При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно получить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как для местного, так и системного воздействия:

Газообразные вещества (кислород, закись азота);

Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

Для введения лекарственных средств через дыхательные пути используют следующие виды ингаляторов:

· электрические;

· баллончики-ингаляторы;

· небулайзеры: ультразвуковые, компрессионные, мембранные;

· спейсеры.

Паровые ингаляции.

При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора. Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы. Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной трубке поднимается лекарство (например, раствор антибиотика), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ИНГАЛЯТОРОМ

Цель: лечебная, профилактическая.

Показания: заболевания органов дыхания, по назначению врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость препарата.

Ингаляционный способ введения лекарственных веществ - раздел Медицина, При Различных Заболеваниях Дыхательных Путей И Лёгких Пользуются Введением Ле...

Баллонные дозированные аэрозольные препараты в настоящее время применяют наиболее часто. При ис-пользовании такого баллончика больной должен проводить ингаляцию сидя или стоя, немного запрокинув голову, что-бы дыхательные пути распрямились и препарат достиг бронхов. После энергичного встряхивания ингалятор следу-ет перевернуть баллончиком вверх. Сделав глубокий выдох, в самом начале вдоха больной нажимает на баллончик (в положении ингалятора во рту или с использованием спейсе-ра - см. ниже), продолжая после этого вдыхать как можно глубже. На высоте вдоха следует задержать дыхание на не-сколько секунд (чтобы частицы лекарственного средства осели на стенках бронхов) и затем спокойно выдохнуть воз-дух.

Спейсер представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства на-ходятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 с (рис. 11-1). Самый простой спейсер пациент может изготовить самостоятельно из свёрнутого трубкой листа бумаги длиной около 7 см. Преимущества использования спейсера следующие.

Снижение риска местных побочных явлений: например, кашля и кандидоза полости рта при ингаляционном использовании глюкокортикоидов.

Возможность предупреждения системного воздействия препарата (его всасывания), так как невдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.

Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.

Небулайзер. В лечении бронхиальной астмы и хронической обструкции дыхательных пу-тей применяют небулайзер (лат. nebula - туман) - устройство для преобразования раствора лекар-ственного вещества в аэрозоль для доставки препарата с воздухом или кислородом непосредст-венно в бронхи больного (рис. 11-2). Образование аэрозоля осуществляется под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер), превращающий жидкий лекарст-венный препарат в туманное облачко и подающий его вместе с воздухом или кислородом, или под влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер). Для вдыхания аэрозоля применяют лицевую маску или мундштук; при этом больной не прилагает никаких усилий.

Преимущества использования небулайзера следующие.

Возможность непрерывной подачи лекарственного препарата в течение определённого времени.

Отсутствие необходимости в синхронизации вдоха с поступлением аэрозоля, что по-зволяет широко применять небулайзер при лечении детей и пожилых пациентов, а также при тя-жёлом приступе удушья, когда использование дозированных аэрозолей проблематично.

Возможность использования высоких доз препарата с минимальными побочными эф-фектами.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Способы применения лекарственных средств

Наружное применение лекарственных препаратов рассчитано в основном на их местное действие через неповрежд нную кожу всасываются только.. введение лекарств в уши.. в уши лекарства закапывают пипеткой см раздел уход за ушами в главе масляные растворы лекарственных веществ..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Способы применения лекарственных средств
В современной практической медицине нет ни одной области, в которой с успехом не использовал

Общие правила применения лекарственных средств
Медицинская сестра без ведома врача не имеет права назначать или заменять одни лекар-ства на другие. В случае если лекарственный препарат выдан больному ошибочно или превышена его доза, медсестра о

Накожное применение лекарств
На кожу наносят лекарства в форме мазей, эмульсий, растворов, настоек, болтушек, присыпок, паст. Существует несколько способов нанесения лекарственного препарата на кожу. Смазывание (шир

Местное применение лекарств на конъюнктиву глаз
При лечении поражений глаз применяют растворы различных лекарственных веществ и мази (см. раздел «Уход за глазами» в Главе 6). Цель применения - местное воздействие. Необхо-димо с осторожностью под

