Александр Бочаров, заместитель руководителя Московской общественной организации «Содействие больным саркомой»:

«Ты же говорил, что у тебя протез!» Я говорю: «Да, у меня протез» – «Но у тебя же там пальцы!» – «А ты что, хотел, чтобы у меня, как у капитана Флинта, была такая штука в ботинке, вроде круглого костыля?»

У меня редкое онкологическое заболевание – остеосаркома. Сложность в том, что ногу пришлось сразу ампутировать. Опухоль была большая, сильно донимала меня – была и боль, было и неудобство. Из-за того, что она была большая я был не мобильный и большую часть времени лежал. Я уже просто ждал, когда уже смогу избавиться от опухоли, чтобы можно было начать активно ходить.

Когда на меня одели протез – вот только в первый раз поставили на ноги – я был удивлен, как на нём ходить можно? На нём стоять-то невозможно, неудобно, некомфортно всё. Например, протез не может перешагивать – мы не просто вверх поднимаем бедро, а мы ещё ногу под себя поджимаем. Когда мы ходим на двух ногах, то не задумываемся о технике ходьбы: как мы наступаем, какая длина шага у нас, какая скорость. Мы просто идём и всё. Ходьба — это безусловный рефлекс. И когда тебе сделали ампутацию ноги, даже, в принципе, просто поставили эндопротез, ты как бы снова учишься ходить. Но когда научишься делать это правильно, то потом можно свободно ходишь, даже по темноте, даже с закрытыми глазами.

Протезы сейчас делают очень продвинутые. Паралимпийский спорт это доказывает. Хотя там, чаще наоборот, все снимают и выступают на специальных конструкциях. Но есть и повседневные протезы, которые позволяют заниматься многими видами спорта, даже на велосипеде ездить. А есть протезы для активных видов спорта: сноуборда, горных лыж, скейтборда. Даже для тех, кто занимается скалолазанием. Не просто по стенкам поднимается, в залах, а в реальности – по горам, по скалам!

Протез состоит из нескольких частей – стопа, трубка, которая симулирует кость ноги или там её часть, модуль – коленный сустав, гильза, которая крепится к культе и ещё дополнительные элементы, если культя маленькая. Протезы подбираются пациенту по уровню его активности. То есть тот, который поставят мужчине лет в шестьдесят и даже после пятидесяти, скорее всего, не поставят молодому человеку.

На инвалидов смотрят. Я встречал именно взгляды, особенно любопытствуют дети. Понятное дело, если они увидят ногу железную в первый раз, а ты идёшь в шортах, сразу кричат: «мама, смотри, какая нога!» Тогда я, конечно, шучу — рассказываю разные истории – про пиратов или ещё про что-то. Им становится интересно, они подходят смотрят протез, трогают, нажимают.

Я достаточно легко ко всему этому отношусь, комплекса инвалида во мне не развилось. Друзья не стеснялись того, что я с ними такой, на одной ноге пришёл. Причём ещё во время химии – лысый, без бровей. В целом я заметил потом, что когда ты себя достаточно уверенно чувствуешь, то люди, в принципе, не обращают внимание.

Однажды был такой случай. Едем в автобусе с мамой. Я, чтобы проход не загораживать, ногу в сторону отодвинул, вот так ее положил и сидел. И, соответственно, у меня протез торчал к проходу. А проход в автобусе узкий. Я сижу разговариваю, а боковым зрением вижу, что идёт кондуктор. И она такая достаточно крупная женщина. Она идёт, я разговариваю. И в процессе разговора, когда вижу, что она ко мне подходит, спокойно поворачиваю ногу вверх, чтобы она прошла. Но я был в длинных штанах. Раздался очень сильный крик и визг, у неё упали все билеты, деньги. Она ещё мне крикнула, что я хулиган. Все напугались, сразу ринулись к нам, думая, что что-то случилось. В ту же секунду я только понял что я сделал непонятную вещь для всех. Что я вообще-то прокололся просто. Зачем же я это сделал? Можно же было в другую сторону повернуть?!

Я безусловно вижу в этом промысел Божий. И, в принципе, я ещё не слышал среди друзей, кто с ампутациями, чтобы они жалели об ампутации. Ну, конечно, с двумя ногами лучше. Но объективно, исходя из ситуации, помня как ему эта опухоль мешала, сколько доставляла неудобств. Сейчас же он нормально живёт активной жизнью, работает, у него есть семья, ходит в храм, воспитывает детей, нормально всё.

Некоторые даже говорят: «Слава Богу, что я теперь увидел другой мир и по-другому смотрю на жизнь». И многие приходят к Богу и благодарны Ему, что Господь именно так управил. Они, пережив болезнь, приоритеты жизненные расставляют по-другому, у них совсем другие ценности…

Материал подготовлен на средства гранта

Хождение на костылях в большинстве случаев подчиняется принципу: «сначала здоровая, затем – больная нога». При этом есть свои особенности, в зависимости от типа костылей (подмышечные или канадки), а также от характера поверхности (ровная или лестница).

