1(14) января весь Православный мир отмечает Великий праздник - "Обрезание Господне".
Первые сведения о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку . С этого времени Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым " (Послание к Колоссянам,2:11).

Сущность Праздника.

В соответствии со Святым Писанием, на восьмой день после Рождения Иисус Христос принял обрезание. Пресвятая Богородица со своим мужем Иосифом, который считался мнимым отцом Иисуса, пришли в храм с младенцем на руках для совершения обрезания. Обрезание восьмидневных младенцев мужского пола было установлено в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками:
"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой"
(Быт.17:11-14) .
При совершении Обрезания, Божественный Младенец был наречен Именем Иисус, что означает Спаситель. Имя Иисус было возвещено Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Девы Марии. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. "(Евангелие от Луки, 2:21)

Для чего Иисус Христос принял Обрезание?

1. Обрезание Иисус, Творец закона, принял чтобы явить пример того, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить." (Евангелие от Матфея, 5:17).
2. Обрезание Господь наш Иисус принял для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех" (Святитель Димитрий Ростовский). Празднованием Обрезания Господня Православная церковь признаёт то, что Иисус Христос есть Бог, принявший облик человека. Православная церковь считает, что Иисус Христос не нуждался в обрезании, так как являлся Сыном Божьим и Богом. И уподобляясь людям во всём, оставался при этом безгрешным. Но, чтобы показать всем людям пример, насколько важно для их блага законопослушное поведение, Иисус Христос принял обряд Обрезания, предписанный законом Божьим.

Обрезание - прообраз таинства Крещения.

Древние иудеи подвергались обряду обрезания, что определяло их принадлежность к Богом избранному народу. Только иудей - мужчина, подвергшийся обрезанию, считался посвященным Богу и мог совершать жертвоприношения. А Обрезание в те Ветхозаветные времена фактически было прообразом христианского Крещения. В Новозаветные времена обряд Обрезания превратился в таинство Крещения.
Праздник Обрезания сравним с "обрезанием сердца ", из которого отсекаются страсти и похотные предрасположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё " (Епископ Феофан Затворник ).

Богослужебные особенности.

14 января , ровно через восемь дней после светлого праздника Рождества христова, Православное христианство отмечает обрезание Господне. Помня и понимая, что Иосиф и Пресвятая Дева Мария, являлись иудеями, почитали Тору, которая предписывала иудеям мужского пола совершать обряд обрезания. Этот обряд обозначал иудеев богоизбранным народом. Благочестиво признавая это право за иудеями, христианство с благоговением отмечает Обрезание Господне, как Великий христианский праздник. Апостолы и первые христиане также были обрезаны, так как были выходцами из иудеев.
Праздник Обрезания Господня известен так же как Васильев день, так как соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской. Особенность праздника Обрезания Господня в первое время была в том, что его проводили в посте, как день печали и сетования. В 4 веке праздник Обрезания распространился во всех церквах. Праздник Обрезания и наречения Господа по плоти не имеет ни предпразднества, ни попразднества и продолжается один день. Богослужение в этот праздник совершается как в честь этого события, так вместе и в память св. Василия Великого.

Опубликовано: 15.01.2003
Если заглянуть в любой православный церковный календарь, то мы найдём там много праздников, юбилейных и памятных дат. Среди множества праздников церковь выделяет несколько «Великих праздников». К таким «Великим праздникам» относится «Обрезание Господне», праздновать который выпадает на 14 января сего года по новому стилю (1 января по старому стилю), то есть ровно через 8 дней после праздника Рождества Христова, который православные праздновали 7 января. Что же это за «Обрезание Господне», о существе которого многие верующие даже не задумываются? Обратимся к «Евангелию» («евангелие» в переводе на русский язык означает «благая весть») от Луки, так как в трёх других «Евангелиях» (от Матфея, Марка и Иоанна) об «Обрезании Господнем» ничего не благовествуется.
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия его во чреве» (Ев. от Луки 2.21).
У думающих людей должны возникнуть вопросы:
- Почему «надлежало обрезать»?;
- Почему «по прошествии восьми дней»?;
- Что «надлежало обрезать»?

Ответы на все эти вопросы мы найдём в Библии, книгах священного писания ветхого и нового завета. В первой книге Моисея «Бытие» находим (далее цитируется по изданию московской патриархии 1990 г., изданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II):
«17.1 …Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною будь непорочен;
17.2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя.
17.4 …ты будешь отцом множества народов…
17.6 …и цари произойдут от тебя…
17.7 …Я буду Богом твоим и потомков твоих…
17.8 … и дам тебе и потомкам твоим … всю землю Ханаанскую во владение вечное…
17.9 …ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои. Сей есть завет Мой.
17.10 Да будет у вас обрезан весь мужеский пол…
17.11 обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами.
17.12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
17.13 …и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
17.14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день] истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

