Когда человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи. А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос. Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

Задавая вопрос, следите за глазами, когда человек отвечает. Как правило, если отводит глаза в сторону, значит, вспоминает, чтобы сказать правду. Важно, в какую сторону.

Вверх-вправо -вспоминает картинку из реальных событий, или образов, которые видел лично.
Вверх-влево-фантазирует, придумывает картинку, возможно ложную.
Прямо-вправо -воспоминание, то что раньше слышал.
Прямо-влево -придумывает слова, подыскивает, как бы это могло получше звучать.Сам не слышал.
Вниз-вправо- говорит то, в чем он уверен.
Вниз-влево -вспоминает реальные, тактильные ощущения, запах и вкус.

Стороны взгляда указаны, когда человек смотрит на Вас!

Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что это стресс. Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

Односторонние движения - когда очень активна лишь одна сторона туловища (плечо, рука, нога) - свидетельствуют: человек говорит обратное тому, что думает. Вообще, если дергает одним плечом, выдает ложь.

Говоря, делает шаг назад - не верит в то, что говорит, отступает.

Если лжец вдруг почувствовал, что неожиданно выдал себя чем-то, он тут же начинает усиленно следить за своим лицом, говорить медленнее, чем обычно, взвешивать слова… И выдать его может именно такая пластика тела. Даже если он выглядит расслабленным и шутливым, тело все равно напряжено и находится в неестественной или неудобной позе. К примеру, ноги сложены иксом, руки пытается сплести или спрятать - что-то он скрывает от вас.

ЛИЦО И ГУБЫ

Человек выражает сочувствие, у самого дрожат уголки губ, как бы стремясь вверх. На самом деле он почему-то рад этому событию. Но хочет скрыть радость. Еще уголки губ дрожат или напряжены, когда человек радуется, что удалось одурачить другого.

Поджимает нижнюю губу - не уверен в своих словах, внутреннее несогласие между словом и делом. Например, говорит: «Да, я вам завтра перезвоню». А сам звонить не собирается.

Несимметричное выражение лица, искажение улыбки в одну сторону - человек симулирует эмоцию. Некоторые психологи считают асимметрию лица в разговоре стопроцентным подтверждением того, что человек врет.

Задирает подбородок - испытывает к вам внутреннюю злость и досаду, как бы улыбчиво ни вел себя внешне.

Знайте, удивление, длящееся дольше 5 секунд, ложное. Когда человек слишком стремится показать, что удивлен, значит, он знал все заранее.

Люди трогают шею, когда врут или когда очень взволнованны. Недаром мужчины в фильмах, если уж какая-то жутко важная новость, хотят ослабить галстук. А когда человек как бы держит себя за горло, он в буквальном смысле боится проговориться. Например, признаться в любви или не наговорить дерзостей начальству. Слова как бы стоят у него в горле, и он их будто бы сдерживает.

Руки складывает в замок - скрывает что-то и держит себя в руках, чтобы не проговориться и не выдать тайну. Если человек старается спрятать руки, положить в карман, сложить их на груди, скорее всего, врет.

Вообще следите за пальцами. К примеру, известный жест «указательный палец вверх», который как бы говорит «Сейчас я вам укажу, как правильно!» на самом деле означает: «Сейчас я вас припугну и заставлю мне поверить». В фильме утверждают, что это сигнал выдумывания лжи. Но психологи трактуют этот жест не так однозначно. Человек может просто угрожать, зная, что реально угрозу не воплотит. Это все равно что грозить сыну ремнем, зная, что не ударишь.

Поглаживает себя пальцами - это жест самоуспокоения обманщика. Хочет подбодрить себя, боясь, что ему не верят.

В конце переговоров недаром есть традиция пожимать руки. Если у вашего собеседника холодные руки - возможно, им владеет страх разоблачения. Правда, у некоторых это связано с недостатком кровообращения.

Речевые признаки лжи

Если человек говорит о ком-то нарочито: «тот мужчина», «та женщина», знайте, это так называемый дистанцированный язык. Он как бы создает искусственную дистанцию. Уменьшает значение объекта. Зачем? Ну, например, чтобы скрыть факт знакомства или факт близости.

Если сомневаетесь, что вам говорят правду, попросите пересказать те же события в обратном порядке. Когда все правда, то это не составит труда. А когда соврал, то сложно вспомнить, что за чем врал, и перевернуть последовательность.

Если в рассказе слишком много подробностей и ненужных мелочей - возможно, человек хочет продемонстрировать, что он якобы полностью чист, вот, мол, смотри, раскрываю все карты. Это явный симптом лжи.

Внимание на оговорки. Дедушка Фрейд сделал себе на этом имя. Потому что был прав: оговорки выдают лжецов. (Вспомните оперетту «Летучая мышь», где муж рассказывает жене об охоте и собаке Эмме.) Невнятность речи - признак желания соврать и чтобы этого не заметили.

Человека, который врет как дышит, выдает повышенная недоверчивость. Мы же все судим людей по себе. А если человек всему легко верит, значит, он сам обычно не врет. В основе лежит такой механизм психики, который у психологов называется проекцией. Мы всегда так или иначе проецируем на других людей свои особенности.

Если в речи часто звучит слово «просто», значит, человек чувствует себя за что-то виноватым и оправдывается.

Ложь тянет за собой другую ложь. Начните уточнять детали, задавать вопросы вокруг да около, и человек, если врет, себя скоро выдаст повышенной нервозностью. Но сначала задайте себе вопрос: а вы хотите знать эту правду? Как говорил один известный писатель: «Не задавай вопроса, если не знаешь, что будешь делать с ответом». И в любом случае ни один из этих признаков не является окончательным приговором. Это только сигналы, которые дают основание насторожиться, но не заклеймить.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Если вы очень нравитесь человеку или нравится вопрос, у него заметно расширяются зрачки. Ученые высчитали, что если смотришь на что-то, приятное тебе, то твой зрачок увеличивается на 45%.

Как не стать жертвой лжи

Садитесь на более высокий стул или просто встаньте над собеседником. Более высокое положение подсознательно действует как сигнал запугивания.
- Примите открытую позу - не скрещивайте руки и ноги.
- Вторгнитесь в личное пространство - подойдите к говорящему как можно ближе.
- Копируйте его осанку и жесты. Так устанавливается доверие, и лжецу будет сложнее врать.
- Будьте спокойны, сдержите свои эмоции. Люди часто врут, чтобы предотвратить негативные эмоции.
- Не обличайте и не обвиняйте. Лучше сделайте вид, что недослышали, и переспросите. Так вы дадите лжецу шанс исправиться и сказать правду.

СИГНАЛЫ ИСКРЕННОСТИ

Морщинки при улыбке вокруг глаз - искренняя улыбка. При фальшивой улыбке работают только губы.

Если в рассказе присутствуют пробелы, неточные детали, спонтанные поправки, возвраты «а-а, нет, я вспомнил, машина была белая!» - это признаки правдивого рассказа.

Понять ложь у мужчины легче, чем у женщины. У них есть такой симптом Пиноккио. Они, когда врут, чешут нос. А все потому, что там возбудимая зона, рецепторы. Они начинают чесаться от стресса утаивания правды.

Человек потирает лицо средним пальцем - как бы молча посылает собеседника куда подальше, жест враждебности.

Доступом называется процесс получения внутренней информации от собеседника – картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

Определить переживания партнера, его главенствующую репрезентативную систему и его тип мышления Вы сможете при помощи «ключей доступа».

Ключами доступа – называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движением глаз – самый легкий.

Ключи доступа – движения глаз.

«Сканирующие» паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

Когда Вы улавливаете одну из глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Если Вы наблюдаете за движением глаз партнера по общению, Вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует.

Гипнолог следит за движением глаз партнера и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента. Мало того. Направление взгляда может указать Вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него.

Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились – неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо).

Сейчас я Вам изложу, без комментариев, о движениях глаз, которые дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. Направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого Вами субъекта. Если «налево» – значит, в сторону его левой руки, а не Вашей. Ну и, соответственно, направо. Верх и низ Вы вряд ли спутаете.

1. – Движение глаз вверх налево.

Эйдетический образ (образ-воспоминание). Когда мы визуалируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета обои в Вашей комнате?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.

«Какого цвета костюм был вчера на Вашей знакомой? Когда Вы в последний раз видели живую лошадь?»

2. – Расфокусировка глаз.

Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть эйдетическими или конструируемыми.

3. – Движение глаз вверх направо.

Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?».

Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звонит Ваш будильник? Телефон?»

Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит Ваше имя, если произнести его наоборот?». «Как бы звенел Ваш будильник, если его накрыть металлическим ведром?».

6. – «Телефонная позиция» Движение глаз вниз налево.

Внутренний диалог, слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

7. – Глаза вниз направо.

Кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?». «Что ты чувствуешь, когда бежишь? «Вспомни, как жжется горчичник?» Интересно, что конструкций в кинестетике нет – мы не можем вообразить те ощущения, которых не испытывали на самом деле.

Как понять собеседника по движению глаз.

Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил

Вам, что основная Ваша ошибка заключается в том,

что Вы недооцениваете значение человеческих глаз.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда!

Вам задают внезапный вопрос, Вы даже не вздрагиваете,

в одну секунду Вы овладеваете собой и знаете, что нужно

сказать, чтобы укрыть истину и весьма убедительно говорите,

и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы,

встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение

прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы пойманы!»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза, он как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.

Или возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и жена его спрашивает:

«Ну, как ты там отдохнул?» –

«Знаешь, очень скучно было…» – и опускает глаза вправо вниз. Потому что он уходит в кинестетические воспоминания. По крайней мере, ему есть, что вспомнить.

Не знаю, каков он отец и муж, но он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. Его внутренний опыт связан с кинестетикой – с прикосновениями, поглаживаниями….

Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или внутренним диалогом.

Характер движений глазных яблок также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось.

Шаблон движения глазных яблок, который называют «детектором лжи», – например, направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции к контролю речи – это во внутреннем опыте соответствует такой последовательности

– сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

Итак, верхний этаж зрительный, средний – слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Для облегчения ориентации удобно применять свойство левой стороны, которая «правдивее» правой.

Паттерны глазодвигательных реакций имеют разумные нейрофизиологические обоснования. Движение глаз вверх и налево обычный способ, который люди используют, чтобы стимулировать недоминируещее полушарие как метод доступа к визуальной памяти.

Движение глаз вверх направо, наоборот стимулирует левое полушарие мозга и дает конструктивные образы, то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел.

Убедиться в том, что я вам изложил, можно с помощью простых вопросов.

Задайте партнеру вопросы, которые вызовут образы-воспоминания (эдейтические образы), например:

· Какого цвета входная дверь в вашу квартиру?

· Как выглядит ваша спальная комната?

Примеры аудиальных вопросов:

· Вспомни ту песенку, которая тебе понравилась?

Или кинестические:

· Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море?

· Как ты ощущаешь, что уже голоден?

Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Нередко приходиться слышать жалобы:

«Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня».

В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремилась получить аудиальный ответ, а того, что происходит «снаружи», мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын воспринимал информацию, на что указывали его глаза.

А если в результате к Вам лучше относятся, чаще приглашают, считают приятным собеседником – это вполне хороший результат.

Согласно статистике каждый человек успевает соврать не менее 4 раз за день, поскольку правда часто противоречит общепринятым нормам приличия, этике и даже морали. Как распознать ложь, если ни один современный детектор не способен дать стопроцентной гарантии того, что сказанное человеком не является обманом? Определим внешние признаки неправды, которые выдадут собеседника.

Какой бывает неправда

Часто обман бывает безобидным, когда человек говорит неправду из вежливости или из желания понравиться («Прекрасно выглядишь!», «Весьма рад знакомству!»). Иногда людям приходится недоговаривать всей правды или молчать в ответ на неудобные вопросы из нежелания нагнетать ситуацию, и это также считается неискренностью.

Однако психологи утверждают, что даже безобидное, казалось бы, вранье способно серьезно навредить отношениям, особенно, если речь идет о недосказанности между членами семьи: мужем и женой, родителями и детьми. Добиться взаимного доверия и сохранить прочные семейные узы в таких обстоятельствах сложно, поэтому важно знать, как распознать ложь мужчины, женщины или ребенка.

Наблюдения специалистов в области психологии показали определенные результаты, которые касаются обманов в семье:

  1. несмотря на свою внешнюю открытость к собеседнику, экстраверты более склонны ко лжи, чем интроверты;
  2. дети быстро учатся врать в авторитарных семьях, при этом делают это часто и виртуозно;
  3. родители, которые ведут себя мягко в отношении ребенка, замечают ложь сразу, поскольку он обманывает редко и врет неуверенно;
  4. женский пол склонен к обманам, если дело касается бытовых вещей – утаивают цену купленных товаров, не рассказывают о разбитой чашке или пригоревшем блюде и т. п;
  5. мужчинам свойственна недосказанность в вопросах взаимоотношений, они скрывают свое недовольство партнером, заводят любовниц и уверенно лгут по поводу своей верности.

