушить развитие и правильное становление суставов, получить гипотонию мышечных волокон, нарушить своевременное развитие двигательной активности. Кроме этого, вы элементарно можете уронить ребёнка на пол.
  2. Не нужно забывать, что у грудничков ещё очень ослаблена мышечная система, кости довольно хрупкие. Неправильное обращение с ребёнком может привести к вывиху и даже к перелому.
  3. Каждая мамочка должна понимать, что нужно удерживать головку новорождённого ребёнка. Самостоятельно держать голову малыш научится в 2 — 3 месяца. Мама должна следить за тем, чтобы голова не находилось ниже туловища.
  4. Когда вы носите малыша, его вес должен равномерно распределяться так, чтобы были зафиксированы голова, попа и спина.
  5. Можно после кормления на протяжении 2 — 3 минут поносить малыша в вертикальном положении. Это делается с целью срыгивания воздуха, который мог сглотнуть ребёнок во время приёма пищи. К тому же, нужно помнить, что до трёхмесячного возраста не нужно слишком долго носить ребёнка в вертикальном положении.
  6. Не нужно поднимать ребёнка, особенно в первые месяцы жизни, за ручки. Также не рекомендуется проводить гимнастические занятия до достижения малышом трёхмесячного возраста.
  7. Не нужно слишком плотно придавливать к себе ребёнка. Таким образом, вы можете деформировать его грудную клетку. Правильно будет держать малыша под лопатками. Таким образом, нагрузка будет равномерно распределяться по всему телу.
  8. Важно знать, что поднимать карапуза необходимо двумя руками. Таким образом, вы сможете крепко его зафиксировать и наверняка не уроните.

Как нельзя поступать

  1. Запрещено резко поднимать малыша. Так вы можете сильно испугать его.
  2. Не тяните грудничка за ручки. Его суставы ещё слишком слабы и вы легко можете их вывихнуть.
  3. Нельзя поднимать ребёнка, не достигшего трёхмесячного возраста, не придерживая при этом его головку. Это может весьма трагично закончится.
  4. Не стоит позволять свисать ногам и рукам карапуза, в момент, когда вы носите его в горизонтальном положении.
  5. Нельзя слишком сильно обнимать ребёнка, прижимать к себе. Так вы можете не только деформировать его кости, но ещё и нарушить их целостность.

Как нужно брать на руки карапуза

Очень часто молодые родители сталкиваются с такой проблемой, что не знают, как нужно правильно поднять карапуза, который лежит. Особенно молодые папочки сильно переживают, как взять на руки ребёночка, чтоб не навредить ему.

В зависимости от того, в каком положении находится ваш малыш, будут различаться способы того, как стоит его поднимать. Ниже мы рассмотрим две ситуации: когда карапуз лежит на спине и когда на животе.

  1. Когда малыш лежит на спине.

Человек, который хочет поднять карапуза, должен одну свою руку подложить под попу малыша, вторую — под его голову. Если вы до этого времени ещё ни разу не брали детей на руки, в частности этого ребёнка, то поднимать карапуза следует очень осторожно и медленно. Вам необходимо ощутить вес ребёнка.

Необходимо следить, чтобы уровень головы малыша был выше, чем уровень ножек. Когда вы возьмёте ребёнка, удерживайте его на уровне своей груди.

Наш папочка очень боялся брать сына на руки, особенно, если в этот момент малыш лежал в кроватке, а не передавался из рук в руки. Так, до трёхмесячного возраста он и не поднимал ребёнка. А потом с большой опаской начал это делать.

  1. Когда малыш лежит на животе.

Некоторые мамочки считают, что поднимать ребёнка из такого положения намного сложнее. Тут нет ничего сверхъестественного. Необходимо одной рукой держать малыша под грудью, при этом указательным и большим пальцем своей руки нужно поддерживать шею ребёнка, второй рукой, просунув её между ножек карапуза, держите его за животик.