Техника хождения на костылях зависит от типа изделия (подмышечные или подлокотные), особенностей поверхности (пол или лестница), а также от особенностей самого пациента. Будем разбираться, как правильно ходить на костылях в разных ситуациях.

Передвижение по ровной поверхности

Это наиболее простой случай, поэтому овладеть техникой ходьбы по ровной поверхности можно довольно быстро.

Однако нужно иметь в виду, что методики отличаются в зависимости от количества костылей и их типа. К тому же есть свои инструкции о том, как научиться передвигаться детям.

На одном

Ходить с одним костылем достаточно просто. Основной принцип заключается в том, что опора устанавливается только со стороны здоровой конечности. Инструкция такая:

  1. Опора ставится вперед на расстояние небольшого шага (50 см).
  2. Опираясь на костыль и здоровую конечность, переводят больную ногу.
  3. А затем делают шаг здоровой.

На двух

В данном случае последовательность действий следующая:

  1. Сначала нужно поставить костыль на 7–10 см в сторону от середины ноги и одновременно вперед на 15–20 см. То есть опора уйдет немного сразу вперед и в сторону от здоровой конечности.

  1. Затем вперед ставят здоровую ногу.
  2. После чего перемещают больную.
  3. Таким же способом шагают на протяжении всего пути.

Комментарий к обоим случаям можно увидеть в видеоматериале:

Передвижение по лестнице

Очень важно уметь спускаться по лестнице на костылях и правильно подниматься по ступенькам.

Ходить по ним можно точно так же – опора должна быть только на здоровую ногу.

Подъем

Подниматься по лестнице на костылях можно с помощью одной опоры или сразу двух. Первый вариант подходит для тех случаев, когда у лестницы есть надежные перила. Тогда действовать необходимо таким образом:

  1. Дойти до перил, положить на них одну руку.
  2. Поставить костыль в подмышечную область с противоположной от перил стороны. Желательно, чтобы вторую опору понес помощник. Если это невозможно, придется сложить их вместе и опираться сразу на оба.
  3. Сначала на верхнюю ступень становится здоровая нога: тело опирается на нее и костыль, стоящий рядом с больной конечностью.
  4. Затем на эту же ступень ставится опора.
  5. После этого больная конечность перебирается к здоровой.

Возможен и такой вариант, что перил у лестницы нет. Тогда передвигаться нужно сразу на 2 опорах.

Принцип будет точно такой же – сначала здоровая нога, потом костыль, затем – травмированная конечность, как показано на видео.

Спуск

Опускаться по лестнице с помощью подмышечных костылей необходимо таким образом:

  1. Поставить обе опоры на ступень ниже.
  2. Спустить сначала здоровую конечность.
  3. А затем приставить рядом больную ногу.
  4. Таким же образом дойти до конца пути.

Если ходить на костылях по лестнице во время спуска не получается (человек чувствует себя очень неуверенно), лучше присесть на верхнюю ступеньку, опереться руками на нее же, а здоровой ногой – на нижнюю ступеньку. Таким способом можно постепенно перетаскивать вес тела со ступени на ступень. Желательно, чтобы рядом был помощник: он перенесет костыли до 1 этажа.

Как ходить на локтевых костылях

Хождение на канадках (так называют локтевые костыли) можно сделать полностью безопасным, используя такую технику:

  1. Сначала ставят вперед обе опоры (примерно на 50 см).
  2. Затем ставят здоровую ногу немного впереди их (опора в результате окажется рядом с пяткой).
  3. Одновременно с этим переносят больную конечность.
  4. Разворот всегда выполняют, опираясь исключительно на здоровую ногу.

Обратите внимание! Недопустимо делать слишком большой шаг – можно легко потерять равновесие и упасть.

Как ходить на костылях без одной ноги

Если пациенту пришлось ампутировать конечность, ему придется передвигаться с опорой только на одну ногу. Принципы перемещения точно такие же, однако опираться придется на оба костыля одновременно.

При перемещениях по скользким поверхностям и по лестницам желательна помощь сопровождающего.

Как научить ходить на костылях ребенка

Техника хождения в данном случае точно такая же, однако в случае с ребенком важен особый психологический подход.

Основное требование, как научиться ходить на костылях, связано с запоминанием базовых правил.

Сделать это можно с помощью коротких фраз, в которых отражена суть принципа:

  1. При хождении на 2 опорах: сначала здоровая ножка, потом больная.
  2. При хождении на 1 костыле: сначала больная ножка, потом здоровая.

Основной принцип состоит в том, что здоровая нога всегда будет идти на шаг вперед, исключая случай использования 1 опоры. К тому же важно подобрать детские костыли с приятным дизайном, чтобы ребенку было как можно комфортнее пользоваться ими.

Обратите внимание! Недопустимо ругать малыша, тем более – кричать на него, даже если он не сможет освоить технику длительное время. К тому же ребенка во всех случаях необходимо сопровождать взрослому, даже если он перемещается по своей комнате.

