– стойкое ослабление слуха, при котором нарушается восприятие звуков окружающего мира и речевая коммуникация. Степень тугоухости может варьироваться от незначительного снижения слуха до полной глухоты. Диагностика тугоухости проводится отоларингологом и отоневрологом с помощью комплекса исследований (отоскопии, аудиометрии, камертональных проб, регистрации слуховых ВП и отоакустической эмиссии, импедансометрии, вращательной пробы, стабилографии и др.). В зависимости от формы тугоухости могут применяться консервативные (слухопротезирование, физиотерапия, медикаментозная терапия) и хирургические (тимпанопластика, мирингопластика, кохлеарная имплантация и др.) методы.

Общие сведения

Тугоухость – снижение слуха, при котором затрудняется речевое общение. Глухота – степень снижения слуха, при которой больной не слышит слова, громко произнесенные около его уха. Проблема глухоты и тугоухости приобретает большое значение в связи с ее широкой распространенностью. В настоящее время глухота и клинически значимая тугоухость наблюдается у 13 млн. россиян, причем более миллиона больных – дети в возрасте до 18 лет. Один новорожденный из тысячи рождается с тотальной глухотой или глубокой тугоухостью. Нарушения слуха выявляются у 14% россиян в возрасте 45-64 года и у 30% жителей нашей страны в возрасте старше 65 лет.

Если снижение слуха наблюдается с рождения или возникло до того, как ребенок начинает говорить, такая тугоухость называется ранней. Все остальные случаи нарушения слуха относятся к поздней тугоухости. Ранняя глухота и тугоухость труднее поддаются лечению, поскольку пациент не знает, что такое звуки и разговорная речь.

Классификация тугоухости

Существуют классификации тугоухости, учитывающие уровень поражения, степень нарушения слуха и период времени, в течение которого развиваются слуховые нарушения.

Виды тугоухости в зависимости от уровня поражения:

Вызывается препятствием на пути проведения и усиления звука. Препятствие возникает на уровне наружного уха (пороки развития, серные пробки, опухоли , наружный отит) или среднего уха (травматическое повреждение барабанной перепонки и слуховых косточек, средний отит, адгезивный отит , тубоотит, отосклероз).

  • Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

На уровне внутреннего уха механические колебания преобразуются в электрические импульсы. Гибель волосковых клеток становится причиной нарушения этого процесса. В результате восприятие звуков ухудшается и искажается. При нейросенсорной тугоухости часто наблюдается снижение болевого порога звуковосприятия. Для здорового человека болевой порог при восприятии звуков составляет примерно 100 дБ. Пациенты с нейросенсорной тугоухостью могут испытывать боль при восприятии звуков, незначительно превышающих порог слышимости.

Нейросенсорная тугоухость может развиться при микроциркуляторных нарушениях во внутреннем ухе, болезни Меньера (повышении давления жидкости во внутреннем ухе), патологии слухового нерва и т.д. Причиной нейросенсорной глухоты могут стать некоторые инфекционные заболевания (корь , менингит , эпидемический паротит , СПИД). Крайне редко к развитию нейросенсорной тугоухости приводят аутоиммунные заболевания (гранулематоз Вегенера).

Более чем у 60% пациентов с врожденной глухотой и тугоухостью нарушения слуха развиваются вследствие токсического влияния алкоголя на плод при фетальном алкогольном синдроме . При внутриутробном заражении сифилисом глухим становится каждый третий ребенок.

Нейросенсорную тугоухость могут вызывать лекарственные препараты. Необратимое нарушение слуха возникает у ряда больных после приема антибиотиков аминогликозидного ряда (мономицин, канамицин, неомицин, гентамицин). Обратимая тугоухость может развиваться при приеме некоторых мочегонных препаратов, антибиотиков из группы макролидов и нестероидных противовоспалительных лекарственных средств. Причиной развития нейросенсорной глухоты может быть воздействие транспортного, бытового и промышленного шума, интоксикация организма свинцом, ртутью и окисью углерода.

  • Смешанная тугоухость.

Развивается при одновременном влиянии факторов, вызывающих кондуктивную и нейросенсорную тугоухость. Для коррекции этого вида тугоухости нередко требуются сложные слуховые аппараты.

Виды тугоухости в зависимости от периода развития слуховых нарушений:

  • Внезапная глухота.

