12 июля (на Петра и Павла как гласит храмоздатная надпись) 1561 года был освящен собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного. Сотрудники Собора вот уже второй год устраивают вечером "эксклюзивную экскурсию" для блогеров в этот день. Ну кроме большой праздничной программы очень насыщенной.
В этом году праздник приурочен к 460-летнему юбилею закладки и начала строительства Покровского собора (1555 г.).



Мне посчастливилось попасть в компанию блогеров, посетивших в этом году с экскурсией собор, за что большое спасибо ребятам "Маяк Парнаса" и директору Собора Татьяне Сарачевой.

Хорошо, что я пришла по раньше и прошла по Собору до закрытия. На втором ярусе я ходила одна и смогла немного снять интерьеры. Потом в компании блогеров с серьезной фототехникой я уже почти не снимала. Мне было больше интересен рассказ Татьяны Сарачевой.
Огромное спасибо сотрудникам этого уникального музея за такую любовь к "своему" Собору.

Собор действительно уникальный, второго такого найти нельзя.
Царь Иоанн IV Грозный построил его как памятник очень значимой победы "взятия Казани" пришедшийся на праздник Покрова Богоматери 1 октября (14 по новому стилю).
Поэтому главный Храм, самый большой в Соборе в честь этого праздника. И правильное его название Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву. Ведь после большого московского пожара Иван III велел окружить Кремль рвом.
До XVII века он еще часто назывался Троицким, ведь считается, что на этом месте стоял деревянный Троицкий храм. Было еще одно название у него - «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха, притом царь вел осля с патриархом пешком за, кажется (вот забыла цену), 200 рублей.

Храм построен без подвала.
Архитектура Покровского собора уникальна. Он представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, поставленных на едином подклете.
Самая большая церковь - Покровская, с маленькой главкой. Еще 4 церкви имеют большие главы, остальные 4 чуть меньшие.
Все купола в 16 веке были шлемообразные.
Церкви на втором этаже объединяют две галереи - внутренняя, идущая вокруг центральной Покровской церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей.
С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами - северное и южное.
С северо-восточной стороны на уроне подклета пристроена церковь Василия Блаженного.
К юго-востоку от собора расположена шатровая колокольня построенная в XVII в.

Сейчас в Соборе можно увидеть декор с 16 по 19 век. Это своеобразное погружение в историю его строительства и росписи.
Так его отреставрировал в 1920-е годы знаменитый архитектор реставратор Дмитрий Сухов.
Он не стал уничтожать более поздние наслоения как это любил делать позже Барановский.

Это очень хорошо видно во внутренней галерее
например

вот декор 16 века. Правда здесь сделана реставрация недавно совсем. И реставраторы все по линеечке красили - такого конечно быть не может. Но к сожалению в Москве это теперь обычная практика.

собор был не расписан, его украшал кирпичный декор. при этом кирпичи были самой разнообразной формы, из которых делался очень богатый декор.
Сами посмотрите какой портал сохранился.

В подклете Собора (кстати теперь открыто очень большое пространство подклета и там сделаны очень интересные экспозиции, в том числе о строительстве собора и применяемых материалах. там есть разнообразные кирпичи, голосники и т.д.)


вот росписи 17 века. Видны райские цветы, чешуйки и т.д.


на внешней обходной галерее сохранились не тронутые реставраторами подлинные росписи разных времен.
Они очень разнообразны


узор цветочный настолько разнообразен, что найти похожие два не возможно.

Галереи освещают выносные фонари очень красивые. Верх которых украшен декором похожим на главки собора:)))

это более сложные райские цветы 18 века

здесь мне свет понравился


обходная галерея или гульбище сначала было открытое, потом в конце 17 века поставили колонки с арками и укрыли ее от непогоды, ее перекрыли кирпичными сводами.
Музей очень деликатно застеклил галерею. Классная работа. Окно каждой арки индивидуально сделано. они же все кривые. Снаружи при вечернем освещении кажется что и стекол то нет.

в 1680-е годы над открытыми лестницами возведены крыльца с небольшими шатрами


На куполах трех церквей в соборе существует роспись в виде вихревых розеток. Цветом выделены замковые кирпичи которые держат своды. До недавнего времени считали, что эти кирпичи выступают на 5 см от уровня свода. Но при реставрации 2009 года церкви Троицы выяснилось, что свод абсолютно гладкий.


иконостасы церквей выполнены в 17 и 18 веках

пространства церквей настолько маленькие, что я не смогла снять их нормально


В конце XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара.