Проблемы из-за нарушения техники хождения

Задача, как правильно ходить на костылях, связана и с решением возможных проблем, которые проявляются в таких симптомах:

  • боли в мышцах, особенно в руках и ногах;
  • онемение конечностей;
  • появление отечности после хождения;
  • обострение травмы (боли в поврежденных областях);
  • натирание кожи (например, подмышек).

Причины этих неблагоприятных проявлений связаны с различными нарушениями техники передвижения или с неправильным .

Поэтому прежде чем купить конкретную модель, важно проконсультироваться с врачом. Если же пациент находится в ослабленном состоянии (с инвалидностью, в пожилом возрасте, с различными степенями ожирения, после тяжелой операции), костыли как средство реабилитации могут вообще не подойти ему. Поэтому в таких случаях целесообразно сначала проконсультироваться с врачом, а затем принять соответствующее решение.

Чтобы хорошо научиться ходить на костылях, важно не только овладеть конкретными техниками, описанными выше, но и соблюдать такие правила:

  1. Прежде всего, нужно очень внимательно следить за поверхностью – насколько она гладкая, есть ли препятствия. Даже небольшая трещинка на плитке или маленький предмет может стать серьезной помехой. Пользоваться костылями нужно предельно осторожно – иначе можно легко потерять равновесие.
  2. Ни в коем случае нельзя носить обувь даже на небольшом каблуке. Допускаются сапоги или ботинки с однородной поверхностью. Желательно, чтобы она была ребристой для создания дополнительного трения.

  1. Если поверхность скользкая (вода, загрязнения, лед зимой и т.п.), шаги нужно уменьшить как минимум в 2 раза.
  2. Никогда не нужно спешить, особенно если приходится спускаться по лестнице. Лучше опоздать, но обеспечить себе полную безопасность.
  3. Всегда нужно делать перерывы, чтобы отдохнули и ноги, и руки. Чрезмерная нагрузка не допускается – можно повредить мышцы, после чего они будут болеть несколько дней.
  4. После длительного хождения целесообразно сделать простейший массаж, чтобы ткани хорошо расслабились после напряжения.
  5. Что касается транспортировки вещей, их лучше положить в рюкзак, который можно повесить на спину с помощью 2 лямок. Он должен достаточно плотно сидеть на спине, чтобы не скользить в разные стороны.

Обратите внимание! Пациенту очень важно прислушиваться к своим ощущениям. Если у него начинает болеть тело, неметь ноги или руки, значит, техника хождения неправильная. Другая возможная причина – не удалось (по высоте и конструкции).

Таким образом, овладеть различными приемами передвижения с помощью костылей вполне возможно как взрослым, так и детям. Соблюдая все меры безопасности, можно исключить падения и любые неловкие движения. Если ходьба доставляет значительный дискомфорт, необходимо сразу обратиться к врачу. Возможно, пациенту подойдут другие костыли или же нужно или .

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения осложнений и последствий патологического процесса .

Методика лечебной физической культуры по Л.В. Шапковой (2007)

Ампутация - это операция удаления периферического отдела конечности. Термин ампутация чаще применяется относительно операции по удалению части конечности при пересечении ее между суставами. Отсечение конечности или ее части через сустав называют вычленением (экзартикуляцией). Ампутацию производят при полном или частичном отрыве конечности; тяжелых повреждениях, связанных с разрывом главных сосудов, нервов, раздроблением большого количества костей и обширным размозжением мышц; при гангрене конечности, вызванной облитерирующим эндартериитом, тромбоэмболией, отморожением и другими заболеваниями, а также при злокачественных новообразованиях (саркома, рак). Уровень, на котором производят ампутацию, зависит от характера, локализации и тяжести повреждения и его принято определять в пределах трети сегмента: нижней, средней или верхней трети бедра, голени. Оставшаяся часть усеченной конечности называется культей. Чаще всего ампутацию конечности производят в военное время по жизненным показателям. В мирное время вопрос об ампутации долго обсуждается, так как операция морально тяжело переносится больными, делает их инвалидами .

В послеоперационном периоде после ампутации нижних конечностей занятия физическими упражнениями начинаются на следующий день после операции .

Выполняются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, элементарные движения в суставах сохраненных конечностей и позвоночника. Послеоперационная гимнастика способствует профилактике легочных осложнений (бронхитов, пневмоний), нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта. При отсутствии противопоказаний разрешается переход в положение сидя на кровати на 2-3 мин с помощью медицинского персонала, повороты на бок и др. С 3-4-го дня повышается интенсивность занятий и обеспечивается подготовка к вставанию. Пребывание в положении сидя разрешается 3-5 раз в течение дня по 10-15 мин .

После односторонних ампутаций нижних конечностей разрешается вставание с опорой на костыли, перемещение с кровати на кресло-коляску, передвижение на ней в пределах палаты. При подборе гимнастических упражнений в послеоперационном периоде должны учитываться общее состояние, уровень и способ ампутации, причина ампутации, наличие осложнений и т.д. Активные движения в сохранившихся суставах усеченной конечности и упражнения в статическом режиме применяются со 2-3-го дня. Эти упражнения способствуют уменьшению послеоперационного отека и увеличению подвижности в суставах (см. прил. 2) .