Нарушение слуха развивается в течение нескольких часов. Причиной потери слуха при внезапной глухоте (внезапной тугоухости) является воздействие ряда вирусов (вирусы герпеса , свинки и кори), нарушения кровообращения в лабиринте, ототоксическое влияние некоторых лекарств, опухоли и травмы .

Из-за характерной симптоматики и особенностей течения внезапную глухоту (внезапную нейросенсорную тугоухость) выделяют, как самостоятельную нозологическую единицу. Пациенты с внезапной глухотой описывают наступившее нарушение слуха, как «выключение» или «обрыв телефонного провода». Эта форма тугоухости обычно бывает односторонней.

Для внезапной тугоухости характерна высокая степень ухудшения слуха, вплоть до полной глухоты с первых часов заболевания. Примерно у половины пациентов через несколько дней после появления симптомов внезапной глухоты наступает самоизлечение. У ряда больных нарушение слуха носит необратимый характер. Возможно как полное, так и частичное восстановление слуха.

  • Острая тугоухость.

Нарушение слуха развивается в течение нескольких суток. В случае, когда развитие тугоухости продолжается более семи дней, но менее одного месяца, принято говорить о подострой тугоухости.

  • Хроническая тугоухость.

Слух пациента снижается постепенно, в течение месяцев или даже лет. Выделяют стабильную и прогрессирующую стадию хронической тугоухости.

При всех видах тугоухости могут наблюдаться различные степени снижения слуха – от легкой тугоухости до полной глухоты.

Степени тугоухости

  • I степень – потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 26-40 дБ;
  • II степень – потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 41-55 дБ;
  • III степень - потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 56-70 дБ;
  • IV степень - потеря слуха, при которой пациент не воспринимает звуки речевого диапазона, не превышающие 71-90 дБ.

В случае, когда больной не слышит звуки речевого диапазона мощностью свыше 90 дБ, ему выставляется диагноз «глухота».

Диагностика тугоухости

В процессе диагностики глухоты и тугоухости важно выявить не только степень нарушения слуха. Необходимо максимально точно определить причину нарушения слуха, уровень поражения, стойкость тугоухости, ее прогрессирование или регрессирование. Предварительное распознавание глухоты и выраженной тугоухости не представляет затруднений и проводится отоларингологом . Применяется речевая аудиометрия (разговорная и шепотная речь). При выявлении тугоухости необходима консультация сурдолога . Для распознавания тугоухости легкой степени используется специальная аппаратура (аудиометры, камертоны и т. д.).

Дифференцировка между кондуктивной тугоухостью (поражением звукопроводящего аппарата) и нейросенсорной тугоухостью (патологией аппарата звуковосприятия) проводится при помощи аудиометрии и отоскопии . У пациентов с кондуктивной тугоухостью при отоскопии могут выявляться перфоративные или рубцовые изменения барабанной перепонки. В ряде случаев (рубцы в барабанной полости, сращения стремечка, молоточка и наковальни) изменения при проведении отоскопического исследования не обнаруживаются. Подвижность звукопроводящей системы оценивается при помощи пневматической воронки Зигле.

Существенную помощь в процессе дифференциальной диагностики между кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью оказывает сравнительная оценка воздушной и костной проводимости. При кондуктивной тугоухости воздушная звукопроводимость ухудшается, а костная сохраняется на нормальном уровне или даже улучшается. Для нейросенсорной тугоухости характерно ухудшение как воздушной, так и костной проводимости. На аудиограмме пациента с кондуктивной тугоухостью выявляется значительный разрыв между линиями костной и воздушной проводимости, на аудиограмме больного с нейросенсорной тугоухостью линии проводимости сливаются.

Для определения локализации уровня поражения слухового нерва и дифференциальной диагностики между нейросенсорной и корковой (появившейся в результате повреждения соответствующих участков головного мозга) глухотой необходима консультация тимпанопластика , мирингопластика и т. д.). В ряде случаев восстановление слуха возможно даже при полной глухоте. Вид оперативного вмешательства определяется характером поражения звукопроводящей системы.

Лечение нейросенсорной тугоухости

Гибель волосковых клеток необратима независимо от причины их поражения. Корригировать нарушения хирургическим путем невозможно. На начальных стадиях заболевания при точной постановке диагноза в ряде случаев хороший эффект дает лекарственная терапия в сочетании с физиолечением, электростимуляцией и оксигенобаротерапией . Единственным способом компенсации при значительной давности заболевания, глухоте и тяжелой двухсторонней нейросенсорной тугоухости было и остается слухопротезирование . Подбор установка и настройка слухового аппарата осуществляется врачом-слухопротезистом .