Как научиться распознавать ложь?

Чтобы предотвратить развитие сложных семейных отношений, построенных на обмане, неверности и недосказанности, важно научиться понимать искренность. Часто умение выводить обманщика на чистую воду является природным талантом человека, который интуитивно знает, как распознать ложь по мимике, жестам или интонации собеседника. В этом ему помогает жизненный опыт общения с лжецами, либо природная наблюдательность.

Это не значит, что любой желающий не сможет определить обман без соответствующего опыта или таланта. В настоящее время психологией установлены некоторые вербальные и невербальные признаки искажения информации, которые характерны для большинства людей. Благодаря четко отработанной методике, основанной на понимании подобных сигналов, каждый человек сможет выработать умение распознавать неискренность. Узнаем, что способно выдать лжеца.

Холодные и страстные, томные и ясные, косые и в упор, исподлобья и свысока… Наши взгляды - одно из самых выразительных средств общения. Они способны рассказать больше, чем пламенные речи, и могут выдать даже потаенные мысли. Главное - смотреть в оба и научиться правильно толковать язык глаз.

Взгляд вверх влево. Задали провокационный вопрос, например «Почему ты вчера так задержался на работе?», - и внимательно наблюдаем. Если милый взор быстро скользнул влево вверх (со стороны наблюдателя), есть повод насторожиться. Это значит, что сейчас ваш любимый задействует ту часть мозга, которая отвечает за творчество и воображение. Проще говоря, собирается соврать. В случае, если глаза двинулись вниз вправо , прогноз скорее благоприятный. Он обращается к собственной памяти, а значит, сейчас расскажет, как все было на самом деле. Человеку неопытному трудно бывает поймать это первое непроизвольное движение глаз, но, к счастью, этот полезный навык быстро тренируется упражнением.

Взгляд глаза в глаза - самое простое и всем известное средство показать интерес к собеседнику и дать понять, как он вам приятен. Но не обольщайтесь. Этот способ знаком всем настолько хорошо, что смотреть в глаза давно стало жестом вежливости. Взгляд «я весь внимание» может быть и у хорошего продавца, и у воспитанного соседа. Вспомните хотя бы себя: смотришь широко раскрытыми глазами на начальника, практически ловишь каждое его слово, а сама уже давно в мыслях улетела на Мальдивы. Более того, если чей-то взгляд задержался на вас слишком долго, ну, скажем, дольше, чем на 5 секунд, собеседник делает это специально, желая в своих интересах подчеркнуть свой интерес к вашей персоне. Ведь, как известно, большинство искренних выражений сменяется на нашем лице гораздо быстрее, так уж устроена человеческая мимика.

Совсем другое дело, когда зрачки собеседника расширяются . Зрачкам, в отличие от глаз, можно доверять, потому что, при всем своем желании, мы не можем контролировать их изменения. Расширенные зрачки всегда говорят об оживлении и эмоциональном подъеме. Причины могут быть самые разные, но всегда позитивные: встреча с любимым, выигрыш в лотерею, интересное предложение. В таком случае еще говорят «глаза загорелись», мало кто пристально следит за зрачками, а вот блеск от больших черных зрачков видно невооруженным взглядом. Суженные зрачки, напротив, выдают агрессию и злобу. Однако, прежде чем будете делать какие-то выводы, посмотрите, не изменилось ли освещение, - на свет зеница ока реагирует куда быстрее, чем на самые сильные эмоции.

Скользящий взгляд. Если вы вдруг заметите, что глаза мужчины во время деловой беседы «оторвались» от ваших прекрасных очей и спускаются к губам, а потом все ниже и ниже, не стоит оскорбляться и кричать «Куда смотришь?!», возможно, он не специально, просто вы ему очень сильно понравились… как друг, разумеется.

Собеседник отводит глаза - этот сигнал не сулит нам ничего хорошего, и мы почти всегда трактуем его безошибочно, даже если ничего не смыслим в физиогномике. Да и что тут непонятного. Нам как будто говорят «Глаза б мои тебя не видели». Если хотите все же разобраться, по какой именно причине человек не хочет идти на контакт, следите, куда же он смотрит. Движение глаз вниз может означать как несогласие с вами, так и грусть, вниз и в сторону - вину и стыд. Ну а если человек все время смотрит куда-то вбок и в сторону, причина - личная неприязнь, этот взгляд может говорить о высокомерии, презрении и даже отвращении, на такого собеседника, пожалуй, и самому смотреть не стоит.