Выполнение упражнений для развития способности к равновесию и профилактики нарушений осанки начинаются после перехода в положение стоя на здоровой ноге. Первые 2-3 дня занятия продолжительностью 7-10 мин проводятся по 2-3 раза в день. В последующие дни время занятий увеличивается до 15-20 мин (см. прил. 3) .

На 5-6-й день после операции двигательная активность расширяется с целью подготовки к ходьбе. В этот период для детей с дефектами нижних конечностей должны быть подобраны костыли. Следует отметить, что неправильное пользование костылями неблагоприятно влияет на освоение ходьбы, задерживает формирование двигательного навыка, искажает походку, а также может явиться причиной парезов верхних конечностей вследствие сдавления сосудисто-нервного пучка в подмышечной впадине. При пользовании костылями опора должна осуществляться главным образом на кисти, ограничивая опору на подмышечные впадины. Пользуясь костылями, необходимо сохранять правильную осанку. После подбора костылей начинается обучение ходьбе, которая, как правило, осваивается быстро .

После снятия швов выполнение физических упражнений должно способствовать:

1) восстановлению оптимальной подвижности во всех сохраненных суставах усеченной конечности, мобилизации максимальной подвижности в суставах сохраненной конечности и позвоночника;

2) развитию динамической и статической силы мышц, мышечно-суставной чувствительности усеченной конечности, совершенствованию равновесия, стоя на одной ноге и координации движений верхних и нижних конечностей;

3) формированию навыка ходьбы с опорой на костыли с односторонними дефектами нижних конечностей, правильной осанки, подготовке к предстоящему протезированию .

В период подготовки к протезированию все подготовительные мероприятия строятся в соответствии с характерными клиническими и анатомо-функциональными особенностями двигательного статуса ребенка и направлены на возможно полную компенсацию и восстановление нарушенных двигательных функций .

Упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности, профилактики формирования тугоподвижности в суставах и контрактур (см. прил. 4) .

1. Движения усеченной конечностью в различных направлениях в положениях лежа, сидя и стоя.

2. Отведение и приведение, сгибание и разгибание культи при наличии дополнительного сопротивления со стороны методиста или в виде мешочка с песком, подвешенного мяча, эластичного бинта, закрепленного на здоровой ноге, и др. в положении лежа, сидя и стоя.

3. Скрестные движения культей, в положении стоя (после ампутации одной нижней конечности), лежа на спине, сидя на стуле или гимнастической скамейке, лежа на боку.

4. Приведение культи с сопротивлением.

5. Круговые движения культей в тазобедренном суставе.

6. Сгибание и разгибание культи в коленном и тазобедренном суставах, упражнение «велосипед».

7. Удары культей по подвешенному воздушному шару, надувному или кожаному мячу, сидя или стоя .

Одновременно с гимнастическими упражнениями проводится устранение контрактур и тугоподвижности в суставах методом ручной редрессации.

Разработка движений в суставах методом пассивного увеличения эластичности мышц. Ручная редрессация при выраженных сгибательных контрактурах тазобедренного сустава осуществляется в положении лежа на спине, при этом сохраненная конечность согнута в тазобедренном суставе; отводящих контрактур - в положении лежа на стороне сохраненной конечности. При сгибательно-отводящих контрактурах ребенок лежит на спине, редрессирующее движение направлено назад и внутрь, при этом методист удерживает таз пациента от смещения. При незначительном или умеренном ограничении разгибания в тазобедренном суставе редрессации можно проводить в положении лежа на животе. При этом одной рукой методист прижимает таз ребенка к поверхности кушетки, другой охватывает снизу дистальный отдел культи и осуществляет разгибание в тазобедренном суставе .

При контрактурах коленных суставов наряду с гимнастическими упражнениями также проводятся ручные редрессации, которые выполняются в различных исходных положениях - лежа на животе, на спине, сидя. После их завершения целесообразно достигнутый результат закрепить с помощью различных фиксаторов (ортезов). Устранение контрактур наиболее эффективно в сочетании с физиотерапией, в частности тепловыми процедурами .

При коротких культях бедра внимание акцентируется на разгибании и приведении, так как развиваются сгибательные и отводящие контрактуры. При отведении культи назад, во избежание движений таза и туловища, необходима фиксация таза в положении лежа на животе мешочками с песком или путем ограничения движений методистом .

Первый этап. Начинается с момента получения протеза. Цель - сформировать умение удерживать вертикальную позу и переходить из положения сидя в положение стоя.

Частные задачи:

1. Создать представление о рациональном способе передвижения на протезе.

2. Обучить равномерному распределению веса тела на обе конечности в положении стоя у неподвижной опоры.

3. Добиться устойчивости вертикальной позы в положении стоя.