Благодаря современным достижениям медицины разработаны оперативные методы лечения нейросенсорной тугоухости и альтернативой слуховому аппарату стала кохлеарная имплантация .

Профилактика тугоухости

Основной профилактической мерой по предупреждению глухоты и тугоухости является массовое обследование. Регулярные обследования показаны всем работникам шумных производств и другим категориям населения, которые входят в группы повышенного риска. Очень важно своевременно выявлять признаки тугоухости у детей, поскольку не обнаруженные вовремя нарушения слуха могут стать причиной задержки формирования речи и отставания в интеллектуальном развитии.

Глухота – это такое нарушение слуха, при котором человек не может слышать вообще, или степень понижения слуха настолько сильна, что восприятие звуков речи становится невозможным.

Физиология слуха

Орган слуха состоит из звукопроводящей и звуковоспринимающей частей. Каждая его составная часть в процессе эволюции приспособлена для наилучшего выполнения своих задач. Например, форма ушной раковины человека позволяет лучше улавливать звуки, а слуховой проход улучшает качество проведения звука.

В строении слухового анализатора можно выделить:

  • Наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход);
  • Среднее ухо (барабанная перепонка, слуховые косточки, барабанная полость);
  • Внутреннее ухо (улитка, полукружные каналы, кортиев орган);
  • Рецепторы;
  • Проводящие пути;
  • Корковый отдел в головном мозге.

Звуки, которые мы слышим, являются механическими колебаниями воздушного пространства. Они вызывают колебания барабанной перепонки во внутреннем ухе, которая их резонирует с собственной частотой. Дальнейшая передача колебаний осуществляется с помощью слуховых косточек (молоточка, наковальни и стремени) и жидкости (эндолимфы) в лабиринте внутреннего уха. Находящиеся в этой жидкости волоски кортиева органа (по сути они являются чувствительными клетками) превращают колебательные механические волны в слуховой нервный импульс, который дальше по нервным волокнам передается в головной мозг.

Причины глухоты

Сейчас достоверно известно, что причин глухоты может быть множество.

Нарушения слуха могут возникнуть от постоянного шума на работе (так называемая, шумовая травма), после перенесенного отита (воспаление уха), менингита (воспаление мозговых оболочек) или токсического влияния на слуховой нерв антибиотиков из группы аминогликозидов. Причиной глухоты могут стать скарлатина, респираторные вирусные и некоторые другие инфекционные болезни. Травма височной кости может повлечь за собой нарушение строения органа слуха или целостности слухового нерва и, как следствие этого – глухоту.

Виды глухоты

Полностью слух отсутствует довольно редко. Гораздо чаще встречаются ситуации, когда сохраняется остаточная слышимость, и человек способен различать очень громкую речь или некоторые ее частоты. Эти состояния называют тугоухостью. Четко разграничить определения тугоухости и глухоты трудно, и зависит это от метода исследования.

Если человек потерял слух еще до того, как научился говорить, то он может остаться глухонемым.

По происхождению выделяют следующие виды глухоты:

  • Наследственная (передается из поколения в поколение, связана с хромосомными нарушениями);
  • Врожденная (появилась при неблагоприятном воздействии на плод во время его внутриутробного развития или в момент родов);
  • Приобретенная (в результате возрастных изменений органа слуха, болезней, травм, токсического влияния некоторых медикаментов и др.).

По месту повреждения слухового анализатора выделяют нейросенсорную и кондуктивную глухоту. Нейросенсорная глухота возникает, если нарушено образование слуховых импульсов, их проведение или восприятие в головном мозге. Причиной глухоты кондуктивного типа являются нарушения функций проводящего аппарата слухового анализатора (при травмах уха, отосклерозе и др.).

Глухоту также классифицируют по степени снижения слуха.

Врожденная глухота

Развитие органа слуха у эмбриона начинается с 5 недели внутриутробного периода. На 20 неделе беременности будущий ребенок уже имеет внутреннее ухо, по степени зрелости сравнимое со взрослым. С этого же времени малыш в материнской утробе начинает отличать звуки разной интенсивности и частоты.

Врожденная глухота появляется из-за патологического влияния некоторых факторов на плод и повреждения составных частей слухового анализатора. Степень снижения слуха в результате может широко варьировать – от полной глухоты (встречается у 0,25% новорожденных) до незначительного его снижения.