Даже меня поначалу пугало, как правильно поднять сына из такого положения, я очень переживала, что смогу ему как-то навредить, но потом быстро освоилась.

  1. Так мы научились поднимать малыша из положения лёжа. А теперь важно понять, как необходимо положить его обратно. Для этого важно придерживать ребёнка близко к своему телу, наклоняться вместе с ним, аккуратно, не спеша, опускать его на плоскую поверхность (на кровать, пеленальный столик, коляску , ванночку). Проследите, чтобы первой дотронулась голова. Важно держать свои руки в такой позиции пару минут, чтоб у малыша было достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новому месту расположения. И только потом выньте из-под него свои руки, но очень аккуратно.

Как можно носить малютку

Тут вы столкнётесь, как с приверженцами идей, что детей нужно носить на руках, как можно реже, так и с теми, кто будет считать, что наоборот нужно, как можно чаще находиться в близком контакте с малышом, держать карапуза на своих руках.

Необходимо знать, в каких позах можно носить ребёнка:

  1. Самой удачной считается, так называемая колыбелька. Именно в такой позе малышу становится очень спокойно и комфортно, он может максимально чувствовать мамину любовь и заботу. Чтоб удерживать малыша в такой позе, вам необходимо уложить голову карапуза на согнутое предплечье одной руки, чаще нерабочей, а ножки малыша должны находиться в поддерживающем состоянии вашей второй руки.

Думаю не только я, но и всё мамочки, в такой позе укачивают деток.

  1. Спереди себя советуют начинать носить ребёнка, которому уже исполнилось полгода. В такой позиции малыш находится под определённым углом. Карапуз смотрит вперёд и при этом одна его рука располагается на предплечье взрослого, а второй рукой родитель удерживает малыша под животиком.
  2. Вертикально, лицом к себе, рекомендуют носить карапуза сразу после кормления. Это положение ещё называют «столбиком». Необходимо держать ребёнка строго вертикально и одной рукой нужно придерживать его за головку, тогда как второй — за поясницу.
  3. Носить карапуза в горизонтальном положении (при этом он должен смотреть вниз) важно для укрепления мышечной системы, а также для развития навыков самостоятельного удерживания головы. Для того, чтобы так взять малыша, вам необходимо одну руку расположить под шеей ребёнка, а второй — поддерживать его животик, просунув свою руку между ножек карапуза.
  4. На своём боку. Такая поза идеально подойдёт для малыша, который уже научился сидеть и даже уже умеет ползать . Маме удобно держать ребёнка таким образом, потому что он самостоятельно держится и обхватывает мамины бёдра обеими ножками. При этом держится одной ручкой за ваше плечо, другая ручка у него свободна. Такая позиция благоприятно влияет на развитие тазобедренных суставов.

Важно понимать, что при ношении карапуза, мама должна менять сторону. То держать малыша справа, то слева. Мамочка, которая удерживает ребёнка только с одной стороны, способствует развитию искривления позвоночника, карапуз может стать кривошеим, и даже, возможно, неполноценное развитие одной стороны туловища малыша.

Держим ребёнка правильно

Кроме того, что маме нужно знать, как правильно носить ребёнка, поднимать его и опускать, также необходимо выяснить, в каком положении должен находиться ребёнок, когда он кушает или купается.

  1. Новорождённого ребёнка кормят в положении лёжа. Либо и мама и ребёнок лежат параллельно друг с другом, либо мама удерживает малыша в горизонтальной позиции у себя на руках. Важно, чтобы во время приёма пищи, головка крохи находилась выше, чем ножки и попа. Не стоит забывать, что после процесса кормления необходимо поносить карапуза в вертикальном положении несколько минут, до того времени, пока кроха не срыгнёт воздух.
  2. Во время купания необходимо осторожно погрузить малыша в ванночку . Одна рука должна находиться под затылком карапуза, а другой можно мыть ребёнка. Но лучше, когда вам кто-то помогает.