Интраназальное применение
В нос (интраназально) применяют лекарства в виде порошков, паров (амилнитрит, пары нашатырного спирта), растворов и мазей. Они оказывают местное, резорбтивное и рефлекторное воздействия. Всасывание

Паровые ингаляции
При лечении катарального вос-паления верхних дыхательных путей и ангин издавна применя-ют паровые ингаляции с помо-щью простейшего ингалятора. Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачк

Парентеральный способ введения лекарственных веществ
Парентеральным (греч. para - рядом, вблизи, entern - кишечник) называется способ введе-ния лекарственных веществ в организм, минуя пищеварительный тракт (рис. 11-3). Различаю

Внутрикожная инъекция
Внутрикожную инъекцию применяют с диагностической целью (аллергические пробы Бюрне, Манту, Касони и др.) и для местного обезболивания (обкалывания). С диагностической целью вводят 0,1-1 мл вещес

Подкожная инъекция
Подкожную инъекцию выполняют на глубину 15 мм. Максимальный эффект от подкожно введённого лекарственного препарата достигается в среднем через 30 мин после инъекции. Наиболее удобные участ

Внутримышечная инъекция
Внутримышечные инъекции следует проводить в определённых местах тела, где имеется значительный слой мышечной ткани и близко от места инъекции не проходят крупные сосуды и нервные стволы. Наиболее п

Внутривенная инъекция
Венепункция (лат. vena - вена, punctio - укол, прокол) - чрескожное введение полой иглы в просвет вены с целью внутривенного введения лекарственных средств, переливания крови и кро-ве

Вливание
Вливание, или инфузия (лат. infusio - вливание), - паренте-ральное введение в организм большого объёма жидкости. Внутри-венную капельную инфузию выполняют для восстановления ОЦК, дезинтоксик

Правила выписки и хранения лекарственных средств
Процедура выписывания и получения лекарственных средств отделениями лечебно-профилактического учреждения состоит из следующих этапов. Выборка назначений врача из историй болезни.

Правила хранения лекарственных средств
Ответственность за хранение и расход лекарств, а также за порядок на местах хранения, соблюдение правил выдачи и назначения лекарств несёт заведующий отделением. Принцип хра-нения лекарственных сре

Правила хранения и использования ядовитых и наркотических лекарственных средств
Ядовитые и наркотические лекарственные средства хранят в сейфах или железных шкафах. На внутренней стороне дверок шкафа (сейфа) делают надпись «Группа А» и помещают пере-чень ядовитых и наркотическ

Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос (рис. 9-17)

Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат.

I. Подготовка к обучению

1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры, получить его согласие.

3. Вымыть руки.

II. Обучение

4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства.

5. Помочь пациенту сесть.

6. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства:

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;

в) слегка запрокинуть голову, склонить её к правому плечу;

г) прижать пальцем правое крыло носа к носовой перегородке;

д) сделать глубокий выдох через рот;

е) ввести кончик мундштука в левую половину носа;

ж) сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика;

з) извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента);

и) сделать спокойный выдох;

к) при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа.

Рис. 9-17. Ингаляции лекарственного средства через нос: а - прижимание правого крыла носа к носовой перегородке; б - глубокий выдох через рот; в - проведение ингаляции; г - задержка дыхания на 5-10 с

7. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.

8. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо.

III. Окончание процедуры.

9. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведённое место.

10. Вымыть руки.

11. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на неё пациента в медицинской карте.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ

Энтеральные способы введения лекарственных средств:

Через рот (per os);

Через прямую кишку (per rectum);

Под язык (sub lingua, в некоторых случаях относится к энтераль-ному способу).

ПРИЁМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Применение лекарственных средств через рот наиболее удобно и широко распространено, так как этим способом можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры и др.).

Однако такой способ введения имеет ряд недостатков:

1) частичная инактивация лекарственного препарата в печени;

2) зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологических процессов в организме;

3) медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте. Кроме того, введение лекарственных средств через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в лечебном учреждении во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальная методика

1. Поставить на передвижной столик ёмкости с твёрдыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, ёмкость с водой, ножницы, положить листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственное средство непосредственно у его постели, согласно листку назначений (средство выдается из упаковки, в которой оно было получено в аптеке).