Среди причин врожденной глухоты чаще всего отмечают инфекции (в основном, вирусные, например, корь, краснуха, грипп), токсическое влияние медикаментов, которые принимает мать в период беременности (сульфаниламиды, аминогликозидные антибиотики и другие). В возникновении ряда случаев врожденной глухоты научно доказано токсическое воздействие алкоголя.

Выявление глухоты

Проблемами нарушения слуха занимается врач-сурдолог, хотя сначала больные скорее всего обратятся за помощью к отоларингологу.

Глухота может развиваться внезапно или постепенно, довольно незаметно для человека. Жалобы на глухоту требуют проведения дополнительных методов обследования. Современные методики и точная аппаратура позволяют объективно оценить степень глухоты и остатки слуха.

Нарушения слуха должны быть выявлены как можно раньше после рождения, потому что от этого зависит уровень развития ребенка и степень его адаптации, а также возможности восстановления слухового аппарата.

Уже в периоде новорожденности во многих роддомах проводится скрининговое исследование специальными аудиометрами слуховой функции всех детей. Аудиоскрининг проводит перед выпиской из роддома специально обученный сотрудник. Это быстрый, безболезненный и совершенно безопасный метод выявления врожденной глухоты. У взрослых проведение возможно аудиометрии речью.

Лечение глухоты

Слух в большой степени влияет на качество жизни человека, поэтому при неполной глухоте возможна коррекция его с применением слуховых аппаратов, усиливающих звуки. Это так называемая электроакустическая коррекция.

Медикаментозные методы лечения глухоты малоэффективны, чаще всего требуется пластика или эндопротезирование.

В последнее время в лечении глухоты используется слухопротезирование с применением специальных электродов, вживляемых во внутреннее ухо (кохлеарная имплантация). Интенсивно развивается на микроскопическом уровне хирургия внутреннего уха (тимпанопластика, стапедопластика и др.).

Коррекции поддаются чаще всего кондуктивные виды глухоты.

Видео с YouTube по теме статьи:



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
  • дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;
  • способствовать формированию навыков гигиены слуха.

Образовательные

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • продолжить изучение темы “Анализатор” на примере слухового анализатора;
  • расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха;

Воспитательные

  • способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;

Развивающие

  • содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор нот”, тетрадь с печатной основой.

Презентация урока (приложение 1)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 слуховой анализатор;
4.2 строение органа слуха;
4.3 минута релаксации;
4.4 как слышит ухо;
4.5 гигиена слуха.
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Природа, давшая нам лишь один орган для речи,
дала нам два органа для слуха,
дабы мы знали, что надо больше слушать,
чем говорить.
Арабское изречение

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, расправьте плечи, почувствуйте свое тело, скажите ему мысленно “спасибо” за то, что дает вам возможность насладиться жизнью. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель: На предыдущем уроке вы изучили тему “Орган зрения и его функции”. Мне хотелось бы узнать, насколько вы освоили изученный материал. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест по теме “Зрительный анализатор”. Это задание 1 в тетради с печатной основой (ТПО).
Формат выполнения работы – 2 минуты.

Тест по теме “Зрительный анализатор”.

I. Анализатор – это:

1) рецептор
2) рецептор и чувствительный нерв
3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий

II. Зрительные рецепторы – это:

1) только палочки
2) только колбочки
3) палочки и колбочки

III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле.

1) теменной
2) височной
3) затылочной

IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это:

1) сетчатка
2) радужка
3) роговица

V. Хрусталик имеет форму … линзы.

1) двояковыпуклой
2) двояковогнутой
3) уплощенной

VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:

1) желтое пятно
2) слепое пятно
3) темная область

VII. Дальнозоркость развивается при:

1) недостаточной выпуклости хрусталика
2) избыточной выпуклости хрусталика
3) укороченном глазном яблоке

Учитель:Вы выполнили тест. Я предлагаю вам проверить результаты работы. Обратимся к экрану. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.

Мотивация и целеполагание.

Учитель: Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% – с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков. Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Обучающиеся: Тема сегодняшнего урока “Слуховой анализатор”

Учитель: Тема урока “Слуховой анализатор”.

Я хочу познакомить вас с целями нашего урока:

  • сегодня я помогу вам
сформировать знания о значении слуха в жизни человека;
  • вместе мы рассмотрим строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха;
  • я буду способствовать формированию у вас навыков гигиены слуха.
  • Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: “ Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить”.