Мне было страшно купать сына в первые три месяца. Поэтому эту процедуру я поручила свекрухе и мужу. Она держала малыша, а папа его купал.

Теперь вы знаете, каким образом можно носить грудничка. Вы выяснили, чего делать нельзя, узнали, как поднимать кроху с лежачего положения. Если молодые родители будут придерживаться всех рекомендаций и не брать малыша в позы, которые не свойственны его возрастной категории, ребёнок сможет развиваться правильно и будет расти жизнерадостным человечком.

Одна из самых критических патологий, с которыми может столкнуться каждый – инородное тело в дыхательных путях. Неотложная помощь в этих ситуациях должна оказываться мгновенно - в первые секунды. Определенные маневры, которыми способен овладеть каждый, могут спасти жизнь взрослому и ребенку, если их применить немедленно.

В разы чаще эта патология развивается у пациентов детского возраста. Связано это с особенностями поведения малышей – во время еды они склонны играть, разговаривать, смеяться или плакать, кашлять. Кроме того дети очень часто берут в рот различные мелкие предметы, которые могут затем случайно вдохнуть. Анатомические особенности ротовой полости и недоразвитие у малышей защитных рефлексов также способствуют учащению случаев аспирации (вдыхание) инородных тел (ИТ) именно у маленьких пациентов.

Взрослые чаще всего страдают от этой патологии при жадном поглощении пищи без ее пережевывания либо при активном разговоре во время еды. Еще одно «отягчающее обстоятельство» – алкогольное опьянение, при котором снижается активность нервных центров, отвечающих за защитные рефлексы.

Симптомы инородного тела в дыхательных путях

Особенностью данной патологии является то, что чаще всего она возникает во время еды. Это – важная информация, позволяющая предположить, что человек теряет сознание именно вследствие инородного тела, а не, например, сердечного приступа (хотя возможно и такое).

Клиническая картина инородного тела проходит в своем развитии три стадии :

  • начальная стадия , при которой возникает внезапный сильный приступообразный кашель, слезотечение, покраснение лица;
  • развитие – кашель становится сильнее, дыхания практически нет, хотя дыхательные движения пациент делает, вокруг губ появляется синюшность;
  • финальная стадия , во время которой дыхание прекращается, человек теряет сознание, спустя короткое время наблюдается остановка сердечной деятельности, за которой следует клиническая смерть.

Как распознать инородное тело в дыхательных путях по внешним признакам

Момент попадания инородного тела в дыхательные пути выглядит так:

  • внезапно человек прекращает говорить, смеяться, кричать или плакать, хватается руками за горло;
  • возникает сильнейший кашель, пострадавший перестает отвечать на вопросы;
  • при попытках пострадавшего вдохнуть либо слышны хрипы, либо не слышно ничего; пострадавший широко открывает рот, но не может произвести вдох;
  • лицо, вначале краснеющее, быстро становится бледным, а затем приобретает синюшный цвет, особенно в области верхней губы);
  • в течение нескольких десятков секунд возникает потеря сознания вследствие остановки дыхания;
  • в очень короткий срок останавливается работа сердца и наступает клиническая смерть.

Первая помощь при инородных телах дыхательных путей

Человек, знающий, как распознать эту патологию, не будет терять ни секунды. Ситуация развивается стремительно и промедление с первой помощью может стоить пострадавшему жизни.

Алгоритм действий при этой патологии следующий:

  1. Обратитесь к пострадавшему с вопросом «Что случилось?» Вы можете выглядеть глупо, но в действительности этот вопрос нужен для того, чтобы понять, дышит ли человек хоть как-нибудь. От этого будет зависеть ваша дальнейшая тактика.
  2. Если человек хоть как-то, но дышит, поощрите его словами «Покашляй, сильней, еще, давай» – любыми словами, которые «пробьются» к его сознанию. Часто этого достаточно для того, чтобы инородное тело небольшого размера, попавшее в верхние дыхательные пути, самостоятельно вышло.
  3. Если самопроизвольного выхода ИТ не произошло в течение 30 секунд или если человек не дышал с самого начала, значит следует применить маневр Хеймлиха.