4. Обучить переходу из положения, сидя в положение, стоя и обратно.

5. Добиться перехода из положения, стоя у неподвижной опоры в положение стоя без дополнительной опоры .

Второй этап. Критерием перехода ко второму этапу обучения ходьбе является способность удерживать равновесие на протезированной конечности при сохранении правильной осанки в течение 2-3 с. Цель этапа - сформировать умение ритмичной ходьбы в двухопорной фазе шага. Элементы шага включают: сгибание коленного шарнира, вынос протеза вперед, опору на пятку искусственной стопы, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса тела на протез. Четырем элементам шага соответствуют четыре фазы управления протезом .

В первой фазе сгибание в коленном шарнире достигается движением культи вперед. Вторая фаза осуществляется за счет дальнейшего выноса культи вперед, пока под действием голенооткидного механизма не произойдет разгибание коленного шарнира. Переходя к третьей фазе, необходимо опереться на пятку искусственной стопы и при этом выполнить движение культей назад, нажимая на заднюю стенку приемной гильзы. В четвертой фазе шага, продолжая опираться культей на заднюю стенку приемной гильзы, следует перенести вес тела на протез, совершая одновременно перекат с пятки на носок .

Частные задачи:

1. Добиться удержания протеза при разогнутом положении тазобедренного сустава.

2. Добиться полного переката стопы с задней части на переднюю.

3. Добиться симметричности длины шагов.

4. Добиться своевременного переноса веса тела с протеза на здоровую ногу.

5. Добиться полного разгибания в коленном шарнире и сохранения правильной осанки во время ходьбы.

6. Добиться равномерности и ритмичности походки .

Третий этап. На данном этапе основной целью является совершенствование техники ходьбы. Широко применяются упражнения, направленные на формирование дополнительных вариантов ходьбы в различных внешних условиях .

Методика лечебной физической культуры по А.Ф. Каптелину (1999)

Большое значение в социальной адаптации инвалидов с ампутациями нижних конечностей имеет физическая реабилитация, которая дает возможность хорошо подготовить больного к протезированию, а в дальнейшем избежать осложнений, связанных с применением протеза .

После операции возможны типичные послеоперационные осложнения: застойные явления в легких; нарушенная деятельность сердечно-сосудистой системы; тромбозы и тробмоэмболии. При ампутации нижней конечности значительно нарушается статика тела, центр тяжести перемещается в сторону сохранившейся конечности, вызывая напряжение нервно-мышечного аппарата, необходимое для сохранения равновесия. Следствием этого является наклон таза в сторону, где нет опоры, что в свою очередь влечет искривление позвоночника в поясничном отделе во фронтальной плоскости. Компенсаторно могут развиваться сколиотические искривления в противоположную сторону в грудном и шейном отделе позвоночника. Наблюдается атрофия мышц культи, вызванная тем, что мышцы теряют точки дистального прикрепления, а также перерезкой сосудов и нервов .

После операции, вследствие болевого синдрома, ограничивается подвижность сохранившихся суставов конечности, в дальнейшем мешая протезированию. При культях голени формируется сгибательно-разгибательная контрактура коленного сустава, при культях бедра - сгибательная и отводящая контрактура тазобедренного сустава. При хождении на костылях и с палочкой у больных быстро развивается утомление мышц плечевого пояса; а так как больной в основном опирается на оставшуюся ногу, то наблюдается развитие плоскостопия оставшейся конечности .

После ампутации конечностей в использовании средств ЛФК различают три основных периода :

1. Ранний послеоперационный (со дня операции до снятия швов).

2. Период подготовки к протезированию (со дня снятия швов до получения постоянного протеза).

3. Период овладения протезом.

Ранний послеоперационный период.

Задачами ЛФК в этот период являются:

1) профилактика послеоперационных осложнений (застойная пневмония, атония кишечника, тромбозы, эмболии);

2) улучшение кровообращения в культе;

3) предупреждение атрофии мышц культи;

4) стимуляция процессов регенерации.

Противопоказания при назначении лечебной физкультуры - острые воспалительные заболевания культи; общее тяжелое состояние больного; высокая температура тела; опасность кровотечения .

Лечебную гимнастику необходимо начинать в первые сутки после операции. В занятия включают дыхательные упражнения, упражнения для здоровых конечностей, со 2-3-го дня выполняют изометрические напряжения для сохранившихся сегментов ампутированной конечности и усеченных мышц; облегченные движения в свободных от иммобилизации суставах культи; движения туловищем - приподнимание таза, повороты. С 5-6-го дня применяют фантомную гимнастику (мысленное выполнение движений в отсутствующем суставе), которая очень важна для профилактики контрактуры и атрофии мышц культи .

После ампутации нижней конечности больной в основном соблюдает постельный режим. Однако при удовлетворительном общем состоянии с 3-4-го дня больной может принимать вертикальное положение с целью тренировки равновесия и опороспособности здоровой конечности. Больных обучают ходьбе на костылях .