    Изучение нового материала.

    Учитель: Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему “Слуховой анализатор” на основе знаний о зрительном анализаторе. Это задание 2 в ТПО.

    Схема “Слуховой анализатор”

    Учитель: Проверим выполнение работы.Назовите первое звено слухового анализатора.
    Обучающиеся: Слуховые рецепторы.
    Учитель : Второе звено слухового анализатора это …
    Обучающиеся: Слуховой нерв.
    Учитель : Слуховой нерв передает импульс в …
    Обучающиеся : В слуховую зону коры больших полушарий.
    Учитель: Где находится слуховая зона?
    Обучающиеся : В височных долях головного мозга.
    Учитель : Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в тумане, в темноте.
    Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно сложно. Посмотрите на рисунок “Строение уха” задания 3 в ТПО и скажите: сколько отделов уха различают?
    Обучающиеся: Три отдела.
    Учитель : Назовите их.
    Обучающиеся : Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.
    Учитель : Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции.
    Наружное ухо помогает человеку ориентироваться в пространстве, улавливает звук, проводит его и преобразует звуковые волны в механические колебания.
    Среднее ухо – полость, заполненная воздухом, в ней имеются слуховые косточки, усиливающие звуковые колебания в 50 раз. Полость среднего уха сообщается с носоглоткой с помощью слуховой трубы, что важно при выравнивании давления на барабанную перепонку со стороны среднего уха.
    Внутреннее ухо представлено двумя органами: органом слуха, который находится в улитке, и органом равновесия, поддерживающим тело в пространстве. В улитке слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы. Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и заполните вторую графу таблицы “Строение органа слуха”.
    Формат выполнения работы – 3 минуты.

    (Ребята заполняют таблицу. )

    Учитель: Итак, наружное ухо состоит из …
    Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонке.
    Учитель: Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение наружного уха его функциям?
    Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. Наружный слуховой проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.
    Учитель : Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено…
    Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой.
    Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба?
    Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы? Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили?
    Обучающиеся: Потрескивание.
    Учитель: О чем это говорит?
    Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой.
    Учитель : В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки.
    Учитель : Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо?
    Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия – из 3 полукружных канала.
    Учитель: По таблице “Строение органа слуха” определите: какие функции соответствуют органу слуха, а какие – вестибулярному аппарату?
    Обучающиеся отвечают.
    Учитель: Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы узнаете на следующих уроках.

    Таблица “Строение органа слуха”.

    Части уха Строение Функции
    Наружное ухо 1. Ушная раковина.
    2. Наружный слуховой проход.
    3. Барабанная перепонка.
    1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход.
    2. Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу.
    3. Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки.
    Среднее ухо 1. слуховые косточки:
    – молоточек,
    – наковальня,
    – стремечко;
    2. евстахиева труба
    1. Проводят и усиливают звуковые колебания.

    2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.

    Внутреннее ухо 1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.
    2. Орган равновесия состоит из трех полукружных каналов.
    1. Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий.
    2. Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий.

    Учитель: Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю вам отдохнуть.
    Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связи через систему нервов с определенными центрами головного мозга. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. 4–6 раз.
    Учитель: Продолжаем работу.
    Учитель : Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука). Сейчас вы должны дополнить схему “Прохождение звуковой волны” задания 4 ТПО. Время выполнения – 3 минуты.

    Схема “Прохождение звуковой волны”

    Учитель: Я предлагаю вам проверить результаты выполнения работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.
    Учитель: Только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых ощущений не возникает, наступает глухота.
    Учитель: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой – к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена развилась после перенесенной им болезни. Как известно, многие вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной глухоте.
    В современном обществе к нарушению слуха может привести не только инфекция, но и различные шумовые загрязнения.
    Учитель: В вашей тетради помещена памятка “Гигиена слуха”. Я предлагаю проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним.

    Гигиена слуха.

    1. Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
    2. Защищайте уши от сильного шума.
    3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.
    4. Каждое утро разминайте ушную раковину.
    5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.
    6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
    7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.
    8. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.
    9. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.
    10. Берегите уши от ударов.

    Учитель: Остальные пять правил рассмотрите дома.

    Закрепление знаний.

    Учитель: Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим, все ли вы освоили в данной теме. Выполните небольшую тестовую работу, написав, согласны ли вы с данным утверждением или нет. Это задание 5 ТПО. Время выполнения – 1 минута.