Маневр Хеймлиха

Техника его выполнения следующая:

  • Встаньте за спиной пострадавшего.
  • Обхватите его торс обеими руками, накройте кулак правой руки ладонью левой руки и сделайте костяшкой большого пальца правой руки пять сильных нажатий на верхнюю часть живота. Направление – вверх и на себя. Восстановление дыхания – признак удаления инородного тела их дыхательных путей.

Обратите внимание: маневр Хеймлиха следует выполнять до тех пор, пока ИТ не покинет дыхательные пути или пока человек не потеряет сознание. В последнем случае попытки извлечь инородное тело нужно прекратить, а вместо этого начать .

Особенности маневра Хеймлиха у детей и беременных

При извлечении инородного тела дыхательных путей у детей младше 1 года спасатель должен сесть, положить ребенка на левое предплечье лицом вниз, удерживая сложенными в «клешню» пальцами нижнюю челюсть малыша. Головка ребенка должна быть ниже уровня туловища. После этого следует нанести пять средней силы ударов основанием ладони в межлопаточную область спины. Второй этап – ребенок переворачивается лицом кверху на правое предплечье, после чело спасатель производит пять толчковых движений по грудине в точку, находящуюся на 1 палец ниже межсосковой линии. Не давите слишком сильно, чтобы не сломать ребра.

Если инородное тело появилось в ротоглотке, оно видимо и может быть удалено без опасности проталкивания его обратно – его удаляют. Если нет – повторяют весь цикл либо до появления ИТ, либо до остановки сердечной деятельности, после которой надо начинать сердечно-легочную реанимацию

У детей 1-8 лет маневр Хеймлиха проводят, уложив ребенка на бедро спасателя. Остальные действия производят по общим правилам.

Более подробную информацию о неотложной помощи ребенку при попадании инородного тела в дыхательные пути вы получите, посмотрев видео-обзор педиатра, доктора Комаровского :

Важный вопрос: «А если пострадала беременная женщина?» Действительно, нажатия на живот женщины, находящейся на большом сроке беременности, гарантированно приведет к серьезным осложнениям. В этом случае нажатия производят не на живот, а на нижнюю часть грудины, как у грудничков.

Типичные ошибки при извлечении инородных тел дыхательных путей

Первое, что приходит на ум при попадании инородного тела в дыхательные пути – постучать по спине. Выше описан правильный алгоритм того, как надо стучать. Однако большинство из нас просто колотят по спине что есть силы. Опасность такого метода в том, что на любое инородное тело действует гравитация. Неправильное постукивание может привести к тому, что ИТ проникнет ниже в трахеобронхиальное дерево и может вызвать полную закупорку дыхательных путей. Первая помощь в этом случае заключается в проведении трахеотомии, и даже если каким-то чудом рядом окажется квалифицированный специалист, шанс на спасение пострадавшего станет мизерным.

Ни в коем случае не переворачивайте малыша вверх ногами для того, чтобы потрясти его. Спазм гортани сводит ваши попытки извлечь инородное тело к нулю. Вместо этого вы можете вывихнуть шейные позвонки малыша. Дело в том, что при потере сознания у ребенка падает тонус мышц шеи, во время тряски головка его начинает болтаться во все стороны, что может привести к вывиху шейных позвонков и даже их перелому. Спасая малыша от смерти, вы рискуете сделать его инвалидом или даже убить.

Проникновение инородных тел, жидкости в дыхательные пути в результате их засасывания потоком вдыхаемого воздуха - это аспирация. Летальность достигает 70 %, причём среди смертельных осложнений анестезии в акушерстве аспирационный синдром занимает первое место.

Синдромы аспирации

Аспирация инородного тела в дыхательные пути может быть бессимптомной или фатальной. Когда дети со сниженным уровнем сознания аспирируют содержимое желудка с рвотой, это может приводить к развитию тяжелой пневмонии или к острому респираторному дистресс-синдрому.