а в экспозиции подклета есть подлинные кусочки их декора


кусочек купола со стальными чешуйками.


при входе в подклет чугунный пол из плит "солнышко". Он виновник нарушенной гидроизоляции и низ стен при входе отсыревает. Стоит вопрос о снятии этого красивого пола. А жаль.

В экспозиции подклета много очень интересных экспонатов

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён в 1555-1561 годах в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался именно в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём центральный был посвящен Покровам Богородицы, а остальные восемь - определенному празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была пристроена церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то только и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного.

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким его возводили в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что сооружение его осуществлялось под началом двух мастеров - Бармы и Посника. Есть, правда, версии, будто строительством руководили неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н.М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.
Откуда же взялось мнение, что строительством руководили два мастера?

В 1896 году священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот был составлен не ранее конца XVII – начала XVIII века. В нем содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», который был царским даром Покровскому собору. В этом позднем сказании говорится, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Эта информация о «двух мастерах» была принята большинством историков на веру.

А ведь сказание, переосмыслявшее старое предание, являлось не летописным текстом. К тому же напомним, что выражение «по прозвищу» в тогдашнем русском языке, как и сейчас, означало только прозвище человека, а не его собственное имя. Бармой могли называть умелого мастера, так как бармы - это оплечья на одежды царей и духовных сановников, богато и разнообразно украшенные и требующие искусного и тщательного исполнения. Посник же, или Постник, - имя собственное. Поэтому не логично, что в «Сказании» первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более достоверным можно считать текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века, то есть по времени намного более близкого к интересующему нас событию. В нём читаем: «В том же году повелением царя и государя и великого князя Ивана была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один зодчий, но, очевидно, не вследствие незнания имени второго мастера (Посника), а потому, что это был один и тот же человек.

Впоследствии был найден еще один источник, свидетельствующий, что имена Посник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 года принадлежала до 1633 года монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным: два мифических мастера, одного из которых звали Барма, а другого - Посник, соединяются в одно историческое лицо – Посника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём зодчий Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н.Ф. Калининым, до сих пор обходят своим вниманием многие историки и искусствоведы, которые по привычке твердят о Барме и Постнике как о двух строителях Покровского собора.

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Темы материала

Его купола вот уже полтысячи лет являются неотъемлемой частью сердца Москвы – Красной площади. Он полон легенд и тайн, разгадать которые пытались на протяжении веков, но не смогли до сих пор.

Храм Василия Блаженного имеет непростую судьбу: он мог сгореть, быть разрушен, разбомблен, но устоял и теперь красуется на открытках, постерах, гравюрах и радует сердца людей. Нарядный и величественный — его называют символом России, ее душой, уникальным архитектурным памятником мировой сокровищницы.

Ослепленные зодчие ослепительного храма

Рождение шедевра архитектурного зодчества историки связывают с победой Руси над Казанским княжеством в 1552 году. Это была третья попытка за семь лет русского войска под командованием Ивана Грозного взять неприступную крепость Казань. Значимость этого события для княжеств была велика, и царь даже дал обещание построить храм в Москве, если удастся одолеть неприятеля. В честь триумфа и было начато строительство самого необычного православного собора.

По легенде, царь лично выбирал архитекторов не только из числа поданных, но и иноземных. Да и задача была, говорят, не из легких: требовалось создать нечто особенное и грандиозное. Имен авторов проекта история не сохранила. Разработку уникального сооружения приписывают двум псковичам, смело взявшимся воплощать задумку царя, не отличавшегося смирным характером.

Они смогли выполнить работу за шесть лет, сделав невозможное – получив признание Ивана Грозного, потрясенного великолепием сооружения и уникальностью идеи архитекторов. Версию о том, что он приказал ослепить зодчих, чтоб они не смогли повторить своего творения, или построить еще более великолепный собор, подтвердить или опровергнуть документоведы не в силах. Никаких данных о столь древних событиях, касающихся ни авторства святыни, ни их судьбы не сохранилось.

Правда, знатоки утверждают, что это была довольно распространенная практика в европейских странах, которую народная молва перенесла и на историю с псковскими умельцами. Существует и стихотворение от 1938 года, вроде как подтверждающее жестокость царя. Поэт Д. Кедрин так и назвал его — «Зодчие», рассказав о трагической судьбе талантливых мастеров, не угодивших царю лишь тем, что отвечая на его вопрос, признались, что могут сотворить еще шедевр, если тот прикажет. Многие исследователи истории Москвы склоняются к тому, что этой байке верить нельзя.

Но то, что на день штурма Казани пришелся праздник Покрова Божией Матери и поэтому храм получил название в ее честь – документальный факт. Ведь историю своих походов и войн каждый правитель поручал летописцам, чтобы сохранить память о себе как о завоевателе земель. Не стал исключением и Иван Грозный, чьи победы и поражения на протяжении четырех десятков лет его правления известны в подробностях. Об этом и не только рассказали и стены монументального сооружения.

Восьмиугольная звезда

Если посмотреть на купола храма сверху, то они складываются в восьмиугольную звезду, находящуюся в квадратном периметре, вписанном в ромб. Восьмерка – символична, как и все, что касается храма. Эта цифра считалась днем Воскресения Христа и символом Святой Богородицы. Например, своды шатра Покровской церкви – восьмигранники, столбов арочных пролетов столько же, а восьмерик и четверик – особый архитектурный стиль, используемый в ее построении.

В проекте этого сооружения вообще много знаков, связанных с Иерусалимом, с историей Руси и ее святыми. Этот ансамбль церквей, в центре которого высится храм Василия Блаженного, скрывает не меньше тайн, чем знаменитый Ковчег.

Даже в двойном названии этого прекрасного сооружения есть секреты. Центральная церковь, вокруг которой еще несколько отдельных и самостоятельных приходов, изначально была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы и до сих пор официально именуется Покровской. Год окончания ее строительства пришелся на 1561 – дата указана на одной из стен храма. Эту удивительную находку обнаружили при реставрации в 60-х годах прошлого века. Кроме того, очистили и другие надписи под слоем фресок, из которых узнали историю возникновения храма и названия всех входящих в общность церквей.

В те давние времена его высота била рекорды: в столице выше шестидесяти с лишним метров зданий не было. К главному храму примыкали еще пять, объединенные общим основанием. Он напоминает постамент, причем довольно внушительный: Москва неоднократно страдала от весенних паводков, затоплявших, порой, всю площадь вплоть до Кремлевских стен.

Часть значительной коллекцией древнерусской иконописи и редкие предметы церковно-прикладного искусства находятся в нижнем ярусе – постаменте. Он состоит из нескольких помещений, соединенными узкими проходами. Подвалом их назвать сложно, скорее это ниша, довольно надежная, стены которой сделаны из крепкого известняка, и высокая – более шести метров. Именно здесь, поговаривали, хранилась знаменитая библиотека Ивана Грозного, история которой сама по себе заслуживает отдельного разговора. Но никто не знает точно, находилась ли там она когда-нибудь и где теперь: поиски ни к чему не привели. Позже там хранили и царскую казну, и церковное богатство из других храмов. В эту нишу ведет только одна узкая лестница – из главного Собора. О ней не знали до 30-х годов XIX века, ведь выход на нее был заложен кирпичом. Сейчас в нише выставлены иконы, элементы украшения, другие экспонаты, рассказывающие об истории создания шедевра архитектуры, и туда по винтовой лестнице водят туристов.

Архитектурный облик храмового ансамбля многократно менялся: уже через сто лет решено было соорудить дополнительно два крыльца, перекрыть сводами галерею и продолжить роспись стен. Современники могу видеть, как причудливо сочетается древнерусский стиль с фресками и живописные работы различными составами красок XVII-XVIII веков внутри храма.

Покровская – главная церковь – окружена четырьмя большими, высотой до тридцати метров, церквами, а они соседствуют с небольшими, метров пятнадцать в высоту, малыми. Все они соединены не только общим фундаментом, но и внешней галереей со сводами, а также внутренними проходами, хотя имеют и отдельные входы. Каждая имеет собственное название по имени святого.

Свою удивительную расцветку купола и стены получили не сразу: первоначально они были традиционного белоснежного цвета в кирпичной сетке с золотом маковок. Через сто лет, во времена екатерининского правления, появилась роспись стен и куполов. Почему они именно таких расцветок неизвестно, но ученые и историки не оставляют попыток разгадать и эту загадку.

Число колоколов, как утверждают документальные источники, было 25 – по количеству старцев вокруг Христа. Осталось их десять: по одному на каждую церковь. Их достраивали в разное время. Храм Василия Блаженного, названный так по имени московского юродивого, имевшего отношение к строительству храма, якобы отдававшего всю собранную милостыню в его пользу, а позже похороненного на его территории, изначально был невзрачным приделом. Его выстроили в конце XVI века, и он стал десятым в общей группе. То ли народная молва разнесла весть о чудесах, что совершал юродивый, то ли он и правда помогал молящимся исцелиться, но практически сразу храм стали называть его именем. Оно так и прижилось до наших дней.

Церкви не похожи друг на друга, но собранные вместе являются гармоничным произведением. Например, в отличие от соседствующих церквей, вход в Собор Василия Блаженного начинается с первого уровня. Посетителей встречает шедевр екатерининских времен «Богородица Знамение» — икона во всю стену, она считается самой большой из подобного типа.

Через 350 лет на стенах появилось изображение самого святого, и тогда же установили посвященную ему икону. Есть еще одна — более ранняя, датируемая XVIII веком, расположенная в самом иконостасе. В его состав входят старинные образа, а внутри церкви есть и само захоронение Василия Блаженного. Над ним высится резная арка, украшенная росписью и иконами. Многие считают это место одним из самых почитаемых святынь.

Пол, кстати, тоже необычный. Над ним трудились каслинские мастера чугунного дела.

Удивителен по красоте и звук церковных песнопений: он разносится легким ветром вверх благодаря керамическим сосудам, встроенным в стены. Как уверяют знатоки, они несут две функции – держат тепло и резонируют звук.

Церковь была закрыта почти 60 лет, но в день памяти святого в 1997 году распахнула двери для всех желающих. С тех пор остается единственной, где еще проходит служба, все остальные работают не для прихожан, а для туристов.

Под счастливой звездой

В общем-то, у этого храма оказалась счастливая судьба: за 456 лет он выстоял, невзирая на все угрозы, что несли войны, стихийнее бедствия и смена политического строя. Он не раз горел, но его все время реставрировали. Он пережил нашествие Наполеона, который на него заглядывался и даже хотел забрать в качестве трофея, разобрав по кирпичикам, в Париж. А когда пришлось экстренно бежать, то приказал взорвать его. Уберегло чудо: фитили потушил внезапный ливень.

Наибольшие разрушения принесли события 1917-ого года. От снарядов пострадал свод, окна были выбиты, на полу лежали сугробы, а все ценное конфисковано или разграблено. Могли бы взорвать, как это практиковалось большевиками повсеместно, но, отыгрались лишь на настоятеле этой церкви, которого расстреляли вместе с другими неугодными новой власти. В 1928 году приняли решение признать сооружение памятником архитектуры и взять его под государственный надзор. С тех пор он входит в филиальную сеть Государственного исторического музея.

В сталинский период правления на храм покушалось высшее руководство партии. Говорят, что с тех времен сохранился план Красной площади без древнего собора. Молва распространила историю, как вождь народа на демонстративный жест своего приближенного, снявшего с карты Москвы картонную копию храма, рассердился и сказал, чтоб тот поставил его на место. А вот колокола были сняты и долгое время не могли решить, что с ними делать. Хотели переплавить, да видно передумали, может поэтому они сохранились. Эта коллекция из 14 разнокалиберных колоколов – одна из самых редких в мире. Среди них есть и древние: отлитые еще при дворе Ивана Грозного.

Музей потихоньку комплектовал фонды, проводились экскурсии, но в целом, сил хватало лишь на то, чтобы поддерживать его состояние. Огромную роль в его сохранности играли энтузиасты-музейщики.

Закрытым собор был на протяжении всей Великой Отечественной войны, и только на 800-летие столицы – через два года после Победы – открыл свои двери. Надо отметить, что в послевоенный период популярность музея росла.

Начиная с 50-х годов реставраторы расчищали внутренние стены Покровской церкви, где и были обнаружены надписи о дате завершении строительства и другие. Тогда же покрыли медью купола, и они до сих пор остаются прочными. Еще через десять лет на внешней галерее под толстым слоем краски нашли фреску с орнаментами, по которой смогли восстановить первоначальную роспись храма. Она получила название «ковровая».

В начале 90-х годов здание включили в мировой перечень культурного наследия ЮНЕСКО, с чего и началось его возрождение.

Основные реставрационные работы на всем памятнике архитектуры окончены только в 2011 году – это был юбилейный год, церковь отметила 450-летие.

Реставрационные работы ведутся до сих пор, но это знаковое сооружение продолжает работать. Туристам показывают практически все помещения, прихожане ходят только в действующий храм. Православной церкви и музейщикам удалось поделить между собой функции.

Сегодня на фоне древнейшей классики фотографируются десятки миллионов туристов ежегодно. И если б у Собора был свой Инстаграм, то по количеству подписчиков он был бы в топе. Хотя по известности он, итак, бьет рекорды, становясь в один ряд с Эйфелевой башней и Египетскими пирамидами.

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.