Вот оно что! Вот, оказывается, что надо «обрезать» и «почему»! Ничего себе праздничек!
Люди по разному реагируют на такое для себя открытие. Одни отмахиваются рукой, не задумываясь, говорят: «Ну и пусть! Это их дело! Пусть что хотят, то и обрезают! Мне-то что от этого…» Другие обосновывают это «гигиенической процедурой».
Однако те люди, которые захотят разобраться в этом вопросе, откроют для себя удивительные вещи.
Так «Евангелие» от Фомы (а его, как, впрочем, и другие апокрифы, скрывают от большинства людей), апокриф из рукописей Наг-Хаммади, относимый к гностицизму, сообщает о вопросе, заданном Христу:
«58. Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу» (Цитировано по «Апокрифы древних христиан», Москва, «Мысль», 1989г., стр.256).

Очевидно, что комментировать это нет смысла.
Те, кто знаком с восточными учениями о чакрах (энергоинформационных центрах человеческого организма), утверждают, что чакры вступают в действие в определённой последовательности в течение первых двух недель после рождения ребенка. Обрезание на восьмой день, по их утверждению, нарушает вступление в деятельность сердечной и более высоких чакр в теле человека, которые отвечают (по этим восточным учениям) за любовь и высшую духовную и интеллектуальную деятельность.
Обрезание в более позднем возрасте, как в историческом исламе, всё равно нарушает информационный фон работы головного мозга, поскольку определённая часть его многофункциональных зон оказывается забитой обработкой информации, поступающей с постоянно открытой (что противоестественно) головки полового члена: то есть разум подавляется сексуально-инстинктивной информацией. Кстати, в Коране вы не найдете рекомендаций по «обрезанию крайней плоти». Напротив, в Коране есть стихи, которые можно понимать, как неугодность обрезания. Например, сура 4:
«117… они призывают только сатану, отступника. 118. Проклял его Аллах. И сказал он (сатана): «Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную, и собью их с пути (…) и прикажу им, и пусть они будут изменять творение Аллаха!» Кто берёт сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!» (перевод Крачковского).

Комментарии излишни.
«Это всё древности, писания какие-то, учения всякие восточные… Несерьёзно!» - скажут некоторые, «А в чём суть-то? Как это выглядит с позиции современных знаний?»
Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого. Правое - отвечает за процессно-образное мышление, левое - за абстрактно-логическое. И есть у человека сознание и подсознание. В подсознании хранится вся генетически наследуемая и поступающая в процессе жизни человека информация. Подсознание - это как кладовая, склад. Сознание обрабатывает поступающую человеку информацию из «вне» и из «себя самого» от рецепторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Сознание обрабатывает всё это, доставая при этом что нужно из подсознания (со склада, из кладовой), а обработав - складирует результаты в подсознание (на склад).
Всё это: правое полушарие, левое полушарие, сознание, подсознание - работают не «как попало», а в определённой последовательности. Эта «последовательность» действий по-научному называется «алгоритмом».
Этот алгоритм у человека появляется не сразу. Он строится (вырабатывается) на базе наследственности (генетики) человека, а также под воздействием окружающей среды. И формирование (выработка) этого алгоритма идёт по строго определённой генетической программе, заложенной в каждом человеке. И очень важен самый начальный момент формирования этого алгоритма, самое начало отработки этой генетической программы.
Родился человечек. Он начинает воспринимать окружающий мир: шорохи, звуки, вкус материнского молока, лучи солнца… Все это естественно, это всё есть в реальной жизни. И алгоритм начинает формироваться правильно, а генетическая программа отрабатывается естественным образом…
Но в этот момент маленькому человечку наносят удар в одно из самых чувствительных мест. БОЛЬНО!!! И мозг такого человечка на определённое время «думает» только об этой боли, «зацикливается» на ней, и … перестаёт правильно воспринимать окружающий мир, перестаёт отрабатывать естественную генетическую программу по формированию правильного алгоритма работы головного мозга. То есть «обрезание» приводит к искажению алгоритма работы головного мозга человека. В терминологии КОБ это означает - искажение меры человека.
Чтобы образно понять действие этого механизма «обрезания», представьте себе каменщика, который выкладывает некую кирпичную стену. В самом начале своей работы он допустил маленькую, малюсенькую ошибку (брак): фундамент из бетона он сделал чуть-чуть криво, с наклоном. Потом, выкладывая стену из кирпичей, стена всё больше будет наклоняться, брак станет очевидным, а стена может рухнуть. Но если стену можно сломать и переделать, то с человеком так не получится…
Искажение алгоритма работы головного мозга человека отражается и на генетике самого человека, а при воспроизводстве поколений таких «обрезанных» - ошибка в генетике всё более возрастает, что также приводит к своеобразному «обрушению стены». Статистику такого «обрушения» в отношении евреев приводит Ц. Ломброзо в работе «Гениальность и помешательство» (издание Ф. Павленкова, С.-Петербург, 1892 год), свидетельствующую о «необъяснимой» склонности евреев к помешательству в уме, перекрывающую в несколько раз такую «склонность» у других, по выражению Ломброзо, «рас».
Людьми с таким искажённым алгоритмом работы головного мозга проще управлять: можно, минуя сознание, воздействовать прямо на подсознание. Они легко внушаемы, их проще «зомбировать», говоря современным языком. То есть в результате «обрезания» получаются, проводя кибернетические аналогии, биороботы, то есть роботы на живой человеческой элементной базе.
Мог ли Бог придумать такую злую шутку, как «обрезание», и рекомендовать это своему «богоизбранному» народу? Конечно, нет.
Тогда КТО и ЗАЧЕМ это придумал и реализовал это на практике?
Серьёзные историки и серьёзные специалисты знают, да и в печати «для всех» проскальзывали сообщения, что не все в том древнем Египте делали обрезание. Напротив, самые высшие, весьма узкие социальные группы его не делали, «божьего завета» не выполняли.
Этой весьма узкой социальной группой было древнее жречество Египта. В короткой газетной статье мы не будем вести рассказ о том, откуда взялось это жречество - это предмет отдельного разговора. Ограничимся только темой данной статьи.
Владея высочайшими для древнего мира знаниями, в том числе и в вопросах нервно-психической деятельности человека, это древнее жречество впервые в истории человечества сформулировало стратегию (доктрину) покорения других стран и народов и установление своего господства над всем миром. Но войну против всего человечества они решили вести не силой, не оружием, а методом «культурного сотрудничества». Для этого им нужна была «специфическая» армия. Такую армию эта древняя мафия сделала из еврейства. А чтобы этой «армией» было легко, просто и надежно управлять, её «вечным бойцам» якобы от самого Бога рекомендовано «обрезание». Обрезание было обязательным, оно искажало информационный фон работы головного мозга, а при смене поколений неизбежно вело к генетическим искажениям.
Биоробот не может действовать самостоятельно. Ему нужна программа. И такая программа «обрезанному» племени закладывается в ходе 42-летнего Синайского турпохода под руководством жреца-экскурсовода Моисея. С этой программой любой желающий может познакомиться, почитав «священную книгу-книг» - Библию:
Второзаконие:
4.1. Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я [сегодня] научаю вас исполнять, дабы вы были живы [и размножились], и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, даёт вам [в наследие];
23.19 Не отдавай в рост брату твоему (по контексту - иудею) ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост;
23.20 иноземцу (т.е не-иудею) отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой (т.е. дьявол, если по совести смотреть на существо рекомендаций) благословил тебя во всём, что делается руками твоими на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею»;
28.12 и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать]