Период подготовки к протезированию

После снятия швов начинают подготовку больного к протезированию, основное внимание уделяя формированию культи. Культя должна быть правильной формы, безболезненной, опороспособной, сильной и выносливой к нагрузке. Сначала восстанавливают подвижность в сохранившихся суставах ампутированной конечности. По мере уменьшения боли и увеличения подвижности в этих суставах в занятия включают упражнения для мышц культи. Так, при ампутации голени укрепляют разгибатели коленного сустава, при ампутации бедра - разгибатели и отводящие мышцы тазобедренного сустава. Проводят равномерное укрепление мышц, определяющих правильную (цилиндрическую) форму культи, необходимую для плотного прилегания гильзы протеза .

Лечебная гимнастика включает активные движения, совершаемые вначале при поддержке культи, а затем выполняемые больным самостоятельно и с сопротивлением рук инструктора. Тренировка культи на опорность вначале заключается в надавливании ее концом на мягкую подушку, а затем - на подушки различной плотности (набитые ватой, волосом, войлоком) и в ходьбе с опорой культи на специальную мягкую скамейку. Начинают такую тренировку с 2 мин и доводят до 15 и более. Для развития мышечно-суставного чувства и координации движений следует применять упражнения по точному воспроизведению заданной амплитуды движений без контроля зрения .

При ампутации нижних конечностей, как указывалось выше, образуется искривление позвоночника во фронтальной плоскости, что также следует учитывать при проведении занятий лечебной гимнастикой, включая в нее корригирующие упражнения. Перегрузка оставшейся ноги ведет к развитию плоскостопия, в связи с чем необходимо использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного и связочного аппарата стоп. Большое внимание в период подготовки к протезированию уделяется упражнениям, направленным на увеличение силы и выносливости мышц верхнего плечевого пояса и общеукрепляющим, так как при ходьбе на костылях основная нагрузка падает на руки, а энерготраты организма при этом в 4 раза больше, чем при обычной ходьбе. Через 3-4 недели после операции начинают тренировку стояния и ходьбы на лечебно-тренировочном протезе, что облегчает переход к ходьбе на постоянных протезах .

Период овладения протезом.

На заключительном этапе восстановительного лечения после ампутации конечности больного обучают пользоваться протезом. До обучения больного ходьбе нужно проверить правильность пригонки протеза к культе и правильность посадки. Техника ходьбы и методика обучения ей определяется конструкцией протеза, особенностями ампутации и состоянием больного. При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитерирующего эндартериита, диабета, атеросклероза, а также в пожилом возрасте необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы .

Обучение ходьбе на протезах состоит из трех этапов. На первом этапе обучают стоянию с равномерной опорой на обе конечности, переносу массы тела во фронтальной плоскости. На втором - осуществляют перенос массы тела в сагиттальной плоскости, проводят тренировку опорной и переносной фаз шага протезированной и сохранившейся конечностью. На третьем этапе вырабатывают равномерные шаговые движения. В дальнейшем больной осваивает ходьбу по наклонной плоскости, повороты, ходьбу по лестнице и пересеченной местности. В занятия с больными молодого и среднего возраста включают элементы волейбола, баскетбола, бадминтона, настольного тенниса и др .

Это похвальное стремление не должно, однако, порождать угрозу безопасности пациента или повреждение культи. Правда, даже сегодня принято считать человека, который передвигается с одной или двумя палками, инвалидом. На рынке труда у него небольшие шансы получить работу.

Кроме того, каждый инвалид хотел бы иметь дома под рукой пару костылей, чтобы сделать несколько шагов даже без протеза: например, ночью добраться до туалета. Трости являются своеобразным «запасным велосипедом» для инвалида с ампутированной ногой! Альтернатива прыгать на одной ноге небезопасна и требует физических усилий, на которые способны только молодые, сильные пациенты. Не каждый может ползать по квартире на четвереньках или самостоятельно пересесть в коляску. Чем выше уровень ампутации, тем хуже общее состояние пациента и тем чаще он длительное время вынужден пользоваться тростями.

Как и при протезировании, мы стремимся, однако, обходиться минимумом вспомогательных приспособлений для ходьбы. Идет ли речь о костыле или трости, их масса должна быть минимальной без ущерба для устойчивости. Трость можно сделать элегантной по форме или замаскировать под зонт или альпеншток. К сожалению, обычные больничные костыли ни в коей мере не соответствуют таким косметическим требованиям. Зато они оплачиваются страховой компанией. Как изделие массового производства, их можно, как правило, регулировать по длине.

Взрослые инвалиды, которые после ампутации ходят с парой костылей, могут спокойно отказаться от перестановочного механизма. Костыли становятся от этого легкими и бесшумными.

Ручки у большинства таких костылей слишком узки для поверхностей кистей пожилых пациентов. У молодых слишком узкая рукоятка может привести к хронической перенагрузке вплоть до синдрома карпального канала. Неудивительно поэтому, что костыли часто уже при обучении ходьбе дополнительно обертывают пористой резиной. Лучше так называемые анатомические рукоятки с широкой площадью. Для сильно деформированных чувствительных рук необходимо изготавливать рукоятки по индивидуальному заказу.