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:

Внимательно прочитайте лист назначения;

Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

Будьте особенно внимательны при наличии пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получающих одинаковые лекарственные средства.

3. Никогда не давайте лекарственное средство без упаковки. Не прикасайтесь к таблеткам руками, так как это небезопасно для вашего здоровья.

4. Упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку.

5. Пациенту необходимо принять лекарственное средство в вашем присутствии, а также обсудить с вами любые свои сомнения.

6. Жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать.

7. Флаконы с белковыми препаратами при перемешивании нужно осторожно вращать, чтобы не произошла денатурация белка и образование пены; убедитесь, что препарат не изменил цвет; обратите внимание на его срок годности.

Преимущества такой раздачи лекарственных средств очевидны. Во-первых, медицинская сестра контролирует, принял ли пациент препарат. Во-вторых, она может ответить на его вопросы. В-третьих, исключены ошибки при раздаче лекарственных средств. Давая их пациенту, следует предупредить его об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала после его приёма.

Внимание! Пациент имеет право знать название, назначение и дозу лекарственного средства.

Пациенту нужно сообщить, чем запивать лекарственное средство. Необходимо проинформировать пациента об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Ингаляционный путь введения лекарственных средств - через дыхательные пути, в том числе интраназально. Ингаляционно можно вводить в организм лекарства как местного, так и системного действия: газообразные (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан), аэрозоли (взвеси мельчайших частиц растворов). Обычно в нос вводят (в виде капель или аэрозолей) те лекарства, которые вызывают сужение сосудов слизистой оболочки и тем самым устраняют заложенность носа.
Преимущества ингаляционного пути введения :
- действуют непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях;
- лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизмененном виде, что обусловливает его высокую концентрацию в крови.
Недостатки ингаляционного пути введения :
- при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг;
- раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку дыхательных путей.
В медицинской практике широко используют паровые, тепловлажные, масляные ингаляции, проводимые с помощью специальных аппаратов. Ингаляции лекарственных средств проводят и с помощью карманных ингаляторов.
Ознакомьте больного с правилами обращения с ингалятором :
1. Снять с баллончика защитный колпачок и повернуть его вверх дном.
2. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.
3. Схватить мундштук губами.
4. Сделать глубокий вдох, на высоте которого нажать на дно баллончика: в этот момент "выдается" доза аэрозоля.
5. Задержать дыхание на несколько секунд, затем вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.
6. После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок

Пузырь для льда .

· лед в лотке.

· емкость с водой (14-16°С),

· полотенце

1. Объясните пациенту ход предстоящей процедуры, получите согласие па проведение процедуры.

2. Заполните пузырь мелко наколотым льдом, долейте воды, вытесните воздух, завинтите пробку. Проверьте герметичность, перевернув пузырь крышкой вниз.

II. Выполнение процедуры:

1. Оберните пузырь со льдом полотенцем, и положите на нужный участок тела.

2. Через 20-30 минут обязательно снимите пузырь и сделайте перерыв на 10-15 минут.

III. Окончание процедуры:

1. Уберите пузырь для льда, вылейте воду из него и продезинфицируйте пузырь. Спросите у больного о его самочувствии.

2. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

3. Сделайте отметку о выполнении манипуляции в листе динамического наблюдения за пациентом.

ПРИМЕЧАНИЕ: По мере таяния льда в пузыре воду сливают, а кусочки льда добавляют. Замораживать пузырь, заполненный водой в морозильной камере нельзя, т.к. это может привести к обморожению.


Грелка

(сухое тепло) вызывает расслабление гладкой мускулатуры, усиливает кровообращение внутренних органов, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие. Эффект применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности воздействия.

Показания:

1. Спастические боли.

2. Первый период лихорадки.

3. Вторые сутки после ушиба.

4. Согревание организма при охлаждении.

Противопоказания:

1. Неясные боли в животе.

2. Острые воспалительные процессы в

3. Первые сутки после ушиба.

4. Повреждения кожи.

5. Кровотечения любой этиологии.

6. Инфицированные раны.

7. Злокачественные новообразования.

I. Подготовка к процедуре:

1. Приготовьте оснащение:

· резиновую грелку.

· пеленку,

· горячую воду (60°С).