Книга Пророка Исаия
60.1. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе;…
60.11 И будут отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов, и приводимы были цари их.
60.12 Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся».

Такова программа, заложенная в долговременную память (подсознание) биороботов, которую они, после рассеяния и внедрения в тела других народов, выполняют на протяжении многих столетий.
Раввины - это пастухи, которые «кнутом иудаизма» пасут стада биороботов. А над пастухами есть Хозяин. Из той же «священной» книги можно узнать, что это левиты - одно из «колен израилевых», куда и спряталась та древняя мафия египетского жречества. Долго (века) кочевала по миру верхушка этой мафии («мировое правительство»). Сейчас оно осело в Швейцарии, «там где светло и ясно, там где всегда весна! Маленькая страна…» Оттуда и осуществляется сейчас руководство уничтожением России, нашей с вами Родины, методом их «культурного сотрудничества» или «холодной» войной.
Вот куда нас привело «Обрезание Господне» - Великий православный праздник!…
Был ли Иисус подвергнут обрезанию? Нет! Ведь естественный алгоритм работы головного мозга - это и есть восприятие промысла Божьего. И если бы Христос был «обрезан», он не смог бы получить откровения от Бога! А он их получил! Именно об этом свидетельствуют утаиваемые от народа остальные 65 апокрифов, которые не совпадают с 4-мя «благими вестями» от Матвея (Левия?), Луки, Марка и Иоанна.
Да, Иисус Христос получил откровения от Бога! Но та древняя мафия сумела подредактировать их, подстроить их под свои интересы.
7 января мы праздновали День Рождения Христа! Христа, но не Бога! Ибо Бог никогда не был рождён, он вечен. Христос - человек, великий Человек, Праведник, ПРОРОК. Но не Бог!
А тогда другие православные праздники? Как быть с ними? Как быть с рождеством Пресвятой Богородицы (Бого-родицы, родившей Бога, Бога!?)? Как быть с «Крещением Господним»? «Вознесением Господним»? И можно (нужно) ли праздновать «Успение (то есть смерть) Богородицы»?
Пусть каждый, прочитавший эту статью, задумается над этими вопросами. Это - по меньшей мере. А по полной мере - надо разобраться во всём этом. Концепция Общественной Безопасности поможет в этом каждому, кто захочет. Начать можно с «Обрезания Господня». Ну, а пока…
- ЧТО ПРАЗДНУЕМ, ПРАВОСЛАВНЫЕ?
- КАК «ЧТО»? ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ! …(?)