Наиболее частые синдромы включают:

  • Аспирацию инородного тела,
  • Аспирацию, ассоциированную с желудочно-пищеводным рефлюксом,
  • Утопление.

Аспирация в трахеобронхиальное дерево встречается более часто, чем распознается. Большинство пациентов - это дети младше 4 лет. Летальные исходы чаще наблюдаются также в этой возрастной группе. Более маленькие дети, в основном, аспирируют пищу, небольшие игрушки или другие мелкие вещи.

Обструкция дыхательных путей у детей

Симптоматика инородных тел дыхательных путей разнообразна. Это может быть или остро развившееся угрожаемое состояние, по типу обструкции дыхательных путей, или состояние, сопровождающееся хроническим кашлем.

Клинические признаки обструкции инородным телом:

  • неэффективный кашель, усиление затрудненного дыхания с вовлечением вспомогательной мускулатуры, участие в дыхании крыльев носа, инспираторная одышка,
  • свистящие хрипы на выдохе,
  • стридор,
  • цианоз кожи и слизистых.

Очень важна дифференциальная диагностика во время аспирационного синдрома между обструкцией дыхательных путей, вызванная инородным телом, инфекцией или аллергическим процессом.

По механизму обструкции дыхательных путей инородные тела различаются на:

  1. Необтурирующие просвет - воздух свободно проходит мимо инородного тела на вдохе и выдохе,
  2. Полностью обтурирующие просвет - воздух не проходит вообще,
  3. Обтурирующие просвет по типу "клапана" - на вдохе воздух проходит мимо инородного тела в легкое, а на выдохе оно перекрывает просвет, препятствуя тем самым выходу воздуха из легкого.

По фиксации:

  • Фиксированные - инородные тела прочно сидят в просвете бронха и практически не смещаются при дыхании,
  • Баллотирующие инородные тела - они не фиксированы в просвете и при дыхании могут перемещаться из одних отделов дыхательной системы в другие.

Как определить аспирацию инородного тела?

Инородные тела дыхательных путей могут находиться в носовых ходах, гортани, трахее, бронхах, в ткани самого легкого, в плевральной полости. По локализации самое опасное место для жизни - гортань и трахея, так как инородные тела в этой области могут полностью перекрыть доступ воздуха в легкие. Если не оказать экстренную помощь при аспирационном синдроме, то смерть может наступить через 1-2 минуты. Баллотирующие инородные тела трахеи опасны еще и тем, что при ударе ими снизу по голосовым связкам возникает стойкий ларингоспазм, приводящий сам по себе к практически полному закрытию просвета гортани.

Инородные тела в главных и долевых бронхах так же очень опасны. При обтурировании просвета бронха по типу "клапана" может развиться синдром внутригрудного напряжения, приводящий к очень опасным нарушениям дыхания и кровообращения.

Инородные тела мелких бронхов могут вообще себя не проявлять в первое время. Они не вызывают выраженных дыхательных расстройств, и никак не влияют на самочувствие ребенка. Но, спустя некоторое время (от нескольких дней до нескольких лет) может развиться гнойный процесс, ведущий к образованию бронхоэктазов или развитию легочного кровотечения. В клинической картине таких инородных тел можно выделить 3 стадии:

  • аспирация инородного тела в дыхательные пути и следующий за ней приступ кашля,
  • асимптомный период,
  • период осложнений.

Несмотря на многообразие клинических симптомов, необходимо выделять наиболее характерные признаки для определённой локализации инородных тел в дыхательных путях.

Инородное тело в бронхе патогенетически оказывает двоякое действие. С одной стороны, как механический фактор оно частично или полностью блокирует просвет бронха, вызывая гиповентиляцию этого участка бронха, нарушение дренажной функции, а в ряде случаев и ателектаз. С другой стороны, как воспалительный фактор оно действует местно на стенку бронха, вызывая воспалительную реакцию.