2. Объясните пациенту ход предстоящей процедуры, уточните понимание пациентом хода предстоящей процедуры, получите его согласие.

3. Налейте в грелку горячую воду.

4. Вытесните воздух из грелки.

5. Закрутите пробку.

6. Проверьте герметичность грелки, перевернув ее пробкой вниз.

7. Оберните грелку пеленкой.

II. Выполнение процедуры:

1. Положите грелку на нужную поверхность тела.

2. Через 5 минут проверьте, нет ли перегревания тканей.

3. Через 20 минут снимите грелку (не следует держать ее более 20 минут непрерывно). При длительном применении грелки делайте каждые 20 минут перерыв по 15-20 минут.

III. Окончание процедуры:

1. Осмотрите кожу пациента (на коже должно быть легкое покраснение).

2. Снимите и продезинфицируйте грелку.

3. Спросите больного о самочувствии.

4. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

5. Сделайте отметку о выполнении манипуляции в листе динамического наблюдения за пациентом.

Условия проведения ингаляций.

· В педиатрии достаточно широкое применение нашёл данный метод: проводят ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств.

· Используются как стационарные, так и портативные ингаляторы.

· Больного ребёнка раннего возраста завертывают в одеяло и держат на коленях, приставив к области рта и носа маску (мундштук), распылителя. Крик ребенка способствует более глубокому вдыханию аэрозоли.

· Дети старшего возраста охватывают мундштук распылителя губами и периодически делают глубокие вдохи.

· Для детей, больных астмой, широко применяют портативные ингаляторы: чтобы успешно проводить ингаляцию, флакон с лекарственных веществом необходимо располагать строго перпендикулярно, дном вверх; ребенок при вдохе аэрозольной смеси из ингалятора должен запрокидывать голову, иначе до 90% лекарственных средств остается в глотке.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТАТИВНОГО ИНГАЛЯТОРА

Медицинская сестра.

· читает название лекарственного препарата;

· объясняет ребёнку ход процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства;

· усаживает ребёнка, а если позволяет его состояние, то лучше провести ингаляцию в положении ребёнка стоя, так как при этом эффективнее дыхательная экскурсия;

· снимает с ингалятора защитный колпачок;

· переворачивает баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхивает его;

· просит ребёнка сделать глубокий выдох;

· мундштук ингалятора вставляет ребёнку в рот, прост плотнее, как только можно, охватить ею губами и голову при лом слегка запрокинуть назад;

· просит ребёнка сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика;

· извлекает мундштук ингалятора изо рта у ребёнка, попросив его задержать дыхание на 5-10 секунд;

· простит ребёнка затем сделать спокойный выдох

· предлагает ребёнку самостоятельно выполнить эту процедуру в её присутствии:

· после окончания процедуры закрывает ингалятор зашитым колпачком.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Включает в себя введение лекарственных средств через рот, сублингвально, в прямую кишку.

МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления детям сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям старшего школьного возраста.

При раздаче лекарств медицинская сестра должна соблюдать следующие правила:



1. Внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства;

2. Раздавать лекарства у постели больного ребёнка;

3. Ребёнок должен проглотить и запить лекарство в присутствии медицинской сестры;

4. Средства с пометкой "до еды" необходимо дать ребёнку за 15 минут до приема пищи; с пометной "после еды" - через 15 минут после приема пиши: средства, предназначенные для приема "натощак" - дать ребёнку утром за час до завтрака;

5. Детям старшего возраста твердые лекарственные формы - таблетки, капсулы, драже - медицинская сестра помещает на корень языка и даёт запить небольшим количеством воды: порошок высыпает на корень языка и дает запить водой: жидкие лекарственные формы (настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой; спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях - медицинская сестра отмеривает в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребёнку и запить чистой водой;

6. Для детей раннего возраста делают специальные мелкие расфасовки препаратов; лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя ею в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах для таких детей, в суспензиях с добавлением сахарных и фруктовых сиропов;

7. Если в одни и те же часы ребёнок должен получить несколько лекарственных препаратов, медицинская сестра не должна их смешивать, а должна дать каждое лекарство поочередно.

8. В случае упорной рвоты все лекарственные препараты вводят ребенку в виде свечей и парентерально.