В. И. Тюренков (нейрохирург)
г. Сталинград

Праздник Обрезания Господнего проходит часто для нас незаметно.

Очень много духовных событий совершается в данный период. 13 января по новому стилю (31 декабря ст. ст.) отдание праздника Рождества Христова, а 14 января по новому стилю (1 января ст. ст.) мы празднуем и Обрезание Господне, и день памяти святителя Василия Великого, и Новый год. 15 января уже начинается предпразднство Крещения Господня.
Потому нам нужно не оставить без внимания праздник Обрезания Господнего. Ведь если он есть, значит важен.

Ветхозаветное обрезание крайней плоти у младенцев мужеского пола древних евреев – Божье установление. Оно записано в Книге Бытие: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:10, 11) .

Обрезание являлось символом будущего новозаветного Таинства Крещения. Смысл его в жертве, которую одновременно приносит Господь за нас и мы должны принести Ему, отдавая свое сердце. Суть Таинства Крещения, как, впрочем, и обрезания, состоит в смерти ветхого человека и воскресении нового духовного существа.

Потому в Крещении вода – это символ земли, а земля – символ смерти. Трижды при погружении в крещальную купель человек умирает и трижды воскресает во имя Святой Троицы в новую духовную жизнь с Христом. Конечно же, этот догмат раскрылся в полной мере только в Новом Завете в Таинстве Крещения, в Ветхом Завете в обрезании был лишь намек на этот полноценный всепрощающий союз с Богом.

Обрезание крайней плоти также символизировало умерщвление ветхого человека и восстановление обновленного духовного существа. Это был своеобразный шаг в небо – к Богу. И тогда ветхозаветный еврей в полной мере становился членом святого богоизбранного народа.

У евреев обряд обрезания совершался на восьмой день в Иерусалимском храме. При этом мальчику сразу же нарекали имя.

То же случилось и с Господом нашим Иисусом Христом. Почему? Ведь Спаситель не нуждался в обрезании как символе соединения с Господом, Он Сам был Богом. Но Христос лично отвечает на этот вопрос: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). То есть Иисус показал нам, что не нарушить пришел Он ветхозаветный закон, но исполнить (Мф. 5:17) .

Само же событие Обрезания Господнего записано в Евангелии от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21) .

То есть Господь нам показал, что в Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, что не революции Он пришел устраивать, но окончить времена и сроки. И Ветхий Завет в Нем логически завершился. У человечества началась новая эпоха.

Кроме того, Господь был обрезан для того, чтобы в будущем пресечь различные еретические учения (например, докетов или монофизитов), которые не признают в Христе человеческой природы. Он же нам открыл, что имеет в Себе двойственную природу – Божью и человеческую, соединенную в Нем «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (догмат IV Вселенского Собора) . То есть Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Который обрезывался, крестился, кушал, дышал, страдал и прочее.

Также Спаситель своим примером говорит нам о том, что и мы прежде своих духовных подвигов должны подчиняться церковному закону. На этом краеугольном камне зиждется основа нашего спасения, начинается наш путь в небеса. Послушание Божьему закону, выраженному в Священном Писании, в Предании, в церковных Уставах и догматах – то, чего от нас требует Господь. Он, в том числе и своим обрезанием, показал нам пример исполнения заповедей Небесного Отца, став послушным Ему даже до смерти крестной.

Вот почему так страшно непослушание, и в первую очередь непослушание раскола, ереси. От человека, впавшего в подобные грехи, отходит благодать Божья, ибо «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (Иак. 4:6) .

Мы же, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28, 29) .

Наше обрезание сердца – это дела веры, послушания, милосердия и любви. Вот к чему призывает нас Господь.

Иерей Андрей Чиженко

"Обрезание Господне" Ч. Муссин

14 января (1 января по ст.ст.) Церковь отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, ""ибо Он спасет людей Своих от грехов их"" (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: ""се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя"" (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: ""Не нарушить закон пришел Я, но исполнить"". Святитель Димитрий Ростовский писал: ""В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех"".

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 - 12).

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10).

Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

О смысле Ветхозаветного обрезания

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: "Сей завет Мой": "да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами" (Быт. 17, 10-14).

Только вот человек крестившийся наследует вечную жизнь, а не обрезавшийся лишался и жизни временной: "Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой".

В обрезании, как сейчас в крещении, нарекалось имя. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде его зачатия во чреве". А наречение имени - очень важный момент. В отличии от всего на земле, человек - существо личностное. Имя выделяет человека из всей, так сказать, "массы человечества", и дает возможность узнавать его.

Но - почему Бог повелел именно таким, странным образом входить в состав Божьего народа? С этой ветхозаветной загадки, как всегда, покрывало снимается только Христом. Когда над Младенцем Иисусом совершался этот обряд, все своими глазами увидели, что в Нем такая же, как и во всех, кровь, и такие же, как у всех, члены тела.