Шипы костылей из резины или полиуретана служат для амортизации ударов и обеспечения контакта с полом. Резиновые шипы, однако, быстро изнашиваются. Для зимы существуют модели с выдвигающимися и складывающимися стальными штифтами.

Поднять упавший костыль с пола для инвалида, перенесшего ампутацию, часто является проблемой Прикрепляемые к костылю зажимы или магнитные защелки на стратегически важных участках могут помочь в такой ситуации.

Костыли с отражающим покрытием облегчают инвалиду переход улицы, особенно если скорость его ходьбы не совпадает со временем смены сигналов светофора.
В нашем распоряжении имеются перечисленные ниже модели костылей.

1. Костыли подмышечные. Старые добрые подмышечные костыли из дерева или металла считаются сегодня устаревшими. Пациенты чувствуют себя полными инвалидами, если им приходится все время ходить с этим символом физического увечья.

Американцы из практических соображений остались верны костылям с подмышечником. Они обеспечивают инвалиду при ранней активизации значительно большую безопасность, чем все другие костыли. Стоя пациент может опираться на оба костыля, и руки у него свободны - большое преимущество, например, при бритье или при открывании двери.

2. Костыли с подлокотником, пред-плечные костыли. Их еще называют американскими, у французов - английскими, а у американцев - канадскими.
Этому вспомогательному средству повсеместно отдается предпочтение. Оно дает хорошую опору, особенно если пользоваться двумя руками. Правда, для использования таких костылей нужны сильная мускулатура плечевого пояса и плеча и хорошо функционирующие плечевые суставы.

3. Костыли с несколькими опорными ножками. Это костыли с подлокотником и тремя или четырьмя ножками. Пациенты перемещают костыли и одновременно нагружают их вместе с протезом. Преимущество перед другими костылями состоит для инвалида в возможности стоять вертикально. Они в особенности подходят после ампутации пациентам с церебральными двигательными иарушениями как при гемиплегии, так и при всех других расстройствах, когда пациенту стоит больших усилий поднимать предметы с пола.

4. Трость. Трость в руке со стороны, противоположной ампутации, разгружает культю, но прежде всего повышает безопасность. Пользование ручной тростью требует, правда, наличия безупречно функционирующих лучезапястно-го и локтевого суставов. Из всех тростей ручная трость имеет большое преимущество - неброский внешний вид. Существуют также модели складывающиеся или стилизованные под старинные.

5. Ходунки, каркас для ходьбы. Они используются в первую очередь для обучения ходьбе в начальной стадии, у пациентов с ослабленным общим состоянием или после ампутации обеих ног. Такой пациент самостоятельно может передвигаться с помощью ходунков или перекатного устройства и отказаться от кресла-каталки.
Это же относится и к каркасам для ходьбы, которые представляют собой раму или подвижный, так называемый реципрокный каркас для ходьбы.

Потеря конечности – событие, навсегда меняющее качество жизни человека. Благодаря развитию медицины, сегодня ампутация не становится приговором, не влечет за собой полной потери деловой и социальной активности, однако это по-прежнему тяжелое психологическое и, в первую очередь, физическое испытание.

Реабилитация после ампутации ноги начинается уже в послеоперационный период, ее особенности определяются видом травмы. Необходимо четко сознавать важность лечебных процедур и умеренных физических нагрузок на каждом этапе возвращения к здоровью.

Виды ампутации ноги

Ампутацией называется сложная хирургическая процедура, в результате которой пациент лишается конечности, частично или полностью. Показания к такой операции различны: инфекционное заражение, следствие болезни или травмы. Наиболее распространенная причина потери конечности – механическое повреждение, в результате которого происходит отрыв, сильное раздробление кости, некроз мягких тканей в случае, когда помощь не была оказана своевременно.

Различают ампутации двух видов:

  • первичная – она проводится в случае абсолютной необходимости удаления части ноги;
  • вторичная (также «реампутация») – потребность в дополнительной операции может возникнуть, если здоровье человека продолжает подвергаться опасности (например, процесс омертвения тканей пошел выше), в том случае, когда наблюдается неправильное формирование культи, при ряде других показаний.

Важно! Решение провести ампутацию может быть принято лишь в том случае, когда все остальные варианты терапии не действенны, а операция – единственное средство сохранить здоровье и жизнь пациента.

По уровню захвата операции на ногах бывают следующие:

  • экзартикуляция пальцев – удаление (часто предписывается на последних стадиях сахарного диабета, при сильном обморожении);
  • трантибиальные (в области голеностопа) – ампутация не захватывает коленный сустав, как правило, сохраняется его подвижность;
  • экзартикуляция колена – удаление ноги вплоть до бедра;
  • транфеморальные – вся бедренная часть;
  • экзартикуляция тазобедренного сустава – операция захватывает таз;
  • гемипельвэктомия – частичное удаление таза;
  • гемикорпорэктомия – полная ампутация вместе с обеими ногами.