Интенсивность воспаления зависит, как от самого предмета, так и от реактивности организма - общей и местной.

Предметы с неровной поверхностью создают более благоприятные условия для воспаления: на них легко оседают и задерживаются слизь, фибрин. Плотные предметы с гладкой поверхностью (металл, стекло, пластмасса) в меньшей степени провоцируют воспаление.

Качественный состав инородного тела

Помимо внешних особенностей, важен и качественный состав. Инородное тело всегда вызывает в тканях организма воспалительную реакцию. Её интенсивность зависит от физико-химических свойств данного вещества.

Различные металлы, пластмассы, стекло вызывают умеренное воспаление тканей, а органические вещества - более бурный воспалительный процесс, возникающий значительно быстрее.

Особое значение в развитии воспалительного процесса при аспирационном синдроме придают чужеродному белку в составе органического предмета. Такой белок вызывает аллергизацию организма и обусловливает значительную активность местного воспалительного процесса.

Последствия

Заболевания, которые развиваются после попадания инородного тела в дыхательные пути:

Ларингит

После того, как произошла аспирация инородного тела в дыхательные пути, у ребенка может развиться ларингит, который у некоторых из них развивается уже после удаления предмета из гортани.

Явления стеноза гортани могут развиться с первых дней заболевания. В клинической картине голос почти у всех больных звонкий, хотя у некоторых отмечается лёгкая охриплость. С первого дня отмечается грубый, громкий, лающий кашель и инспираторный стридор, а в тяжелых случаях - инспираторная одышка. Температура тела повышается до 38-39°С. Продолжительность лихорадочного периода колеблется в зависимости от тяжести болезни и присоединения осложнений (нисходящий трахеобронхит, пневмония). В среднем этот период длится 5-6 дней. Когда явления ларингита и ларингостеноза не ослабевают или даже усиливаются, показана повторная ларингоскопия, которая позволяет убедиться в радикальности удаления предмета и визуально исключить оставшуюся частицу аспирированного предмета, т.к. прогрессирование ларингита часто обусловлено оставлением части или целого предмета.

Трахеобронхит

Последствия аспирации инородного тела в виде острого трахеобронхите встречаются часто. Первично, вследствие раздражения инородным телом, набухает слизистая трахеи и бронхов, увеличивается отделение секрета. Развивается гиперемия слизистой, иногда с мелкоточечными геморрагиями. Вторично присоединившаяся инфекция усиливает все названные патологические процессы. При трахеобронхите в подавляющем большинстве случаев в анамнезе имеются прямые указания на аспирацию инородного тела в дыхательные пути. Однако у ряда больных причиной трахеобронхита считают гриппозную инфекцию и только обнаружение объекта при эндоскопии или его самостоятельное откашливание позволяют установить правильный диагноз. Изредка трахеобронхит наблюдается и после извлечения инородного тела. Причиной трахеита может быть и ларингит, при котором воспалительный процесс переходит из гортани в трахею.

Трахеит

У большинства детей трахеит развивается на 2 - 3 день после аспирации инородного тела в дыхательные пути и выражается в первую очередь кашлем, вначале сухим. Мокрота в первые дни не отходит, затем она появляется в небольшом количестве, слизистого характера. С течением времени мокрота становится гнойной, дети младшего возраста её не сплёвывают, а проглатывают. Обычно температура тела не повышается или её повышение держится недолго. Значительного ухудшения общего состояния больного не отмечается. Однако больные становятся вялыми, аппетит у них плохой, а дети старшего возраста временами жалуются на боль в груди.

Обтурация бронха при аспирационном синдроме

Она ведет к развитию гиповентиляции и ателектазу соответствующей зоны. Ателектаз формируется быстро при аспирации круглых или продолговатых предметов, имеющих в сечении окружность. Это быстро приводит к герметической закупорке бронха. Воздух в лёгочную ткань не поступает, а содержащийся в альвеолах всасывается. Лёгкое становится безвоздушным.