И думается, что именно для того и было установлено обрезание, чтобы впоследствии, когда воплотится Христос, все могли убедиться, что Он воплотился не призрачно и не частично, и "вся полнота Божества" в Нем "обитает" в полной мере "телесно".

"Обрезание Христа" Альбрехт Дюрер

Семь скорбей Марии, центральная часть, 1497

"Обрезание Христа" Луис де Карвахаль. 1580

Ведь сколько потом появлялось еретиков, которые не верили, что Бог может унизиться до принятия человеческой плоти. Апостолам уже вскоре после вознесения приходилось предостерегать: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу".

Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества, это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания - праздник Его вочеловечения. Совершенный человек, это не только биологическое, и не только общественное, но еще и непременно - религиозное существо.

Человек обязан знать не только своих братьев по плоти, но и своего Небесного Отца. И поэтому отсчет христианской эры начинается не с Рождества, а именно с Обрезания, с восьмого дня после Рождества Христова.

Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости. И поскольку Он имеет всю полноту в нас, то и вы, - пишет Апостол Павел, "имеете полноту в нем".

Он "есть глава всякого начальства и власти;

в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых".

Традиция обрезания

Для иудеев обряд обрезания крайней плоти до сих пор вполне актуален. Считается, что евреи придумали обряд не сами, а позаимствовали его у египтян. Хотя сами иудаисты полагают этот обычай предписанным им самим богом, о чём имеется соответствующая запись в Танахе (т.е. в той части библии, которую принято именовать Ветхим заветом).

Бог, если верить иудеям, напутствовал Авраама: "Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой".

Естественно, что Иисус Христос был также подвергнут обрезанию на общих со всеми маленькими евреями основаниях - на 8 день жизни, т.е. ровно в так называемый "старый новый год", имеющий актуальность в странах с особо ортодоксальным вариантом христианства.

Праздник обрезания, впрочем, в православии как-то не слишком знаменит, и отцы церкви сочли нужным даже особо разъяснять верующим, почему такой странный для нас обряд был произведён со святым младенцем: "Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком".

Вот как получается! Хотя подобное мнение, по здравому размышлению, абсурдно - виданное ли дело, чтобы ВОСЬМИДНЕВНЫЙ младенец мог сопротивляться действию, производимому с ним толпой взрослых? (У евреев принято проводить обрезание в присутствии большого числа зрителей мужского пола). Мог ли Иисус не принять обрезание? Сказать что-либо, отказаться, пристыдить ребе, оказать физическое сопротивление? Разумеется - нет. Совершенно удивительно было бы, если бы Иисус не позволил себя обрезать.

Почему же христиане перестали производить обряд обрезания, хотя многие другие еврейские религиозные обычаи достаточно благополучно перекочевали в христианскую традицию?

Благодарить за это следует апостола Павла. Это он, возглавляя движение по привлечению в ряды христиан людей нееврейского происхождения, гоев, заявил о том, что обряд обрезания для таких лиц может не применяться. Так и заявлял: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдение заповедей Божьих».

Апостол Павел полагал достойной заменой обрезанию обряд крещения, христиане так и поступили, поэтому всякий крещёный может полагать себя духовно обрезанным. Иудеи окунали в воду девочек, поскольку тем обрезать было нечего.

Благодаря Павлу младенцев не подвергают такой болезненной операции.

Слово святителя Дмитрия Ростовского в день праздника Обрезания Господня

Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: "не нарушить закон пришел Я, - сказал Он, - но исполнить" (Мф.5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: "Бог послал Сына Своего, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных" (Гал.4:5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно. Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть?

Святой Ефрем Сирин говорит: "Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу". Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало новому, духовному.

И как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Обрезан же был Он на восьмой день потому, что предизображал нам кровью Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком.

Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: "будущаго непрестанною осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию". И святой Григорий Нисский так говорит: "Обрезание по закону должно было совершаться в восьмой день, причем восьмое число предуказывало на восьмой будущий век.

Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови.

Обрезание было только прообразом очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на крест, а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и в грехе родила его мать его (Пс.50:7), отчего и язва оставалась на отроческом теле.

Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (Числ.21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился, сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери.

Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2Кор.5:21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: "сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп.2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: "чего я не отнимал, то должен отдать" (Пс.68:5), т.е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания.

Обрезанием, им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: "Совершилось" (Иоан.19:30)! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела. Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности.

Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек, выходит на дело свое, на труды - Он в трудах с самой юности Своей и на работу свою до вечера (Пс.103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятого. И возглаголет Он иудеям: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Иоан.5:17). Что же соделывает нам Господь? - Наше спасение: "устрояющий спасение посреди земли" (Пс.73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он - Христос.

С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!" (Лк.1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божье тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит - спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: "наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).

Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды" (Малах.4:2).

Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро - сказано в Писании - от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в сосуд оставшееся миро - имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак.2:19); от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан.1:9). О сем имени выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10). Это имя Иисусово есть сильное оружие против врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: "именем Иисуса всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле. Как сладко сердцу, любящему Христа Иисуса это драгоценнейшее имя Иисус! Как приятно оно тому, кто имеет его! Ибо Иисус - весь любовь, весь сладость. Как любезно это пресвятое имя Иисус рабу и узнику Иисусову, взятому в плен Его любовью! Иисус - в уме, Иисус - на устах, Иисус - где сердцем веруют к праведности, Иисус - где устами исповедуют ко спасению (Рим.10:10).

Ходишь ли ты, сидишь ли на месте, или что работаешь - Иисус всегда находится пред очами. Ибо я рассудил, - сказал апостол, - быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса (1Кор.2:2). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние.

Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божье начерчивалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начерчивается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: "ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое" (Деян.9:15). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовью, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: "Вкусите, и увидите, как благ Господь" (Пс.33:9)! Вкусив Его, пророк вопиет: "Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя" (Пс.17:2)! Вкусив Его и святой апостол Петр говорит: "Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Мф.19:27; Иоан.6:68).

Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас, - вопияли они, - отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь (Рим.8:35, 38; Песн.8:6). В каком же сосуде неизреченная сладость - имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: "Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал.6:17). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени-апостола Павла, то тотчас же прибавил: "И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое" (Деян.9:16). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный - так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха (Евр.12:14).

Итак, облобызаем тебя с любовью, о сладчайшее Иисусово имя! Мы поклоняемся с усердием пресвятому Твоему имени, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Мы хвалим Твое высочайшее имя, Иисусе Спасе, припадаем к пролитой при обрезании крови Твоей, незлобивый Младенец и совершенный Господь! Мы умоляем при сем Твою преизобильную благость, ради того Твоего пресвятого имени и ради Твоей драгоценнейшей изливаемой за нас крови, и еще ради Пренепорочной Твоей Матери, нетленно Тебя родившей, - излей на нас богатую Твою милость! Услади, Иисусе, сердце наше Самим Тобою! Защити и огради нас, Иисусе, всюду Твоим именем! Означай и запечатлевай нас, рабов Твоих, Иисусе, тем именем, дабы мы могли быть приняты в Твое будущее Царствие, и там вместе с ангелами славить и воспевать, Иисусе, пречестное и великолепное имя Твое во веки. Аминь.

Димитрий, митрополит Ростовский "Жития святых"

Обрезание Господне. Пояснения Евангелие

Лк., 6 зач., II, 20-21, 40-52: И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими.

Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

По древней традиции, установленной Самим Господом, говорившим с праотцем Авраамом, обрезание младенцев мужского пола осуществлялось на 8-ой день после рождения и знаменовало собой завет между Богом и всем народом, ведь именно на мужчин, прежде всего, возлагалась ответственность за хранение Завета. Наречение имени в этот день означало то, что человек становится способным хранить заповеди, данные Богом и защищать их.

Кроме того, обряд обрезания должен был выполняться не только всеми потомками Авраама, но и теми, кто примкнул к его роду, как сказано в книге Бития: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным». Так, через такое небольшое страдание, приносимое любому, кто считал себя иудеем, богоизбранным народом, исполняющим заповеди и служащим единому Богу, а не многим языческим богам, человек приобретал уверенность в том, что через терпение и силу воли к преодолению трудностей, укрепляемую Самим Богом, он сможет защищать и хранить веру отцов из рода в род.

Исполняя Закон, Иисус пролил Свою кровь при обрезании, освятив землю, подобно как кровь и вода потом истекли из ребер Его, и даже капля той крови исцелила душу Корнилия сотника. Этим обрезанием Господь не нуждался ни в чем, что напоминало бы Ему о Завете, но исполнив Закон, Сам исполнил завет между Богом и людьми о спасении человеческого рода. Именно поэтому после воскресения Христа данный обряд потерял свое значение, ибо данное Богом обещание уже сбылось. Бог же, как отмечает свт. Феофилакт Болгарский, только известным Ему образом сохранил частицу обрезанной плоти неврежденной и по Воскресении снова воспринял оную, подобно как мы в воскресении получим тело наше в целости.

Мария и Иосиф прилагали большую заботу и служение в воспитании, на праздник Пасхи приходили в Иерусалим вместе с Иисусом, Который всегда обнаруживал Свою мудрость, любовь ко всем людям и стремился быть чаще в доме Отца Своего Небесного. Так, когда Иисусу было 12 лет, после семи дней Пасхи, проведенными с родителями в Иерусалиме, Он остался в городе, несмотря на то, что родители уже отправились в обратный путь. Многие неверующие упрекают Христа в непослушании и в нелюбви к родителям, поскольку доставил им столько неприятностей, но если рассмотреть Писание, то легко можно заметить обратное.