ЛФК после ампутации ноги

При хороших показателях здоровья пациента приступать к реабилитации после ампутации ноги показано уже в первые сутки. В начальный период восстановления больной должен научиться контролировать свое тело, освоиться с изменившейся нагрузкой на мышцы, самостоятельно выполнять элементарные действия для облегчения ухода за собой (подъем туловища, повороты и т. д.). С этой целью выполняются базовые упражнения для укрепления мускулатуры, сопровождаемые дыхательной гимнастикой.

К концу первой недели, если негативные симптомы отсутствуют, можно включить в разминку нагрузку на сохранившийся сустав, сокращать и расслаблять мышцы сформированной культи. Регулярные упражнения помогают избавиться от послеоперационного отека, ускоряют процесс заживления, восстановления тканей.

После снятия швов начинается второй период реабилитации: существенно повышается нагрузка, выполняются упражнения с костылями и снарядами. Идет подготовка к постановке протеза, следовательно, в большой степени задействуют культю.

Опору культи восстанавливают сначала ходьбой по мягкой поверхности (рис. А выше), после чего по жесткой (рис. Б).

Комплексы лечебно-восстановительных упражнений

В большой степени выбор упражнений зависит от вида проведенной операции, так, реабилитация после ампутации ноги ниже колена будет отличаться от аналогичного восстановительного процесса после более трудной или более легкой процедуры с удалением большей части ноги или ее сохранением.

В положении лежа (лицом к потолку):

  1. Сгибание и разгибание здоровых сохранившихся суставов (три подхода по 10 раз).
  2. Удерживая ладонями, бёдра подтягиваются вверх до касания к животу (10 раз в два подхода).
  3. Упражнение «велосипед» (выполняется по мере возможности с целью разработки суставов и укрепления мускулатуры).

В положении стоя (упор на здоровую ногу):

  1. Поднятие рук и наклоны (8 раз в три подхода).
  2. Приседания (по 10 раз в два подхода).
  3. Поднятие и опускание культи с отводом назад до упора (10 раз, два подхода).
  4. Стойка ровно с соблюдением равновесия, насколько получится долго.

Внимание! Любая ампутация в области нижних конечностей неизбежно ведет к нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата, в связи с тем, что центр тяжести у пациента смещается. Необходимо проявлять большую осторожность при выполнении упражнений, стараясь сохранять равновесие.

Правила проведения упражнений после ампутации ноги

В первую очередь при выполнении упражнений следует обезопасить культю от загрязнений и травм. С этой целью на поврежденную ногу надевают специальный чехол из натуральной ткани, хорошо пропускающей воздух. При расхождении операционных швов, появлении покраснения и раздражения, незамедлительно следует обратиться за медицинской помощью.

Костыли и трости подбираются в соответствии с ростом, они должны быть легкими и удобными в обращении, как и остальные вспомогательные средства для занятий.

Неправильный подбор средств опоры приводит к изменению осанки, хромоте. Сильное давление перекладин костылей на подмышечную зону может спровоцировать воспаление лимфаузлов, в особо трудных случаях – паралич мышц рук.

Выполнять упражнения следует перед зеркалом, следя за правильной техникой, соблюдая равновесие.

Применение массажных процедур

В процессе восстановления очень помогают массажные процедуры, которые помогают в подготовке конечности для дальнейшего протезирования, стимулируют приток крови к тканям. Приступать к массажу можно уже с окончания второй недели реабилитационного срока.

Начинаются процедуры с простого поглаживания, растирания, при котором задействуют все пальцы обеих рук.

Давление не должно быть чрезмерным, движения мягкие, волнообразные, расходящиеся, нагрузка распределяется равномерно.

Это помогает в уменьшении отечности. Для лучшего рассасывания послеоперационного рубца применяют легкие пощипывания, поглаживание, растирание по спирали, работу с мягким валиком.

Непосредственно после снятия швов, когда отек тканей спадет, допустимо применять более резкие и грубые техники с целью тренировать выносливость культи: усиленное растирание, надавливание пальцами, похлопывание, поколачивание.

Несмотря на важность самостоятельной активности пациента, восстановительный процесс должен протекать под наблюдением специалистов, при полном контроле правильного срастания, формирования культи с перспективой дальнейшего протезирования. Учитывая сложность операции и сопряженные с ней риски, при любом подозрении на нарушения в процессе реабилитации, следует проконсультироваться с лечащим врачом.

Где лучше пройти реабилитацию после ампутации ноги, можно узнать по месту жительства, в областных центрах России, например, в Кемерово, Волгограде и ряде других, открыты клиники, специализирующиеся на подготовке и проведении качественной установки протезов.

В заключение

Лишиться конечности – страшная перспектива, однако при правильной терапии, грамотном подходе к процессу восстановления и, самое главное, желании вернуться к нормальной жизни, ничего невозможного нет.