    Утверждения.

    1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
    (Нет).
  • Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
  • (Да).
  • Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
  • (Да).
  • Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
  • (Нет).
  • Ухо состоит из двух отделов.
  • (Нет).
  • Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.
  • (Да).
  • Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий.
  • (Да).

    Учитель: Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.

    (Учитель проговаривает утверждения, на слайде выходит правильный ответ, ученики проверяют, фиксируя количество правильных ответов).

    Итог урока.

    Учитель: Теперь подсчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте оценочные листы.

    Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока (зачитывает слова). Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.

    Домашнее задание.

    Учитель: Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок, в ходе которого мы не только изучили строение и функции органа слуха, но и расширили знания о зрительном и слуховом анализаторах. И как финальный аккорд – необычное домашнее задание.

    • Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “5”.
    • Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”) и 2(определите чувствительность слуха) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку “4”.
    • Выполните домашнее задание 1 (составьте кроссворд по теме “Слух”), 2(определите чувствительность слуха) и 3(прочитайте §51 учебника, ответьте на вопросы) в тетради с печатной основой, если вы получили за урок оценку“3”.

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на нотную страницу.

    (Учитель показывает на ватман с изображением листа нотной тетради с разноцветными нотами).

    Вы видите нотыразного цвета. Каждая нота символизирует ваше настроение. Давайте сочиним свою мелодию – мелодию урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять одну ноту, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и перенести на другой нотный лист. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    ♪ Урок был интересен. Он был полезен для меня.

    ♪ Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности в нем.

    ♪ Урок принес мне мало пользы.

    Слуховой анализатор имеет многоуровневое строение и большое число звеньев: кортиев орган улитки, слуховой нерв (VIII черепно-мозговой), кохлеарные ядра, трапецевидное тело варолиева моста, ядра верхней оливы, мозжечок, латеральную петлю (включающую мелкие лемнисковые ядра) к нижним буграм четверохолмия и медиальному коленчатому телу (МКТ), слуховое сияние, первичное 41-е поле коры височных долей. Благодаря качественной специфике, внутри слуховой системы выделяют две самостоятельных подсистемы - речевой и неречевой слух, имеющие общие подкорковые механизмы, но разнесенные по различным областям коры левого и правого полушария. Речевой слух в свою очередь не является однородным и включает в себя слух фонематический, обеспечивающий способность различать смыслообразующие звуки данного языка и интонационный, специфичный для каждого национального языка (или местных говоров) и имеющий много общего с музыкальным слухом. Поражения кортиева органа (воспаление, травма) нарушают нормальное восприятие громкости звуков вплоть до ощущения боли, либо приводят к потере слуха в конкретном звуковысотном диапазоне. Иногда звуки вообще не воспринимаются. Для дифференциальной диагностики поражений кортиева органа или среднего уха (по функциям - звукопроводящей системы) необходимо иметь в виду, что звуковой раздражитель достигает рецепторного аппарата двумя путями - воздушным, через слуховой проход, и благодаря колебаниям тканей, принимающих участие в звукопроведении и вызывающих резонанс костных оболочек кортиева органа.
    Слуховой нерв состоит из волокон, проводящих звуковые и вестибулярные раздражения. При его заболевании появляются ощущения шороха, писка, скрежета и других непредметных звуков (слуховые обманы), к которым у больного есть соответствующая критика. Одновременно они могут сопровождаться головокружениями. Перерезка слухового нерва приводит к глухоте, а частичное повреждение - к потере соответствующим ухом слуха в определенном звуковысотном диапазоне. На уровне продолговатого мозга (кохлеарных ядер) происходит первый неполный перекрест путей слуховой системы, осуществляющийся на участке между кохлеарными ядрами и верхними оливами. Чтобы обеспечить точную локализацию звука в пространстве, слуховая система должна быть способна различать разницу в приходе акустических раздражителей порядка 10-20 мкс. Нервные сигналы, покинув внутреннее ухо, проходят очень короткое расстояние до верхних олив, где сравнивается информация, поступающая от обоих кортиевых органов. Предположительно именно верхние оливы приспособлены для выполнения функции бинауральной локализации. Эта область отвечает за безусловные рефлексы, в которых принимают участие звуковые ощущения - рефлекторные движения глаз в ответ на звук и старт-рефлексы на опасный звук. Слух как таковой при патологии данной области не нарушается.
    озжечок собирает проприоцептивную афферентацию, в которой слуховые раздражители, проходящие через продолговатый мозг, выполняют роль дополнительной информации для удержания равновесия. В нижних буграх четверохолмия происходит очередной неполный перекрест слуховых волокон, что позволяет, помимо верхних олив, этому уровню слуховой системы участвовать в организации акустической «объемности», то есть оценивать удаленность и пространственное расположение источника звука. Нарушения бинаурального слуха - типичная патология со стороны нижних бугров четверохолмия. Часть волокон слухового пути, заканчивающихся в районе сильвиева водопровода, обеспечивают защитные рефлекторные реакции на слуховые раздражители необычной силы. В разных участках КТ представлены разные фрагменты акустической тон-шкалы. Нарушения работы слухового анализатора при поражении КТ недостаточно хорошо изучены. Возникшая локальная патология приводит к снижению способности воспринимать звуки ухом, противоположным очагу поражения. При эффектах раздражения таламической области возможно появление слуховых галлюцинаций, которые в отличие от слуховых обманов содержат бытовые предметные звуки, голоса, музыкальные звуки и другие имеющие смысл акустические образы. При поражении слухового сияния отмечается ослабление способности воспринимать акустические раздражители противоположным ухом. 41-е поле височной коры организовано по топическому принципу таким образом, что в различных его участках представлены разные по высоте звуки. Очаг поражения, расположенный в 41-м поле одного полушария, не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо, так как слуховая афферентация из-за многочисленных перекрестов слуховых путей поступает одновременно в оба полушария. Однако поражения этого уровня связаны с невозможностью восприятия коротких звуков, что характерно для патологии как левого, так и правого полушария.
    Гностические слуховые расстройства появляются в случае поражения 41-го, 42-го и 22-го полей. При обширном поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария больной не способен определять значение различных, в грубых случаях - самых простых бытовых предметных звуков и шумов (скрипа дверей, льющейся воды, шелеста бумаги, мычания коровы). Подобные звуки перестают быть носителями определенного смысла, при том, что слух остается сохранным и возможно различение звуков по высоте, продолжительности и интенсивности. Это явление носит название слуховой агнозии. Обычно встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти - неспособность запомнить несколько акустических комплексов, в том числе ритмических структур. Параллельно страдает и слуховое внимание. При двухсторонних поражениях извилин Гешля (корковой проекции слуховых путей), что бывает относительно редко, возникает расстройство, описываемое как «чистая рече-слуховая агнозия». Такие больные похожи на глухих или слабослышащих, часто жалуются на снижение слуха или показывают, что не слышат и не понимают речь, но элементарный слух у них остается сохранным. Здесь также ослабляется слуховое внимание до полного отсутствия реакции на речь, однако все, что больные способны разобрать, поддается и воспроизведению - услышанное слово понимается и может быть написано. Знакомый голос воспринимается лучше, чем незнакомый. Возникшая в детстве рече-слуховая агнозия обычно приводит к частичному распаду речи. Специально выделяют такое нарушение неречевого слуха, как амузия - нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или отличать одну мелодию от другой, а также писать и понимать ноты. В случае неузнавания и затруднения идентификации коротких мелодических отрывков, аккордов, либо тонов по высоте принято говорить о сенсорно амузии, а при неспособности спеть или проиграть мелодию на музыкальных инструментах (особенно заболевшими профессиональными музыкантами) - о моторной. Иногда больные с амузией начинают оценивать мелодию как болезненное и неприятное переживание, как раздражитель, который вызывает головную боль. Симптоматика сенсорной амузии проявляется в основном при поражении передне-средних отделов правой височной области, а моторной - задних отделов второй лобной извилины. Аритмия - при височных поражениях с обеих сторон, что косвенно характеризует и расстройства слуховой памяти. Кроме того, симптомом повреждения правой височной области является изменение близких по механизму формирования интонационные компонентов речи - больные не только не различают эмоциональную окраску чужой речи, но и сами теряют модуляционные оттенки, свойственные здоровому человеку, не понимают качественных (вопросительных, утвердительных, восклицательных) характеристик высказывания. Больные могут проговорить, но не могут пропеть фразу и, слыша речь, не способны определить - принадлежит ли она мужчине или женщине. Вторичные отделы левой височной коры у правшей являются основным аппаратом анализа и синтеза речевых звуков, что обеспечивается специальным кодированием звуков с выделением среди них полезных компонентов и абстрагированием от несущественных.