Доверие к Иисусу было огромное. Это можно видеть из того, что Мария и Иосиф не держали сына около себя, а предоставляли Ему свободу, так что, идя домой, думали, что Он идет где-то со всеми и не нуждается в присмотре, как в этом нуждается младенец. Что же заставило Иисуса остаться в городе? Нужда в просвещении светом истины книжников, которых Он готовил уже в это время к принятию через несколько десятков лет искренней веры в Бога и в пришествие Спасителя. Он рассуждал с книжниками, задавая им вопросы от Закона. И все "дивились".

Почему же премудрые родители искали Его, если не боялись за Его жизнь, не боялись за то, что Он может потеряться или заблудиться? Они боялись того, что Иисус мог отстать от них на долгое время, а им хотелось быть всегда рядом с Ним, несмотря на все испытанья и страданья, о которых прорек старец Симеон, боялись, чтоб Иисус не оставил их уже сейчас, начав Свое служение людям. Когда же нашли Его, Христос ответил им именно на этот, волнующий их вопрос: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» . Однако, еще не просвященные в полной мере тайной о Святой Троице, Иосиф и Мария не поняли, о каком владении идет речь. Может быть, сразу они не поняли и о том, что Отцом Христос назвал Бога, но впоследствии сказано, Мария всегда хранила эти слова в Своем сердце, четко понимая, что не нареченный отцом Иосиф, а Сам Бог Вседержитель есть истинный Отец. Иисус же вернулся в Назарет вместе с родителями, более не задерживаясь в Иерусалиме, потому что еще не пришло время Его служения. Как обычно, Он находился в повиновении у своих земных родителей, доказывая этим сокровенный смысл послушания Богу через послушание людям, преуспевая при этом в мудрости и любви к Богу и людям, не свойственных людям такого возраста, но проявляющихся в Иисусе с ранних лет. Все дела и слова Отрока были божественны и являли в Нем не двенадцатилетнего отрока, но человека совершенно зрелого. Иисус, живя в Назарете, творил угодное Богу и достохвальное от людей, но прежде, как отмечает свт. Феофилакт, был приятен пред Богом, а потом пред людьми; ибо прежде должно угождать Богу, а потом людям.

И Богородицы, православная Церковь празднует очень широко и нарочито торжественно. Таких крупнейших праздников двенадцать, вследствие чего они именуются двунадесятыми. Только одно событие в земной жизни Спасителя в этот ряд торжеств не попадает. Это Обрезание Господне. Что это за праздник, в общих чертах можно понять из его названия.

Что празднует Церковь

На восьмой день после Рождества, свершившегося в Вифлиемской пещере, Дева Мария и ее обручник (мнимый муж) Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм. Как законопослушные иудеи, они должны были совершить обязательный обряд. При Сын Девы Марии был наречен именем Иисус. Исполнение этого ритуала дало возможность Спасителю считаться полноценным потомком Авраама, а значит, иметь право нравственно наставлять соплеменников и быть для них истинным Мессией. В соответствии с литургической традицией православной церкви, этот праздник называется Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. Богослужебные тексты в этот день прославляют и наречение чудодейственного имени.

Обрезание Господне. История праздника

Установление церковью торжества Обрезания было связано с необходимостью противодействия невоздержанной языческой традиции отмечать наступление Нового года на территории Римской империи. К началу IV века годовой богослужебный цикл почти сформировался. Разгулу плотских утех было логичным противопоставить и предшествующий ему пост. Как нельзя лучше подходило именно Обрезание Господне. Что это было крайне необходимой мерой, свидетельствуют записи отцов церкви тех лет. Так, святитель Амвросий Медиоланский в самый день вновь установленного праздника сетует, обращаясь к пастве словами апостола Павла: «…боюсь за вас, - восклицает епископ,- не напрасно ли я у вас трудился». Был ли смысл среди жителей Медиолана (современный Милан) вообще проповедовать христианство - вот о чем задумывается святитель. Другими словами, разнузданность верующих в дни январских празднеств достигала такой крайности, что ставился под вопрос сам смысл веры в Бога. В период между Рождеством и Крещением был дополнительно утвержден пост, кульминацией которого было Обрезание Господне. Что за праздник такой это Обрезание, вопрос у рядовых членов общин не возникал, хотя основополагающим смыслом была иудейская религиозная подоплека. В эпоху, когда христианство стало государственной религией, изменения в богослужебном уставе могли рождаться не только внутри церковной среды, но и волевым решением иерархов с подачи августейших особ. Ярким примером является Обрезание Господне. История праздника свидетельствует о том, что ревностная пропагандистская деятельность отцов Церкви привела к полному искоренению январских вакханалий. По крайней мере, через два столетия в древних летописях обличительных речей по этому поводу уже не встречается.

Богословское толкование

Христос должен был совершить все ветхозаветные ритуалы и подтвердить их исполнением легитимность закона Моисея. Первым в ряду обрядового порядка стояло Обрезание Господне. Христианство, несмотря на явное ветхозаветное происхождение, придает этому событию весомый символический смысл. Праздник символизирует необходимость духовного обрезания сердца. Другими словами, без кардинального изменения нравственного состояния человеку невозможно войти в общество избранных Божьих людей. Духовное обрезание означает победу над порочными наклонностями, истинное покаяние и обращение грешника к Богу.

Древнейший обычай Востока

Православная традиция тесно перекликается со многими древними иудейскими установками. При этом теологи утверждают, что ветхозаветная история человечества является периодом нравственной подготовки к пришествию Спасителя - намеком, тенью, прообразом современной христианской церкви. Торжество Сошествия Святого Духа произошло в день древнееврейского праздника Пятидесятницы. Сретение Господне, совершение жертвоприношения на сороковой день после рождения младенца мужского пола, введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую относятся к Синайскому законодательству.

Тесную связь с Ветхим Заветом имеет и Обрезание Господне. Традиция обрезания была установлена древним патриархом Авраамом по откровению свыше. Господь повелел старцу в знак заключенного союза между Ним и людьми обрезать крайнюю плоть. Своего рода это была инициализация членов избранного общества. Авраам приказал совершить обряд над своим сыном, всеми соплеменниками и даже купленными рабами. С тех пор иудеи в обязательном порядке на восьмой день после рождения производят обрезание всем младенцам мужского пола.

Апостолы об обрезании

После сошествия Святого Духа вера во Христа стала широко распространяться по всему цивилизованному миру. Сначала проповедь звучала в среде еврейских общин Средиземноморья. Со временем стали присоединяться и язычники. С этой категорией вновь обращенных в некоторых общинах начали возникать недоразумения. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий евреи, вступая в христианскую общину, до этого уже были обрезаны. Совершения ветхозаветного обряда стали требовать и от язычников. То есть сначала нужно было выполнить иудейский ритуал, а потом принимать крещение. в своем послании к общине в городе Колоссы крещение сравнил с древним обрезанием. Обычай, ведущий историю от Авраама, был знаком союза людей с Богом, а ныне совершается новозаветное духовное обрезание, нерукотворное. Суть его заключается не в материальных символах, а в отрешении от греховной жизни.

Трегубое торжество

День Обрезания Господня объединяет еще два знаменательных события. В Российской Империи, использовавшей празднование Нового года относительно современного летоисчисления приходилось на 14 января. В секуляризированную советскую эпоху, после перехода на Григорианский стиль, этот день стал называться аутентичным термином «Старый Новый год». Русская Православная Церковь, придерживающаяся ортодоксального календаря, в первый день светского новолетия в 1701 году установила особый праздник 14 января. Обрезание Господне, кроме этого, отмечается совместно с памятью великого учителя Церкви святителя Василия, служившего в IV веке архиепископом в ближневосточном городе Кессарии. В богослужебных текстах все три события органично переплетаются.

Богослужебные особенности

Все торжества в честь Спасителя и Богородицы имеют так называемые дни предпразднства и попразднства. То есть еще до основного события и после него в течение нескольких дней богослужебные песнопения прославляют великое торжество. Аналогию можно провести с восходом и закатом солнца. Утром еще не взошло светило, а мир вокруг уже освещен. Так же и вечером: солнце скрылось, но еще светло. Обрезание Господне прославляется только одни богослужебные сутки. В самый праздник совершается редкое богослужение - литургия Василия Великого. Этот чин служится в Великий пост, в Рождественский и Крещенский сочельники и на Обрезание Господне. Что это первый день нового года, свидетельствуется особым молебном после литургии, в ходе которого испрашивается благословение у Бога на «будущее лето» для граждан, правителей и всего государства.

Обрезание Господне. Икона

Живописных образов этого события существует немного. У иконописцев праздник Обрезания популярностью не пользуется. Обычно в храмах на аналой возлагают икону святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день. Правда, среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. Икона, как правило, изображает Деву Марию с Богомладенцем на руках, Иосифа-обручника и старца с ритуальным ножом, готовящегося совершить ритуал.

Нравственный урок

Литургические гимны содержат не только хвалебный контент, но и обладают значительным дидактическим смыслом. Любое событие из жизни Иисуса Христа, Богородицы или святых может стать поводом для извлечения нравственного урока. Не остается в стороне и Обрезание Господне. Что это весьма важный прецедент, можно убедиться, рассмотрев следующую выдержку из богослужебных текстов: «Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона - закон исполняет».

Лейтмотивом поучений, звучащих с церковных амвонов в день Обрезания Господня, является нравственный пример повиновения законам для собственного блага. Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в совершении над ним какого-либо Но имел ли право Основатель нового духовного общества требовать от своих последователей постоянного подчинения, если бы Сам не исполнял законы, установленные посредством Божественного откровения?

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых. При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем. Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор - «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности. Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни. Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту. Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества.